Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современной практике особую значимость приобретает проблема обучения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Проблема особенностей монологической речи у младших школьников с ЗПР, особенно актуальна, т.к. уровень владения ребенком связной речью влияет на развитие всей познавательной деятельности, способствует повышению уровню общего развития и как следствие создает положительные предпосылки к формированию дальнейших учебных навыков.
Под связной монологической речью понимается последовательная, насыщенная лексикой речь ребенка, отражающая окружающую действительность. О сформированности связной речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
Степень разработанности проблемы исследования. В работах Н.И. Левшиной, О.А. Нечаевой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой описываются методики развития связной речи. Исследователи отмечают, что в работе над развитием речи необходимы как традиционные, так и инновационные методы работы, особенности в части обучения творческому рассказыванию.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование [1].
Младшие школьники могут приобрести многие навыки и способности, необходимые для успешного обучения, чтобы комфортно писать в младшем школьном возрасте. Но, в случае наличия у ребенка задержки психического развития, ребенок без специальной коррекционной помощи не способен самостоятельно овладеть необходимые навыками и умения для обучения.
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подробно раскрыты в работах И.Ю. Боряковой, Демьянова, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Р.И. Лалаевой, И.А. Симоновой.
Трудности в формировании связного монологического высказывания у детей младшего школьного возраста приводят не только к невозможности ребенка овладеть необходимыми образовательными результатами, но сказывается негативное влияние на его психическое развитие, возможности социализации и развития межличностных отношений.
Организация формирования монологической речи у младших школьников с ЗПР предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, соблюдения лексико-грамматических особенностей речи, умение продолжать и заканчивать свою речь.
В настоящее время накоплен широкий научных опыт использования различных методов (словесные, наглядные, игровые), направленные на формирование связной монологической речи.
Среди подходов к построению связной монологической речи также выделяется аспект, в котором используются элементы мнемотехники. Мнемоническая таблица - это схема, в которую помещается определенная информация. Авторы интерпретируют это понятие по-разному. Например, В.К. Воробьева называет такую методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Л.Н. Ефименкова - схемой составления рассказа, Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова – картинно-графическими планами.
Из вышесказанного следует отметить, что рассмотренные методы и технологии формирования связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития позволяют по-разному проводить коррекционную работу, что, в свою очередь, помогает преодолеть недоразвитость речи.
Таким образом, перед образовательным учреждением возникла потребность в поиске совершенных методов развития связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития и потребность в особом обучении, главной особенностью которого является создание таких условий, которые вызовут у детей интерес к языку и обеспечат творческий характер речи, склонность к саморазвитию.
Актуальность данного исследования прослеживается с нескольких сторон:
– социальной – между необходимостью развития связной монологической речи детей как условие успешной социализации и недостаточного уровня ее развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
– педагогической – между необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выбором эффективных методов, форм и средств развития связной речи.
– методической – между необходимостью разработки проекта по развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и методическими рекомендациями по его реализации.
Выявленная актуальность, позволяет сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития».
Цель исследования: выявить особенности развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – процесс развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования – особенности развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет эффективным, если занятия будут направлены на развитие умений монологической речи в процессе сюжетно-ролевых игр, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр, развитию умения рассказывания посредством мнемотехник.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста;
2. Описать методы развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
3. Выявить уровень сформированности связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
4. Разработать комплекс мероприятий по развитию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическими основами выступили труды следующих учёных:
- в области развития речи на каждом этапе развития ребенка (Л.Н. Ефименкова, М.И. Лисина, Н.В. Нищева) и особенностях и процесса развития связной монологической речи (М. М. Алексеева, О.А. Нечаева, О.С Ушакова и др.), позволившие выделить основные компоненты развития связной монологической речи у младших школьников и подобрать методики диагностики;
- дизонтогенеза и особенностях связной монологической речи у младших школьников с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Т.Е. Дубынина, Е.В. Иншакова, К.С. Лебединская), позволивших выделить основные психические и речевые трудности и недостатки в развитии связной монологической речи;
- методы и средства речевого развития детей (М.М. Алексеева, И.О. Болотова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.), позволившие выделить методов работы по формированию связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и обосновать их в рамках разработанного проекта.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературных первоисточников по теме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение, беседа с детьми, педагогический эксперимент (констатирующий этап).
Методики исследования: в работе была использована методика В. П. Глухова.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе были выделены уровни и показатели развития связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработан комплекс мероприятий по развитию связной монологической речи, направленных на работу с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: МБОУ – школа №36 города Орла.
В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с ЗПР и 10 детей с нормальным речевым развитием, обучающихся в 1-4 классах.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Особенности связной монологической речи в младшем школьном возрасте
Формирование связной монологической речи подчиняется законам развития и постепенного становления. Тем самым связная речь ребенка формируется с момента овладения им словарной речи до осмысленного самостоятельного высказывания.
Анализируя процесс формирования связной речи у детей младшего школьного возраста следует отметить, что недостатки её формирования встречаются у всех детей вне зависимости от наличия или отсутствия речевой патологии. Причин данному явление достаточное множество, но не взирая на наличие или отсутствие диагноза, необходимо обращаться внимание специалистов к качеству сформированной у ребенка речи.
В случае выявления у ребенка трудностей формирования связной речи, коррекционная работа проводится в комплексе с разными специалистами и технологиями, так как необходимо не только развитие фразовой речи, но и минимизации причин, вызывающих её недоразвитие.
Связная речь представляет собой сложную форму коммуникации. Она выражается в возможности ребенка максимально полно и разнообразно употреблять в речи разные части речи, комплектовать их в предложения в соответствии с синтаксическими и грамматическими правилами, с также соблюдая логическую связь речи. Единицами связной речи являются слова, словосочетания и предложения.
Большинство авторов учитывают особенности связной речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [10].
Л.С. Выготский считает, что связная речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью: связь речи - это связь мыслей. Связная речь обуславливает логическое мышление ребенка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребенок формирует свои слова, мы можем говорить об уровне речевого развития [7].
С.Л. Рубинштейн замечает, что связная речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержание [7].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности связная речь определяет возможности коммуникации между людьми. Связная речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [10].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [8].
О.С. Ушакова считает, что монолог охватывает всю звуковую культуру языку, его словарный запас и грамматику [10].
По мнению А. Р. Лурия и С.Л. Рубинштейна, для монологической речи характерно: односторонность и непрерывность речи, произвольность речевых фраз, детализация речи, логичность повествования, адресованность на слушателя, превалирование вербальных речевых средств. Отличительной чертой монолога усматривается в том, что его содержание, как правило, предопределено и заранее спланировано [15].
O.A. Нечаева отмечает, что у детей монолог выражается в форме определения, повествования и рассуждения [29].
Описание – это текст, который заменяется общим описанием и названием объекта, за которым следует список характеристик, атрибутов, действий. Описание завершает последнее утверждение, которое оценивает предмет или дает заявление по этому вопросу. Описание имеет статическую, не жесткую конструкцию, которая позволяет перемещать, заменять компоненты. Изучение того, как создавать текстовые аннотации, поможет детям получить базовое представление о структуре и функциях пояснительного текста.
Повествование включает сообщение фактов, описывающих событие и включенных в логическую цепочку речевого акта. Повествование позволяет раскрыть любое событие в зависимости от его временного порождения. Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) - должна быть четко сохранена. Обучение повествованию необходимо при работе детей с художественными текстами. С помощью повествования дети могут самостоятельно составлять описание.
Рассуждение является особым типом утверждения, используемого для раскрытия причинно-следственных связей обсуждаемого события. Структура монологического аргумента включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод из него. В таких утверждениях у детей развиваются навыки рассуждения, логического мышления, объяснения, доказательства, вывода, обобщения того, что выражается.
Такие высказывания могут появляться в грязной (смешанной) форме в связанных текстах дошкольников, когда элементы объяснения или рассуждения включены в повествование или наоборот [19].
В настоящем исследовании мы придерживаемся позиции М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и выделяем следующие отличительные признаки связного монологического высказывания:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 05.01.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, B.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
4. Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
5. Баринова, А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР / А.А. Баринова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. - С. 15-23.
6. Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. - М.: Добрый мир, 2018. 332 с.
7. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
8. Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография. Изд-е 2-е, испр. и доп / Н.Ю. Борякова. - Ярославль: Канцлер, 2017. - 169 с.
9. Бондаренко, П. С. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития / П. С. Бондаренко, А. В. Арефьева // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93599/ (дата обращения: 10.03.2024).
10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
11. Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
12. Дубынина, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. // — 2020. — № 18 (308).
13. Егорова, Е.Е. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития / Е.Е. Егорова. - М., 2017. - 320 с.
14. Емелина Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс... канд. мед. наук: 14.01.06. – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2018. – 189 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
16. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
17. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 163 с.
18. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
19. Егорова, Е.Е. ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / Е.Е. Егорова, Т.В. Курилова // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.03.2024).
20. Иншакова, Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
21. Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗПР / Н.И. Кобонина // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2018. – №5. – С.24-27.
22. Лепская, Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - М.: МГГУ, 2017. - 311 с.
23. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
24. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология: научно-методический журнал. - 2017. - № 8. - С. 10-18.
25. Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
26. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
27. Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
28. Мосина, Э.Г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ / Э.Г. Мосина // Инновационная наука. - 2022. - №4-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zpr-v-inklyuzivnom-klasse (дата обращения: 10.03.2024).
29. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
30. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70007/ (дата обращения: 19.02.2024).
31. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Ред.-сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М: Просвещение. – 2017. – 144с.
32. Поваляева, М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. – 187 с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
34. Ткаченко, Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. - М.: Владос, 2017. - 47 с.
35. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. - URL. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/ClinicLectkidPsy.pdf (дата обращения: 21.02.2024).
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
37. Шамарина, Е.В. Особенности использования наглядного материала для формирования связной речи старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Шамарина // Начальная школа. - 2017. - № 4. - С. 118.