Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время английскому языку как учебному предмету как никогда отводится важная роль в развитии коммуникативных способностей у обучающихся и их умения интегрироваться в постоянно меняющемся мире. Английский язык является международным языком, а это значит, что любой обучающийся, владеющий им, сможет легко адаптироваться в другой стране, стать ее полноправным гражданином. Это нашло отражение и в действующем Федеральном государственном стандарте основного общего образования (далее ФГОС ООО), что позволяет направить процесс обучения на формирование профессиональных компетенций в части развития умений коммуникативного взаимодействия.
Изучение особенностей преподавания английского языка на разных этапах обучения занимались многочисленные исследователи (Н.Д. Гальскова, И.Н. Дмитрусенко, И.С. Кладова, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова и др.). Все это позволило раскрыть специфику обучения английскому языку не только с психологической точки зрения (с учетом механизмов порождения речи и особенностей восприятия иноязычной речи обучающимися разного возраста), но также и рассмотреть методические особенности обучения (с учетом выбора методов, форм работы с обучающимися разного возраста и уровня подготовки).
Все это предопределяет необходимость решения вопросов в отношении повышения качества преподавания английского языка в школе и поиску эффективных методов развития умений речевого общения.
В основе любого языка заложена его лексика. Без знания лексики, человек не сможет научиться правильно выражать свои мысли и вступать в речевое общение. Именно поэтому первоочередной задачей иноязычного обучения должно выступать развитие лексических навыков у обучающихся.
Обучение лексике с использованием традиционных средств и методов не дает в полной мере достичь целей иноязычного обучения. В связи с этим педагоги и методисты ищут пути совершенствования процесса систематизации лексики с учетом особенностей обучающихся, требований государства и возможностей современного информационного пространства. Все это позволяет говорить о том, что на современном этапе развития образования на уроках важно и актуально использование различных информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ).
Использование ИКТ уже давно вошло в привычку практически у каждого учителя. Учителя ежедневно используют презентации, компьютерные игры и другие виды информационно-коммуникативных технологий на уроках. Но их использование должно отвечать целям и задачам урока. Не все ИКТ-средства можно эффективно адаптировать под процесс обучения лексике.
Облегчить процесс систематизации лексики могут различные средства обучения, например, программное обеспечение «LearningApps.org». Данное средство обучения позволяет учителю и обучающимся дистанционно работать с текстами и заданиями к ним, а учителю – корректировать процесс обучения лексике в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся, темой и количеством часов, отведённых на изучение того или иного раздела учебника.
Все вышеизложенное указывает на актуальность нашего исследования:
- с социальной стороны – между требованиями государства к повышению иноязычных знаний у обучающихся и конкретизацией целей обучения и недостаточным уровнем иноязычных навыков и умений у обучающихся основной школы;
- с педагогической стороны – между необходимостью выбора эффективных средств, методов и форм развития лексических навыков у обучающихся основной школы посредством информационно-коммуникативных технологий и их недостаточным применением учителями английского языка;
- с методической стороны – между признанием необходимости использования информационно-коммуникативных технологий в систематизации лексики у обучающихся и разработке упражнений на основе интернет-ресурса «LearningApps.org» и их практическим применением на уроках английского языка.
Объект исследования – процесс систематизации лексики у обучающихся основной школы на уроках английского языка.
Предмет исследования – использование интернет-ресурса «LearningApps.org» в систематизации лексики на уроках английского языка обучающихся основной школы.
Цель исследования – обосновать использование интернет-ресурса «LearningApps.org» в систематизации лексики лексике на уроках английского языка обучающихся основной школы на основе разработанного комплекса заданий.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Описать сущностные характеристики понятию «лексика» и 2лексический навык»;
2. Рассмотреть определение «информационно-коммуникационные технологии», их классификации и виды;
3. Описать принципы использования интернет-ресурса «LearningApps.org» на уроках английского языка;
4. Разработать комплекс заданий с использованием интернет-ресурса «LearningApps.org» для учащихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составляют положения, разработанные исследователями в области:
– особенностей тематических примитивов, уровне и количеству лексических единиц на разных этапах иноязычного обучения, требований к специфики организации обучения лексики и критериям усвоения обучающими лексических единиц (Н.Д. Гальскова, И.Н. Дмитрусенко, И.С. Кладова, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова);
– особенностей, видов и вариантов использования информационно-коммуникативных технологий в практике иноязычного обучения (А.И. Анискина, Е.Л. Батакова, С.Г. Григорьев, М. Джанелли).
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
– теоретические – анализ научной и методической литературы по теме исследования;
– эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), диагностика, анкетирование, моделирование учебного процесса (разработка комплекса упражнений).
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была систематизирована и обобщена имеющая методическая литература, позволившая раскрыть понятие лексика и лексический навык, проведен анализ ФГОС и примерной образовательной программы по английскому на предмет контроля освоения лексических навыков у обучающихся 5 класса.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений с использованием интернет-ресурса «LearningApps.org» в систематизации лексики у обучающихся 5 класса может быть использован учителя английского языка при обучении школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы систематизации лексики на уроках английского языка в основной школе посредством интернет-ресурса «LearningApps.org»
1.1Особенности работы над лексикой на уроках английского языка в основной школе
Современные цели иноязычного образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка – личности нестандартной, развитой физически и духовно, готовой к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам [29].
Целевые ориентиры иноязычного образования прослеживаются с позиции компетентностного подхода, в основе которого заложены способности и умения, необходимые для осуществления коммуникативного взаимодействия.
Говоря о значимости компетентностного подхода в обучении иноязычному говорению, необходимо вкратце раскрыть особенности коммуникативной компетенции, так как данное понятия положено в основу развития умений иноязычного говорения.
Рассматриваемое нами понятие в педагогической науке весьма многосложно. Исследователи не нашли единого мнения как в сущности понятия «коммуникативная компетентность», так и в показателях его развития.
В отечественной науке в отношении структуры коммуникативной компетенции имеется несколько мнений. Например, И.Л. Бим отмечает следующие компоненты:
1) языковая компетенция – развитие умений фонетики, лексики и грамматики;
2) речевая компетенция – способностью к осуществлению речевого общения посредством всех иноязычных умений;
3) социокультурная компетенция – сформированность знаний о культурных особенностях страны носителя языка, их нормах и правилах речевого поведения, особенностях лексики;
4) компенсаторная компетенция – умение использовать различные речевые умения, даже в случаях ограниченного запаса лексики.
5) учебно-познавательная компетенция – развитие знаний, умений обучающихся в процессе иноязычного обучения [5].
Таким образом, мы можем свидетельствовать, что коммуникативная компетенция представляется собой многофункциональное понятие. В неё входит сразу несколько разнонаправленных компонентов, формирование и развитие которых осуществляется в процессе иноязычного общения.
Согласно ФГОС ООО обучающийся должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
– умение читать и понимать простые аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение) – умение иноязычного чтения;
– уметь вступать во встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания – умение иноязычного говорения (диалогическая речь);
– уметь рассказать о себе, своей семье, месте учёбы, хобби – умение иноязычного говорения (монологическая речь);
– умение письменно выражать свои мысли – умение письменной речи [29].
Приведенные теоретические положения показывают, что в основе коммуникативной компетенции положена языковая компетенция, в которую входит лексика.
Лексика является важной частью языка. В ее понятие входит вся совокупность лексических единиц языка.
В настоящем исследовании важно рассмотреть не только понятие «лексика», а особенности ее обучения и формирование у обучающихся лексических навыков.
Лексический навык понимается как процесс выбора определенных лексических единиц в соответствии с контекстом, лексико-грамматическими особенностями и культурой языка.
Изучению лексического навыка посвящены труды многих известных отечественных лингвистов и методистов (И. А. Зимняя, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, А.М. Шамов).
Лексический навык основывается на том, что в процессе речевого общения лексические единицы выстраиваются в определенной семантической цепочке. Поэтому выбор нужной лексики должен отвечать ее значению, который прослеживается в форме слов и выражений [21].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Английский язык. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. Е. Ваулина, Дж. Джули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. – 2-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016. – 164 с.
2.Анискина А. И. Применение ИКТ на уроках в школе // Новые технологии в образовании. 2015. С. 111-114.
3.Бадалян, А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку / А. Х. Бадалян // Молодой ученый. — 2018. — № 13 (199). — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 20.03.2024).
4.Батакова Е.Л., Батакова Н.В. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2016. С.105- 107.
5.Бронская, В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников / В. С. Бронская // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 705–706.
6.Гальскова, Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации : Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. Москва : Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
7.Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – М.: [Б. и.], 2005. – 231 с.
8.Давыдова, Ю.Г. К вопросу о понятии «лексическая компетенция» на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
9.Денилханова Х. Я., Мурадова П.Р. Цели внедрения средств ИКТ в образование // Новая наука: от идеи к результату. - 2016. - №2. - С. 104-107.
10.Джанелли, М. Электронное обучение в теории, практике и исследованиях / М. Джанелли; пер. с английского Л. Трониной // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 81-98.
11.Дмитрусенко, И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. - 2022. - №25. - С. 126-127.
12.Еремин, Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - Санкт- Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
13.Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
14.Жежерова, В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка : когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
15.Игнатова, И. Б. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранных студентов грамматическим основам РКИ. / И. Б. Игнатова, К. А. Виноградов / / IХ Международная научная конференция «РУСИСТИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ». - Одесса, 2006. - 18 с.
16.Киселёв Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М. : Дашков и К’, 2014. 304 с.
17.Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. Березники, 2010. 15 с.
18.Коваленко, Е.Г. Принципы формирования лексических навыков младших школьников на уроках английского языка / Е. Г. Коваленко, Ю. С. Цатковская // The Scientific Heritage. - 2020. - №45-7 (45). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-leksicheskih-navykov-mladshih-shkolnikov-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 20.05.2023).
19.Куртукова, О.В. Использование ресурса Learning Apps на уроках английского языка на начальном уровне обучения с учетом стиля восприятия информации у школьника / О. В. Куртукова, Е. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/473/17701/ (дата обращения: 24.02.2024).
20.Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику: учебное пособие / В.А. Маслова. - 2-е изд., испр. - Москва: Флинта, 2006. - 293 с.
21.Михеева, Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н. Ф. Михеева. – Москва : РУДН, 2010. - 73 с.
22.Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград : Учитель, 2008. - 91 с.
23.Орехова, Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. - 2015. - №4. - С. 290-300.
24.Раицкая Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. №18(33). – М. : МГИМО-Университета, 2004. С. 112-116.
25.Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. – Москва : Просвещение, 2000. – 232 с
26.Пакшиванова, Е.О. Формирование лексического навыка на среднем этапе обучения на уроках английского языка / Е. Об Пакшиванова // Психология и педагогика : методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskogo-navyka-na-srednem-etape-obucheniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 20.05.2023).
27.Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва : Русский язык, 1989. — 276 с.
28.Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2014. - 239 с.
29.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва : Просвещение, 2021.
30.Шамов, А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича / А. Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2016. - Вып. 3. - С. 13-19.
31.Шамов, А.Н. Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике на уроках немецкого языка в средней школе: монография / А. Н. Шамов. - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. - 28 с.
32.Шамов, А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе, 2014. - Вып. 2. - С. 2-10.
33.Щукин, А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы) / А.Н. Щукин. – Москва : ВК, 2012. - 335 с.