Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из основных направлений, обеспечивающих умственное развитие детей, связанное с формированием знаний, умений и навыков, является формирование процессов запоминания, в том числе памяти.
Память является одним из ведущих психических функций, необходимых ребенку для гармоничного Развития и успешной учебной деятельности.
В разное время исследователи изучали особенности развития памяти, а также эффективность психолого-педагогических условий, способствующих запоминанию и повторению информации.
Степень разработанности проблемы исследования. Память как процесс – категория многогранная, и существуют разные подходы к ее изучению. Вариативность обучения при изучении памяти отражается в различиях в ее определении. Отечественные ученые уделили много внимания изучению взаимосвязи между памятью и мышлением. В «Проблемах психологии памяти» А.А. Смирнов говорит: «память и ее процессы зависят от реальности личности, а также играют роль активной мнемической деятельности». Были и сторонники ассоциативной теории, например, И.М. Сеченов. Он дал научное обоснование принципу ассоциации: «воспроизведение одних приводит к воспроизведению других, возникающих в результате реальных объективных отношений между предметами и явлениями».
Особенности формирования и развития памяти исследователи П. П. Блонский, Л. В. Занков, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Г. А. Урунтаева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Л. Д. Столяренко и др.
Несмотря на широкие научное труды в области методической организации процесса развития памяти у детей среднего дошкольного возраста, проблема недостаточного развитой памяти у детей данного возраста является актуальной темой.
Плохая память у дошкольников приводит к недостаточному развитию остальных психических процессов, что часто приводит к тревожности, агрессии и другим эмоционально-личностным проблемам у детей.
Особо актуальным развитие памяти рассматривается в рамках начального математического обучения дошкольников. Без хорошо развитой памяти дети не могут запомнить числовой ряд, чередование чисел, их зрительный образ.
В нашем исследовании мы хотим показать, что более эффективный подход к процессу развития памяти у детей среднего дошкольного возраста возможен при использовании игровых методов. Исследования в данной области принадлежат работы следующих авторов Д.В. Менджерицкая, А.А. Столяр, Б.П. Никитин и др.
Учитывая психолого-педагогические особенности развития детей среднего дошкольного возраста, игровые средства можно рассматривать как эффективный инструмент развития памяти.
Дидактическая игра – это вид развивающей игры, реализующий принципы игрового, активного обучения и характеризующийся правилами, устойчивой структурой игровой деятельности и системой оценивания.
Использование дидактических игр на развивающих и воспитательных занятиях способствует развитию активности ребенка, познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, интереса к учебе, творческого видения и развития, потому что игра доставляет ребенку удовольствие. Поэтому подобные игры имеют большое значение для формирования ассоциации, группировки, классификации, те логические операции, развитие которых необходимо у детей в данном возрасте.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития памяти у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием комплекса дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе ДОУ на занятиях по математике.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности дидактических игр в развитии внимания у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по математики?
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы «Дидактическая игра как средство развития памяти у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по математике».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования дидактической игры в развитии памяти у детей среднего дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование дидактических игр как средства развития памяти у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по математики.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития памяти у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по математики будет проходить эффективнее, если на занятии использовать дидактические игры, направленные на развитие зрительной, слуховой и образной памяти.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования определили следующие задачи:
1. Изучить содержание понятия «память» в психолого-педагогической литературе;
2.Описать особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть методы развития памяти у дошкольников в возрасте 4-5 лет;
4. Провести диагностику уровня сформированности памяти у детей среднего дошкольного возраста;
5. Разработать и апробировать комплекс методов, направленных на развитие памяти у детей 4-5 лет.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение;
- эмпирические – тестирование, качественная и количественная оценка результатов, метод наглядного представления данных, педагогическое проектирование.
Этапы исследования:
- подготовительный – на данном этапе осуществлялся анализ литературных первоисточников по теме исследования, выделены сущностные характеристики памяти и классификации. Рассмотрены психическое развитие детей среднего дошкольного возраста и особенности развития памяти в данном возрасте. Представлены периоды и условия развития памяти у детей среднего дошкольного возраста на математических занятиях.
- деятельностный этап – разработка и реализация опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактических игр на математических занятиях. Сформирована группы испытуемых детей подобраны методы и методики проведения опытно-экспериментальной работы. Представлены результаты на каждом этапе экспериментальной работы.
- интепретационно-оценочный – на данном этапе осуществлялся анализ результатов опытно-экспериментальной работы, были составлены рекомендации для педагогов и воспитателей по развитию памяти у детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что систематизация данных о процессах памяти в среднем дошкольном возрасте, рассмотрены методы и условия развития памяти у детей 4-5 лет на занятиях по математики.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанные методы развития памяти, а именно дидактические игры, могут быть использованы в непосредственной практике воспитателями на математических занятиях в средней группе.
База исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемых источников, включающего 39 наименований.
Во введении представлен методологический аппарат исследования.
В первой главе представлены результаты теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературе по проблеме исследования. Рассмотрено понятие «память» на основе мнения разных исследователей, выделены механизмы порождения памяти и её классификации. Описаны особенности развития памяти в среднем дошкольном возрасте. Выделены методы и условия развития памяти у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры на занятиях по математики.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию памяти у детей среднего дошкольного возраста на математических занятиях. Описаны результаты диагностики, представлено описание комплекса дидактических игр и проведенных занятий по развитию памяти у детей. Представлены сравнительные результаты экспериментальной работы.
В заключении представлены результаты исследования согласно задачам.
Список литературы содержит 31 наименование.
Выпускная квалификационная работа представлена на 60 страницах машинописного текста. В работе представлено 2 таблицы, 12рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДОО
1.1Память как психический процесс: понятие, виды
Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Основными процессами узнавания окружающего мира являются чувства и восприятие. Эти процессы представляют собой формы сенсорного познания посредством непосредственного взаимодействия органов чувств с объектами окружающей среды. Впечатления и образы, формирующиеся на сенсорно-познавательном этапе, являются основой реализации таких психических процессов, как воображение, мышление и память.
Полученные впечатления и образы позволяет изменять образы воспринимаемых предметов и сцен и создавать на их основе новые ощущения. Мышление дает возможность обобщать результаты познавательной деятельности, познавать сущность вещей и узнавать предметы и явления, находящиеся в пределах чувств и ощущений [3, с.54].
Мысли и мечты основаны на материале, хранящемся в памяти человека.
Память – это форма умственной обработки, которая состоит из закрепления, хранения и воспроизведения прошлого опыта, чтобы его можно было активно использовать или вспоминать. Их называют реальными объектами или процессами, которые человек ранее пережил и мысленно вообразил.
Представления памяти – это повторение вещей или сцен, которые влияют на чувства.
По мнению И.М. Сеченова, если у человека не будет работать память, у него полностью исчезнут впечатления и понимание, и человек останется в состоянии новорожденного ребенка. Таким образом, память можно считать «хранилищем» личного опыта [2].
С этой точкой зрения согласен и Е.Н. Соколов, память – это отражение того, что произошло в прошлом. Эта рефлексия основана на формировании достаточно прочных связей, их актуализации и дальнейшем развитии [10].
Подход Л.С. Выготского к феномену памяти рассматривается с точки зрения его культурно-исторической концепции. Впервые экспериментальный метод был использован в познавательном процессе – памяти [9].
Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, исследовал проблему происхождения памяти и пришел к выводу, что память – это система деятельности, направленная на припоминание, обработку и сохранение материала. Социальная обусловленность всех процессов памяти была доказана французской школой психологии. Установлена прямая связь между памятью и деятельностью человека [12].
Г. Эббингауз разработал приемы и методы, позволяющие изучать законы и механизмы памяти независимо от активности других познавательных процессов. Этот метод называется заучивание бессмысленных слогов. Позднее этот метод позволило исследователю построить кривые памяти материала, а также выявить особенности ассоциативного механизма. Согласно исследованиям автора, самые запоминающиеся воспоминания происходят от сильных впечатлений.
С момента развития психологии как науки в человеке осуществляются психические познавательные процессы, то есть процессы запоминания и повторения какой-либо информации. Первую попытку объяснить процессы и механизмы памяти предпринял Аристотель, изложивший некоторые принципы, показывающие связь между воспроизведением и запоминанием [38].
Существует несколько основных подходов к классификации памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова Г. С. Общая психология: учебное пособие / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., стереотипное. – Москва: Инфра-М, 2020. – 495 с.
2.Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н.Поддьякова. – М., 2019. – 240 с.
3.Блонский П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1995. - 213 с.;
4.Богословский В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
5.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. Педагогика, 1968. - 249 с.
6.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко – Воронеж, 2019. – 128 с.
7.Бордовская К.В. Педагогика: Учебник для вузов / К.В. Бордовская А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 96с.
8.Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. – М., 2007. – С. 48–49.
9.Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волков. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
10.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. – М., 1995. – С. 13–25.
11.Выготский Л.С. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: Память / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия // Хрестоматия по психологии. - 2010.
12.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Л.С. Выготский. – М., 1979. – 342 с.
13.Гаврина С.Е. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. - М.: Академия Развития, 2019. - 18 с. (серия Детский сад: день за днем).
14.Жане П. Эволюция памяти и понятие времени / П. Жане // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2010. - С. 371–379;
15.Козаренко В. А. Все о памяти и способах запоминания. Подборка статей сайта Mnemonikon за период 2002-2015 гг. - М., 2015. - 218 с. URL: http://mnemonikon.ru/kozarenko_1p.pdf (дата обращения 14.01.2023).
16.Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия / А.Н. Леонтьев // Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М. : ЧеРо, 2014. - С. 420–436.
17.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Academia; / 2003. – 231 с.
18.Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка / И.Ю. Матюгин. - М.: РИПОЛ классик, 2010. – 112 с.
19.Медведская Е. И. Экспериментальная психология: учебно-методический комплекс / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2020. – 209 с.
20.Методический сборник для педагогов. Технология развития памяти и мышления у детей. Самара. 2017. – 310 с.
21.Мухина В.С. Детская психология. Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
22.Немов Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – Москва: КноРус, 2014. – 718 с.
23.Нуркова В.В. Общая психология. Память.Т.3. / В.В Нуркова. //Под ред. Б.С. Братуся. М.,2006.
24.Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Баева и др. – 2–е изд., дополненное. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2020. – 496 с.
25.Подлиняев О. Л. Эффективная память / О. Л. Подлиняев. - Иркутск: Иркут. гoc. унт, 2006. - 200 с.
26.Психология: учебник / И. В. Дубровина и др. – 17-е изд., стереотипное. – Москва: Академия, 2019. – 494 с.
27.Психология личности: учебно-методический комплекс по учебной дисциплине / Учреждение образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова». – Витебск: ВГУ, 2021. – 191 с.
28.Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум. - 9-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.
29.Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
30.Самохвалова В.И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала / В.И. Самохвалова // Возрастные и индивидуальные различия памяти; под ред. А.А. Смирнова. – М., 1967. – 204 с.
31.Столяренко Л. Д. Психология: учебник / Л. Д. Столяренко. – Санкт–Петербург [и др.]: Питер, Прогресс книга, 2019. – 591 с.
32.Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. - М.: АРКТИ. – 2018. – 72 с. (Растем умными).
33.Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.
34.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 2009. - 277 с.
35.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384 (с изменениями и дополнениями)
36.Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. – 512 с.
37.Черемошкина Л. В. Как развивать внимание и память ребенка / Л. В. Черемошкина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 277 с.
38.Чуприкова Н. И. Память как аккумулятор и носитель психического развития человека / Н. И. Чуприкова // Научно-методический журнал «Мир психологии». - 2017. - С. 15–22.
39.Чутко Н. Я. Развитие памяти школьника / Н. Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1992. – 192 с.
40.Шаповаленко И. В. Возрастная психология: учебник для студентов вузов / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.
41.Эббингауз Г. О. Психология памяти. Хрестоматия по общей психологии / Г. О. Эббингауз. - М.: 1979. - 96 с.
42.Эльконин Д.Б. Детская психология, редактор-составитель / Б. Д. Эльконин. - 4-е издание. - М., Издательский центр «Академия» 2007.