Фрагмент для ознакомления
2
РФ признана социальным государством, а это означает, что в таком государстве органы социальной защиты функционируют как обязательные элементы, призванные обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина. Целью российского государства является обеспечение благосостояния граждан, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с Конституцией РФ (п.п.1,2 ст.7, п.1 ст.38, ст.41, ст.38) право на пенсионное обеспечение является одним из основных прав человека и гражданина.
Актуальность темы исследования. Пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, является важнейшей социальной гарантией любого общества.
По данным Росстата РФ на 01 января 2024 года количество пенсионеров на учете в Социальном фонде России (далее – СФР) составляло 41,075 млн. человек, снизившись на 1,7%. За 2023 год темпы сокращения численности пенсионеров ускорились в три раза по сравнению с 2022 годом, но не превысили показатель 2021 года, когда число пенсионеров сократилось на 970 тыс. человек. Перед государством стоит множество новых задач и целей по дальнейшей реализации реформ в области пенсионного страхования. Хорошо отлаженная система обязательного пенсионного страхования, которая затрагивает интересы практически всего трудоспособного населения, где она финансирует содержание граждан при наступлении старости и нетрудоспособности, и посредством ее деятельности обеспечивается их финансовая поддержка, является ключом к социальной стабильности и согласию.
Таким образом, на сегодняшний день в социальной науке накоплен огромный теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми. Для социально-экономической сферы регионов России характерна нестабильность, сопровождающаяся различными негативными последствиями и проявлениями социальной изоляции для большинства категорий населения, в большей степени затрагивающими лиц пожилого возраста. Она выражается в отсутствии у них возможности для полноценной реализации своих социальных потребностей, интересов и прав. Несмотря на происходящие изменения в отношении общества к пожилому возрасту, в настоящее время продолжает наблюдаться социальная изоляция пожилых людей, связанная с наличием информационного неравенства и обусловленная существующими трудностями доступа к источникам информации, в том числе по вопросам реализации их конституционных прав. Кроме того, в системе социальной защиты населения отмечается правовая неграмотность пожилых людей и отсутствие возможности получения ими индивидуальных консультаций при возникновении социальных проблем.
Объект исследования – общественные отношения, регулирующие пенсионную систему России; понятие, структуре и её элементы в современных социально-экономических условиях.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие пенсионную систему России, практика их применения, теоретические разработки по теме исследования.
Цель выпускной квалификационной работы – правовой анализ пенсионной системы России: понятие, структура и её элементы.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;
2.раскрыть понятие и структуру пенсионной системы;
3.исследовать пенсии по обязательному пенсионному страхованию;
4.проанализировать пенсии по государственному пенсионному обеспечению;
5.рассмотреть негосударственное пенсионное обеспечение;
6.выявить актуальные проблемы пенсионной системы;
7.предложить перспективы развития отдельных элементов пенсионной системы.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ, Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, иные нормативные акты по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные издания по исследуемой проблематике, статьи в периодических изданиях по исследуемой проблематике. При написании работы использовались научные труды следующих авторов: Антипьева Н.В., Афанасьев С., Багдасарян И.А., Гайдин Д., Григорьев И.В., Демидова И., Зайков Д.Е., Жабровский Р.А., Капитонова Е.А., Кириченко Н.С., Александрова Н.Г., Потапова Н.Д., Потапов А.В., Савин И.Г., Фартуков Д.Н., Поплавская Н.Н., Дорогин Р.В. и другие авторы.
Методологическую основу работы составляют диалектический, правовой, сравнительно-правовой и формально-логический методы. Необходимая глубина анализа и достоверность теоретических выводов достигается за счет применения общенаучных методов и специальных методов - научной абстракции, системного анализа, сравнительного анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем пенсионной системы России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании пенсионной системы России.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
1 Общая характеристика пенсионной системы Российской Федерации
1.1 Теоретические основы пенсионного обеспечения
Первые основы пенсионного обеспечения появились в период феодальных отношений. Уже в это время появляется первое постановление, в котором упоминаются пенсии. Этим положением является судебный акт 1589 г., в котором указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение приданого и пенсии обратно - "две гривны в год". Таким образом, можно сделать вывод, что правовой акт 1589 г. впервые закрепил на законодательном уровне пенсионное обеспечение в случае потери кормильца.
В последующие годы Россию охватили беспорядки. Борьба за власть не позволила новоизбранному царю приступить к реформированию всех слоев общества, в том числе и социальной сферы. И только спустя полвека, в 1649 г., Земский собор принимает новый свод законов - Соборный, в котором уже содержится гораздо большее количество статей, касающихся пенсионного обеспечения. На Соборе было введено новое понятие - "прожиток". Это означало следующее: дворяне, находившиеся в царской армии или состоявшие на службе, имели право на питание в размере их полного жалованья в случае их отставки или ранения, нанесенного службой .
В случае смерти дворянина его семья (вдова и дети) имела право на получение пропитания в виде части имущества. Размер этих средств к существованию напрямую зависел от должности дворянина, его заслуг и т.д. Позже, при великом реформаторе Петре I, было внесено изменение в пенсионное обеспечение: после прихода к власти начал реформировать многие сферы жизни российского государства. В частности, он не обошел стороной такой институт, как пенсионное страхование.
Морской Устав 1720 г. ввел нормы, закрепляющие право " служащего военно-морского ведомства" на социальное обеспечение, включая пенсионные выплаты.
В отличие от положения собора 1649 г., Петр ввел новую норму в Морской устав, согласно которой морские старшины, получившие ранения, но способные служить, определялись в гарнизоны для продолжения службы или отправлялись на гражданскую службу. Морские офицеры, получившие травмы, несовместимые с последующей службой, были уволены. При этом за ними ухаживали в больницах, где они содержались до самой смерти или, если они отказывались от содержания, им выплачивали ежегодную пенсию и выдавали загранпаспорта. В морской хартии также проводилось различие между видами пенсионных выплат вдовам и детям "убитых" и "погибших или умерших при исполнении служебных обязанностей". Относительно убитых в бою ("убитых в строю") Морской Устав содержал следующую норму: "Вдовам и детям, убитым в бою, будет отдано то же, что принадлежало убитым". То есть семья убитого имела выплату в том размере, в котором они рассчитывали получить от умершего. Для "убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей" предусматривалась выплата заработной платы: "Вдовам и детям убитых или умерших при исполнении служебных обязанностей: их заработная плата выплачивается в соответствии с этим основанием: жене 8, дети каждому по 12 долей" .
В отличие от старого законодательства, Морской устав также предусматривал пенсионное обеспечение иностранных офицеров, проходивших службу в ВМФ России. Позже при Елизавете Петровне было утверждено Положение, закрепляющее в Морском уставе аналогичные нормы (в том числе пенсионного обеспечения), но предназначенные для чинов Сухопутных войск. Стоит отметить, что нормы, закрепляющие пенсионное право в Соборном и Морском уставе и постановлении, были предусмотрены только для лиц, проходящих военную службу, и их семей, соответственно, другие права были лишены, что только усилило дифференциацию слоев населения и недовольство гражданских служащих. Екатерина II, пришедшая к власти, прекрасно это понимала, уже в 1765 году она распространила действие норм и на гражданских служащих, которым назначались выплаты из государственной казны за годы службы. Неясность и неоднозначность норм пенсионного обеспечения привели к необходимости в едином стандарте, который включал бы в себя все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
Разработка такого акта началась в 1820 г. Специальный комитет, состоявший из министров различных ведомств - военного, морского, финансового и др., был составлен по указанию Александра I. разработка этого устава заняла семь лет, и только 6 декабря 1827 года Николай I принял "Положение о пенсиях и единовременном пособии". Этот устав состоял из следующих трех частей: правила назначения пенсий и пособий; о пенсиях и пособиях вдовам и детям представителей класса; об установлении пенсий и пособий. В 1853 году Николай I издал указ "О внесении поправок в "Положение о пенсиях и единовременном пособии" 1827 г.".
Указом были изменены сроки выслуги лет. Теперь стаж службы составлял двадцать пять и тридцать пять лет. В этом случае стаж работы в двадцать пять лет давал только половину зарплаты, а в тридцать пять лет - полную зарплату. Нововведения также коснулись ведомств .
Пенсии работающим ученым и образовательным учреждениям сверх заработной платы и выплаты пенсий за выслугу лет были отменены, а также за выслугу лет во всех других ведомствах были отменены пенсии за выслугу лет. Указ также изменил систему выплат самим сотрудникам в зависимости от категории. Теперь размер пенсии гражданского служащего определялся категорией его последней должности, которую он занимал не менее пяти лет.
В 1888 г. был принят закон, обязывающий владельцев частных железных дорог и горнодобывающей промышленности создавать пенсионные фонды, обеспечивающие выплаты работникам, уволившимся с работы из-за болезни и инвалидности. Финансовой основой таких касс были постоянные фиксированные отчисления из заработной платы рабочих.
Позже был принят ряд законов, закрепляющих за работниками право на получение пенсий в случае получения травмы и последующей нетрудоспособности.
Дальнейшему развитию пенсионной системы в Российской империи помешала Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., и последовавшая за ней революция. Многие законопроекты, разработанные в сфере пенсионного обеспечения, так и не были реализованы. Радикальные изменения начали происходить после революции 1917 г.
Были приняты постановления, устанавливающие надбавки к пенсионным выплатам для инвалидов и устанавливающие социальное обеспечение для работников. После 1917 г., с установлением советской власти, был взят курс на то, чтобы сделать пенсии массовыми и обязательными для всех. Это вышло не сразу, хотя с первых лет после революции выплачивались пенсии по инвалидности и потери кормильца. В 1917 г. вышло постановление "о начислении надбавок к пенсиям увечий на войне", в 1918 г. - постановление "Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся".
В годы НЭПа пенсионное обеспечение было возрождено по страховому принципу. В 1920-х гг. круг лиц, которым назначалась пенсия за выслугу лет, расширился: в 1924 г. к ним присоединились ученые и преподаватели высших учебных заведений, в 1925 г. - школьные учителя .
Размер пенсий определялся исходя из уровня заработной платы, условий труда и состава семьи, в 1930 г. в СССР было принято Положение о пенсиях и пособиях по социальному обеспечению, которое заменило систему государственного пенсионного страхования системой социального страхования.
Важным моментом в развитии пенсионного обеспечения в Советском Союзе стал 1956 г., когда был принят Закон "О государственных пенсиях". Закон гарантировал предоставление пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца, единый возраст и требования к трудовому стажу, а также единый порядок расчета пенсий для всех граждан на размер пенсии и время выхода на пенсию также повлияли неблагоприятные условия труда на рабочем месте, работа в сложных климатических условиях и социально значимая работа, например, среди врачей и учителей.
В 1980-х годах минимальная пенсия составляла 70 рублей, максимальная пенсия-252 рубля. Средняя заработная плата по стране составляла около 200 рублей.
В 1990-х годах экономика страны пришла в упадок, как и благосостояние подавляющего большинства граждан. Пенсионерам было непросто проявить себя в новых условиях. Для поддержания жизнеспособности пенсионной системы страны понадобился ряд изменений.
Так, в 1997 г. была создана система персонализированного учета пенсионных прав граждан, существовали личные учетные записи, в которых вся информация о работе человека регистрировалась в электронном виде. Именно эта система в результате совершенствования и модернизации стала основой современной пенсионной системы России .
Переход к рыночной модели экономики сказался на пенсионной системе за счет введения нового элемента - накопительной части трудовой пенсии. Средства, собранные для этого, были выведены за пределы системы солидарности и не использовались для выплат пенсионерам, а были инвестированы в основные средства.
В 2012 г. был принят документ "Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы", имеющий решающее значение для дальнейшего развития пенсионного обеспечения в России. Основными нововведениями, внесенными в рамках этой стратегии, стали усиление роли профессионального опыта в формировании пенсии (через систему пенсионных коэффициентов) и возможность значительного увеличения своей пенсии за счет дальнейшего выхода на пенсию.
Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда основных нормативных правовых актов, принятых в форме федеральных законов.
В процессе выполнения социальных функций государства Российская Федерация устанавливает порядок, обеспечивающий социальное обеспечение всех нуждающихся граждан.
До 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования работали с одним и тем же населением и запрашивали информацию друг у друга через межведомственную систему запросов. После слияния фондов необходимость в запросах отпала. Благодаря единой базе данных было собрано больше информации о гражданах для назначения мер поддержки, что привело к сокращению времени ожидания выплат. В то же время все платежи, услуги и обязательства, которыми ранее занимались ПФР и ФСС, теперь полностью продолжаются благодаря объединению. Это преимущества для граждан.
Есть преимущества и для бизнеса. Они снижают административную нагрузку на работодателей: до 1 января 2023 года работодатели должны были производить отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, формировать отдельные платежи и сдавать отчеты как в пенсионный фонд, так и в фонд социального страхования. Для упрощения процесса уплаты взносов был введен единый тариф (30%). Это означает, что работодателям необходимо подготовить только один расчет и отправить один платеж.
Теперь давайте рассмотрим услуги, предоставляемые Социальным фондом России с 1 января 2023 года.
СФР оказывает все услуги, которые ранее оказывали ПФР и ФСС, а также некоторые новые услуги. Например, страховые пенсии по старости, инвалидности и утрате трудоспособности; государственные пенсионные выплаты; социальные выплаты ветеранам, инвалидам и другим гражданам, имеющим право на федеральные социальные выплаты; материнский капитал - оформление сертификатов и направление средств на определенные цели; единовременные пособия беременным женщинам и детям в возрасте до 17 лет; меры социальной поддержки, родовые сертификаты и различные другие выплаты.
В настоящее время развиваются дистанционные и электронные услуги. В результате сейчас можно дистанционно оформить почти все основные пособия и услуги ПФР: до 1 января 2023 года более 70% клиентов ПФР пользовались электронными услугами; 80% пенсий были установлены дистанционно; более 100% пособий по инвалидности. Граждане получили доступ к более чем 60 онлайн-услугам на портале Государственных услуг. Таким образом, сегодня граждане могут подать заявление на получение услуг в электронном виде с портала Государственных услуг или напрямую через клиентскую службу СФР или МФЦ. В дальнейшем электронные услуги будут расширяться и предоставляться непосредственно через Портал Государственных услуг, а также СФР будет основываться на данных, полученных в информационных системах (ЕГИССО, ФРИ) или по межведомственным каналам, вообще без заявления граждан, т.е. продолжится развитие системы проактивного назначения платежей .
Количество выплат СФР увеличилось, поскольку фонд взял на себя управление новыми мерами поддержки, например, Единым пособием на детей и беременных женщин. Пособие на первого ребенка в возрасте до трех лет также будет переведено в СФР. Теперь не только второй ребенок, но и любой ребенок (независимо от очередности) может получать ежемесячную выплату из средств материнского капитала, если средства материнского капитала еще не были использованы. При этом все услуги, которые ранее предоставлялись пенсионным фондом и фондом социального страхования, были сохранены. Кроме того, объединенный офис обслуживания клиентов теперь предлагает более удобное и быстрое обслуживание.
Причем на размер выплат это не повлияет. Выплаты только увеличиваются (некоторые за счет индексации, например, страховые пенсии с 1 января 2023 года проиндексированы на 4,8%), а некоторые за счет роста стоимости жизни, которая также повышается с 1 января 2023 года.
Почти все социальные выплаты и пособия в настоящее время устанавливаются СФР.
Таким образом, за 32 года своей деятельности ПФР РФ превратился из организации, которая только выплачивает пенсии и пособия, в организацию, которая предоставляет услуги населению на протяжении всей его жизни, от рождения до старости. В то же время ФСС РФ предоставлял широкий спектр социальных услуг, в частности, пособия и выплаты, связанные с нетрудоспособностью. Создание СФР, предоставляющего социальные льготы и пособия всем возрастам и всем категориям граждан, является логичным шагом в этом направлении.
ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ устанавливает правовой статус Фонда пенсионного и социального страхования РФ (далее - Фонд), порядок создания, реорганизации и ликвидации Фонда, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их полномочия, регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом Фонда, устанавливает социальное обеспечение работников Фонда.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования РФ" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
3. ФЗ "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 6965
4. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831
5. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ, 2001, № 51, ст. 4832
Учебники, монографии, научные статьи
6. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения: социального обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция": учебное пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. - Москва : Юнити- Дана : Закон и право, 2020. - 161 с.
7. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
8. Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
9. Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
10. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
11. Глотова, В. Г. Пенсионные системы стран мира: история, принципы построения, современность / В. Г. Глотова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 5. – С. 950-963.
12. Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
13. Как оформить страховую пенсию по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
14. Как получить накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
15. Как рассчитать накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
16. Как назначить пенсию за выслугу лет госслужащим // СПС КонсультантПлюс. 2024.
17. Как госслужащему оформить пенсию за выслугу лет? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
18. Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
19. Какие существуют виды пенсий? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
20. Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
21. Кто имеет право на накопительную пенсию? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
22. Кто и как управляет накопительной пенсией? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
23. Кто имеет право на социальную пенсию и в каком размере? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
24. Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
25. Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
26. Новокшонова, Е. Н. Обоснование целесообразности инвестирования средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд / Е. Н. Новокшонова, Т. А. Найденова // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 9(122). – С. 1196-1202.
27. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
28. Обзор: "Чего ждать от налогов в 2023 году: факты и прогнозы" // КонсультантПлюс, 2022. - С.4.
29. Орещенкова Ю.А. Трансформация институтов обязательного пенсионного и социального страхования в России // Социальное и пенсионное право. 2023. N 4. С. 43 - 46.
30. Платыгин, Д. Н. Основы пенсионного законодательства: институт досрочных пенсий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. Н. Платыгин, В. Д. Роик. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 395 с.
31. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская [и др.]. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 449 с.
32. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 478 с.
33. Сапунов А.В., Козлов Д.С. Оценка эффективности пенсионной реформы в Российской Федерации//Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 58-8. - С. 63- 67.
34. Синдяшкина, Е. Н. Пенсионные системы государств Центральной Азии / Е. Н. Синдяшкина // Россия и новые государства Евразии. – 2023. – № 1(58). – С. 92-108.
35. Спор об обязании назначить (перерассчитать) государственную пенсию по случаю потери кормильца (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2024.
36. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
37. Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
38. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
39. Что учитывается при назначении госслужащему пенсии за выслугу лет? // Азбука права: электрон. журн. 2024.
40. Шермухамедова, Ш. А. Реформирование пенсионной системы в связи с изменением ожидаемой продолжительности жизни / Ш. А. Шермухамедова, М. Х. Кузиева // Интерактивная наука. – 2023. – № 9(85). – С. 86-87.
41. Юдина, Е. В. Негосударственный пенсионный фонд как юридическое лицо / Е. В. Юдина // Юрист. – 2020. – № 2. – С. 39-44.