Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в отечественной системе образования намечены серьезные методологические трансформации – на смену знаниевой парадигме пришла компетентностная модель. Всё это предопределило пересмотр ключевых качеств, которыми должны обладать современные выпускники школ: быть личностно развитыми, мыслить творчески, уметь адаптироваться в любых условиях. Такое смещение обучения с позиции «знаю» на «умею и могу» вызвало и пересмотр методов обучения. Методы должны обеспечивать накапливание и систематизацию знаний самими обучающимися, позволять последним самостоятельно выполнять поставленные задачи и приобретать ключевые навыки и умения.
Современное образование обеспечивается Федеральными стандартами нового поколения. В их основе положена организация обучения согласно принципам и особенностям системно-деятельностного подхода. Реализуемый подход нацелен на изменение ведущей роли учителя с позиции «носителя знаний» к «помощнику в их получении». Такая ролевая функция учителя заключается в том, что педагог не должен давать готовые знания, а должен использовать исследовательскую, проектную, интерактивную деятельность, которая бы позволяла обучающимся самостоятельно выявить проблему урока, определить его тему и самостоятельно перерабатывать информацию.
В рамках системно-деятельностного подхода основной формой организации образовательного процесса является урок, но в силу новых стандартов, можно отметить существенные изменения в его структуре и принципах организации на каждом этапе.
Все это показывает, что современное начальное образование имеет под собой цель в качественном изменении учебного процесса в рамках реализации компонентов системно-деятельностного подхода на уроке открытия нового знания по математике. Теперь первостепенная задача учителя начальных классов научить младших школьников самостоятельному поиску знаний, их использованию в разных учебных ситуациях, что отражается на формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется противоречием между:
- на социально-экономической уровне – между повышенными требованиями государства к качеству образовательного процесса в аспекте реализации ФГОС нового поколения и недостаточным уровнем апробации компонентов системно-деятельностного подхода на практике;
- на научно-методическом уровне – между потребностью в выборе методов, форм и средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках урока открытия нового знаний по математике в начальной школе и необходимостью разработки и апробации комплекса заданий с целью методической поддержки учителей начальной школы в реализации компонентов системно-деятельностного подхода.
Актуальность и противоречие определили проблему исследования: каковы особенности реализации системно-деятельностного подхода к организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе?
Объект исследования: образовательный процесс в учебной организации.
Предмет исследования: использование компонентов реализации системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике эффективность использования компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
Задачи исследования:
1)изучить научно-теоретическую и методическую литературу по проблеме внедрения компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
2) проанализировать особенности и специфику использования компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
3)выявить эффективный комплекс заданий при использовании компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
4)разработать и апробировать комплекс заданий, способствующих использованию компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока открытия нового знания по предмету «Математика» в начальной школе.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), тестирование.
Теоретико-методологической основой для исследования послужили положения в области:
- организации, особенностей реализации системно-деятельностного подхода в обучении (А.Г. Асмолов, Н.Б. Истомина, О.Н. Шумейко);
- особенностях организации уроков «открытия нового знания» обучающихся начальной школы по предмету «Математика» (О.С. Казачкова, А.В. Миронов, А.В. Небренчин).
Экспериментальная база. МАОСОШ гимназия г. Советский, ХМА-Югра.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы, а именно разработанный комплекс заданий на основе компонентов компонентов системно-деятельностного подхода в ходе организации урока «открытия» нового знания по предмету «Математика» может быть использован учителями начальной школы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Основные положения системно-деятельностного подхода в научно-теоретической литературе
В настоящее время в педагогической практике реализуются несколько научных подходов, но главенствующая роль из них отводится системно-деятельностному подходу.
Системно-деятельностный подход был введен в научный круг в 1985 году как самостоятельное понятие. Данный подход стал фактором объединения двух реализуемых до этого подходов: системного, которого придерживались Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и др. и деятельностного - Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов [2].
В основе данного подхода положены положения двух фундаментальных подходов:
- системный подход опирается на то, что образовательный процесс представляет собой единую сложную и многосоставную систему, в которой можно выделить ряд базовых элементов, каждый из которых не может существовать изолированно;
- деятельностный подход базируется на том, что в процессе обучения необходимо воздействовать на разные стороны личности ребенка, привлекать его к активной учебно-познавательной деятельности, в которой обучающийся сможет приобрести опыт.
На основе данных положений основные концепции системно-деятельностного подхода можно выразить следующим образом:
воспитательно-развивающая ценность образования, позволяющая воздействовать на личностные качества обучающихся путем сопоставления требований информационного общества, опираясь на основные критерии гражданского общества;
выбор таких стратегий организации образовательного процесса, основывающихся на содержательных технологиях обучения, направленных на ориентацию личностно-познавательных показателей развития обучающегося, требуемых в современном обществе;
акцентирование не на знаниях обучающихся, а на их формирование у последних универсальных учебных действий, которые позволяют приобрести опыт познания и являющиеся центральным ориентиром современного Стандарта;
ориентация на содержание образования и способов его организации как эффективного средства достижения личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
опора на индивидуальные характеристики обучающихся, их личностно-физиологические особенности, которые определяют содержание образования и способы его организации;
организация функции преемственности на каждой ступени обучения;
использование различных индивидуальных образовательных траекторий развития и обучения обучающихся, в зависимости от их познавательных и физических возможностей, обеспечивающих личностное развитие каждого;
обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития [3], [5], [16].
Содержательная сторона образования проецирует определенный тип мышления обучающихся, который в зависимости от программы может быть как теоретический, так и практический.
Каждый учебный предмет в своем содержании должен отражать основные научные понятия, позволяющие сформировать у обучающихся целостное представление о предмете.
Предметные образовательные результаты показатели успешного усвоения школьником предметной линии, основных понятий и взаимосвязей в рамках конкретного учебного предмета. Поэтому предметные образовательные результаты определяют непосредственный уровень знаний по данному предмету.
Метапредметные результаты - показатели междисциплинарной связи нескольких предметов, позволяющих обучающемуся применять предметные знаний в рамках других областей. Метапредметные результаты являются показателями практического опыта школьника, его умения транслировать знания в разных условиях.
Личностные результаты определяют ценностно-смысловые показатели отношения обучающегося к учебному процессу, самому себе, сверстникам и результатам своей учебной деятельности.
Предметные результаты в рамках каждого предмета представлены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». Данный документ содержит перечень и описание базовых предметных результатов по школьным предметам, которые обучающиеся должны продемонстрировать в рамках учебной программы [30].
Метапредметные результаты в настоящее время освещения в отечественной методике обучения. В основном стандарте указано, какие результаты можно считать метапредметными:
умений самостоятельного определения цели и образовательных задач, определение мотивов деятельности и ее значимости;
умение к самостоятельному планированию собственной деятельности на пути достижения цели; выбор и обоснование различных вариантов решения проблемы;
умение оценке собственных достижений, соотношения достигнуто и планируемого
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова, Э.И. Возможности реализации Федерального государственного образовательного стандарта средствами математики / Э.И. Александрова // Начальная школа. 2022. № 6. С. 69 – 72.
2.Асадулаева Ф.Р., Магомедханова У.Ш. Системно-деятельностный подход в процессе обучения детей младших классов // МНКО. 2017. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-v-protsesse-obucheniya-detey-mladshih-klassov (дата обращения: 01.04.2024).
3.Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009 - №4. - С. 18-22.
4.Горшкова О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения 01.04.2024)
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / М.: Академия, 2009. 288 с.
6.Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: (Развивающее обучение): Пособие для студентов педагогических факультетов / Н. Б. Истомина. - М.: «Ассоциация ХХI век», 2009. 198 с.
7.Казачкова О. С Современный урок иностранного языка в условиях перехода на ФГОС II поколения, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //URL:http://частнаяшкола1.рф/to_teachers/for_work/article4 (дата обращения 30.03.2024)
8.Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...». Под редакцией Л.Г. Петерсон. Москва, 2010.
9.Кузина, И.В., Миронычева, В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования / И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева // Начальная школа. 2019. № 5. С. 18 - 24.
10.Максименко, Н.В. Система оценки результатов образования как средство реализации ФГОС начального общего образования / Н. В. Максименко // Начальная школа. 2020. № 5. С. 55 - 59.
11.Миронов, А.В. Структура урока как средство реализации деятельностного метода обучения / А. В. Миронов // Начальная школа. 2013. № 6. С. 55 - 60.
12.Небренчин, А. В. Проектирование современного урока в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода: психолого-педагогические аспекты / А. В. Небренчин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1090-1092. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24139/ (дата обращения: 01.04.2024).
13.Овчинникова, В.С. О структуре современного урока математики /В. С. Овчинникова // Начальная школа. 2015. № 1. С. 35 - 38.
14.Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — Москва, 2006.
15.Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2011. 92 с.
16.Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения / И. А. Недобойко, В. П. Рядинская, Т. П. Назаренко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98189/ (дата обращения: 01.04.2024).
17.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 31 с. – (Стандарты второго поколения).
18.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, система заданий: Пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013.
19.Шумейко, О. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О. Н. Шумейко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 18-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9804/ (дата обращения: 01.04.2024).
20.Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л. И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 36 – 38.
21.Якиманская И.С. Психологические основы математического образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.: Академия, 2010. - 320 с.