Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Переход из детского сада в школу является новым периодом в жизни всех детей без исключения, переход к миру знаний, определенных прав, а также обязанностей, трудных и разносторонних взаимоотношений как с взрослыми, так и с ровесниками.
Одна из значимых задач, которая поставлена перед всей системой дошкольного образования, – это разностороннее развитие личности детей, а также процесс подготовки к обучению в школе. На основании ввода современных образовательных стандартов начального образования [1] и с вводом федеральных стандартов дошкольного образования [2] произошло перестроение от нацеленности на «знания, умения, навыки» к направленности на культурно-историческую системно-деятельностную направленность процесса образования. Качественная трансформация в процессе образования детей дошкольного возраста состоит в том, что направленность относительно знаний, умений, а также навыков изменили на развитие у детей общего уровня культуры, то есть на процесс становления черт личности старшего дошкольника, развитие учебных навыков, которые призваны обеспечивать процесс социальной успешности.
Проблематика готовности старшего дошкольника к школе является предметом большого количества исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Я. Йирасек, Г.И. Капчеля, А. Керн, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Н.Г. Салмина,Е.О. Смирнова, С. Штребел, Д.Б. Эльконин и др.). Среди современных ученых, исследующих проблемы диагностирования и формирования психологической готовности старшего дошкольника к школьному обучению необходимо отметить таких, как Л.Д. Андреева, О.В. Волк, М.Ф. Гуторова, Р.В. Замятина,Е.С. Камахина, Е.В. Карпова, Е.В. Кирейчева, Е.В. Красная, О.С. Пахомова,К.Л. Печора, Е.Н. Полянская, В.А. Самсонова, И.С. Сиротина, И.С. Солодкова, И.В. Юнгман и других исследователей.
В это же время даже не зависимо от того, что тема является достаточно разработанной направленность на использование игровых методов и приемов формирования психологической готовности к обучению в школе, не имеет должного закрепления в научно-методических литературных источниках.
Тема «Игровые методы и приемы формирования психологической готовности к обучению в школе» является своевременной и актуальной и нуждается дополнительном изучении.
Объектом изучения: процесс формирования психологической готовности к обучению к школе.
Предметом изучения являются игровые методы и приемы формирования психологической готовности к обучению к школе.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение игровых методов и приемов формирования психологической готовности к обучению в школе.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Определить понятие и критерии готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
2. Провести анализ игровых методов и приемов формирования психологической готовности к обучению в школе.
3. Осуществить диагностику уровня психологической готовности старшего дошкольника к обучению в школе.
4. Применить игровые методы и приёмы формирования психологической готовности к обучению в школе.
Практическая значимость заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения процесса формирования личностной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения игровых методов и приемов формирования психологической готовности к обучению в школе
1.1 Определение понятия и критериев готовности старшего дошкольника к обучению в школе
При определении, представленном в Толковом словаре в качестве готовности можно назвать желание делать конкретные действия. При помощи готовности можно определить индивидуальную способность к исполнению неких действий, что предопределяет такую категорию как «готов» и как результат - это направленность личности на достижение определенного результата [38, c.34].
С позиции философии под готовностью можно представить определения, представленные Г. Гегелем, И. Кантом и иными учеными. И в данном случае представлена теоретическая основана развития готовности как способности человека адаптироваться к тому что происходит вокруг и при помощи, которой можно познать мир как единое целое. С позиции ученых готовность рассматривается как направленность к активной деятельности, а также способность принимать жизненные изменения [13, c. 83].
В рамках психологии, таких ученые как М.М. Безруких, С.П. Ефимова делают выводы о том, что дети у которых нет способности к систематическим учебным занятиям довольно плохо адаптируются и как итог у них намного больше проблем в обучении. И как результат именно такие дети чаще всего подвержены неуспеваемости и именно у них чаще всего больше проблем со здоровьем [7, c.73].
Т.В. Ананьева готовность младших школьников к обучению определяет в качестве определенного показателя развития школьников в результате которой учебная нагрузка является доступной и не поспособствует появлению определенных проблем со здоровьем [4, c.38].
Если рассматривать с позиции педагогики, то в данном случае кроме готовности зачастую используют термин «школьная зрелость». Указанные термины являются довольно схожими, но последнее из них дает основания для предопределения психофизиологического уровня физического созревания [13, c.83].
В иностранных психологических источниках обычно готовность представляют, как «школьную зрелость», то есть как достижение некоего показателя собственного развития, в результате достижения которого у детей появляется способность к обучению или возможность для познания качественно новых знаний необходимых в процессе качественного школьного обучения. При этом Й. Шванцар выделил компоненты готовности, в череде которых умственная, а также социальная и помимо всего прочего эмоциональная [11 c.63].
Со слов Л.И. Божович готовность – это личный показатель индивидуальной мыслительной функции и личного познавательного интереса. Помимо всего прочего ученый выделил комплекс обязательных компонентов необходимых в процессе развития психики, которые помогают в процессе обучения, а именно мотивационную составляющую и интеллектуальную составляющую. Помимо всего прочего ученый сформулировал особенности готовности к обучению в качестве череды специальных компонентов: личностного, а также умственного и помимо всего прочего волевого [9, c.152].
И как результат личностная готовность, это:
- показатель личного развития;
- показатель самооценки;
- коммуникативные данные относительно готовности;
- уровень понимания всевозможных социальных норм.
В качестве умственной готовности автор определил:
- степень познавательной готовности;
- степень речевой готовности;
- степень сформированности памяти и помимо этого внимания и воображения.
Д.Б. Эльконин рассматривая вопросы подготовленности старших дошкольников к школьному обучению прежде всего исследовал саму способность к школьному обучению под которой автор определял возможность работать по конкретной инструкции [41, c.83].
Н.И. Гуткина пришла к заключению о том, что степень готовности к обучению у дошкольников 7 лет развита гораздо лучше, чем у детей шести лет. А значит семилетние дошкольники обладают более высоким уровнем произвольности. На основании этого автор приходит к выводам о том, что у дошкольников 6 и 7 лет будет происходить процесс обучения не одинаково.
Проведя эмпирическое исследование, автор пришел к выводам о том, что у дошкольников 6 лет показатель готовности был от трех до четырех баллов, в то время как у дошкольников 7 лет исследуемый показатель был от четырех до пяти баллов, а это указывает на специфику психофизиологической готовности к школе [32, c.107].
На основании анализа различных трудов В.Д. Шадриков представил комплекс самых значимых учебных качеств в формате комплексной структуры учитываемой при организации учебного процесса с детьми младшего школьного возраста:
- личностно-мотивационные способности под которыми нужно понимать отношение младших школьников к процессу обучения, имеющее у них желание, а также возможности;
- понимание учебных задач, то есть желание выполнять определенные задания с поставленной целью на достижение определенного результата и помимо всего прочего избегание возможных неудач;
- наличие представления по поводу способов выплнения поставленных задач, то есть минимальный объем познаний и помимо всего прочего способностей;
- информационный компонент, заключающийся в понимании и последующем усвоении и дальнейшей сохранности приобретенных в период обучения знаний;
- индивидуальное управление личным учебным процессом, то есть способность понимать учебное воздействие и помимо всего прочего возможность развивать в каждом ребенке способности к самостоятельному планированию, а также к личному контролю за своим трудом [29, c.93].
Порой ученые, например, Л.С. Выготский, приходят к заключению относительно того, что личная готовность – это уровень развития индивидуального мнения ребенка при помощи, которой можно определить степень развития индивидуального сознания, что в свою очередь способствует трансформации личного поведения, а также психологической готовности ребенка [30, c.123].
Эмоционально-волевая сторона готовности к обучению состоит в том, что ребенок может сосредоточиться и запоминать преподносимую ему информацию, долгий период времени исполнять определенные действия.
Интеллектуальная сторона готовности к обучению состоит из уровня сформированности различных индивидуальных познавательных процессов.
Мотивационная сторона готовности к обучению указывает на наличие индивидуальных мотивов, которые способствуют процессу руководства личной деятельностью в процессе школьного обучения.
Социальная сторона готовности указывает на степень сформированности личных качеств, хорошо влияющих на процесс межличностного общения.
И как результат приходим к выводу о том, что в настоящее время нет единого понимания психологической готовности к школьному обучению.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
2.Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 05.07.2021.
3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // "Российская газета", N 265, 25.11.2013.
4.Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т. В. Ананьева. – Спб.: Детство Пресс, 2017. – С.38.
5.Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2018. – С.73.
6.Бойкина М. В. Об интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению / М. В. Бойкина. – Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии пост дипломного педагогического образования. – 2018. – №2 (25). – С. 40.
7.Божович, Е. Д. Диагностика языковой компетенции старших дошкольников и первоклассников: учебное пособие для вузов / Е. Д. Божович. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – С.63.
8.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Л. И. Божович. – Санкт Петербург: Питер, 2013. – С.152.
9.Березовская В. М. Театр как средство воспитания гиперактивных детей в организации дошкольного образования // Инновационная деятельность в дошкольном образовании: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. П. Новиковой. М.: Канцлер, 2019. С. 328.
10.Веракса, Н. Е. Развитие старшего дошкольника в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С.153.
11.Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим старшего дошкольника к школе / Б. С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Питер, 2009. – С.106.
12.Венгер, Л. А. Клиническая психология развития Л. А. Венгер. – Москва: Юрайт. 2018. – С.83.
13.Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М.: Юрайт, 2018. – С.61.
14.Волобуева Л. М. Подготовка руководящих и педагогических работников в условиях модернизации дошкольного образования // Управление ДОУ. – 2018. – № 1. – С. 19.
15.Груздева Н. А. Формирование психологической готовности детей к начальному этапу школьного обучения в системе дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы. Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. - 2020. С. 173.
16.Горькова А. И., Васина Ю.М. Проблема изучения межличностного общения старших дошкольников с задержкой психического развития // ModernScience. - 2019. - № 12-2. - С. 336.
17.Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2017. – С.83.
18.Егорова Н. А., Латушко И. Е. Педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Вестник Могилевского государственного университета им. А. А. Куляшова. Психолого-педагогическая наука, педагогика, психология, методика. - 2019. - № 1. - С. 4.
19.Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников //Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 2. - Том 2. - С. 113.
20.Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. Санкт-Петербург: Речь, 2018. - С.106.
21.Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. - 2018. - №8. - С.14.
22.Кравцов Г. Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие / Г. Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – С. 38.
23.Лисина М. И. Формирование личности старшего дошкольника в общении / М. И. Лисина. – Санкт Петербург: Питер, 2009. – С.207.
24.Лобок А. М. Проблематика инновационной деятельности в экспликации к проблемному полю образовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2018. – №1. – С. 6.
25.Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва: Книга по Требованию, 2017. – С.129.
26.Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2017. – С.79.
27.Митичева Т. И., Шадрина Я. А. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 700.
28.Павлова, С. А. Интеллектуальное развитие и детская одаренность: учебное пособие для вузов / С. А. Павлова. - 2-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – С.93.
29.Протопопова М. В. Психологическая готовность к школе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Современные исследования социальных проблем. - 2020. - № 6. - С. 123.
30.Савенкова, Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. - С. 94.
31.Савенков, А. И. Диагностика и развитие социального интеллекта старшего дошкольника: монография / А. И. Савенков: под ред. П.В. Смирновой, – М.: Издво «Эконинформ», 2018. – С.107.
32.Столяренко, Л. Д. Общая психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. – С.83.
33.Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – С.53.
34.Сергеева Л. В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. - 2019. - №1. - С.28.
35.Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность старшего дошкольника дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 591.
36.Сангаджиева З. И. Модель подготовки будущего педагога начальных классов к инновационной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – №4. – С. 103.
37.Тесленко С. Б., Охмак И. Н., Борзых О. А., Татаринова О. В. Основные аспекты формирования готовности к школьному обучению // Актуальные исследования. - 2021. - №6 (33). - С. 34.
38.Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2018. - № 1. - С.146.
39.Фесенко, Ю. А. Детская и подростковая психиатрия: «нестандартный», или «плохой хороший», ребенок: учебное пособие для вузов / Ю. А.Фесенко, М. И. Лохов, Е. В. Фесенко. - 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – С.76.