Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Принцип независимости судебной власти является ключевым элементом обеспечения беспристрастности судебной системы и её подчинения только закону. Законодательная и исполнительная власть должна признавать законные конституционные функции судебной системы и предоставлять ей адекватные ресурсы для выполнения этих функций. Именно критерии самостоятельности и независимости определяют "подлинность" защиты и восстановления нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников правоотношений, что соответствует самой идее верховенства закона и правового государства по Конституции РФ, связанного взаимной ответственностью личности, общества и государства. Судебная власть является ветвью государственной власти.
Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ, обусловленное идеей выведения судебной системы из подчиненного положения по отношению к другим ветвям власти и исключения возможности влияния на деятельность судов по отправлению правосудия, дало мощный практический вектор для обеспечения независимости функционирования судебной власти при условии.
Объектом исследования являются правоотношения, формируемые закономерностями функционирования и развития системы, структуры и полномочий Судебного департамента.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы системы, структуры и полномочий Судебного департамента. В работе проанализированы монографии, научные статьи по проблеме исследования.
Целью исследования является анализ системы, структуры и полномочий Судебного департамента.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность, определить место и роль Судебного департамента;
2.Рассмотреть систему Судебного департамента;
3.Исследовать структуру и полномочия Судебного департамента;
4.Определить особенности правового статуса Судебного департамента в субъекте РФ;
5.Дать краткую характеристику организации Судебного департамента в РФ;
6.Провести анализ и дать оценку управления Судебного департамента в РФ;
7.Выявить основные проблемы правового регулирования управления в области организации и деятельности Судебного департамента и его органов в субъектах РФ;
8.Предложить направления развития российского законодательства, регламентирующего управленческие отношения в области деятельности Судебного департамента и его органов в субъектах РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ; материалы судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, таких как: Бурдина Е.В., Гусев А.В., Джимбеева Е.С., Кипрушева И.А., Корякин И.И., Мурадасилова З.С., Орлов А.В., Теплая Н.В., Туганов Ю.Н., Шаронова Т.А., Штефан Д.И. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем системы, структуры и полномочий Судебного департамента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер на совершенствование системы, структуры и полномочий Судебного департамента.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Судебный департамент как орган, осуществляющий организацию обеспечения деятельности судов
1.1 Сущность, место и роль Судебного департамента
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ[ Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022)»О судебной системе РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.], Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим:
-организационное обеспечение своей деятельности
-финансирование работников судебной системы, формирование единого информационного пространства федеральных судов и работников судебной системы.
Исходя из этого определения, Судебный департамент выступает в качестве федерального государственного органа, реализующего определённые в ст.6 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» (далее - Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ)[ Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 223] полномочия по осуществлению публичного управления обеспечением деятельности судов РФ.
В Постановлении IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 №1[ Постановление IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы РФ и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ», 2017, № 1] указано, что Судебный департамент реализует основные решения судейского сообщества РФ по вопросам обеспечения функционирования судебной системы. В то же время правовой статус Судебного департамента остаётся одним из самых спорных вопросов.
Так, например, А.А. Миронов высказал весьма аргументированное и интересное суждение в пользу «включения» судебной власти в судебную систему. Три основных аргумента сводятся к следующему
- семантическая оценка наименования «Судебный департамент»;
- особенности классификации в соответствии с Общероссийском классификатором органов государственной власти и управления;
- отсутствие нормативного регулирования полномочий Судебного департамента со стороны федеральных органов власти.
В то же время А.А. Миронов утверждает, что признание статуса Судебного департамента как федерального органа государственной власти, безоговорочно относящего к судебной ветви государственной власти, не является столь очевидным и бесспорным.
Исходя из анализа цели деятельности Судебного департамента, его организационной структуры и полномочий, характерных для данного государственного органа, очевидны сходства с аналогичными признаками федеральной исполнительной ветви государственной власти. Автор считает, что создание Судебного департамента «лишь исторически сложившейся и логически предопределённой необходимостью, возникшей в результате изменений в ранее существовавшей политической системе»[ Орлов, А. В. Особенности правового статуса Судебного департамента / А. В. Орлов // Научно-практический юридический журнал Общество. Закон. Правосудие. – 2022. – № 1(54). – С. 79. ].
Судебный департамент как орган судебной власти был внесен в классификационную группировку И000 «Судебная власть РФ». Ныне применяемый ОК 006 2011 Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления содержит позицию «1400000 Судебная власть в РФ», включающую код 1400025 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерация.
Следует отметить рассуждения профессора Ю.Г. Носкова о содержании понятия «судебная система». По мнению профессора, судебная система РФ - это система, состоящая из трёх самостоятельных подсистем:
- система судов;
- система органов судейского сообщества,
- система органов обеспечения деятельности судов.
И.И. Корякин и К.Д. Корякин[ Корякин, И. И. Генезис обеспечения деятельности судебной власти: история и современность / И. И. Корякин // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 2(218). – С. 127.] утвердились во мнении, что судебные органы и система судебных департаментов являются исполнительными органами судебной власти, обладают правосубъектностью и являются субъектами права.
К общим чертам органов системы Судебного департамента авторы относят:
- подзаконный характер деятельности в пределах своей компетенции;
- наделение правом распорядительства, правом издавать акты нормативного характера;
- подотчётность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих; оперативную самостоятельность в пределах компетенции. [ Мурадасилова, З. С. Судебный департамент как «кровеносная система» судебной ветви власти / З. С. Мурадасилова // Молодой учёный. – 2022. – № 27(422). – С. 109.]
С точки зрения теории наличия признаков правоспособности, основным назначением полномочий судов и исполнительных органов судебной власти судебной ветви власти является создание необходимых условий для полного и независимого осуществления отправления правосудия.
Функции и полномочия судебной ветви судебной системы и судебной администрации направлены на решение проблемы организационного обеспечения деятельности судов и освобождение государственной судебной власти от полномочий, не предусмотренных законом.
Исполнительные органы относятся к числу типичных органов государственной власти. Для исполнительных органов государственной власти характерна организационная деятельность, связанная с применением правовых норм к конкретным ситуациям, организацией и проверкой исполнения и реализацией административных задач путём формулирования правовых норм в развитие положений, содержащихся в законе.
Деятельность исполнительных органов основывается на положениях закона и иных решениях органов государственной власти и осуществляется строго в рамках полномочий и полномочий, установленных для данного органа Конституцией РФ и иными законодательными актами.
Исполнительный орган государственной власти призван осуществлять политическое, а также экономическое управление и организовывать всю систему общественных отношений. Его организация осуществляет повседневное управление.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
2.Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О Государственном гербе РФ» // Собрание законодательства РФ, 25.12.2000, № 52 (Часть I), ст. 5021.
3.Федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ, 12.01.1998, № 2, ст. 223.
4.Федеральный закон от 03.07.2016 N 294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»// [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
5.Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов РФ» // [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
6.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) «О статусе судей в Российской Федерации»// [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
7.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст.3301
8.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
9.Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 14.10.2023) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы»// Собрание законодательства РФ", 07.01.2013, № 1, ст. 13.
10.Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ» // https://base.garant.ru/105750.
11.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе»[Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru
12.Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.06.2015 № 142 «Об утверждении Типового положения об управлении Судебного департамента в субъекте Российской Федерации» // Бюллетень актов по судебной системе, № 8, 2015
13.Приказ Росстата от 24.03.2023 № 130 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» // Официальные документы», № 13, 4-10.04.2023 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).
14.ГОСТ Р 51511-2001. Государственный стандарт РФ. Печати с воспроизведением Государственного герба РФ. Форма, размеры и технические требования" (утв. Постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст) (ред. от 04.03.2004) // ИУС "Национальные стандарты", № 8, 2004.
Судебная практика:
15.Постановление IX Всероссийского съезда судей от 08.12.2016 № 1 «Об основных итогах функционирования судебной системы РФ и приоритетных направлениях ее развития на современном этапе» // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей РФ, 2017, № 1
16.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.12.2012 N 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» // Российская газета, № 292, 19.12.2012.
Научная и учебная литература:
17.Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: Учебник / Н.В. Азаренок, В.А. Байдуков, В.М. Бозров и др.; под ред. В.М. Бозрова. М.: Юстиция, 2019. 568 с.
18.Безлепкина О.В. Методы управления в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Власть и управление на Востоке России. 2021. №1. С. 21-25.
19.Бурдина Е. В. Российская модель организационного обеспечения деятельности судов / Е. В. Бурдина // Российское правосудие. – 2023. – № 3. – С. 9-20.
20.Бурдина Е.В., Мамыкин А.С., Пронякин Д.В. Обеспечение рассмотрения судом гражданских, уголовных, административных дел, дел по разрешению экономических споров: Учебное пособие. - М.: РГУП, 2019. 304 с.
21.Гусев, А. В. Делаем правосудие открытым и доступным для граждан / А. В. Гусев, И. В. Панова // Публичное право сегодня. – 2023. – № 1(15). – С. 6-27.
22.Джимбеева, Е. С. Проблемы при определении правового статуса Судебного департамента при Верховном суде РФ / Е. С. Джимбеева, Э. С. Джагджаев, Ц. И. Манджиева // Аграрное и земельное право. – 2021. – № 5(197). – С. 99-101.
23.Ермошин Г.Т. О некоторых аспектах самостоятельности органов судебной власти в России // Актуальные проблемы российского права. 2019. №9. С. 17-20.
24.Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Судебное административное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Статут, 2020. 768 с.
25.Кипрушева, И. А. Вопросы об относимости Судебного департамента при Верховном Суде РФ к органам государственной власти / И. А. Кипрушева // Форум молодых ученых. – 2021. – № 11(63). – С. 161-164.
26.Кипрушева, И. А. К вопросу о взаимоотношениях Судебного департамента при Верховном Суде РФ с государственными органами / И. А. Кипрушева // Форум молодых ученых. – 2021. – № 11(63). – С. 165-169.
27.Корякин, И. И. Генезис обеспечения деятельности судебной власти: история и современность / И. И. Корякин // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 2(218). – С. 127-130.
28.Лебедев В.М. Гарантии независимости судебной власти в Российской Федерации: концепция, история становления и современное состояние // Журнал российского права. 2019. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/garantii-nezavisimosti-sudebnoy-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii-kontseptsiya-istoriya-stanovleniya-i-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения: 06.03.2024).
29.Лесных Е.А. Отдельные вопросы формирования административно-правового статуса Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации // Государственная служба, 2020, №3 (125),с. 70-76.
30.Мурадасилова, З. С. Судебный департамент как «кровеносная система» судебной ветви власти / З. С. Мурадасилова // Молодой учёный. – 2022. – № 27(422). – С. 109-110.
31.Орлов, А. В. Особенности правового статуса Судебного департамента / А. В. Орлов // Научно-практический юридический журнал Общество. Закон. Правосудие. – 2022. – № 1(54). – С. 79.
32.Покачалова А.С. Правовое регулирование вмененного страхования: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2022. № 3. С. 25 - 30.
33.Романенко Н.В. Стандарты юридической ответственности судей: эволюция российского законодательства (к 30-летнему юбилею Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации») // Администратор суда. 2022. № 3. С. 35 - 40.
34.Разяпова Л.М., Мордвинов А.В. Правовой статус органов и должностных лиц, осуществляющих информационно-аналитическое обеспечение судебной деятельности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-organov-i-dolzhnostnyh-lits-osuschestvlyayuschih-informatsionno-analiticheskoe-obespechenie-sudebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.03.2024).
35.Теплая, Н. В. Организация ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции / Н. В. Теплая, Е. Ю. Любимцева // Заметки ученого. – 2022. – № 1-2. – С. 92-95.
36.Туганов, Ю. Н. Судебная власть в ее ресурсном измерении: Судебному департаменту - двадцать пять лет / Ю. Н. Туганов, В. К. Аулов // Российское правосудие. – 2023. – № 3. – С. 21-31.
37.Шаронова, Т. А. Особенности правового регулирование деятельности судьи / Т. А. Шаронова // Modern Science. – 2023. – № 1-2. – С. 42-44.
38.Штефан, Д. И. Федеральная служба судебных приставов и ведомственная охрана судебного департамента: перспективы развития / Д. И. Штефан // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 3(91). – С. 145-152.
Интернет-ресырсы:
39.Официальный сайт Управления Судебного департамента в Нижегородской области: http://usd.nnov.sudrf.ru