- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Осознанность как условие успешности в обучении подростков
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Осознанность как условие успешности в обучении подростков "?84 страницы
50 источников
Добавлена 25.07.2025 Опубликовано: studservis
15929 ₽
31858 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретический анализ проблемы осознанности как условия успешности подростков в обучении 7
1.1. Интерпретация понятия «осознанность» в работах отечественных исследователей 7
1.2. Психологические условия успешности в обучении подростков 10
1.3. Формирование осознанности в подростковом возрасте в образовательной деятельности 32
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования осознанности как условия успешности в обучении подростков 42
2.1. Цель, задачи, гипотеза исследования 42
2.2. Результаты психологической диагностики осознанности как условия успешности подростков 42
2.3. Программа формирования осознанности как условия успешности в обучении подростков 52
2.4. Сравнительный анализ данных экспериментального исследования 59
2.6. Выводы и психолого-педагогические рекомендации 66
Выводы по главе 2 70
Заключение 71
Список литературы 79
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы. Изучением осознанности, её структуры, функций занимались К.А. Альбуханова-Славская [2], Б. Г. Ананьев [3], Л.И. Божович [9], А.Д. Гонеев [16], К.В. Косарев [28], А.Н. Леонтьев [33], В.П. Прядеин [39] и др.
Исследования, направленные на изучение осознанности у подростков, немногочисленны. Но все они подчеркивают влияние данного возрастного этапа.
Подростковый возраст является важным периодом развития личности. Ядерным образованием личности является осознанность. Осознанность – это важная способность человека оценить себя и найти свое место в жизни и в обществе. В подростковом возрасте человек уже способен оценивать свои способности в сравнении с другими. Важно создать правильную среду, чтобы подросток чувствовал себя значимой частью коллектива, найти и поощрять его успехи, чтобы он чувствовал себя не менее ценным в сравнении с другими. Все это требуют пристального внимания специалистов и целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого обучающегося (ФГОС). Поэтому изучение осознанности подростков имеет большое значение в психологии.
Тенденции развития личности таковы, что у современных подростков часто наблюдается неадекватное развитие осознанности. Это может привести к дезадаптации детей при переходе на следующую ступень образования. Специалистам важно знать, какие факторы могут повлиять на развитие осознанности подростка, какие особенности осознанности наблюдаются у школьников подросткового возраста, и главное - каким образом предупредить нарушения в развитии личности подростка. Таким образом, формирование осознанности подростков является важной задачей современного образования.
Цель: изучить особенности осознанности подростков как условие их успешности в обучении.
Объект исследования: осознанность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: осознанность подростков как условие успешности в обучении подростков.
Гипотеза исследования: программа занятий, учитывающих возрастные особенности подростков, направленных на оптимизацию самооценки и понимания собственных индивидуальных особенностей и их проявления в деятельности, общении, поведении будет способствовать развитию осознанности как условия успешности в обучении.
Задачи исследования:
1.осуществить анализ, обобщение и систематизацию научных данных по проблеме осознанности и ее влияния на успешность в обучении в подростковом возрасте.
2.разработать систему занятий по повышению уровня сформированности осознанности у подростков и апробировать ее на практике.
3.выполнить количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования.
4.разработать дифференцированные психолого-педагогические рекомендации по развитию осознанности у подростков.
Методологические основы исследования: теоретические подходы к интерпретации понятия осознанности, её функций и структуры К.А. Альбухановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Д. Гонеева, К.В. Косарева, А.Н. Леонтьева, В.П. Прядеина.
Ключевые понятия: сознание, осознанность, самоанализ, самопознание, подростковый возраст.
Методы исследования:
1)теоретические: анализ, обобщение и систематизация научных источников информации по теме исследования.
2)эмпирические: психолого-педагогический эксперимент.
3)методы количественного и качественного анализа данных.
Методики исследования:
1.Методика исследования общей самооценки «Реальная и идеальная самооценка» (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, адаптация Т.В. Галкиной).
2.Методика «Личностный дифференциал», который исследует особенности отдельных компонентов самооценки (сила, самоуважение, активность).
3.Методика диагностики общей самооценки «Опросник Г.Н. Казанцевой». Данная методика направлена на определение уровня общей самооценки личности и выражает его как низкий, средний или высокий. Методика представлена простым тестированием, которое включает в себя 20 утверждений.
4.Методика Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей.
База исследования, выборка испытуемых. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Средняя общеобразовательная школа № 42 имени Е. В. Шовского».
Теоретическая значимость определялась конкретизацией и дополнением представлений об особенностях осознанности подростков, определением и описанием необходимых направлений по созданию психолого-педагогических условий развития осознанности подростков.
Практическая значимость работы определяется: возможностью использования диагностических материалов экспериментального исследования в практической деятельности психологов, работающих с подростками. Выявленные особенности осознанности как условия успешности в обучении позволят расширить представления об особенностях развития личности конкретного подростка, с целью проектирования для него наиболее подходящего коррекционно-развивающего маршрута.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы осознанности как условия успешности подростков в обучении
1.1.Интерпретация понятия «осознанность» в работах отечественных исследователей
Личность является предметом психологии и большого количества смежных наук, таких как философия, генетика, социология, педагогика и др. В психологии есть много разных подходов к пониманию личности и ее структуры, несколько десятков теорий личности [6].
Изучение психологии личности в России - В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и другие.
Становление психологии личности в нашей стране, как было указано ранее, связано с работами А. Ф. Лазурского [26]. Его взгляды на сущность и структуру личности формировались под воздействием идей В. М. Бехтерева. По мнению В. М. Бехтерева «личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой» [2, c.4]. Он отмечал, что «социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями». В целом в структуре личности В. М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции» [2].
Личность для А. Ф. Лазурского – это единство двух психологических систем: эндопсихики и экзопсихики. По мнению А. Ф. Лазурского основной задачей личности является адаптация к окружающей среде. Степень активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем (плохо приспособленных), среднем (приспособившихся) и высшем (приспособляющихся). Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Эти данные позволили А. Ф. Лазурскому построить социально-психологическую классификацию личности [26].
Взгляды этого психолога получили свое развитие в работах Б. Г. Ананьева, Л.И. Божович и других представителей отечественной психологической школы [6]. В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с работами представителей школы Л. С. Выготского, к которым в первую очередь следует отнести А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович.
Теория Л. И. Божович охватывает период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и характеризует внутренние свойства и особенности человека. Л. И. Божович описывает как взаимодействие деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируют внутреннюю позицию ребенка. Внутренняя позиция определяется главной характеристикой личности, предпосылкой к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности [9].
В концепции А. Н. Леонтьева особое место отведено понятию деятельности. Как и у Л. И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Важным понятием, введенным А. Н. Леонтьевым, является «личностный смысл», который выражает отношение целей деятельности человека к ее мотивам. При этом он утверждает, что чем разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена и чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность [33].
В отечественной психологии с конца 70-х гг. ХХ в. личность рассматривалась как структура мотивационно-смысловых образований, или система личностных смыслов [9]. В действительности личность человека – это иерархически организованная система не просто личностных, а «жизненных смыслов», т. е. таких, которые не только значимы для индивидуума, но которые детерминируют, программируют и реально определяют траекторию его жизни [14].
Теоретический анализ психологической литературы показывает, что в науке накоплены определенные знания о сущности личности и способах ее формирования. Проблеме осознанности личности в том числе посвящено большое число работ отечественных исследователей: Б. Г. Ананьева, В.А. Андреева, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и других ученых.
В результате развития осознанности в процессе жизненного опыта у человека формируется «Я-образ». Как правило, это происходит уже в возрасте 2-3 лет. Впоследствии «Я-образ» преобразуется в «Я-концепцию» - систему представлений человека о самом себе.
«Я-концепция» имеет сложную структуру, поскольку в различных сферах человек даёт различные оценки своим действиям, эмоциям, собственному образу. В результате этого «Я-концепция» приобретает относительную устойчивость.
Благодаря «Я-концепции», человек способен адекватно оценить собственные возможности в различных аспектах жизни, анализировать собственные успехи и неудачи, определять наиболее желаемые сферы реализации [17].
Однако в ряде случаев на основе неверно сформированной «Я-концепции» осознанность человека развивается неадекватно. Человек при этом имеет ложные представления о своих возможностях, внутренних ресурсах, потребностях и желаниях. В этих случаях, как правило, человек имеет неадекватно завышенную или заниженную самооценку, а также проблемы в развитии различных компонентов эмоционально-волевой сферы и эмоционального интеллекта [26].
Таким образом, анализ отечественной научно-педагогической литературы о сущности понятия «осознанность» показал следующее: осознанность – морально-нравственное и когнитивное свойства личности, проявляющееся в совокупности следующих компонентов:
− в осознании необходимости и важности действовать в соответствии с общественными нормами и требованиями, как первичными социальными ценностями;
− в осознании своей социальной роли;
− способности и готовности отвечать за свои поступки;
− способности к свободному, самостоятельному, осознанному выбору;
− самостоятельном и добровольном выполнении своего долга перед обществом;
− осознанном и добровольном принятии личностью требований, предъявляемых к ней обществом;
− способности самоконтроля, умении анализировать свое поведение и определять меру своей ответственности;
− способности принимать самостоятельные решения;
− способности и готовности заботиться о себе и о других.
− способности ставить цель;
− способности определять мотивы своей деятельности;
− способности планировать собственные действия; − способности реализовывать план действий по достижению поставленной цели, вне зависимости от возникающих препятствий.
1.2.Психологические условия успешности в обучении подростков
В соответствии с принятой в возрастной психологии периодизацией, подростковый возраст относится к возрасту, соответствующему периоду 10 - 16 лет, который считают переломным или переходным. Подростковый возраст напрямую связан с перестройкой психических процессов, влияющих на повседневную деятельность школьника, и поэтому в образовательной деятельности требует изменений в формах личностных взаимоотношений, организации взаимодействия и руководства со стороны взрослых, в частности - учителей [23].
Подростковый возраст - это период, когда изменения в мышлении, поведении, появившихся предпочтениях очень заметны окружающим. Мышление подростка совершенствуется. Это можно наблюдать, когда подросток успешно справляется с задачами, требующими способности рассуждать, сравнивать, делать выводы. При решении задач, не соответствующих образцу, подросток может построить самостоятельные гипотетические предположения. А при доказательстве своей гипотезы - делать глубокие обобщения и выводы. Для полного понимания особенностей этого возраста нужно рассмотреть Как отмечалось ранее, взаимодействие с ровесниками является приоритетным направлением для младшего подростка. В этом общении для него важным является поиск собственного места среди остальных. И если собственное место подростка в этой компании не найдётся, появляется риск социальной дезадаптации и как её следствия – девиантного поведения, стресса и иных негативных проявлений [11].
Для младшего подростка мнение сверстников зачастую является значительно более важным, чем мнение, например, педагога или родителя. Группа оказывает огромное влияние на подростка, ценности этой группы становятся близки и самому подростку. И в связи с этим большую роль для подростка играет его статус в группе, который он стремится всячески укрепить, подчас негативными поведенческими аспектами.
Следует также отметить существенные мотивационные перемены, которые затрагивают и сферу обучения. Теперь подросток осознаёт, что получает образование не только ради хороших оценок и положительных реакций взрослых. Он понимает, какие направления в учёбе являются для него предпочтительными и почему. Он расставляет приоритеты в учебных дисциплинах и в самообразовании. Несмотря на желание казаться взрослее и все происходящие изменения внутри и снаружи младших подростков, они до сих пор сохраняют определенные характерные черты предыдущих периодов развития.
1) Сохраняется интерес к игровой деятельности. Даже после условного перехода в другую возрастную эпоху игры, пусть и несколько другого характера, всё еще занимают важное место в жизни младшего подростка.
2) Способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Несмотря на то, что в младшем подростковом возрасте у учащихся отмечают высокую умственную активность, важно поддерживать интерес школьников к той или иной деятельности, а именно создавать ситуации успеха. Успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения.
3) Непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. Внимание младшего подростка быстро переключается с того, что требует от него усердий, на нечто яркое интересное и привлекательное. Отличие от младшего школьника составляет лишь то, что подростку потребуется меньше времени, чтобы вернуться к прежней деятельности.
Таким образом, приоритетные изменения младшего подростка определены не только его физиологическими изменениями, но и сопутствующими интеллектуальными и социальными переменами: развитием способности к абстрактному мышлению, готовность анализировать происходящие события и собственные личностные характеристики, осознание собственного статуса в группе, выявление тех направлений деятельности, которые являются наиболее значимыми.
Черты «взрослости», которые формируются у младшего подростка, следующие:
− необходимость внешнего подражания взрослым (проявляется в выборе одежды и аксессуаров, манерам поведения, стремлении к получению ряда «прав», которые имеют взрослые);
− стремление к приобретению признаков, характерных для взрослых представителей своего пола (для девочек это привлекательность, ухоженность, женственность, для мальчиков – сила, лидерские качества);
− взросление, которое проявляется в интеллектуальной деятельности: осознание мотивов обучения, выбор ведущих видов учебной деятельности [11].
Анализ психолого-педагогических особенностей показал, что младшие подростки – уже не дети, так как приобретают некоторые качества, характерные для взрослого, однако всё еще сохраняют в себе детские черты, такие как игровая деятельность, непроизвольное внимание, ориентированность только на деятельность, вызывающую положительные эмоции. Применение игровых сред в образовательном процессе обосновывается перечисленными особенностями ранних подростков, поскольку такие средства обучения позволяют использовать взрослые и детские черты учащихся для достижения наилучших результатов.
Далее рассмотрим, какими психологическими особенностями обладают старшие подростки. При этом самооценка приобретает особое значение: старший подросток уже имеет объективные представления о себе и своих возможностях, он прошёл важную фазу самоидентичности.
Самоидентификация – важный этап в развитии сознания в старшем подростковом возрасте. Современная самоидентификация – это процесс, в ходе которого человек осознает и развивает свою причастность к городской среде, формирует свою личностную идентичность как члена городского сообщества. Это устойчивое представление человека о себе как о жителе города, переживание связи с городом, чувство сопричастности и приобщённости к городскому бытию, чувство общей судьбы с городом и его жителями [19].
Современная самоидентификация – конструируемое явление, которое складывается из культурной памяти и коммеморативных практик. Анализ структуры современной самоидентификации позволил выделить в ней когнитивный, аффективный и ценностно-смысловой компоненты.
Когнитивный компонент представляет собой совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и развитие связи человека с городской средой, к которым можно отнести: географический; исторический; экономический; культурный; демографический; управленческий. Географический фактор охватывает влияние физического расположения и элементов города на процесс формирования связи и привязанности человека к городской среде. Географическое положение города, его физические особенности и окружающая природа: наличие водоемов, гор, лесов или других природных достопримечательностей может создавать особое привлекательное пространство для жителей.
В образовательных организациях закладывается фундамент для дальнейшего самоопределения человека. Система дополнительного образования тоже оказывает большое влияние на формирование личности. Секции, кружки, студии позволяют человеку развиваться, узнавать о городе его устройстве и истории, обретать новые социальные связи и реализовывать себя. Образовательные организации, безусловно, влияют на формирование фундамента ценностей человека, на его привязанность к городу и определение места в нем.
Социальный фактор включает в себя влияние социальной среды и социальных взаимодействий на формирование ценностей старшего подростка. Взаимодействие с соседями, друзьями, коллегами, членами семьи очень важно для каждого подростка. Формирование устойчивых социальных связей влияет на состояние старшего подростка, на его уверенность в себе, в своих убеждениях и ценностях.
Самоидентификация может быть подкреплена ощущением взаимной поддержки, солидарности и сопереживания среди членов городского сообщества. Наличие социальной поддержки и сетей помощи в городе дает ресурсы, поддержку и сопровождение в различных аспектах жизни, от здравоохранения и образования до социальной интеграции и развития, что, безусловно, укрепляет чувство принадлежности к группе.
Желание подростка почувствовать себя взрослым объясняется тем, что в глазах старшего подростка взрослые обладают максимальной степенью независимости и свободы в принятии решений. Поэтому взрослым стать в перспективе для подростка означает иметь возможность поступать так, как им хочется. Таким образом, взрослые воспринимаются подростком как те, кто может делать то, что разрешено взрослым, но запрещено детям. Помимо реакции эмансипации,
Выделяют еще одну характерную подростковую реакцию — группирование со сверстниками. Это поведение представляет собой обратную сторону эмансипации и, вероятно, связано с эмоциональными потребностями подростка. Оценка самого себя подростком сильно зависит от мнения его сверстников, и их мнение играет важную роль в его жизни. Взаимоотношения старшего подростка с окружающими его сверстниками и взрослыми, становятся более сложными и многообразными. В этот период коллектив сверстников приобретает большое значение, и друзья играют ключевую роль в жизни подростка. Его самооценка сильно зависит от того, как его воспринимают сверстники, и он стремится завоевать их уважение и признание. В случае, если учебные успехи не приносят старшему подростку уважение сверстников и, наоборот, выявляют его слабости, возникает негативное отношение к учебе. Взрослые в данном случае должны оказать максимальную поддержку подростку в его учебной деятельности, обеспечив ему необходимые навыки для самостоятельной работы, соблюдая при этом тактичность и чуткость.
Одним из важных методов поддержания стабильности самооценки является стремление к одобрению своей личности и своего поведения со стороны окружающих. Не случайно мы часто наблюдаем полностью противоположные поступки одного и того же подростка в различных социальных группах. В одной компании он может проявлять определенное поведение, получая за это признание и одобрение группы, в то время как в другой компании он может проявить прямо противоположное поведение, чтобы обменять его на тот же уровень признания и одобрения. Стремясь к одобрению сверстников в значимой для подростка группе (референтной группе), старшие подростки вынуждены действовать не столько в соответствии со своими собственными убеждениями, сколько подчиняться требованиям этой группы. При проявлении даже небольшого сопротивления им грозит, в лучшем случае, исключение из группы, что, в свою очередь, влечет потерю для подростка важных связей со сверстниками. Главная цель такого поведения заключается, главным образом, в уточнении и закреплении границ собственной личности в контексте других личностей окружающих людей. У кого-то может преобладать излишняя ранимость и неуверенность в себе, у других же наоборот, преобладает самоуверенность, ну а остальные начинают приспосабливаться к требованиям группы, в которую они попали [22].
Фрагмент для ознакомления 3
2.Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. 288 c. – Текст : непосредственный.
3.Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. – С. 63-70.
4.Алексеева, О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности / О. С. Андреева // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 223– 226. – Текст : непосредственный.
5.Андреева. К.Э. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков / К. Э. Андреева, А.А. Николаева – Текст : электронный. // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №6 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniyatsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 23.02.2024).
6.Андриенко, О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания / О. А. Андриенко // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 70-77. – Текст : непосредственный.
7.Арцимович, И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / И. В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2021. - № 12. - С. 119- 121. – Текст : непосредственный.
8.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. – 348 с. – Текст : непосредственный.
9.Березин, С.В. Особенности старшего подросткового возраста / С. В. Березин. - М.: Психология, 2016. 544 с. – Текст : непосредственный.
10.Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: диссертация ... канд. психол. н.: 19.00.05 / А. С. Буреломова. – Москва, 2013. 150 с. – Текст : непосредственный.
11.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР ; Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - Москва : Просвещение, 1967. - 360 с. – Текст : непосредственный.
12.Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. 176 c. – Текст : непосредственный.
13.Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка : 16+ / Лев Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. - 221 с. – Текст : непосредственный.
14.Гай, П. Фрейд. М.: Азбука–Аттикус, КоЛибри, 2016. 430 с. – Текст : непосредственный.
15.Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов. //Современная психология: материалы III Международной научной конференции. Казань, октябрь 2014 г. Казань: Бук, 2014. С. 6-8. – Текст : непосредственный.
16.Герасимова, В.В. Школа волонтеров. / В. В. Герасимова, Р. И. Апкаримов, Ю. В. Пухова. // Программа социально-психологической и методической подготовки подростков к волонтерской деятельности по первичной профилактики асоциальных явлений среди сверстников - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. – 192 с. – Текст : непосредственный.
17.Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб//Сацыяльна-педагаичная работа. — 2019. — №4. — С. 53-57. – Текст : непосредственный.
18.Горькая, Ж.В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая - М. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с. – Текст : непосредственный.
19.Гущина, В.Д. Ценностные ориентации подростков группы риска / В. Д. Гущина. – Текст : электронный.// Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7966 (дата обращения: 10.02.2024).
20.Жилинская, А.В. Подходы к построению подростками жизненного пути. / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер // Психологический журнал, 2018 том 39, №1, – С. 36–45. – Текст : непосредственный.
21.Закревская, О. В. Особенности ценностных ориентаций старших подростков / Закревская О. В. – Текст : электронный.// Система ценностей современного общества. 2013. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-starshihpodrostkov (дата обращения: 22.02.2024).
22.Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. – 254 с. – Текст : непосредственный.
23.Кирвель, Ч. С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия / Ч. С. Кирвель, В. И. Стрельченко, Ю. В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2020. — №№ 3 (67) . — С. 197-203. – Текст : непосредственный.
24.Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiypodrostkov (дата обращения: 23.11.2023).
25.Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016. 17 с. – Текст : непосредственный.
26.Лунякова, Л. Г. Международный проект «здоровье молодежи — междисциплинарный подход»: первые результаты// Социологический альманах. — 2013. — №4. — С. 496-504. – Текст : непосредственный.
27.Лысенко, А.В. Ценностные ориентации подростков / А. В. Лысенко. – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyeorientatsii-podrostkov (дата обращения: 11.01.2024).
28.Лысенко, А. В. Формирование ценностых ориентаций старших подростков А. В. Лысенко – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov (дата обращения: 27.11.2023).
29.Малолетнева, И.В. Трансформация ценностей подростков: Миф и реальность / И. В. Малолетнева, Ж. В. Жираткова, Т. С. Элиарова // Вестник университета. 2018;(4) С. 150-155. – Текст : непосредственный.
30.Мартишина, Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в подростковом возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51.С. 7. – Текст : непосредственный.
31.Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. 351 c. – Текст : непосредственный.
32.Мурзина, К. Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников / К. Е. Мурзина – Текст : электронный.// Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiyu-starsheklassnikov (дата обращения: 27.11.2023).
33.Наянзина, Е.М. Исследование ценностных ориентаций современной российской молодежи / Е. М. Наянзина – Текст : электронный. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 09.01.2023).
34.Некрасов, С. И. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи / С. И. Некрасов, Е. В. Ярина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2020. — № 215 (5). — С. 80-87. – Текст : непосредственный.
35. Новиков, А. С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Школа будущего. – 2013. — № 2. – С. 102-110. – Текст : непосредственный.
36.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология учебник для бакалавров / М.: Юрайт, 2017. 549 с. – Текст : непосредственный.
37.Подольский, А. И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Л. А. Идобаев. - СанктПетербург : КАРО, 2007. – 268 с. – Текст : непосредственный.
38.Почтарева, ЕЮ. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563-575. – Текст : непосредственный.
39.Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2017. 496с. – Текст : непосредственный.
40.Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2018. 380 c. – Текст : непосредственный.
41.Рындак, В. Г. Педагогика / Рындак В. Г., Аллагулов А. М., Челпаченко Т. В. и др. - Москва, Изд-во ИФРА-М. - 2021. - 421 с. - Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.
42.Ржанова, И.Е. Ценностные предпочтения двух поколений. / И. Е. Ржанова, О. С. Алексеева // Психологические исследования. 2018. №11(60). С. 88–96. – Текст : непосредственный.
43.Ростовская, Т.К. Ценностные ориентиры современных подростков: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. – Москва: РУСАЙНС, 2019. 228 с. – Текст : непосредственный.
44.Столбова, Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях полисубъектной среды дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Столбова Елена Александровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2015. - 176 с. – Текст : непосредственный.
45.Тихомандрицкая, О.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. № 63. С. 35–37. – Текст : непосредственный.
46.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06- 29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 19.01.2024).
47.Фомина, А.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста/ А. А. Фомина – Текст : электронный. // Педагогика успеха: перспективы и возможности, 2016. URL: https://interactiveplus.ru/ru/article/18478/discussion_platform (дата обращения 13.01.2024).
48.Фомина, А. П. Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 5.8.1. / Фомина Александра Павловна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»]. – Орехово-Зуево, 2022. - 24 с. – Текст : непосредственный.
49.Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов : Пособие для учителей / Г. А. Цукерман. - Москва : Фирма "Интерпракс", 1994. – 156 с. – Текст : непосредственный.
50.Челпаченко, Т. В. Педагогические ситуации как феномен воспитания личности (по материалам педагогического наследия В. А. Сухомлинского) / Т. В. Челпаченко. - Текст : непосредственный // В сборнике: Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. -Оренбург: ОГПУ. 2021. - С. 88-93. – Текст : непосредственный.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней