Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современном обществе социального обеспечения и защиты прав ребенка судьба сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханое (Вьетнам) предстает как важный вопрос для ученых и практиков; поэтому данное исследование посвящено изучению многогранных аспектов механизмов социальной поддержки уязвимых групп населения. Актуальность данного исследования заключается в тщательном анализе существующей системы социальной поддержки, выявлении ее сильных сторон и недостатков на фоне стремительных социально-экономических преобразований, затронувших Вьетнам. Заслуживает внимания сопоставление законодательных и институциональных мер Вьетнама с международными стандартами и практикой, направленное на выявление диспропорций и потенциальных возможностей для совершенствования.
Проблема исследования охватывает: определение и психосоциальные характеристики сирот и детей, лишенных родительского надзора («сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»); сравнительный анализ с аналогичными категориями в различных геополитических контекстах; влияние социального окружения на траектории развития пострадавших детей. Правовые основы, на которых базируется социальное обеспечение детей во Вьетнаме, подвергаются тщательному анализу, сопоставляются с мировыми нормами, чтобы получить критическое представление о нормативных и операционных пробелах. Динамика работы и задачи ханойских учреждений социального обеспечения детей рассматриваются с учетом проблем и перспектив, присущих нынешней системе, что открывает путь к внедрению инновационных практик социальной поддержки.
Объектом исследования является система социальной поддержки сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ханое (Вьетнам).
Предмет исследования – эффективность работы, направленной на обеспечение целостного благополучия детей.
Целью данного исследования, основанного на эмпирическом и теоретическом анализе, является тщательное изучение социальной поддержки «детей-сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей» в Ханое (Вьетнам)
Задачи:
1. Изучить социально-психологическую типологию «сирот» и «детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Выявить расхождения и совпадения между вьетнамской моделью социального обеспечения детей и теми, которые существуют в различных геополитических сферах.
3. Охарактеризовать законодательную и институциональную базу, лежащую в основе социального обеспечения детей во Вьетнаме.
4. Проанализировать эффективность и ограничения механизмов социальной поддержки детей во Вьетнаме.
5. Разработать схему для повышения устойчивости социального обеспечения детей в Ханое.
Методологические и теоретические основания. Методологической основой исследования является сочетание эмпирических и теоретических аспектов, почерпнутых из ряда научных работ; Т.О. Арчакова и Е.Ш. Гарифулина освещают роль детей как исследователей и соисследователей в социальных практиках, предлагая в итоге учитывать вовлеченность в детско-центрированные методологии, что крайне важно для изучения психосоциального аспекта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представленные И.А. Бобылевым и О.В. Заводилкиным соображения о подготовительных режимах перехода институциональных детей к самостоятельности служат сравнительной базой для сопоставления ханойских механизмов защиты детей с мировой практикой. Коллективная работа по комплексному сопровождению и коррекции развития детей-сирот под научным руководством Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой подчеркивает значимость социально-эмоциональных интервенций, согласуется с анализом М. Лоури и Э. Флури поведенческих и эмоциональных проблем бывших несопровождаемых детей-беженцев после репатриации, что обогащает психосоциальное аналитическое измерение.
В своем исследовании Э. Оппенгеймер и др. рассматривают правовую и социальную помощь при посредничестве полиции и раскрывают новый взгляд на пересечение права и социального обеспечения, что важно для анализа правовой структуры, лежащей в основе социального обеспечения детей в Ханое. Методологический подход к постинтернатному сопровождению детей-сирот предлагают М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и Т.Н. Сапожникова, а исследование К. Роелен о социальном обеспечении вьетнамцев в связи с детской бедностью вводит в дискурс критические социально-экономические векторы. Сравнительный анализ вьетнамских детей-беженцев, проведенный М. Чой, Г. Ю и Ф. Лиех-мак, а также исследование Р. Бурра об эволюции парадигм, затрагивающих вьетнамских детей, обеспечивают необходимый контекстуальный уровень, чтобы вписать данное исследование в более широкие социокультурные и политические рамки.
В своих научных работах З. Геллис изучает родственную и неродственную социальную поддержку среди вьетнамских иммигрантов, Н. Тхуи и Х. Берри исследуют социальный капитал среди матерей детей с ограниченными возможностями, а Т. Харфам, М. Сильва и Т. Туан изучают материнский социальный капитал в связи со здоровьем детей во Вьетнаме, дополняя методологические рамки исследования нюансами, связанными с сетями социальной поддержки. Исследовательские работы Н.Н. Кузина и Н.В. Панова об индивидуальных планах развития студентов-сирот, исследование Л. Лыонг и др. о влиянии загрязнения воздуха на здоровье, анализ Д. Гудкайнда о политике планирования семьи во Вьетнаме, М. Эванс и С. Харкнесс о социальной защите пожилых людей и бедности создают многомерную методологическую основу, охватывающую сложность и разнообразие социального обеспечения детей и социальной поддержки в Ханое, что обеспечивает прочную базу для углубленных исследований.
Научная новизна и методы исследования. Исследование, посвященное изучению сложностей систем социальной поддержки сирот и брошенных детей в Ханое (Вьетнам), демонстрирует научную новизну, анализируя местные механизмы социального обеспечения в глобальных сравнительных рамках, тем самым освещая многогранную динамику практики социального обеспечения детей в быстро развивающейся социально-экономической среде. Сравнивая систему социального обеспечения детей Вьетнама с системой международных стандартов и практик, исследование открывает новые возможности для понимания эффективности, недостатков и потенциальных улучшений систем социальной поддержки Ханоя. С помощью метода сравнительного анализа подробно рассматриваются редко изучаемые аспекты юридического, психологического и образовательного воздействия, демонстрирующие уникальное сочетание проблем и перспектив, характерных для вьетнамского контекста.
В исследовании выдвигается гипотеза о том, что интеграция передового международного опыта с вьетнамскими социокультурными и правовыми особенностями может значительно повысить эффективность, охват и устойчивость механизмов социальной поддержки этой уязвимой группы населения. Для этого необходимо исходить из того, что существующие механизмы, несмотря на их надежность, могут иметь нормативные и оперативные пробелы, которые, если их устранить с помощью междисциплинарного и межуровневого подхода, могут оказать преобразующее воздействие на траектории развития сирот и брошенных детей в Ханое. Исходя из этой гипотезы, исследование стремится не только критиковать, но и конструктивно дополнять практику социального обеспечения детей, создавая, благодаря эмпирическим данным, теоретическим рассуждениям и методологическим инновациям, измерение, обогащенное потенциалом для реформирования политики и практической реализации, направленной на изменение структуры социальной поддержки таким образом, чтобы она отвечала как насущным потребностям, так и долгосрочным устремлениям ее получателей.
Соединяя теоретические и практические аспекты, исследование ханойских систем социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой важную научную и общественную задачу; синтезируя нюансы взаимодействия между законодательной базой, психосоциальными вмешательствами и образовательными методиками, оно способствует лучшему пониманию механизмов защиты детей.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в свод знаний о благополучии детей, предлагая новое рассмотрение сложных социально-правовых и эмоциональных факторов, лежащих в основе жизни уязвимых детей во Вьетнаме, тем самым расширяя дисциплинарные границы социальной работы, психологии и права.
Практическая значимость. С практической точки зрения, результаты исследования могут послужить основой для разработки и реализации стратегий реформирования политики, которые учитывают конкретные условия и имеют глобальное обоснование. Выявив недостатки и сильные стороны существующей в Ханое системы социальной поддержки, исследование предлагает действенные идеи по повышению эффективности, охвата и устойчивости мероприятий по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Практические аспекты выходят за рамки простого академического интереса, затрагивая самую суть политики социального обеспечения и защиты детей, и, таким образом, являются важнейшим руководством для политиков, специалистов-практиков и неправительственных организаций, занимающихся защитой детей, как во Вьетнаме, так и в аналогичных контекстах по всему миру. Благодаря взаимодействию теоретических знаний и практического применения, исследование подчеркивает свою ключевую роль в формировании контуров дискурса и практики защиты детей, что будет символизировать смену парадигмы в сторону более инклюзивных, эффективных и сострадательных систем поддержки наиболее уязвимых групп населения в мире.
Структура работы состоит из введения, двух глав, которые разделены на параграфы, заключения и списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Определение и характеристики категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В рамках научного дискурса о благополучии детей определение понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» является переломным моментом, требующим понимания, выходящего за рамки традиционных определений; сироты, согласно традиционному пониманию, обозначают несовершеннолетних, лишенных обоих опекунов, – состояние тяжелой утраты, влекущее за собой глубокие психологические последствия. Напротив, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» охватывает более широкий спектр, включая тех, кто, несмотря на наличие живых родителей, лишен семейной поддержки из-за множества социально-экономических и правовых проблем. Подобная расширенная категоризация подчеркивает сложность потребностей детей, требующих индивидуального вмешательства, направленного на решение многогранной природы депривации и сиротства.
Психологические и социальные характеристики несовершеннолетних, о которых пишет Л.М. Шипицына, подчеркивают спектр эмоциональных и развивающих проблем, отмеченных глубоким чувством утраты и покинутости, которые часто проявляются в поведенческих и эмоциональных проблемах[ Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.]. Сравнительный анализ, н-р., проведенный И.А. Бобылева и О.В. Заводилкина, освещают разнообразную природу систем поддержки в разных культурах, выявляя критический пробел в специализированных социальных вмешательствах, отвечающих уникальным потребностям развития этих детей[ Бобылева И.А. Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой. М., 2010. С. 9-28.]. Влияние социального окружения, о котором подробно рассказывают М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, и Т.Н. Сапожникова, играет ключевую роль в формировании личности ребенка, а отсутствие или неадекватность воспитывающей заботы усугубляет уязвимость, с которой сталкиваются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей[ Рожков М.И., Байбородова Л. В., Сапож-никова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абросимова Е.Е., Бухтиярова И.Н., Филипова А.Г. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: анализ региональных образовательных мероприятий и материалов СМИ // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3 (50). С. 50-64. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2019-3/50-64.
2.Алибаева, Д. С. Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России / Д. С. Алибаева, О. С. Маметьева // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 83.
3.Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Дети в роли исследователей, оценщиков и соавторов социальных практик: опыт конкурса «Голос ребенка: дети как эксперты опыта» // Детские инициативы – путь в будущее. М., 2019. С. 56-76.
4.Бахвалова, Е. В. Модель социально-психологического сопровождения интеграции воспитанников детского дома в образовательное пространство школы / Е. В. Бахвалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 316-32.
5.Бикмаева, А. В. Обобщение опыта социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях образовательного учреждения / А. В. Бикмаева, Н. И. Смаковская // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. – С. 131-136.
6.Бобылева И.А. Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой. М., 2010. С. 9-28.
7.Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
8.Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6—15.
9.Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Международный журнал «Социально-экономические явления и процессы». — Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина. №11. 2013. С. 167—173.
10.Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 9. С. 139-147.
11.Деева Е.В. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 10. С. 202-208.
12.Клюева, А. В. Основные проблемы социального сопровождения в формировании готовности к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Клюева // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 19 (103). – С. 36-42.
13.Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипи-цыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
14.Кузина, Н. Н. Индивидуальный план развития учащегося-сироты учреждения профессионального образования / Н. Н. Кузина, Н. В. Панова // Академия профессионального образования. – 2018. -№ 10. – С. 58-68.
15.Носова, К. В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей / К. В. Носова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 31 (269). — С. 115-118. — Режим доступа: Ы^://то1исЬ га/агсЫуе/269/61906/ (дата обращения: 10.04.2021). Текст: электронный.
16.Одинокова В.А., Русакова М.М., Усачёва Н.М. Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 129-144. https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.2.08.
17.Рожков М.И., Байбородова Л. В., Сапож-никова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010.
18.Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях самостоятельного проживания (подготовка к независимой жизни)». Кн. 26 / под ред. М.О. Егоровой. М., 2013.
19.Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
20.Burr, R., 2020. Vietnam's Children in a Changing World. . https://doi.org/10.36019/9780813539898.
21.Burr, R., 2020. Vietnam's Children in a Changing World. . https://doi.org/10.36019/9780813539898.
22.Dinh, K., Sarason, B., & Sarason, I., 1994. Parent-child relationships in Vietnamese immigrant families.. Journal of Family Psychology, 8, pp. 471-488. https://doi.org/10.1037/0893-3200.8.4.471.
23.Emery, C., Nguyễn, H., & Kim, J., 2014. Understanding Child Maltreatment in Hanoi. Journal of Interpersonal Violence, 29, pp. 1228 – 1257. https://doi.org/10.1177/0886260513506276.
24.Emery, C., Nguyễn, H., & Kim, J., 2014. Understanding Child Maltreatment in Hanoi. Journal of Interpersonal Violence, 29, pp. 1228 – 1257. https://doi.org/10.1177/0886260513506276.
25.Evans, M., & Harkness, S., 2008. Elderly people in Vietnam: social protection, informal support and poverty. Benefits: A Journal of Poverty and Social Justice. https://doi.org/10.51952/pdnz6644.
26.Gellis, Z., 2003. Kin and nonkin social supports in a community sample of Vietnamese immigrants.. Social work, 48 2, pp. 248-58 . https://doi.org/10.1093/SW/48.2.248.
27.Giao, V., & Kien, T., 2012. Child Support Law of Vietnam. , 39, pp. 117-140. https://doi.org/10.17248/KNULAW..39.201206.117.
28.Goodkind, D., 1995. Vietnam's One-or-Two-Child Policy in Action. Population and Development Review, 21, pp. 85. https://doi.org/10.2307/2137414.
29.Goodkind, D., 1995. Vietnam's One-or-Two-Child Policy in Action. Population and Development Review, 21, pp. 85. https://doi.org/10.2307/2137414.
30.Ha, V., Whittaker, A., Whittaker, M., & Rodger, S., 2014. Living with autism spectrum disorder in Hanoi, Vietnam.. Social science & medicine, 120, pp. 278-85 . https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2014.09.038.
31.Han, M., & Osterling, K. (2012). Characteristics and factors impacting reunification outcomes among Vietnamese immigrant families in the child welfare system. Children and Youth Services Review, 34, 103-111. https://doi.org/10.1016/J.CHILDYOUTH.2011.09.005.
32.Harpham, T., Silva, M., & Tuan, T., 2005. Maternal social capital and child health in Vietnam. Journal of Epidemiology and Community Health, 60, pp. 865 – 871. https://doi.org/10.1136/jech.2005.044883.
33.Harpham, T., Silva, M., & Tuan, T., 2005. Maternal social capital and child health in Vietnam. Journal of Epidemiology and Community Health, 60, pp. 865 – 871. https://doi.org/10.1136/jech.2005.044883.
34.Hong, N., & Nhung, V., 2018. Poverty Reduction Work at Bavi Commune, Bavi District, Hanoi, Vietnam Today – Obtained Results and the Role of Social Workers. Academic Journal of Interdisciplinary Studies, 7, pp. 55 – 61. https://doi.org/10.2478/ajis-2018-0058.
35.Hop, L., Gross, R., Giay, T., Schultink, W., Thuan, B., & Sastroamidjojo, S., 1997. Longitudinal observation of growth of Vietnamese children in Hanoi, Vietnam from birth to 10 years of age. European Journal of Clinical Nutrition, 51, pp. 164-171. https://doi.org/10.1038/sj.ejcn.1600377.
36.Huy, H., & Nguyen, L., 2022. Short report: mental health problems among left-behind children in Vietnam: prevalence and an examination of social support and parent-child communication as protective factors. Psychology, Health & Medicine, 28, pp. 876 – 883. https://doi.org/10.1080/13548506.2022.2147557.
37.Knodel, J., Friedman, J., Anh, T., & Cuong, B., 2000. Intergenerational exchanges in Vietnam: Family size, sex composition, and the location of children. Population Studies, 54, pp. 104 – 89. https://doi.org/10.1080/713779067.
38.Loughry, M., & Flouri, E., 2001. The behavioral and emotional problems of former unaccompanied refugee children 3-4 years after their return to Vietnam.. Child abuse & neglect, 25 2, pp. 249-63 . https://doi.org/10.1016/S0145-2134(00)00240-4.
39.Loughry, M., & Flouri, E., 2001. The behavioral and emotional problems of former unaccompanied refugee children 3-4 years after their return to Vietnam.. Child abuse & neglect, 25 2, pp. 249-63 . https://doi.org/10.1016/S0145-2134(00)00240-4.
40.Luong, L., Phung, D., Sly, P., Morawska, L., & Thai, P., 2017. The association between particulate air pollution and respiratory admissions among young children in Hanoi, Vietnam.. The Science of the total environment, 578, pp. 249-255 . https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2016.08.012.
41.McKelvey, R., Davies, L., Sang, D., Pickering, K., & Tu, H., 1999. Problems and competencies reported by parents of Vietnamese children in Hanoi.. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 38 6, pp. 731-7 . https://doi.org/10.1097/00004583-199906000-00021.
42.N. Thuy and H. Berry. «Social capital and mental health among mothers in Vietnam who have children with disabilities..» Global health action, 6 1 (2013): 18886. https://doi.org/10.3402/gha.v6i0.18886.
43.Nguyen, N., Dien, T., Schindler, C., Lien, N., Probst-Hensch, N., Lan, V., Künzli, N., & Pérez, L., 2017. Childhood hospitalisation and related deaths in Hanoi, Vietnam: a tertiary hospital database analysis from 2007 to 2014. BMJ Open, 7. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2016-015260.
44.Oppenheimer, E., Nong, T., Khuat, O., Nguyen, T., Do, X., & Pham, V., 2022. Police-mediated legal and social assistance to people who use drugs in two districts in Hanoi, Vietnam. Journal of Community Safety and Well-Being. https://doi.org/10.35502/jcswb.249.
45.Park, S., Glidden, L., & Shin, J., 2010. Structural and Functional Aspects of Social Support for Mothers of Children with and without Cognitive Delays in Vietnam.. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 23, pp. 38-51. https://doi.org/10.1111/J.1468-3148.2009.00550.X.
46.Park, S., Glidden, L., & Shin, J., 2010. Structural and Functional Aspects of Social Support for Mothers of Children with and without Cognitive Delays in Vietnam.. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 23, pp. 38-51. https://doi.org/10.1111/J.1468-3148.2009.00550.X.
47.Rk, H., & Looney, J., 1977. Problems of Southeast Asian children in a refugee camp.. The American journal of psychiatry, 134 4, pp. 407-11 . https://doi.org/10.1176/AJP.134.4.407.
48.Rk, H., & Looney, J., 1977. Problems of Southeast Asian children in a refugee camp.. The American journal of psychiatry, 134 4, pp. 407-11 . https://doi.org/10.1176/AJP.134.4.407.
49.Roelen, K., 2010. Social Welfare in Vietnam: A Curse or Blessing for Poor Children?. Asian Social Work and Policy Review, 4, pp. 66-83. https://doi.org/10.1111/J.1753-1411.2010.00038.X.
50.Roelen, K., 2010. Social Welfare in Vietnam: A Curse or Blessing for Poor Children?. Asian Social Work and Policy Review, 4, pp. 66-83. https://doi.org/10.1111/J.1753-1411.2010.00038.X.
51.Rubenson, B., Vu, V., Ngo, T., Nguyen, H., Johansson, E., & Reilly, M., 2007. Health and social situation of adolescents in Hanoi, Vietnam. Vulnerable Children and Youth Studies, 2, pp. 116 – 126. https://doi.org/10.1080/17450120701255940.
52.Shin, J., Nhân, N., Crittenden, K., Hong, H., Flory, M., & Ladinsky, J., 2006. Parenting stress of mothers and fathers of young children with cognitive delays in Vietnam.. Journal of intellectual disability research : JIDR, 50 Pt 10, pp. 748-60 . https://doi.org/10.1111/J.1365-2788.2006.00840.X.
53.Sokoloff, B., Carlin, J., & Pham, H., 1984. Five-year Follow-up of Vietnamese Refugee Children in the United States. Clinical Pediatrics, 23, pp. 565 – 570. https://doi.org/10.1177/000992288402301006.
54.Stalcup, S., Oscherwitz, M., Cohen, M., Crast, F., Broughton, D., Stark, F., & Goldsmith, R., 1975. Planning for a pediatric disaster -- experience gained from caring for 1600 Vietnamese orphans.. The New England journal of medicine, 293 14, pp. 691-5 . https://doi.org/10.1056/NEJM197510022931404.
55.Teerawichitchainan, B., & Phillips, J., 2008. Ethnic differentials in parental health seeking for childhood illness in Vietnam.. Social science & medicine, 66 5, pp. 1118-30 . https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2007.10.020.
56.Thuy, N., & Berry, H., 2013. Social capital and mental health among mothers in Vietnam who have children with disabilities. Global Health Action, 6. https://doi.org/10.3402/gha.v6i0.18886.
57.Tingvold, L., Hauff, E., Allen, J., & Middelthon, A. (2012). Seeking balance between the past and the present: Vietnamese refugee parenting practices and adolescent well-being.. International journal of intercultural relations : IJIR, 36 4, 563-574 . https://doi.org/10.1016/J.IJINTREL.2012.03.004.
58.Tsoi, M., Yu, G., & Lieh-mak, F., 1986. Vietnamese refugee children in camps in Hong Kong.. Social science & medicine, 23 11, pp. 1147-50 . https://doi.org/10.1016/0277-9536(86)90332-1.
59.Turner, S., & Nguyen, P., 2005. Young Entrepreneurs, Social Capital and Doi Moi in Hanoi, Vietnam. Urban Studies, 42, pp. 1693 – 1710. https://doi.org/10.1080/00420980500231563.