Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной России религиозные движения выступают важным фактором, формирующим культурную и социальную обстановку общества. Однако, помимо традиционных конфессий, активно действуют и новые религиозные группы, которые часто проявляют себя через внекультовую деятельность.
Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимо понимание этого явления в контексте современной российской действительности и его влияния на общественные процессы и индивидуальные практики верующих и неверующих граждан.
Объектом является внекультовая деятельность новых религиозных движений в современной России.
Предметом настоящего исследования являются проявления деятельности новых религиозных движений, ее особенности и воздействие на общество и индивидуальные практики граждан.
Цель настоящего исследования – это анализ проблемы внекультовой деятельности новых религиозных движений в современной России с целью выявления ее особенностей, влияния и возможных последствий.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
провести анализ современной религиозной ситуации в России с учетом новых религиозных движений и их внекультовой деятельности;
изучить исторические корни и развитие новых религиозных движений в России;
осуществить анализ конкретных примеров внекультовой деятельности и методов, используемых новыми религиозными движениями;
оценить влияние внекультовой деятельности на общество и индивидуальные практики граждан;
проанализировать реакцию государства и общества на внекультовую деятельность новых религиозных движений.
Методы данной научной работы:
метод анализа и синтеза;
метод сравнительно-сопоставительного анализа;
метод сплошной выборки;
статистические данные.
Теоретическая база научного исследования представлена трудами …
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в расширении научного понимания роли религиозных движений в современном обществе, а также выявлении особенностей их внекультовой деятельности.
Практическая значимость – возможность использования полученных результатов для разработки рекомендаций по управлению религиозной ситуацией в России и формирования соответствующей государственной политики.
Структура работы – дипломная работа состоит из введения, двух разделов – теоретического и практического, заключения и списка использованных источников.
1 Введение в современную религиозную ситуацию в России
1.1 Определение новых религиозных движений и внекультовой
деятельности
Новые религиозные движения - это религиозные течения, которые в основном возникли за рубежом в 60–70-х годах ХХ века и стали популярными в Советском Союзе и России в конце 80-х и начале 90-х годов. Некоторые из этих движений, такие как мормоны, имеют свои корни за рубежом уже более ста лет назад, но они стали активными в России только в 90-е годы и поэтому также рассматриваются как новые религиозные движения. Некоторые религиозные группы соглашаются с этой классификацией как "новые", в то время как другие, например, кришнаиты, утверждают, что их корни уходят в тысячелетнюю историю мировой культуры, включая российскую, и отвергают свое включение в категорию новых религиозных движений [31].
"Религия может быть фактором, способствующим возрождению России, но в то же время она может быть и фактором, способствующим распаду российского государства", - считает Анатолий Красиков, директор Центра социальных и религиозных исследований Института Европы РАН, Москва, и Галина Старовойтова, научный сотрудник Института Кеннана по правам человека и урегулированию конфликтов. На семинаре Института Кеннана 6 апреля 2004 года Красиков утверждал, что без культуры религиозной свободы и толерантности Российская Федерация не выживет. "Одного религиозного фактора недостаточно, есть множество других факторов, причем они существуют одновременно и взаимодействуют друг с другом", - сказал он.
Институциональные формы религии живут внутри личной веры, что создает уникальный парадокс. Каждая вера доступна лишь своим приверженцам, но сама по себе остается загадкой, не поддающейся полному пониманию. Верующие могут ощущать глубину своей веры, но часто она не поддается четкому определению и разумению. Вера всегда обернута "тайной", которая не раскрывается полностью. Внутри каждой религии существуют различные толкования и понимания, которые могут сталкиваться друг с другом, порождая недопонимание и даже конфликты. Это также означает, что адепты религии могут иметь разные убеждения и подходы, иногда противоречивые между собой, что может приводить к конфликтам с представителями других верований.
На сегодняшний день определение сущности религии и религиозности становится все более важным не только в теоретическом, но и в практическом плане. Это связано с тем, что правовая квалификация организации как "религиозной" предоставляет ей высокий социальный статус и возможность претендовать на определенные права и привилегии. Например, одно из новых религиозных движений, такое как саентология, может быть квалифицировано как "религия" в одних случаях и как "псевдорелигиозная секта", "лжерелигия" или "культ" в других случаях [20]. Здесь определения часто используются в качестве инструмента в межконфессиональной борьбе, аналогичной схваткам между группами в других сферах духовной культуры, таких как наука, искусство и философия, где также встречаются противопоставления между "подлинными" и "псевдо" формами – науки и псевдонауки, искусства и псевдоискусства и т.д.
Общественные и религиозные организации определяются общностью интересов в удовлетворении духовных или других нематериальных потребностей, что отражается в их некоммерческой деятельности [39].
Религиозные объединения являются важной и активной частью современного российского общества. Религиозные объединения могут также играть важную роль в политической и общественной жизни. Они могут выступать за защиту своих интересов и прав, а также участвовать в социальных движениях и инициативах, касающихся этических, моральных и социальных вопросов. Статус религии и ее роль в российском обществе укореняются, особенно в последние тридцать лет. В настоящее время в стране зарегистрированы и функционируют религиозные организации более 66 конфессий. Право беспрепятственно действовать распространяется не только на религиозные организации, зарегистрированные в установленном порядке, но и на незарегистрированные религиозные группы. Не менее 30 000 религиозных организаций ассоциации, традиционные и новые, теперь можно найти и в России. Данную ситуацию можно наблюдать еще с 2018 года (табл. 1).
Таблица 1 – Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации с 2010 по 2018 [40, 41, 42, 43]
Год Всего религиозных организаций Центральные организации Местные организации Духовные образовательные учреждения Монастыри и подворья Религиозные учреждения
2010 23494 433 22176 193 434 258
2015 27496 542 25839 185 536 3942
2016 28465 568 26789 170 481 4573
2018 30896 610 28992 180 515 5994
Как мы видим число религиозных организаций растет очень быстро. Такое разнообразие требует развития взаимодействия между ними.
Таблица 2 – Конфессии и их количество на 2020 г. [44]
Религиозная конфессия Количество организаций
Русская православная церковь (РПЦ) 18550
Ислам 5954
Христиане веры евангельской – пятидесятники 1034
Евангельские христиане – баптисты 879
Христиане веры евангельской 867
Евангельские христиане 673
Адвентисты седьмого дня 556
Старообрядцы 386
Буддизм 257
Иудаизм 256
Греко-католические церкви 246
Лютеране 222
Пресвитерианская церковь 195
Армянская православная церковь 106
Помимо вышеперечисленных конфессий, есть также меньшее количество ассирийских церквей, новоапостольких церквей, шаманских общин, индуистов, церквей Христа и других (табл. 2). Из данной таблицы мы можем сделать вывод о том, что самыми распространенными направлениями являются православная церковь и ислам, далее с большим отрывом следут христиане веры евангельской – пятидесятники. Состав вероисповедания населения России является разнообразным и многонациональным, что подчеркивает важность укрепления взаимодействия между религиозными объединениями, активными на территории Российской Федерации. Усиление этого взаимодействия может способствовать сближению различных вероисповеданий, поощрению толерантности и межконфессиональному диалогу, а также содействовать общественному миру и гармонии в многонациональной и многоконфессиональной России. (табл. 3).
Таблица 3 – Процентное соотношение различных религиозных групп среди населения России.
Религиозная принадлежность Процент населения
Православные 41%
Верующие, не идентифицирующие себя с определенной религиозной принадлежностью 25%
Атеисты 13%
Мусульмане 4.7%
Христиане 4.1%
Мусульмане сунниты 1.7%
Православные вне определенной церкви 1.5%
Иудаисты 1.5%
Язычники 1.2%
Староверы, буддисты, индуисты, мусульмане шииты > 0.5%
За последние тридцать лет в РФ образовалось невероятное количество новых религиозных организаций, ранее не наблюдалось такого за настолько короткий период. В книге "Настольная книга для священнослужителей", опубликованной в 1912 году, перечисляются 209 различных "расколов, ересей и сект", а также анализируются 32 философских и антихристианских направлений. Однако многие из перечисленных религиозных объединений не стали широко распространенными в России. В 1997 году миссионерский отдел Московского Патриархата опубликовал справочник под названием "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", в котором содержится анализ 101 группы и объединений, которые претендуют на статус религиозных.
Изучение социальных учений новых религиозных движений требует глубокого анализа разнообразных концепций и терминов, которые формируют основу социально-политической теории этих движений в их динамике. Отслеживание изменений, начиная с момента формирования, до современных интерпретаций, позволяет понять их развитие и влияние на общество.
Частой ошибкой в понимании новых религиозных движений является игнорирование социальных изменений и отказ от принятия новых форм социальной адаптации. Это приводит к недостаточному пониманию их влияния на окружающую среду и отношений с существующими общественными структурами. Некоторые исследователи отвергают необходимость в изучении этих изменений, считая данные движения лишь тоталитарными сектами. Данный подход игнорирует многообразие и сложность социальных взаимодействий внутри религиозных общин и не позволяет понять их реальные потребности и проблемы.
Поэтому для более полного понимания новых религиозных движений необходимо учитывать их социальные трансформации и их взаимодействие с современным обществом. Это поможет избежать упрощенных и предвзятых взглядов на них и способствует развитию более объективного подхода к исследованию.
Важными принципами научного познания являются объективность и надежность. В контексте нашего исследования это подразумевает стремление к нейтральности и отказ от влияния идеологических и конфессиональных предубеждений. Однако во многих оценках социальных учений новых религиозных движений преобладает убеждение о их связи с экстремистскими идеями и угрозе для национальной безопасности [5].
Важно осознавать, что необходимо изучать различные виды новых религиозных организаций и их социальные теории, включая материалы, распространяемые ими на своих веб-ресурсах. Однако следует избегать однобокого рассмотрения новых религий только через призму уголовного и гражданского законодательства или законов, касающихся борьбы с экстремизмом.
С точки зрения права, рассматривать социальные идеалы и деятельность новых религиозный движений как криминальные вопреки принципу презумпции невиновности, который закреплен в Конституции Российской Федерации и международных документах о правах человека. Криминализация социальных идей и их деятельности является неправомерным и приводит к созданию недопустимых представлений о них, основанных на предубеждениях. Этот подход вреден, особенно учитывая, что многие из движений стремятся к сотрудничеству с государственными и общественными институтами. Важно помнить, что последователи – это граждане с равными правами и свободами, включая свободу вероисповедания.
Религиозные движения России разнообразны, но также есть много новых религий, которые образуются с течением времени от старых. К примеру, разнообразие мусульманских организаций и лидеров стимулирует конкуренцию и приводит к активному развитию исламской культуры и образования. В контексте современной России ислам оказывает значительное влияние на социально-политическую динамику, несмотря на отсутствие единого канонического лидера. Вместе с тем, вопросы религиозной свободы и отношений государства с религиозными организациями остаются в центре внимания общественной и политической дискуссии [17].
Для ислама не существует единого универсального канонического лидера или группы лидеров, занимающих одинаковое или схожее положение. Исламские центральные религиозные организации (называемые Духовными управлениями мусульман, или ДУМ), менее многочисленны, чем исторические региональные исламские общины. Многие из них конкурируют между собой за влияние на людей. Существует также конкуренция между старыми и новыми мусульманскими лидерами, что ускорило развитие исламского образования в арабских странах. К регионам, в которых мусульманское население в настоящее время составляет религиозное большинство, относятся Чечня, Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ставрополье, Ингушетия. В последние десятилетия роль ислама в России возрастает и, похоже, становится очень важным вопросом в общественно-политической жизни. Ислам выступает за принципы разделения и светскости, поскольку не желает, чтобы государственные привилегии распространялись только на РПЦ. Российские исламские организации выступают против преподавания "Основ православной культуры" в государственных школах, а также против идеи иметь капелланов РПЦ в российской армии. Некоторые исламские организации выступают против присутствия православной символики на государственном гербе, государственных медалях и т. д. Эволюция религиозной ситуации в России происходит без какого-либо управления со стороны государства - государство само следит за этой эволюцией.
У российского государства нет ни опубликованной концепции государственно-церковных отношений, ни институтов, которые могли бы регулярно исследовать религиозную ситуацию, ни эффективных механизмов влияния на религиозную ситуацию. В этих условиях зарегистрированные религиозные организации, представляющие большинство населения, получают особые государственные привилегии [9]. Этими привилегиями пользуется в первую очередь Русская православная церковь. Еврейское население невелико, но еврейская политическая и экономическая элита знает о силе еврейского лобби во многих других странах. Государство, в свою очередь, уважает еврейское присутствие на территории России.
Религиозный социальный состав России относительно стабилен. Количество зарегистрированных религиозных организаций не претерпевает значительных изменений из года в год. Не происходит серьезных изменений в законодательстве, затрагивающем деятельность религиозных организаций. Количество новых религиозных движений увеличивается незначительно. Религиозные организации нашли свое место в обществе, многие из них опубликовали свои социальные концепции.
Среди разнообразных движений, которые пришли в СНГ можно выделить крупные новые религиозные организации, такие как:
Фрагмент для ознакомления
3
1.Атак, Д. Капкан безграничной свободы // Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л.Р.Хаббарде. /Под ред. А.Л.Дворкина.- М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1996.-160 с.
2.Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. 1984. - 288 с.
3.Белавина А. В. Религиозная ситуация в России: социологический анализ – М.: Наука, 2019. – 294 с.
4.Васильев И. В. Секуляризация и постсекуляризация: российская реальность – М.: Глобол, 2020. – 579 с.
5. Ведерникова О.В. Внекультовая деятельность религиозных групп: анализ проблем и исследовательские подходы // Религия и переходная эпоха. - 2020. - Т. 49. - С. 89-106.
6.Ведическая традиция в России : кто такие кришнаиты: новое духов. явление или возрождение традиции? / М.Ю. Матвеева, И.С. Сидоров, В.С. Яковлев ; под ред. Тунеева В. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Истоки, 1997. - 66 с.
7.Глебов А. В. Незаконная деятельность религиозных групп: анализ судебной практики – СПб.: Питер, 2021. – 945 с.
8. Голубкова М.И. Внекультовая деятельность религиозных групп: особенности и вызовы // Религия: науковий щорічник. - 2019. - № 36. - С. 145-154.
9.Деринг С.И. Религиозные группы и их внекультовая деятельность: проблемы правового регулирования // Вісник Дніпровського університету. Серія: право. - 2021. - Т. 29. - С. 25-36.
10.Дмитриев А. А. Правовое регулирование религиозных организаций в России – М.: Крокус, 2022. – 175 с.
11.Емельянова Л. П. Социальная психология внекультовой деятельности религиозных групп – М.: Наука, 2023. – 196 с.
12. Ермаков А.А. Внекультовая деятельность религиозных групп: социокультурное значение и влияние на общество // Религия и общество. - 2020. - Т. 20. - С. 65-76.
13. Завацька М.В. Внекультовая деятельность сектантов в современном обществе // Вісник Східноєвропейського національного університету імені Лесі Українки. - 2019. - № 2(304). - С. 87-92.
14.Иванов С. М. Проблемы свободы вероисповедания и правового регулирования религиозных групп – М.: Глобол, 2020. – 339 с.
15.Ивлева, М.Л., Курилов С.Н., Россман, В.И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. Серия: СОЦИОЛОГИЯ. 2018. Т. 18. No 3. С. 481—493.
16. Калиниченко С.М. Профессиональная деятельность психотерапевтов при работе с формерами сект: психолого-педагогический и правовой аспекты // Философско-культурологический журнал. - 2021. - № 1(30). - С. 86-99.
17. Карелина А.А. Внекультовая деятельность религиозных групп: современные вызовы и перспективы правового регулирования // Вестник УрФУ. Серия: Право. - 2019. - Т. 23. - С. 227-238.
18.Кулакова Н. В. Религиозная свобода и толерантность в современном обществе – М.: Просвещение, 2019. – 225 с.
19.Лебедев В. П. Правовая ответственность религиозных групп за экстремистскую деятельность – М.: Наука, 2021. – 339 с.
20.Михайлов Ю. С. Внекультовая деятельность религиозных групп и уголовное право – М.: Наука, 2022. – 472 с.
21. Мусатова Е.В. Массовая внекультовая деятельность религиозных групп: социологический анализ // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2019. - Т. 51. - С. 74-82.
22.Никитина О. А. Проблемы социологического изучения внекультовой деятельности религиозных групп – М.: Высшая школа, 2023. – 105 с.
23. Новиков Д.Р. Суть и значение внекультовой деятельности религиозных групп: историко-философский анализ // Религия и общество. - 2022. - Т. 21. - С. 112-125.
24.Огирко І.В. Культурологічний потенціал внекультового впливу релігійних груп на сучасне суспільство // Вісник Хмельницького національного університету. Серія: філософія. - 2021. - Вип. 1(1). - С. 62-70.
25.Орлова Е. И. Религия и политика: взаимодействие и конфликты – М.: Глобол, 2022. – 339 с.
26.Петров П. С. Роль религиозных групп в обществе: социологический аспект – М.: Глобол, 2020. – 333 с.
27. Петров В.Н. Формы и методы внекультовой деятельности религиозных групп // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. - 2020. - № 1(81). - С. 78-82.
28. Разумова И.Н. Культура и образование внекультовых религиозных групп: методологический аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2022. - Т. 241. - С. 185-191.
29.Религия глазами социолога: рецензия / рец. О. В. Ауров // Свободная мысль. - 2006. - N 9/10. - С. 200-201.
30.Романов В. Н. Основные подходы к изучению внекультовой деятельности религиозных групп – М.: Крокус, 2021. – 482 с.
31.Руткевич Е. Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы в западной социологии // Вестник института социологии. 2017. Т. 8. No 1. С. 132 – 161
32.Себенцов А.Е., Ковалев П., Калинин В. Свобода религии для человека // Международная жизнь. - 1990.- No 12. - С. 29-38.
33.Смирнова Е. А. Правовая защита свободы вероисповедания в России – М.: Наука, 2019. – 512 с.
34. Соколов М.Т. Внекультовая деятельность религиозных групп: проблемы и пути решения // Вестник Уралского государственного юридического университета. - 2020. - № 2(42). - С. 171-177.
35. Тихомирова Н.Д. Внекультовая деятельность религиозных групп в современной России: социально-философский анализ // Философские науки. - 2019. - № 11. - С. 92-100.
36.Уварова А. В. Исторические аспекты внекультовой деятельности религиозных групп – М.: Глобол, 2023. – 274 с.
37.Харитонов Г. А. Религиозная педагогика: теория и практика – М.: Просвещение, 2022. – 295 с.
38.Шумилова Е.В. Внекультовая деятельность сектантов в современном обществе: культурно-социологический анализ // Российский социологический журнал. - 2023. - Т. 23. - С. 109-123.
39.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/ (дата обращения 12.03.2024 г.)
40.Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2010 г. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b10_11/IssWWW.exe/Stg/d1/02-08.htm (дата обращения 12.03.2024 г.)
41.Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2015 г. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b15_11/isswww.exe/stg/d01/11-03.htm (дата обращения 12.03.2024 г.)
42.Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2016 г. Режим доступа: https://zemfort1983.livejournal.com/866171.html (дата обращения 12.03.2024 г.)
44.Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2018 г. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 12.03.2024 г.)
44.Религиозные организации в России. Режим доступа: https://rosinfostat.ru/religioznye-organizatsii/ (дата обращения 12.03.2024 г.)