Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Формирование и развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от внутренних возможностей и существующих у ребенка задатков, но и от тех педагогических условий, в которых он проходит воспитание.
В частности, для каждого ребенка важно развивать свои креативные и творческие возможности и способности, которые помогут ему в дальнейшем находить интересные подходы в любой сфере деятельности, заниматься творчеством и т.д.
В существующем ФГОС дошкольного образования предъявляются очень высокие требования к творческому развитию дошкольников в условиях образовательного учреждения, однако не каждое ДОУ способно предоставить те педагогические условия, которые будут способствовать процессу развития творческих способностей, в частности, по причине недостатка материально-технического, методологического и ресурсного обеспечения, которое необходимо для организации данного процесса.
Степень изученности проблемы. Вопрос формирования творческих способностей дошкольников достаточно широко описывается в научной литературе, однако требования к результатам данного процесса постоянно меняются, и на сегодняшний день отсутствует эффективная программа, которая могла быть стать основой для разработки методических рекомендаций для воспитателей по данному направлению деятельности.
Цель исследования – провести анализ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методических занятий.
Объект исследования – 40 детей старшей и подготовительной к школе группы ДОУ.
Предмет исследования – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методических занятий.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты изучения развития творческих способностей у старших дошкольников посредством игровой деятельности в научных исследованиях.
2. Определить показатели первоначального уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать программу формирующего воздействия по развитию творческих способностей для старших дошкольников посредством методических занятий.
4. Проанализировать результаты проведения программы по развитию творческих способностей для старших дошкольников посредством методических занятий.
Эмпирическая база исследования: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 596 с углубленным изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: разработанная программа методических занятий будет эффективна для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
Методики исследования:
1. «Неоконченный рисунок» (Э.П. Торренс).
2. «Дорисовывание» (Э.П. Торренс).
3. «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
4. «Тест «Домик» (Н.И. Гуткина).
5. «Круги» (Э. Вартег).
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методических занятий. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением экспериментальной проверки развития творческих способностей старших дошкольников.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и список литературы.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Под старшим дошкольным возрастом в научной литературе понимается возрастной период детства, соответствующий возрасту 5–7 лет и предшествующий школьному возрасту, когда ребенок начинает обучение в общеобразовательном учреждении. В этом возрасте каждый ребенок проходит этап активного развития – как психического, так и физического, что трансформирует его личность и вырабатывает новые навыки и стиль поведения[ Крамченинова, Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Крамченинова // Вестник науки. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=lva3etyrhr984078949 (дата обращения: 19.04.2024).].
Основной характеристикой старшего дошкольного возраста выступает сензитивность, что означает, что все психические процессы, которые отвечают за развитие психики ребенка, в особой степени активизируются, получают новый толчок для развития. Кроме того, в этом возрасте начинает формироваться устойчивый социальный опыт, который впоследствии оказывает существенное влияние на становление взрослой личности[ Копченова, О.А. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста / О.А. Копченова // Дефектология ПРОФ. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika_osobennostej_razvitiya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/?ysclid=lva3hrsous358091201 (дата обращения: 19.04.2024).].
Самым главным видом деятельности старшего дошкольника является игра сюжетно-ролевого типа, несмотря на то, что сознание в этом возрасте становится уже более самостоятельным, познавательно активным и стремящимся к познанию окружающего мира, поскольку психические процессы значительно трансформированы и готовы к новым видам деятельности[ Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – С. 186.].
Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 1.1[ Копченова, О.А. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста / О.А. Копченова // Дефектология ПРОФ. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika_osobennostej_razvitiya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/?ysclid=lva3hrsous358091201 (дата обращения: 19.04.2024).].
Рисунок 1.1. – Личностные особенности старшего дошкольного возраста
Кроме того, как указывают исследователи, в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться важные для взаимодействия с обществом образования, в частности, потребности социального характера, а также достаточно стабильная мотивационная структура, которая зачастую становится основной у личности в уже более взрослом возрасте[ Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – №3 (19). – С. 7.].
Основной проблемой, которая выявляется при оценке педагогических условий развития старших дошкольников, является то, что современные дошкольные образовательные организации не всегда идут на эффективный контакт с родителями воспитанников, что связано с недостатком времени у сотрудников, наличием уверенности в том, что только сами воспитатели имеют большой опыт работы с детьми, а вмешательство родителей может стать помехой для правильного воспитания вследствие их некомпетентности и субъективности[ Крамченинова, Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Крамченинова // Вестник науки. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=lva3etyrhr984078949 (дата обращения: 19.04.2024).].
При этом очевидным является тот факт, что такой подход можно характеризовать как непрофессиональный, поскольку дошкольный возраст – это тот период становления личности ребенка, при котором необходим индивидуальный подход, а, значит, доскональное изучение психических и личностных особенностей каждого ребенка, в определении которых большую роль играет информация, полученная от родителей[ Копченова, О.А. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста / О.А. Копченова // Дефектология ПРОФ. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika_osobennostej_razvitiya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/?ysclid=lva3hrsous358091201 (дата обращения: 19.04.2024).].
Основной идеей системы взаимодействия ДОО и родителей является тот факт, что именно родители выступают в качестве главных воспитателей детей, несущих за них полную ответственность и имеющих право на принятие самых важных решений в их жизни вне зависимости от обстоятельств[ Сальникова, Г.Р. Взаимодействие семьи и детского сада / Г.Р. Сальникова // Melkie. – 2017. – URL: https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/rabota-s-roditelyami-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 19.04.2024).].
Поэтому все образовательные организации, которые посещает ребенок, оказываются лишь помощниками в этом деле, которые не должны выставлять своих требований и оказывать негативное влияние на установленные родителями принципы воспитания своего ребенка[ Яковлева, Т.И. Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях ФГОС / Т.И. Яковлева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/26/statya-vzaimodeystvie-semi-i-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 19.04.2024).].
В связи с тем, что современные родители, стараясь максимально обеспечить своих детей всем необходимым, постоянно заняты работой, они определяют детей в образовательные организации, а сотрудники этих учреждений должны обеспечить детям максимально комфортные условия пребывания и организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы личность ребенка развивалась гармонично, без влияния стрессовых ситуаций, которые могут сформировать психологические проблемы[ Кесарева, О.С. Взаимодействие и сотрудничество с родителям воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС / О.С. Кесарева // Современный урок. – 2019. – URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16115 (дата обращения: 19.04.2024).].
Основой для полноценного воспитания каждого дошкольника должно являться эффективное взаимодействие семьи и детской образовательной организации, которое должно заключаться во внедрении различных перспективных направлений коммуникации[ Абрамова, Н.Г., Халилина, А.Я. Методы работы ДОУ с родителями: методология и практика / Н.Г. Абрамова, А.Я. Халилина // Вестник современной педагогики. – 2022. – № 6. – С. 30.].
Педагоги детской образовательной организации должны постоянно включать родителей в свою деятельность, показывать им успехи детей, докладывать о различных проблемах и неудачах, с которыми сталкиваются не только дети, но и они сами[ Соснина, Н.В., Старобина, Е.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина // Человек и образование. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semiey (дата обращения: 19.04.2024).].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, Н.Г., Халилина, А.Я. Методы работы ДОУ с родителями: методология и практика / Н.Г. Абрамова, А.Я. Халилина // Вестник современной педагогики. – 2022. – № 6. – С. 30–39.
2.Белова, П.А. Взаимодействие семьи и ДОУ / П.А. Белова. – Хабаровск: Статут, 2022. – 220 с.
3.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
4.Бубнова, С.Ю., Осмачкина Вариативные модели психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста / С.Ю. Бубнова, В.А. Осмачкина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2021.– № 2 (91).– С. 169–172.
5.Васкелова, Т.А., Шарманова, В.В., Миролюбова, Г.А. Современные подходы к изучению творческого развития старших дошкольников в психолого-педагогической литературе / Т.А. Васкелова, В.В. Шарманова, Г.А. Миролюбова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Сыктывкар: Сыктыварский государственный университет, 2024. – С. 90–103.
6.Гринёва, М.А., Черепкова, Н.В., Долженко, О.В. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста / М.А. Гринёва, Н.В. Черепкова, О.В. Долженко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 926–930.
7.Гузова, О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями / О.В. Гузова // Молодой ученый. – 2017. – № 43 (177). – С. 103–105.
8.Девятков, А.В., Макарычев, А.С. Славой Жижек: власть, политика, сопротивление / А.В. Девятков, А.С. Макарычев // Актуальные проблемы Европы. – 2012. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavoy-zhizhek-vlast-politika-soprotivlenie (дата обращения: 16.04.2024).
9.Долгова, Н.В. Современные технологии построения партнерских взаимоотношений семьи и детского сада / Н.В. Долгова // Знанио. Образовательный портал. – 2020. – URL: https://znanio.ru/media/sovremennye-tehnologii-postroeniya-partnerskih-vzaimootnoshenij-semi-i-detskogo-sada-2754383 (дата обращения: 19.04.2024).
10.Ежкова, Н.С., Постникова, А.В. Сущность, содержание, структура социально-психологической адаптации детей раннего возраста / Н.С. Ежкова, А.В. Постникова // Вестник экспериментального образования. – 2018. – № 2 (15). – С. 10–18.
11.Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.04.2024).
12.Живцова, Г.Н., Туринова, И.М., Заврагина, Е.К. Творческое развитие дошкольников в контексте современных социально-культурных условий: проблемы и перспективы / Г.Н. Живцова, И.М. Туринова, Е.К. Заврагина // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Педагогика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2022. – С. 87–100.
13.Захарова, О.Г. Определения понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова // Материалы II международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – 2017. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 16.04.2024).
14.Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Юрайт, 2020. – 237 с.
15.Зимина, И.П. Взаимодействие семьи и ДОУ / И.П. Зимина // Педагог. Журнал. – 2020. – URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=4894 (дата обращения: 19.04.2024).
16.Иванова, С.М. Математические методы в психологии / С.М. Иванова. – Липецк: Аккорд, 2021. – 460 с.
17.Казакова, З.М. Творческое мышление старших дошкольников: концептуальные подходы к исследованию проблемы / З.М. Казакова // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 7 (326). – С. 96–109.
18.Калмыкова, С.И., Шарапова, Г.Н., Чикарева, С.В. Современные тенденции изучения старшего дошкольного возраста и его психологических образований / С.И. Калмыкова, Г.Н. Шарапова, С.В. Чикарева // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 3. Психология и педагогика. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2023. – С. 34–46.
19.Кесарева, О.С. Взаимодействие и сотрудничество с родителям воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС / О.С. Кесарева // Современный урок. – 2019. – URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/16115 (дата обращения: 19.04.2024).
20.Киселева, Н.А. Тест «Круги» / Н.А. Киселева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/03/test-krugi (дата обращения: 19.04.2024).
21.Князева, М.Н. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина) / М.Н. Князева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/15/metodika-domik-n-i-gutkina (дата обращения: 19.04.2024).
22.Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-sposobnosti?ysclid=lva3qeieh5665003707 (дата обращения: 19.04.2024).
23.Копченова, О.А. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста / О.А. Копченова // Дефектология ПРОФ. – 2021. – URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/xarakteristika_osobennostej_razvitiya_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/?ysclid=lva3hrsous358091201 (дата обращения: 19.04.2024).
24.Корчнева, И.М. Антология современной философской мысли / И.М. Корчнева. – Братск: Сфера, 2022. – 250 с.
25.Коряковцева, О.А. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / О.А. Коряковцева. – М.: Юрайт, 2022. – 225 с.
26.Крамченинова, Е.Ю. Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста / Е.Ю. Крамченинова // Вестник науки. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-starshego-doshkolnogo-vozrasta?ysclid=lva3etyrhr984078949 (дата обращения: 19.04.2024).
27.Кричевская, А.М., Володина, И.М. Организация сотворчества в дошкольном образовательном учреждении: принципы и технологии / А.М. Кричевская, И.М. Володина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 40–49.
28.Куманович, М.А., Володина, А.А., Умановская, Е.Г. Современные и классические подходы к изучению понятия «креативность» и «творчество» в научной литературе / М.А. Куманович, А.А. Володина, Е.Г. Умановская // Сборник статей Белгородского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2022. – С. 60–72.
29.Литовкина, А.В., Дручинина, Е.С. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте / А.В. Литовкина, Е.С. Дручинина // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – URL: https://moluch.ru/archive/111/27950/ (дата обращения: 16.04.2024).
30.Методика «Солнце в комнате» // Педагогика. Арт-педагогика. – 2023. – URL: https://vk.com/wall-217407391_94?ysclid=lva6tkxld269526156 (дата обращения: 19.04.2024).
31.Милованова, О.М. Дошкольное образование: теория, методология и практика / О.М. Милованова. – Сыктывкар: Параллель, 2021. – 490 с.
32.Онфре, М. Несчастья (и величие) философии / М. Онфре // Скепсис. Научно-просветительский журнал. – 2007. –URL: https://scepsis.net/library/id_1429.html (дата обращения: 16.04.2024).
33.Подрядчикова, Е.Н., Головина, М.И., Хвостова, А.А. Принципы и педагогические условия формирования творческих способностей в дошкольников: теория и методология исследования / Е.Н. Подрядчикова, М.И. Головина, А.А. Хвостова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2024. – № 2. ؘ– С. 152–160.
34.Рычкова, Л.С., Сапранкова, М.В., Ботова, Н.Д. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста / Л.С. Рычкова, М.В. Сапранкова, Н.Д. Ботова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.04.2024).
35.Сальникова, Г.Р. Взаимодействие семьи и детского сада / Г.Р. Сальникова // Melkie. – 2017. – URL: https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/rabota-s-roditelyami-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 19.04.2024).
36.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
37.Соснина, Н.В., Старобина, Е.М. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей / Н.В. Соснина, Е.М. Старобина // Человек и образование. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-semiey (дата обращения: 19.04.2024).
38.Спиридоненкова, О.Н. Тест Торренса Э.П. / О.Н. Спиридоненкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/11/test-torrensa-e-p (дата обращения: 19.04.2024).
39.Тарасенко, М.И., Щуковская, И.С., Гаврина, Е.Г. Современные формы педагогического взаимодействия: теоретические и методологические аспекты исследования / М.И. Тарасенко, И.С. Щуковская, Е.Г. Гаврина // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2022. – С. 94–103.
40.Трофимова, М.Е. Детские образовательные учреждения: теория и практика исследования / М.Е. Трофимова. – Липецк: Формат, 2020. – 168 с.
41.Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Психолого-педагогический поиск. – 2011. – №3 (19). – С. 7–14.
42.Фирсова, Л.В. Дошкольная педагогика / Л.В. Фирсова. – М.: Приоритет, 2021. – 470 с.
43.Хамеметова, П.А., Варзонина, М.В., Чумакова, Е.Н. Современные аспекты формирования творческих способностей дошкольников: теория и практика исследования / П.А. Хамеметова, М.В. Варзонина, Е.Н. Чумакова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 5. – С. 60–67.
44.Харитонова, А.В. Концепции изучения психологических особенностей старшего дошкольного возраста / А.В. Харитонова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2023. – № 12. – С. 56–71.
45.Чуркина, А.М. Сотворчество в педагогике / А.М. Чуркина. – Пермь: Азимут, 2022. – 220 с.
46.Шамина, Т.С. Сущность и структура понятия «творческие способности»: системно-содержательный анализ / Т.С. Шамина // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2021. – № 4(55). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2April2021/SUShNOST%20I%20STRUKTURA%20PONYaTIYa%20_TVORChESKIE%20SPOSOBNOSTI_%20SISTEMNO-SODERZhATELNYY%20ANALIZ.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
47.Шафрутдинова, А.П., Милентьева, С.И., Лоскутова, Р.А. Проблемы организации творческого развития старших дошкольников в условиях современного ДОУ: методология исследования / А.П. Шафрутдинова, С.И. Мелентьва, Р.А. Лоскутова // Педагогический вестник. – 2023. – № 8. – С. 36–50.
48.Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций. Учебное пособие / С.Р. Яголковский. – М.: Издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики», 2020. – 320 с.
49.Яковлева, Т.И. Взаимодействие семьи и ДОУ в условиях ФГОС / Т.И. Яковлева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/12/26/statya-vzaimodeystvie-semi-i-dou-v-usloviyah-fgos (дата обращения: 19.04.2024).
50.Яковлева, П.А., Загитова, А.А., Чугайлова, С.М. Изучение принципов творческого развития старших дошкольников / П.А. Яковлева, А.А. Загитова, С.М. Чугайлова // Образовательные технологии. – 2024. – № 1. – С. 70–81.
51.Яфаева, В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-komponentov-intellektualnogo-razvitiya-i-intellektualnyh-kachestv-doshkolnikov?ysclid=lv5fj32spj871338567 (дата обращения: 15.04.2024).