Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время сфера туризма является одной из наиболее активно развивающихся форм международной торговли. В сфере туризма работает более 250 миллионов человек во всем мире, или каждый десятый трудоустроенный человек. На туризм приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов и треть мировой торговли услугами 1.
Туризм оказывает большое влияние на ключевые отрасли экономики, такие как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство и производство потребительских товаров, и является фактором, ускоряющим социально-экономическое развитие региона.
Учитывая все политические, социокультурные и экологические последствия, оптимальное развитие туризма поможет создать дополнительные рынки для товаров и сельскохозяйственной продукции местного производства, увеличить инвестиционные потоки, повысить деловую активность.
Основными причинами, привлекающими предпринимательские структуры в туристическую отрасль, являются, во-первых, небольшие стартовые инвестиции.
Во-вторых, на рынке туристических услуг могут успешно взаимодействовать крупные, средние и малые предприятия.
В-третьих, спрос на туристские услуги как на международном рынке, так и внутреннем рынке неуклонно растет. В условиях санкций и некоторых ограничений осуществления международного туризма для россиян дополнительный импульс получило развитие внутреннего туризма.
В-четвертых, за счет минимального срока окупаемости затрат в отрасли поддерживается высокий уровень рентабельности. Даже во время пандемии 2019-2021 гг. туристическая отрасль продемонстрировала способность приспосабливаться к динамическим изменениям внешней среды, несмотря на многочисленные экономические и геополитические вызовы современности.
Эксперты туристического рынка отмечают такие тенденции, как:
1. Возрос интерес к новым видам туризма, таким как экологический, событийный, пешеходный, экстремальный туризм и другим нестандартным формы отдыха и путешествий. Платные туристы путешествуют десятки раз в год и всегда ищут новые места и форматы туризма.
2. Повышается ценность времени и опыта. Популярность поездок выходного дня растет. Туристы ищут продукты с максимальной интенсивностью опыта и впечатлений. Области, предлагающие туристам новые впечатления, имеют больше шансов на успех.
3. Расширяется круг путешествующих людей. Население наиболее платежеспособных территорий стремительно стареет, поэтому с каждым годом среди путешественников будет все больше и больше людей старше 50 лет 2.
Экологический туризм представляет собой не только отдельную отрасль, но и осознанную экологически и экономически обоснованную политику в использовании рекреационных природных территорий. Он включает разработку и сохранение экосистем, обеспечение устойчивого природопользования и поддержку долгосрочности туристической деятельности.
Растущая популярность экологического туризма обусловлена изменяющейся тенденцией во взаимоотношении с окружающей средой. В связи с этим возникает необходимость разработки экологически ориентированных туристических продуктов, которые позволят посетить уникальные природные уголки, не нанося им ущерба.
Пермский край обладает огромным потенциалом для развития экологического туризма, так как его природные ландшафты представляют большую эколого-культурную ценность. Однако, развитие экологического туризма ограничено высокой чувствительностью местных экосистем к человеческому воздействию. Более того, инфраструктура для такого вида туризма сейчас находится на недостаточно высоком уровне, и организационное обеспечение экологически ориентированных туристических продуктов значительно отстает от потребностей. Этим объясняется актуальность исследования.
Объект исследования – экологический туризм в современных условиях.
Предмет исследования – особенности экологического туризма в Пермском крае.
Цель исследования – разработка экологического туристического продукта по Пермскому краю.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:
1)Рассмотреть понятие, сущность и структуру экологического туристского продукта;
2)Изучить виды и формы экологического туризма, разработать классификацию видов экологического туризма;
3)Выявить основные технологии разработки экологического туристского продукта;
4)Сравнить отечественный и зарубежный опыт разработки экологического туристского продукта;
5)Разработать экологический туристский продукт для Пермского края и сформулировать рекомендации по повышению эффективности туристической отрасли края;
6)Предложить эффективные инструменты продвижения данного экологического туристического продукта.
Степень разработанности проблемы. В процессе данной работы исследованы монографии отечественных и зарубежных ученых и практиков по рассматриваемой проблеме, например: специалисты по организации туристической деятельности М.Б. Биржаков, И.И. Бутко, О.С. Виханский, О.Ю. Грачева, Е.Н. Ильина; авторы по экономике туризма Н.И. Кабушкин, Ф. Котлер, Л.Л. Руденко, Д.С. Ушаков; исследователи по проблематике развития экологического туризма в России Т.А. Адашова, Г.С.Ажаев, К.С. Бадулина, Н.В. Косарева, В.Е. Кочурков, Е.Н. Ливченко, Н.Ю. Логинова, Т.К. Сергеев, В.В. Храбовченков, О.С. Шимова и многие другие.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, анализ теоретических источников, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- эмпирические: SWOT-анализ;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования полученных данных для проведения занятий в колледжах и высших учебных заведений в области туризма.
Практическая значимость – внедрение разработанного экологического турпродукта позволит привлечь дополнительных клиентов в туристическую отрасль региона, что положительно отразиться на объёме продаж туристических услуг.
Структура работы определяется спецификой выбранной темы и особенностями отобранного для исследования материала: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ И РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Экологический туристский продукт: понятие, сущность, структура
Прежде чем перейти непосредственное к рассмотрению понятия «экологический туристский продукт» и его особенностей, выявим концептуальные подходы к определению туристского продукта в целом. Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туристским продуктом понимают комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта 4.
Туристский продукт представляется совокупностью новых идей и действий (мероприятий), результатом которых является новый уникальный турпродукт, реализуемый на рынке туристских услуг, качество и ценность которого должны соответствовать индивидуализированным потребностям клиентов 6.
Практически любая стране в современном мире понимает необходимость формирования комфортной среды для туристов, приемлемых условий труда для занятых в сфере туризма, внедрения инноваций и необходимой для обеспечения всего этого инфраструктуры.
Государственная поддержка стимулирует инновации в сфере туризма по трем направлениям:
Выделение средств на реализацию целевых программ в регионах.
Создание сети информационных центров, которые бесплатно предлагают свои услуги путешественникам и способствуют обучению местных жителей в сфере туризма.
Оказание финансовой помощи в виде грантов, субсидий и инвестиций для реализации научных разработок с внедрением в сфере туризма и смежных отраслях экономики.
В настоящее время индустрия туризма значительно расширилась разнообразной линейкой различных видов туризма, включая инновационные:
Рисунок 1 – Виды современного туризма
Стоит отметить, что экологическое направление может органично сочетаться практически с любым другим видом туризма.
Сложность в процессах планирования и управления инновациями состоит в классификации инноваций для сферы туризма [6, с. 121].
Одним из быстрорастущих секторов индустрии туризма является экологический туризм.
В отличие от традиционного туризма, основная задача экологического туризма - минимизировать негативное влияние человека на окружающую среду и обеспечение уникальных возможностей для погружения в естественные экосистемы.
Сущность экологического туристского продукта заключается в привлечении туристов, которые ценят природные ресурсы и хотят активно взаимодействовать с ними. Основными ценностями данного вида туризма являются экологическое сознание и устойчивое развитие.
Экологический туристический продукт создается для удовлетворения интересов и потребностей данной группы туристов, предоставляя им возможность наслаждаться красотой природы, участвовать в экологических исследованиях, осознавать значение охраны окружающей среды.
Структура экологического туристического продукта может быть разнообразной и зависит от конкретных условий и особенностей региона. В общем виде структура включает следующие элементы:
1. Природные объекты и территории – экологический туризм базируется на привлекательности природных ресурсов: национальных парков, заповедников, биосферных резерватов и других уникальных экосистем.
2. Инфраструктура и услуги – создание комфортных условий для туристов включает развитие гостиниц, ресторанов, туристических центров, маршрутов и других объектов, а также организацию экскурсий, гидов и различных заказанных услуг.
3. Образовательная составляющая – экологический туризм стимулирует развитие образовательных программ и проведение экскурсий с целью повышения экологической осведомленности туристов, приобщение их к принципам устойчивого развития.
4. Участие в консервационных программах – экологический туризм может включать возможность участия туристов в различных проектах по охране и восстановлению экосистем, например, посадке деревьев, мониторингу видов и других добровольных исследованиях.
В целом, экологический туристический продукт объединяет гармоничное сочетание природных ресурсов, развитой инфраструктуры, образовательных программ и участия в консервационных проектах. Он позволяет туристам насладиться красотой природы и в то же время сделать свой вклад в ее сохранение.
Экологический туризм становится все более популярным, привлекая тех, кто ценит окружающую среду и стремится к более устойчивому будущему.
Сегодня существует множество определений, предложенных для выявления сути понятия экологического туризма. Согласно определению Всемирной туристской организации (UNWTO), экологический туризм включает различные формы природного туризма, при которых основной мотивацией туристов является наблюдение и приобщение к природе [11
Следует отметить, что этот вид туризма сочетает посещение мало нарушенных антропогенным воздействием природных территорий с соблюдением экологической безопасности; включает различные виды природных туров, такие как пешеходные, водные, конные, велоэкскурсии, а также разнообразные виды природно-познавательных туров; международное волонтерское движение, направленное на реабилитацию деградированных природных территорий.
Таким образом, экологический туризм подразумевает частные поездки в пустынные уголки природы. Однако, при расширении термина, можно отнести к экологическим поездкам, например, научные экспедиции и различные летние экологические лагеря как для школьников, так и для детей [13].
В результате анализа данных определений можно выделить так называемую систематизацию понятия экологического туризма, которая содержит в себе основные аспекты и сущность этого вида туризма.
Экологический туризм является довольно широким понятием, из-за чего не существует единого определения данной формы туризма, так как каждый автор трактует это понятие по-своему. Однако, все же, можно выделить определенные схожие признаки. Поэтому, анализируя данные определения, можно отметить, что экологический туризм – это развивающаяся отрасль туристской индустрии, которая представляет собой устойчивую форму туризма, в рамках которой осуществляются путешествия в нетронутые природные уголки.
Фрагмент для ознакомления
3
1.https://scicenter.online/mirovaya-ekonomika-scicenter/turizm-kak-sistemnyiy-obyekt-37695.html (дата обращения:28.10.2021). – Текст: электронный.
2.Официальный сайт Ассоциации туроператоров - URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения 28.10.2021). - Текст: электронный.
3.Официальный сайт аналитического центра НАФИ - URL: https://nafi.ru/analytics/bolshinstvo-rossiyan-ispolzuyut-internet-dlya-samostoyatelnoy-organizatsii-puteshestviy-po-strane/ (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
4.Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5491
5.Ажаев Г.С. Экологический туризм: учебное пособие // Г. С. Ажаев – Павладар: Кереку, 2016. – 480 с.
6.Астафьев, О.Е. Концепт экологического туризма в Российской практике / О.Е. Астафьев // Московский государственный университет туризма и сервиса – 2017. – С.7-25. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34825240
7.Афанасьев, О.Е. Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве: сборник статей / Афанасьев О.Е. — Москва : Русайнс, 2020. — 490 с.
8.Бадулина, К.С. Экологический туризм: Основные понятия и формы развития / К. С. Бадулина // Сборник статей Всероссийской студенческой научнопрактической конференции – 2015 – С.144.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23808989
9.Богатырева, Д.С. К вопросу о современной практике подготовки специалистов к осуществлению деятельности в экологическом туризме / Д.С. Богатырева // Научные тенденции: педагогика и психология. – 2016. – С 8-10. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28817808
10.Бессараб, Д.А., Штефан Л.В. Бессараб И.Н. Экологический туризм в Зарубежной Европе: учебное пособие// Д.А. Бессараб, Л.В. Штефан, И.Н. Бессараб – Минск: Тетрасистемс, 2014 – 303с.
11.Бабкин, А.В. Специальные виды туризма: учебное пособие// А.В. Бабкин – Ростов-на Дону: Феникс, 2015 – 252с.
12.Дурович А. П., Кабушкин Н. И., Сергеева Т. М. Организация туризма/под ред. Н. И. Кабушкина. Мн.: Новое знание, 2019. 632 с.
13.Инновационность туристского продукта в борьбе за конкурентоспособность - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnost-turistskogo-produkta-v-borbe-za-konkurentosposobnost (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
14.Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса, Центр социально-экономических исследований, 2020 год. – 96 с. – Текст : непосредственный.
15.ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
16.ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
17.ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
18.Дорофеев, А.А., Богданова, Л.П.,Хохлова, Е.Р. Экотуризм в России/ А.А. Дорофеев, Л.П. Богданова, Е.Р. Хохлова// Современные проблемы сервиса и туризма - 2017. – С.38-46. [Электронный ресурс]. – https://elibrary.ru/contents.asp?id=34825240
19.Елфимова, Ю.М. Экологический туризм: Мировой опыт и перспективы развития в России / Ю.М. Елфимова // Сборник трудов конференции. – 2014. – С. 134-135. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22419356
20.Емельянова, Н.А. История развития экологического туризма в России / Н.А. Емельянова // Мордовский заповедник. – 2013. – С 26-27. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiyaekologicheskogo-turizma-v-rossii
21.Захаров, Ю.В., Ротанова, И.Н., Танкова, М.В. Использование потенциала особо охраняемых природных территорий для развития экотуризма / Ю.В. Захаров, И.Н. Ротанова, М.В. Танкова // Материалы нацчно-практической конференции. – 2014. – С.53. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24181498
22.Иванова, И.Н. Экология в туризме: Виды экологического туризма/ И.Н. Иванова// Сборник трудов конференции. – 2014. – С 56-57. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25527795
23.Ревинский И.А., Романова Л. С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2018.
24.Чернуха Д.С. Инновации и туризм: зарубежный опыт / В сборнике: Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях . 2018. [Электронный источник] / URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24049069 (дата обращения 28.10.2021 г.)
25.Туризм и гостиничное хозяйство: учебник/под ред. проф., д.э.н. Чудновского А.Д. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2017. – С. 400.
26.Бисько, И.А. Организация обслуживания туристов. Tourism service organization : учебное пособие / Бисько И.А., Маевская В.А., Паксютина Е.А. — Москва : КноРус, 2019. — 209 с.
27.Васюкова, А.Т. Малый инновационный бизнес в сфере туризма : монография / Васюкова А.Т. — Москва : Русайнс, 2020. — 98 с.
28.Кусков, А.С. Транспортное обеспечение в туризме : учебник / Кусков А.С., Джаладян Ю.А. — Москва : КноРус, 2019. — 354 с.
29.Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства : учебное пособие / Косолапов А.Б. — Москва : КноРус, 2019. — 198 с.
30.Кочурко, В.И. Эко- и агротуризм: перспективы развития на локальных территориях / В.И. Кочурко // Материалы пятой научно-практической конференции. – 2013. – С.254. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sciencecommunity.org/ru/node/14716 (дата обращения 11.04.2024).
31.Мышлявцева С.Э. Туризм в Пермском крае: учеб.-метод. пособие / С. Э. Мышлявцева; Перм. гос.нац. иссл.ун-т. – Пермь, 2012. – 140 с.
32.Оборин М. С., Девяткова Т. П., Воронов Г. А. Качественная оценка туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий (на примере Пермского края) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». 2011. № 2. С. 36–43.
33.Расковалов В. П. Оценка и географический анализ ресурсного потенциала природноориентированного туризма (на примере Пермского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук. Пермь, 2012. 210 с.
34.Республика Дагестан - URL: https://www.tripadvisor.ru/Tourism-g1536793-Republic_of_Dagestan_North_Caucasian_District-Vacations.html / (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
35.Сайт для бронирования жилья - URL: https://www.booking.com/ (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
36.Сайт для бронирования транспорта - URL: http://mahachkalabus.ru/ (дата обращения: 28.10.2021). – Текст: электронный.
37.Сергеев Т.К. Экологический туризм: учебное пособие // Т.К. Сергеев – М: Финансы и статистика, 2013 – 360с.
38.Санников П. Ю. Географическое разнообразие сети ООПТ Пермского края // Географический вестник. Экология и природопользование. 2014. № 3 (30). С. 105–114.
39.Санников П. Ю., Бузмаков С. А. Перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий Пермского края. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2015. 173 с.
40.СТРАТЕГИЯ развития туризма в Пермском крае на период до 2035 года // https:// permtpp.ru/ documents/ СТРАТЕГИЯ %201% 20развития% 20туризма_01.03.2022.pdf (дата обращения 25.04.2024).
41. Храбовченко, В.В. Экологический туризм: учебное пособие // В.В. Храбовченко – М: Финансы и статистика, 2014. – 208с.