Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что через информационное и организационное обеспечение гражданская служба делает себя необходимым инструментом государственного управления, той структурой, которая должна гибко реагировать на все сложности социальной жизни. Как известно, информация - это совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем, а также внешней среды. Все стадии и этапы процесса управления связаны с переработкой информации. В литературе нередко информационное управление сводят единственно к познанию и оцениванию, т.е. получению знаний и оценок. Однако это не соответствует реальному положению вещей. Информация включает не только знания и оценки, но также цели, нормы и память людей. Информационное обеспечение гражданской службы - это выработка знаний, оценок, целей, норм и памяти, которые затем используются в государственном управлении, в социальной практике. В современных условиях информационное управление дифференцируется на два уровня - на обыденное и профессиональное. Основное различие между ними сводится к тому, что обыденное информационное управление осуществляется всеми людьми, тогда как профессиональное - это обязанность специально подготовленных работников. Гражданская служба естественно проходит в основном на профессиональном уровне. В связи с этим она осуществляет информационное обеспечение государственной деятельности, которое реализуется посредством таких видов, как аналитическая, экспертная, целевая, нормативная и документационная.
В настоящем исследовании предпринята попытка систематизации проблем и перспектив механизма реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
Различные аспекты государственной политики в сфере информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы исследованы в трудах Ю.А. Нисневича, А.Г. Киселева, СВ. Коновченко, А.В. Манойло, Н.Ю. Корченковой, Т.М. Орловой, В.В. Воробьева, А.В. Кострова, А.Б. Зверинцева, Ю.В. Курсносова, П.Ю. Конотопова, А.Н. Райкова, В.В. Уткина, Т.М. Дридзе, Л.Н. Федотовой, А.И. Козырева, Б.И. Краснова, Л.Г. Лаптева и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования механизма реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
Предмет исследования - это положения нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые призваны регулировать механизм реализации государственной политики в сфере информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
Целью работы является комплексный анализ мер по совершенствованию информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы, выявление сущности данной правовой конструкции, анализ правового регулирования складывающихся в данной сфере отношений, и, как следствие, выявление наиболее важных теоретических и практических проблем в исследуемой области.
В рамках поставленной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, принципы, цели, задачи государственной службы государственной гражданской (муниципальной) службы.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
3. Проанализировать информационное обеспечение государственной гражданской (муниципальной) службы как фактор открытости государственной власти.
4. Раскрыть информационную открытость государственной гражданской (муниципальной) службы.
5. Проанализировать проблемы информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
6. Представить предложения по совершенствованию информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
Методологическая основа исследования, состоит из метода теоретического анализа: изучения, анализа, синтеза, а также обобщения научных и учебных источников литературы, в которой раскрываются особенности совершенствования информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы; метода системного анализа, частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, которые дали возможность проанализировать заявленную тему и сделать определенные обобщения, а также выводы по теме исследования.
Теоретическая основа исследования будет состоять из положений и выводов, которые разработаны юридической наукой и представлены в списке использованных источников.
Нормативная база работы состоит из Конституции РФ[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.], Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[ Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.], а помимо этого иных нормативно-правовых актов, которые регламентируют информационное обеспечение государственной гражданской (муниципальной) службы.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам совершенствования информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы.
Теоретическая значимость работы. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы. Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика информационного обеспечения государственной гражданской (муниципальной) службы
1.1 Понятие, принципы, цели, задачи государственной службы государственной гражданской (муниципальной) службы
Прежде всего, целесообразно расшифровать сущность категории «государственного гражданского служащего» для понимания соответствующих полномочий и возможностей его как должностного лица и последующего определения особенностей нормативно-правового регулирования его служебного поведения.
На первый взгляд, государственный гражданский служащий – это работник, который осуществляет ряд государственных функций. Именно функциональные особенности должности гражданского служащего свидетельствуют о его высокой ответственности, которая сопровождается широким спектром требований и обязательств.
Положение о том, кто является государственным гражданским служащим, определяется Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[ Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.].
Согласно ст. 13. Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий – это гражданин Российской Федерации, который берет на себя обязательства по прохождению гражданской службы. При этом гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы согласно акту о назначении его на должность, со служебным контрактом, и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации.
К особенностям государственной гражданской службы также можно отнести наличие определенных рисков, несвойственных прочим видам профессиональной деятельности в соответствующих объемах. К таким рискам относятся высокие издержки, опасность ограничения общественного благосостояния, ослабление имиджа государственного служащего при неэффективном исполнении своих обязанностей, чиновника, института власти, в целом. Деятельность государственных служащих характеризуется высокими рисками производственного экономического репутационного планов. Необходимо отметить, что область ответственности государственных служащих обширна, поэтому неблагоприятные последствия, которые следуют от его неправильных действий или бездействия, в разы превосходят аналогичные последствия в деятельности экономических организаций.
Прежде всего нужно отметить то, что в статьях Конституции РФ очерчены границы муниципальной службы и прежде всего предопределена взаимосвязь с главными нормами Конституции РФ которые относятся к деятельности самого местного самоуправления. При этом с долей условности правила касаемо местного самоуправления подразделяют на определенные категории:
- категория правил, указывающая на юридическое положение самого местного самоуправления, а значит и муниципальной службы, правила относительно взаимодействия с органами государственной власти, а также правила относительно построения основного комплекса отечественной публичной власти;
- категория правил, предопределяющих права жителей страны в сфере местного самоуправления и прежде всего это правила, относящиеся к отечественному избирательному процессу, правила предопределяющие права жителей страны на обращение в различные органы власти и так далее;
- категория правил, предопределяющих порядок организации, а также принципы юридического статуса местной власти.
Помимо этого, определенное развитие конституционных правил происходит в рамках отраслевого законодательства. Например, правовое урегулирование муниципальной службы происходит на основании ФЗ от 8.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ»[ Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152] так на основании ст. 2 под муниципальной службой нужно понимать деятельность, происходящую постоянно на определенной муниципальной должности, которая не должна быть выборной.
В последующем муниципальную службу определили в ФЗ от 6.11.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на основании которого были предопределены общие принципы, а также правила относительно муниципального уровня власти, основные показатели организации, а также работы местного самоуправления в качестве варианта отечественного народовластия.
Следует сказать о том, что указанный закон в своих статьях указал основные направления нормативного урегулирования юридического статуса российских муниципальных служащих. Также данный нормативно-правовой акт предопределил основные положения относительно муниципальной службы:
- одинаковый доступ;
- процесс урегулирования при помощи нормативно-правовых актов изданных государственной властью, а также уставами различных муниципальных органов власти исходя из нормативно-правовых актов федерального уровня;
- установление правового положения тех граждан, которые работают на должностях муниципальной службы в качестве муниципальных служащих.
Предопределяя порядок нормативно-правового закрепления муниципальной службы, нужно сказать о том, что выход в свет ФЗ от 2.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ»[ Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.] предопределил значительное обновление всевозможной нормативно-правовой базы относительно отечественной муниципальной службы и он выступил в качестве значимого компонента проходившей тогда административной реформы относительно отечественной муниципальной службы.
Специфика государственной службы формируется также определенными ограничениями на методы управления персоналом, хотя совокупность применяемых кадровых технологий в целом едина и включает в себя методы мотивации персонала, результативности трудовой деятельности и т.п[ Богданова Е.Е. Российская цивилистика в ХХI веке: традиции и современные вызовы (посвящается 200-летию со дня рождения Д.И. Мейера) // Проспект, 2021. – С.53.].
В нормативно-правовых источниках к принципам государственной службы относят:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- доступность информации о гражданской службе;
- стабильность гражданской службы;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
4.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
5.Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
6.Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
7.Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2060.
8.Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.2009, N 7, ст. 776.
9.Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3459.
10.Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 118.
11.Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2010, N 27, ст. 3446.
12.Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" // "Российская газета", N 20, 03.02.2005.
13.Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.02.2005, N 6, ст. 439.
14.Указ Президента РФ от 02.03.2022 N 83 (ред. от 04.09.2023) "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.03.2022, N 10, ст. 1468.
15.Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1235 (ред. от 26.08.2023) "О федеральной государственной информационной системе координации информатизации" // "Собрание законодательства РФ", 23.11.2015, N 47, ст. 6599.
16.Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2012 N 26-П "По делу о проверке конституционности положения части 2 статьи 10 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с запросом Законодательного Собрания Камчатского края" // "Собрание законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6744.
17.Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1/П // "Собрание законодательства РФ", 03.02.1997, N 5, ст. 708.
18.Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3/П // "Собрание законодательства РФ", 26.01.1998, N 4, ст. 532.
19.Закон Новосибирской области от 01.02.2005 № 265-ФЗ «О государственной гражданской службе Новосибирской области».
20.Архипова Н.И. Тенденции управления персоналом в современных условиях // Актуальные проблемы управления: Сб. статей Всероссийской науч. конф. Сер. "Гуманитарные чтения РГГУ–2021. М., 2021. С. 52.
21.Архипова Н.И., Назайкинский С.В., Седова О.Л. Современные проблемы управления персоналом: Учебно-методич. пособие. М.: РГГУ, 2021. С.17.
22.Абрахимов, М. Информационные технологии и государственное управление // Annali d’Italia. 2021. № 19-2. С. 9-12.
23.Богданова Е.Е. Российская цивилистика в ХХI веке: традиции и современные вызовы (посвящается 200-летию со дня рождения Д.И. Мейера) // Проспект, 2021. С.53.
24.Гаршина И.Ю., Макаров И.Н. Электронное правительство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2023. №15. С. 108-114.
25.Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе - URL: http://government.ru/news/42158/ (дата обращения: 23.02.2024).
26.Купцова, А. С. Роль информационных технологий в повышении эффективности государственного управления // Актуальные вопросы публичного права на современном этапе развития государства. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 143-148.
27.Коваль Е. А., Пальчикова М. В. Информационная открытость государственной и муниципальной службы: модель паноптикума // Lex russica. 2020. Т. 73. № 8. С. 70-77.
28.Коданева С.И. Юридическая ответственность в современной юридической доктрине // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4, Государство и право: Реферативный журнал. – 2020. № 3 (49). С. 7.
29.Ковалева Н.Н. Информационное обеспечение органов власти: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Юрайт». 2022. 245 с.
30.Камолов С.Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов. – Москва: Издательство «Юрайт». 2022. 336 с.
31.Минькович Т.В. Информационные технологии: понятийно-терминологический аспект // Образовательные технологии и общество. Казань. 2020. С. 371-389.
32.Миронов, М. Ю. Современные проблемы обеспечения экономической безопасности России и ее регионов на опыте западных стран // Проблемы и перспективы развития социально-экономического потенциала российских регионов. – Чебоксары: ООО "Издательский дом "Пегас", 2019. С. 289-298.
33.Медникова О.В., Анистратов А.В., Титов А.М. Цифровая экономика в России: проблемы и перспективы развития // Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса. М., 2020. С. 208-211.
34.Неверов А. Я. О месте и роли конституционно-правового регулирования общественных отношений в условиях развития информационных технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 207‒214.
35.Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего в РФ // Государство и право, 2021. № 9. С.17-18.
36.Олейникова, О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты // Юридический факт. – 2020. – № 24. – С. 14.
37.Отечественная социальная сеть «Россграм» // Режим доступа: https://rossgram.ru/ (дата обращения: 23.02.2024).
38.Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Воздействие современных цифровых технологий на содержание и характер правотворческой деятельности: теоретико-правовой аспект // Юридическая наука и практика. 2022. С. 231-235.
39.Резер Т. М. Информационная открытость органов государственного и муниципального управления: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 160 с.
40.Савин, В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти в России / В.И. Савин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – Т. 1. №2. – С. 230.
41.Скуба Р.В., Дыдик А.О. Роль органов местного самоуправления // Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. Владимир. 2021. С.333.
42.Ткаченко А.Н. Предоставление государственных услуг // Молодой ученый. 2019. № 36 (170). С. 72-76.
43.ФГИС КИИ. Федеральная государственная информационная система координации информатизации - URL: https://portal.eskigov.ru/ (дата обращения: 23.02.2024).
44.Чуева, А. С., Иваненко И. Н. К вопросу об организационной основе местного самоуправления в Российской Федерации в свете современных требований // Актуальные вопросы современной науки. Сборник научных статей по итогам международной заочной научно-практической конференции 29-30 марта 2019 г. СПб., 2019. С. 235.
45.Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. Цифровизация государственного управления // Образование и право. 2023. № 8. С. 216-223.
46.Шинкарецкая Г.Г., Берман А.М. Цифровизация и проблема обеспечения национальной безопасности // Образование и право. 2020. № 5. С. 254-260.
47.Шмалий О.В. Принципы государственной гражданской службы как административно-правового института. – М.: Бизнес в законе, 2019. – № 4. – С. 80.
48.Якушкина, В.А. Роль местного самоуправления в обществе / В.А. Якушкина // Академическая публицистика. – 2018. – № 1. – С. 121.
49.E-Government Development Index. EGDI - URL: https://publicadmin-istration.un.org/egovkb/en-us/data-center (дата обращения: 22.02.2024).