Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Семья играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка, поскольку под руководством родителей ребенок получает свой жизненный опыт, базовые знания об окружающей действительности, жизненные навыки и привычки в обществе.
Актуальность обусловлена увеличением количества детей с расстройством аутистичекого спектра (далее РАС).
Симптомы РАС начинаются в раннем возрасте и обычно характеризуются трудностями в общении и социальном взаимодействии, а также отсталостью психического и когнитивного развития из-за неравномерности интеллектуального развития и стереотипных моделей поведения. В результате происходит гармоничное изменение детско-родительских отношений [1].
Семьи, воспитывающие детей с РАС, часто изолированы от своих проблем и не имеют необходимых знаний о методах общения, методах обучения и коррекции поведения ребенка. Родители, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают сильный стресс, депрессию, гнев, резкость и разочарование в общении с детьми [6]. В таких случаях как взрослым, так и детям необходима помощь и поддержка, которую могут и должны оказывать все специалисты, взаимодействующие с ребенком и его семьей.
Проблема исследования. Психологические аспекты функционирования семей, воспитывающих детей с РАС, изучены недостаточно. Основное внимание авторов сосредоточено на изучении и коррекции нарушений развития у детей, а проблемы воспитания детей родителями почти не затронуты.
Сотрудники специальных коррекционных учреждений предоставляют родителям разъяснения о психофизических особенностях их ребенка, а также рекомендации по проведению коррекционных мероприятий в семейной среде. Но этих предложений и объяснений недостаточно. Многие родители не придают должного значения этим предложениям и вообще игнорируют их. Причиной этого являются личностные изменения и установки родителей, возникающие в результате психопатогенного стресса и развивающиеся и связанные с рождением в семье ребенка с РАС. Однако эффективность коррекционных мер зависит от качества функционирования семьи, благополучия родителей и их ценностных ориентаций.
Теоретические подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования. Теоретические основы семейной психологии заложены в трудах зарубежных и отечественных ученых. Наиболее важными в зарубежной психологии являются теории семейных систем М. Боуэна, гуманистическую теорию семьи К. Роджерса, теорию привязанности Дж. Боулби, бихевиористическую теорию семьи (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер, Д. Келли) и другие.
Функционально-ролевая структура семьи рассматривалась в работах С. Минухина, Ч. Фишмана, Д. Фримена.
Э. Дюваль и Р. Хилл впервые ввели понятие «цикл развития семьи», которое показывает историю семейной жизни, ее динамику, повторяемость и регулярность семейных событий [35].
Родительское отношение и стили воспитания стали предметом изучения D. Levy, A. Baldwin, L. Kanner, E. Schaffer, A. Roe и M. Siegelman, D. Baumrind [32].
Большой интерес в плане изучения семьи представляет отечественная наука. Это подтверждается разными подходами к определению понятия «семья». Так, Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис определяет семью как малую группу, основанную на браке или родстве, члены которой связаны узами взаимной заботы, поддержки и ответственности [34].
В.Н. Дружинин предлагает рассматривать понятие «семья» в системе координат: «нормальное – ненормальное» и «идеальное – реальное», где «нормальная семья» обеспечивает необходимый минимум, создает условия для социальной защиты и социализации ребенка [12].
Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Л.К. Фомина, О.А. Денисова, В.И. Селиверстов, Л.М. Шипицына, В.В. Ткачёва и другие занимались вопросами психологического благополучия семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья [10]. Перечисленные авторы главным образом рассматривали стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка, а также особенности реакции членов семьи на появление в семье ребенка с отклонениями.
В настоящее время исследователей интересует психология семей, воспитывающих ребенка с РАС.
Зарубежные исследования посвящены изучению влияния тяжести аффективной патологии у ребенка с аутизмом на семью (E. Schopler, G. Mesibov, M. DeMyer), семейного стресса и стилей поведения (M. Bristol, L. Wolf, D. Gray), психологического состояния матерей (Rodrigue, J. Holroyd, М. Gill), сиблинговых отношений (S. Harris, D. Schubert, S. Claudel), качества жизни семей, имеющих ребенка с РАС (G. Kang, M. Schertz). В работах М. Bristol, М. Gill обнаруживается связь между восприятием семьей ребенка с аутизмом и возможностью семьи адаптироваться [8].
L. Wilker, S. Harris пишут об особой уязвимости семьи с ребенком-аутистом, которая обостряется в моменты возрастного кризиса и при прохождении семьей определенных стадий развития (ребенок поступает в дошкольное учреждение, школу, вступает в подростковый возраст и т.д.) [35].
В одном из последних эмпирических исследований семей с детьми под авторством S.L. Hartley автор не обнаружил разницы в процентном соотношении семей с детьми с РАС и без них в части разводов [35].
О.С. Никольская представляет описание семей, воспитывающих детей с аутизмом, сообщая об уязвимости родителей аутичных детей по сравнению с родителями нормальных детей. Автор также упоминает чувство безнадежности и неудачи среди родителей, которое усугубляется проблемой аутизма среди взрослых и социальным неприятием аутичных детей. Вышеперечисленные личностно-психологические особенности родителей, воспитывающих детей с аутизмом, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения и создают их дисгармонию [21].
Все вышеперечисленное определяет актуальность исследования и позволяет сформулировать ее тему «Взаимосвязь осмысленности жизни и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра».
Объект исследования – особенности родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования – взаимосвязь осмысленности жизни и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь осмысленности жизни и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Описать клинико-психологические особенности детского аутизма;
2. Выделить сущность понятий «осмысленность жизни» и «психологическое благополучие»;
3. Охарактеризовать особенности семей, воспитывающих ребенка у аутизмом, теоретически обосновать взаимосвязь осмысленности жизни и психологического благополучия родителей детей с аутизмом;
4.Провести исследование и экспериментально проверить взаимосвязь осмысленности жизни и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.
Гипотеза исследования:
1. Рождение ребенка с РАС влияет на психологическое благополучие родителей и их семейные отношения, и между матерями и отцами этих детей существуют явные различия.
2. Психологические защитные особенности и семейные отношения родителей детей с РАС различаются в зависимости от тяжести патологии ребенка.
3. Существует связь между осмысленностью жизни и психологическим благополучием родителей, воспитывающих детей с РАС.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение литературы по проблеме исследования;
-эмпирические - эксперимент (констатирующий), диагностика, методы математической статистики ().
Методики исследования:
Характеристика выборки исследования:
Эмпирическая база исследования:
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе диагностики результаты могут быть использованы в процессе разработки программа психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с аутизмом.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Глава 1. Теоретические основы проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и психологического благополучия родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра
1.1 Клинико-психологические особенности детского аутизма
Историческое развитие представлений об аутизме как социального явления позволило выявить характерные черты и признаки детей, страдающих аутизмом.
Термин «аутизм» был введен известным швейцарским психиатром Е. Блейлером в начале XX века. Изначально под аутизмом понималось отгороженность от мира, уход в себя [4, с. 54].
Первые исследования с детьми-аутизмами были проведены французским исследователем Дж. М. Итар. Автор проводил исследования с двенадцатилетним мальчиком, проживающим в лесах Аверона. В связи с этим мальчик получил прозвище «дикий мальчик из Аверона». наблюдая за поведением ребенка и его особенностями, Дж. М. Итар назвал его состояние «интеллектуальным мутизмом». При этом автор отмечал, что для аутизма характерно только недоразвитие речи, но при этом когнитивные способности у ребенка сохранны. Позднее Дж. М. Итар провел еще несколько десятков наблюдений за детьми и обобщил свои наблюдения в книге «Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций». Данная книга явилось первым документальным исследованием проблем детей с аутизмом [7, с. 15].
Уже в середине 19 века проблемами детей с аутизмом стал заниматься американский клиницист Л. Каннер. Именно им был выделен термин «синдром раннего детского аутизма» и отмеченным им же особый клинический синдром с типичным нарушением психического развития. Л. Каннер к симптомам аутизма относил: задержку речевого развития, стереотипные модели поведения ребенка, раннее наличие расстройств в развитии. Проведенные Л. Каннер исследования долгое время были основополагающими и являлись основой для диагностической работы при ранней диагностики аутизма [7, с. 16].
На основе своих наблюдений Л. Каннер сформулировал признаки и критерии, наличие которых у ребенка свидетельствует о аутическом расстройстве:
- полное отсутствие эмоционального восприятия ребенком других людей;
- стереотипность поведения и не желанием ребенка менять привычное состояние поведения;
- склонность к постоянному удержанию в руках одного предмета;
- глубокое поражением речи или ее отсутствие [7, с. 18].
Исследования, проведенные Л. Каннером, в настоящее время остаются фундаментальными и используются в работе в работе специалистов с детьми
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азова, О.И. К вопросу об аутизме / О.И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: сборник. - 2016. - № 1. - С. 7-20.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. - М., 2002. - 157 c.
3. Андреенкова, Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов / Н.В. Андреенкова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 5 (99). - С. 189–216.
4. Безгодова, А.А. Этиопатогенез расстройств аутистического спектра: современные аспекты проблемы / А.А. Безгодова, М.В. Злоказова // Вятский медицинский вестник. - 2015 - №2 (46).
5. Бородкина, Е. В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия / Е. В. Бородкина // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/2/160/ (дата обращения: 03.03.2024).
6. Босенко, Ю.М. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ / Ю.М. Босенко // Образование и проблемы развития общества. - 2021. - №3 (16). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-roditelskogo-otnosheniya-i-samootnosheniya-roditeley-vospityvayuschih-detey-s-autizmom (дата обращения: 03.03.2024).
7. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана / А.В. Виневская В.Б. Очирова // Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3 (47), с. 12-23.
8. Высотина, Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук Санкт-Петербургский государственный университет / Т.Н. Высотина. - Санкт-Петербург, 2013. - 42с.
9. Гринина Е.С. Особенности родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра / Е.С. Гринина, А.А. Бессонова // Auditorium. - 2019. - Т.1. - № 2 (22). - С. 154– 157.
10. Гусева, О.В. Особенности отношений в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / О.В. Гусева. - Санкт-Петербург, 2018.
11. Дорошева Е.А. Синдром эмоционального выгорания, особенности совладающего поведения и регуляции эмоций у матерей, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра / Е.А. Дорошева, У.С. Грабельникова // Reflexio. - 2018. - Т.11. - № 1. - С. 5–18.
12. Дружинин, В. Н. Психология семьи: 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2006. — 176 с.
13. Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра / И.В. Забозлаева, Е.В. Малинина, Т.Н. Саблина // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 - Т. 7, №4, с.44-51.
14. Карвасарская, И.Б. Психологическая помощь аутичной семье / И.Б. Карвасарская // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, специальной психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
15. Коломинский, Я.Л. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия личности. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XVII симпозиума / Я.Л. Коломинский, О.В. Белановская // Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГНУ «Психологический Институт РАО», 2012.
16. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности/ Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. – 511 с.
17. Либлинг, М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом: дис. … канд. психол. наук: 19.00.10 / М.М. Либлинг. - Москва, 2000. – 154 с.
18. Нерушай, А.И. Психологическое благополучие людей пожилого возраста / А.И. Нерушай // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2021. - № 1. - С. 128–141.
19. Неяскина, Ю.Ю. Взаимосвязь личностных ресурсов и субъективной оценки качества жизни (на примере осмысленности жизни и жизнестойкости) / Ю.Ю. Неяскина // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 3 (59). - Т. 1. - С 135–143.
20. Никольская, О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра (макет) / О.С. Никольская // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 3-18.
21. Никольская, О.С. Проблемы семьи аутичного ребенка / О.С. Никольская Е.Р. Баенская М.М. Либлинг // Дефектология. - 2005. - № 5. - 82 с.
22. Печникова, Л.С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом: Автореф. дис. … канд. психол. наук. / Л.С. Печникова. - М., 1997. - 144 с.
23. Рахимгараева, Р.М. Психологические факторы удовлетворенности жизнью / Р.М. Рахимгараева // Казанский педагогический журнал. 2009. № 11–12. С. 115–122.
24. Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к психологическому благополучию / А. Е. Созонтов // Вопросы психологии. – 2006. - №4. - С. 105 – 114.
25. Ткачева, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям "Психология" / В. В. Ткачева. – М. : УМК "Психология" : Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 319 с.
26. Трубникова, Н. И. Осмысленность жизни как важнейший компонент жизненного самоопределения / Н.Н. Трубникова // МНКО. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslennost-zhizni-kak-vazhneyshiy-komponent-zhiznennogo-samoopredeleniya (дата обращения: 03.03.2024).
27. Тюшкевич, С.А. Особенности родительских отношений у матерей и отцов, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра / С.А. Тюшкевич, О.В. Руденок // МОЛОДОЙ УЧЕНЫЙ. - №23 (313). - 2020. - С. 566-570.
28. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ). - Москва, 2005. - 24 с.
29. Шабышева, А.Е. Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра / А.Е. Шабышева // ВЕСТНИК СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - №2-7 (32). - 2020. - С. 71-75.
30. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. – 296 с.
31. Шуркина, Е.В. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений / Е.В. Шуркина, А.А, Дубовова, Е.А. Пархоменко // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 295-296.
32. Чекмарева, Н.В. Влияние родительского отношения на детей с расстройствами аутистического спектра / Н.В. Чекмарева // Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты: сборник статей XVII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. - С. 84-86.
33. Чудновский, В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В. Э. Чудновский // Мир психологии. – 1999. - №2. - С.74 – 80.
34. Эдеймилер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эдеймилер, В.П. Юстицкис. Изд. 2-е. - СПб., 1999. - 656 с.
35. Hartley, S.L. The relative risk and timing of divorce in families of children with autism spectrum disorder / S.L. Hartley // Journal of Family Psychology. - 2010. - № 24 (4). - P. 449–457.