Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сфера профессиональной деятельности неразрывно связана с личностным развитием, вопросы деформаций в профессии занимают особое место в психологии. Данное исследование посвящено анализу деформаций в сфере психологии у психологов-консультантов, которые могут возникать в результате их длительной деятельности.
Актуальность темы обусловлена растущими требованиями к качеству психологической помощи и необходимостью поддержания психологического благополучия специалистов, напрямую работающих с человеческими проблемами.
Цель исследования — выявить основные профессиональные деформации у психологов и разработать методы их коррекции и профилактики.
Задачи исследования включают:
1.Изучение теоретических основ профессиональных деформаций.
2.Анализ профессионального поведения психологов-консультантов.
3.Разработка методик диагностики и коррекции профессиональных деформаций.
Объект исследования — профессиональная деятельность психологов-консультантов. Предмет исследования — профессиональные деформации, возникающие у психологов в процессе их работы.
Гипотеза исследования предполагает, что разработка и внедрение регулярных профессиональных супервизий и тренингов по саморефлексии снизит уровень профессиональных деформаций среди психологов-консультантов.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний о влиянии профессиональной деятельности на личность психолога и разработке теоретических основ для предотвращения профессиональных деформаций.
Практическая значимость исследования проявляется в создании методик, которые могут быть использованы в практике работы психологических служб для повышения качества профессиональной деятельности психологов.
Методология исследования включает качественный и количественный анализ данных, полученных через опросники, интервью и психологическое тестирование.
Структура организована следующим образом: сперва идет введения, потом следует глава, посвященная теоретическим основам профессии, затем глава, в которой рассматриваются методы исследования и анализ данных, и заключение, где представлены рекомендации по предотвращению и коррекции деформаций у психологов. В завершении в работу также входят обсуждение возможных направлений для дальнейших исследований в данной области.
Важной частью исследования является разработка и апробация программ тренингов и супервизий, направленных на развитие профессиональных и личностных качеств психологов, что должно способствовать снижению риска развития профессиональных деформаций. Программы будут включать элементы само-рефлексии, методы психологической релаксации и техники регулирования эмоций.
Таким образом, данное исследование расширяет теоретические знания о профессиональных деформациях психологов и предлагает практические инструменты для их профилактики и коррекции.
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональных деформаций психолога-консультанта
1.1. Специфика профессиональной деятельности психолога-консультанта
Профессиональная деформация у психологов проявляется в изменении своих качеств и поведения специалиста под действием длительной практики и непрерывного взаимодействия с клиентами имеющими различные психологические проблемы и заболевания. Специфика работы психолога-консультанта заключается в постоянном эмоциональном контакте с людьми, что требует высокой степени эмпатии и внимания к чужим проблемам, однако именно это безостановочное внимание к проблемам других и постоянное нахождение в состоянии напряжения могут привести консультанта к выгоранию и развитию деформации.
Кроме того, деформация может выражаться в изменении восприятия себя и своего места в профессии, где психологи подверженные деформации могут испытывать чувство потери идентичности сомнения в своей компетентности и эффективности в работе.
Для предотвращения деформации и негативных последствий необходимо регулярно заботиться о собственном благополучии и психологии что включает в себя анализ собственной супервизии, участие в психотерапевтических группах специалистов и обеспечение баланса между работой и личной жизнью, также необходимо развивать умение отделять свои эмоции и переживания от проблем клиентов.
Специфика деформации у психологов требуют внимания к собственному состоянию и усилий по поддержанию личностного благополучия что является важной частью в долговременной и успешной практике в области психолога консультанта.
Столкновение с человеческими проблемами требуют от психологов способность сохранять эффективность при одновременной поддержки личного равновесия, что делает стандартный самоанализ и рефлексию незаменимыми элементами деятельности.
Важным явлением в предотвращении деформации является создание поддерживающей среды внутри сообщества психологов. Своевременное совместное обсуждение случаев из деятельности, обмен опытом и стратегиями преодоления трудностей могут сильно снизить риск развития деформации. Поддержка коллег и совместное развитие помогают не только повышать квалификацию, но и укреплять самосознание и уверенность в своих силах и возможностях.
Основным из факторов, влияющим сохранению благополучия психолога, является умение грамотно распределять свои силы и время между работой и личной жизнью. Забота о собственном здоровье и благополучии, хобби и интересы вне профессиональной сферы, достаточное количество времени, проведенное с семьей и друзьями, способствуют эмоциональному восстановлению и снижению напряжения, накопленного в процессе работы.
Комплексный подход к предотвращению профессиональной деформации, включающий регулярный самоанализ, супервизии, профессиональное обучение и развитие, создание поддерживающей профессиональной среды, а также баланс между работой и личной жизнью, является ключевым для поддержания высокого уровня профессиональной эффективности и личного благополучия психологов-консультантов. Эти меры помогают не только снижать риск развития профессиональной деформации, но и обеспечивают долгосрочную устойчивость к эмоциональному выгоранию, позволяя психологам оставаться эффективными и сочувствующими специалистами на протяжении всей их карьеры.
Труд и профессиональная деятельность оказывают значительное воздействие на человека, которое может быть как положительным, так и негативным. Одним из негативных аспектов трудовой активности является формирование профессиональной деформации личности. Исследователи, такие как Альфред Адлер и Эдуард Ф. Зеер, подчеркивают постепенность процесса освоения профессии, в ходе которого наряду с развитием профессионально значимых качеств, возможно возникновение искажений профессионально-личностных характеристик, ведущих к профессиональной деформации.
Термин "профессиональная деформация" был введен в научный оборот Питиримом Сорокиным, который акцентировал на негативном влиянии профессиональной деятельности на индивида. В дальнейшем, особенности и механизмы профессиональной деформации изучались многими учеными, включая С.Г. Геллерштейна, А.К. Маркову, Э.Ф. Зеера и других. В общем контексте, профессиональная деформация рассматривается как изменение психологической структуры личности и ее когнитивных процессов, обусловленное влиянием как объективных, так и субъективных факторов профессиональной деятельности, что ведет к формированию специфического профессионального типа личности.
Э.Ф. Зеер определяет профессиональную деформацию как изменение, приводящее к негативным последствиям в структуре деятельности и самой личности, что, в свою очередь, сказывается на продуктивности труда. А.В. Коваленко рассматривает этот процесс как трансформацию личностных качеств, обусловленную выполнением профессиональных обязанностей. Е.В. Руденский выделяет в структуре профессиональной деформации изначальные склонности индивида и сам процесс деформации, начинающийся уже на этапе обучения и характеризующийся развитием определенных профессиональных установок.
Профессиональная адаптация личности к условиям труда выступает основным источником деформации, особенно для специальностей, предполагающих тесное взаимодействие с людьми. Б.Г. Ананьев указывает на возможность несовпадения развития личностных и профессиональных качеств, а также анализирует условия, способствующие такому дисбалансу.
Важность понимания механизмов и последствий профессиональной деформации неоспорима для разработки стратегий ее предотвращения и коррекции, что делает данную проблематику актуальной для современной психологии труда и организационной психологии.
В современном социально-экономическом контексте наблюдается острая необходимость глубокой трансформации всех социальных институтов, что существенно повышает требования к качеству профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов-консультантов. В процессе профессионального функционирования неизбежно происходят изменения в структуре личности специалиста, что приводит к усилению определенных качеств, способствующих успешной профессиональной деятельности, однако также может сопровождаться изменением, подавлением или даже разрушением некоторых личностных структур, не участвующих в профессиональной деятельности.
Научный анализ позволяет выявить ряд характеристик профессиональной деформации психолога-консультанта. В частности, В.В. Бойко подчеркивает, что одним из факторов формирования профессиональной деформации является эмоциональное выгорание, которое проявляется в виде приобретенных стереотипов поведения, возникающих в результате необходимости подавления отрицательных эмоций и отсроченной психологической разрядки.
В контексте синдрома эмоционального выгорания особенно значимой является деперсонализация, представляющая собой нарушение восприятия, выражающееся в субъективных ощущениях нереальности, отчуждения и измененности собственного «Я». Деперсонализация ведет к дегуманизации межличностных отношений, цинизму и потере эмоционального компонента в психических процессах, что, в свою очередь, способствует развитию профессиональной деформации личности.
Э.Ф. Зеер выделяет четыре уровня профессиональной деформации, варьирующихся от общепрофессиональных до индивидуализированных деформаций, каждый из которых влияет на психологическую структуру деятельности и личностное развитие специалиста. Особое внимание уделяется тому, как профессиональная деятельность влияет на формирование и развитие профессиональных деформаций, акцентуируя на важности учета индивидуально-психологических особенностей личности в этом процессе.
Помимо этого, анализируются основные показатели профессиональной деформации, включая профессиональные ошибки и перемены в личности, не соответствующие меркам профессиональной этики и не одобряемые обществом. Данное исследование подчеркивает сложность и многогранность проблемы профессиональной деформации психологов-консультантов, требующей комплексного подхода к изучению и преодолению данного явления.
Современные социально-экономические условия актуализировали необходимость глубокой трансформации всех социальных институтов, что в свою очередь повлекло за собой новые требования к эффективности профессиональной деятельности специалистов. Профессиональная деятельность интегрируется с изменениями в структуре личности специалиста, где наблюдается усиление и активное развитие тех качеств, которые способствуют успешной профессиональной деятельности, и одновременно изменение или подавление тех аспектов личности, которые не участвуют в этом процессе. Анализируя научные работы по вопросам профессиональной деформации психолога-консультанта, можно выделить несколько ключевых особенностей данного явления. К ним относятся замедление в профессиональном развитии, отсутствие развития профессиональных навыков и квалификации, а также упрощенность профессиональной деятельности и потеря нравственных ориентиров.
Рассмотрение степеней устойчивости профессиональной деформации личности позволяет классифицировать ее на временную и постоянную, что имеет существенное значение для разработки стратегий преодоления и профилактики данного явления. Классификация видов профессиональной деформации, предложенная Е.И. Роговым, включает общепрофессиональные, типологические и индивидуальные деформации, каждая из которых имеет свои особенности и требует индивидуализированного подхода в коррекции.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бойко, В.В. (1996). «Энергия эмоций в общении: изучение внутреннего мира и взаимодействия с другими». Москва.
2.Гринбергер, Р.С. (1981). «Профессиональный риск – как "выгорание" влияет на менеджеров корпораций и их результативность». The Wall Street Journal.
3.Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http://www.myword.ru
4.Маслач, К. (1978). «Профессиональное выгорание – как люди справляются». Public Welfare. Весна.
5.Маслач, К. (1976). «Истощение». Human Behavior, № 5.
6.Мирошниченко, С.С. (2014) «Деформация семантической сферы подростков с коммуникативными нарушениями». World Applied Sciences Journal.
7.Орел, В.Э. (2001). «Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования». Психологический журнал, Т. 15, № 1, с. 89-99.
8.Пайнс, А., Маслач, К. (1978). «Характеристики выгорания персонала в учреждениях психического здоровья». Hosp. Community Psychiat., № 29.
9.Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindrom_professionalnogo_vygoranija.html
10.Сидоров, П.И. Синдром профессионального выгорания. Конспект врача. [Электронный ресурс]. Доступно по ссылке: http://health.mpei.ac.ru/sindrom.htm
11.Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. (2009). «Синдром выгорания: диагностика и профилактика». Санкт-Петербург: Питер.
12.Svetlana K. A Study of Professional Deformation and Psychological Defense of a Practitioner Psychologist's Personality at Various Stages of Professional Activity. Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing, Rome-Italy. Vol 6. №. 6 S.5. December 2015. P. 169-177.