Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что в современном мире часто происходят различные чрезвычайные ситуации, которые серьезно угрожают национальной безопасности и безопасности каждого гражданина в отдельности.
Поэтому работа различных подразделений МЧС крайне важна для обеспечения защиты населения России от природных и техногенных катастроф.
Степень изученности проблемы. Проблема деятельности МЧС России и его места и роли в механизме современного российского государства недостаточно изучено в научной литературе. Существуют отдельные исследования, посвященные данному вопросу, однако отсутствует авторитетный источник, который демонстрирует актуальные для современной социально-экономической ситуации проблемы функционирования МЧС России и его взаимодействия с органами государственной власти.
Цель исследования – провести анализ места и роли МЧС России в механизме современного российского государства.
Объект исследования – МЧС России.
Предмет исследования – место и роль МЧС России в механизме современного российского государства.
Для достижения поставленной цели необходимо был решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать систему обеспечения национальной безопасности и место МЧС России в ее рамках.
2. Рассмотреть основные задачи, функции и полномочия МЧС в области обеспечения национальной безопасности.
3. Провести обзор нормативных документов¸ регулирующих деятельность МЧС России.
4. Привести общую характеристику организации деятельности МЧС России.
5. Изучить международное сотрудничество МЧС России.
6. Проанализировать основные проблемы в деятельности МЧС России в рамках обеспечения национальной безопасности.
7. Выявить направления совершенствования деятельности МЧС России, способствующие обеспечению национальной безопасности.
Теоретическую основу исследования составили такие научные работы как:
1. «Чрезвычайные ситуации и принципы их преодоления» М.А. Канторова и С.И. Семенова[ Канторов, М.А., Семенов, С.И. Чрезвычайные ситуации и принципы их преодоления / М.А. Канторов, С.И. Семенов. – Тамбов: Приоритет, 2023. – 356 с.].
2. «Государственное регулирование в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф» И.А. Бельковича[ Белькович, И.А. Государственное регулирование в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф / И.А. Белькович. – Калининград: Сфера, 2023. – 590 с.].
3. «Деятельность подразделений МЧС и их роль в гражданской обороне» С.И. Савицкого, А.П. Берестова и А.М. Николаева[ Савицкий, С.И., Берестов, А.П., Николаев, А.М. Деятельность подразделений МЧС и их роль в гражданской обороне / С.И. Савицкий, А.П. Берестов, А.М. Николаев. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – 296 с.].
Положения, выносимые на защиту:
1. Конституция Российской Федерации провозглашает первостепенность национальной безопасности как одно из условий реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Основной закон страны регламентирует то обстоятельство, что руководство российского государства должно приложить все усилия по сохранению жизни и здоровья граждан, а также налаживания мира и порядка внутри страны и на международной политической арене.
2. Под национальной безопасностью в научной литературе понимается система мер государственного регулирования общественной и политической жизни страны, которые направлены на формирование возможности у населения быть защищенными от различных опасных ситуаций, осуществлять самооборону и чувствовать себя гражданином, живущим и работающим в гармоничных и спокойных социальных условиях, которые не угрожают его жизни, а также физическому и психическому здоровью.
3. В соответствии с выделенными структурными компонентами национальной безопасности Российской Федерации, можно говорить о том, что деятельность МЧС входит в состав государственной и общественной безопасности, а также экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, поэтому роль всех подразделений МЧС для обеспечения национальной безопасности крайне важна.
4. МЧС России является специфическим ведомством, которое обязано обеспечивать различные формы безопасности населения страны в условиях возникновения различных чрезвычайных ситуаций – как природного, так и техногенного характера. Министерство реализует свои функции в соответствии с закрепленными законодательством нормами, а качество работы их подразделений оценивается как на федеральном, так и на региональном уровнях, что соответствует идеям обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
5. Все мероприятия, которые организуются подразделениями МЧС, должны соответствовать функциям и задачам ведомственных организаций, деятельность которых направлена на обеспечение национальной безопасности и охрану жизни и здоровья граждан в экстремальных ситуациях. Все действия сотрудников МЧС строго регламентируются уставами ведомств, приказами и другими локальными и более крупными нормативными актами, кроме того, существует ряд стандартов и нормативов, которые обеспечивают эффективность и слаженность работы сотрудников различных подразделений МЧС, функционирующих в условиях одной чрезвычайной ситуации.
6. Русское законодательство о пожаротушении берет свое начало в 1832 году, когда в Своде законов Российской империи появился Пожарный устав, который считается фундаментальной базой для формирования правовых норм в сфере тушения пожаров. Несмотря на то, что указанный документ давно устарел, и его сменили новые законы и подзаконные акты, его значение нельзя недооценивать.
7. История законодательства о пожарной охране в современной России начинается в 1937 году, когда руководством страны стал издаваться Боевой устав пожарной охраны. Данный устав постоянно обновлялся, в научной литературе указывается на наличие трех редакций данного документа, последняя из которых датируется 1970 годом.
8. Можно говорить о серьезной динамике содержания и объема нормативно-правового обеспечения деятельности подразделений МЧС с советского времени (с 1937 года) до современного этапа. Надо отметить высокий уровень усовершенствования законодательства в данной сфере, особенно это касается организации деятельности аварийно-спасательных формирований, которым в советском законодательстве не уделялось практически никакого внимания.
9. В Российской Федерации за безопасность населения отвечают две государственные организации, которые являются подразделениями МЧС, – это пожарная охрана и аварийно-спасательные формирования. Эти службы приходят на помощь тогда, когда происходит какая-либо чрезвычайная ситуация, не связанная с нарушением закона, а обусловленная рядом негативных факторов – как естественного, так и техногенного происхождения. Приезд данных служб по вызову гражданина является обязательным, а потому проблема ложных вызовов специализированных служб в Российской Федерации стоит очень остро.
10. Подразделения МЧС, которые осуществляют обеспечение безопасности населения от природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, организуют профилактику их возникновения, ликвидируют последствия, проводят эвакуационные мероприятия, в частности, пожарная охрана и аварийно-спасательные формирования, составляют полный комплекс служб, управляемых государством и в обязательном порядке оказывающих необходимую помощь гражданам, попавшим в беду.
11. Учитывая высокий уровень значимости деятельности МЧС России, можно говорить о том, что несмотря на геополитическую ситуацию в мире и ухудшение отношений со многими странами мира, данное ведомство продолжает осуществлять достаточно тесное сотрудничество с другими государствами, что обусловлено слишком вескими основаниями и поводами для оказания помощи другим странам, ведь чрезвычайные ситуации напрямую угрожают не только национальной, но и международной безопасности.
12. Под эгидой МЧС России и в сотрудничестве ведомства с международными коллегами в различных странах работают разного рода гуманитарные центры, деятельность которых направлена на оказание помощи пострадавшим, а также восстановление населенных пунктов после природных или техногенных катастроф.
13. К основным угрозам развития деятельности МЧС России в рамках обеспечения национальной безопасности можно отнести повышение уровня смертности и травматизма населения страны от природных и техногенных катастроф, снижение авторитета МЧС среди других ведомств в связи с недостаточной эффективностью работы отдельных подразделений, а также снижение объема эффективного оказания помощи населению отдельных регионов в ситуации природных и техногенных катастроф.
14. PEST-анализ показал наличие только негативных факторов политического, экономического, социального и технологического характера, которые оказывают влияние на деятельность МЧС России в рамках обеспечения национальной безопасности. В частности, самыми серьезными негативными факторами можно назвать отсутствие у ряда регионов экономических возможностей субсидирования сферы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, высокий уровень опасности работы в подразделениях МЧС, а также недостаточную технологическую обеспеченность некоторых подразделений МЧС России.
15. Проведенный SWOT-анализ показал наличие ряда возможностей, которые, должны быть реализованы на уровне государственного управления и законодательной власти и подкрепляться разного рода нормативно-правовыми актами, которые сделают развитие данных направлений обязательным для органов государственной власти и ведомственных структур Российской Федерации.
ГЛАВА 1. МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
1.1. Система обеспечения национальной безопасности и место МЧС России в ее рамках
Конституция Российской Федерации провозглашает первостепенность национальной безопасности как одно из условий реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Основной закон страны регламентирует то обстоятельство, что руководство российского государства должно приложить все усилия по сохранению жизни и здоровья граждан, а также налаживания мира и порядка внутри страны и на международной политической арене.
Основой нормативно-правового регулирования национальной безопасности в России является специальный документ, который именуется «Стратегией национальной безопасности Российской Федерации», утвержденный указом президента страны.
Согласно данному документу, принципиально важным является сохранение целостности российского государства при любых обстоятельствах, профилактика внешних и внутренних угроз и наличие эффективных методов борьбы с ними, а также создание тех условий, которые позволят обеспечить гражданский порядок, мир и отсутствие острых социальных и политических конфликтов внутри страны.
Под национальной безопасностью в научной литературе понимается система мер государственного регулирования общественной и политической жизни страны, которые направлены на формирование возможности у населения быть защищенными от различных опасных ситуаций, осуществлять самооборону и чувствовать себя гражданином, живущим и работающим в гармоничных и спокойных социальных условиях, которые не угрожают его жизни, а также физическому и психическому здоровью[ Конкин, В.С. Национальная безопасность современной России / В.С. Конкин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.03.2024).].
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lsi3vy3rym635240201 (дата обращения: 30.03.2024).
2.Федеральный закон Российской Федерации № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года (в действ. ред. от 14 апреля 2023 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/?ysclid=lsi6yojdoz960315998 (дата обращения: 30.03.2024).
3.Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 18 ноября 1994 года (в действ. ред. от 01 января 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/?ysclid=lsi3oc3dht350395653 (дата обращения: 30.03.2024).
4.Федеральный закон № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статуса спасателей» от 22 августа 1995 года (в действ. ред. от 14 июля 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/?ysclid=lsi4eftsmz982356407 (дата обращения: 30.03.2024).
5.Указ Президента Российской Федерации № 400 «О «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»» от 02 июля 2021 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. – 2024. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения: 30.03.2024).
6.Приказ МЧС № 1333 «Об утверждении Порядка организации деятельности профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, выполняющих поисково-спасательные работы» от 28 декабря 2022 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2023. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406422099/?ysclid=lsi980yenm528900549 (дата обращения: 30.03.2024).
7.Постановление Совета министров СССР № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР» от 30 ноября 1990 года (утратило силу) // Е-Досье. – 2020. – URL: https://e-ecolog.ru/docs/4sFgit1bkH_azL5cwHLHu?ysclid=lsic68mkml16743126&utm_referrer=https%3A%2F%2Fya.ru%2F (дата обращения: 30.03.2024).
II. Диссертации и монографии
8.Актуальные проблемы национальной безопасности России: теоретические и практические аспекты / Под ред. В.А. Шамахова. – СПб.: Издательство Коновалова А.М., 2019. – 302 с.
9.Белькович, И.А. Государственное регулирование в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф / И.А. Белькович. – Калининград: Сфера, 2023. – 590 с.
10.Канторов, М.А., Семенов, С.И. Чрезвычайные ситуации и принципы их преодоления / М.А. Канторов, С.И. Семенов. – Тамбов: Приоритет, 2023. – 356 с.
11.Куковский, А.А. Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Дисс. на соиск. уч. ст. к. ю. н. / А.А. Куковский. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2011. – 237 с.
12.Савицкий, С.И., Берестов, А.П., Николаев, А.М. Деятельность подразделений МЧС и их роль в гражданской обороне / С.И. Савицкий, А.П. Берестов, А.М. Николаев. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – 296 с.
III. Статьи и материалы научных конференций
13.Авантурова, Е.Н., Козлова, А.А., Попова, И.С. Деятельность специализированных служб на территории Российской Федерации в контексте ликвидации последствий чрезвычайных положений, связанных с природными и техногенными катастрофами / Е.Н. Авантурова, А.А. Козлова, И.С. Попова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации системы обеспечения безопасности населения в Российской Федерации». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2023. – С. 50–58.
14.Васюткина, А.Ю., Хренов, Б.В., Колесников, М.И. Принципы деятельности и функции МЧС России в современных социально-экономических условиях / А.Ю. Васюткина, Б.В. Хренов, М.И. Колесников // Вестник Казанского государственного университета. – 2024. – № 1. – С. 44–56.
15.Ирланов, И.М., Суромятина, Г.В., Сотников, М.И. Роль МЧС России в современной практике обеспечения безопасности населения как гарант реализации прав и свобод человека и гражданина в России: теория и методология исследования / И.М. Ирланов, Г.В. Суромятина, М.И. Сотников // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 2. Общественная безопасность. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2024. – С. 156–169.
16.Кургалова, И.М., Широкова, Н.Г., Семенова, Д.А. Современные аспекты обеспечения безопасности населения посредством привлечения специализированных служб: теоретические и методологические аспекты / И.М. Кургалова, Н.Г, Широкова, Д.А. Семенова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Государственное и муниципальное управление. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2022. – С. 78–90.
17.Мазуркина, А.С., Чумакова, А.А., Половецкий, И.Т. Принципы и проблемы развития законодательства о защите населения от пожаров и стихийных бедствий / А.С. Мазуркина, А.А. Чумакова, И.Т. Половецкий // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного права: российский и зарубежный опыт научных исследований». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. – С. 58–72.
18.Самохина, Н.Г., Чурилова, А.П., Илатовский, А.А. Деятельность МЧС России как предмет научно-практического исследования: проблемы и перспективы научной интерпретации / Н.Г. Самохина, А.П. Чурилова, А.А. Илатовский // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения общественной безопасности в России и за рубежом». – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2024. – С. 99–112.
19.Филимонов, М.И., Саранский, В.А., Чудинова, М.И. История правовых норм в сфере тушения пожаров в России / М,И. Филимонов, В.А. Саранский, М.И. Чудинова // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2023. – № 10. – С. 38–50.
20.Якобсон, И.М., Заврагина, Г.А. Организация работа аварийно-спасательных служб в современной России / И.М. Якобсон, Г.А. Заврагина // Вестник Тюменского государственного университета. – 2023. – № 10. – С. 105–120.
IV. Интернет-источники
21.Аюбов, Э.Н., Жданенко, И.В., Верескун, А.В., Силкин, А.В. Роль и место МЧС России в системе обеспечения национальной безопасности государства / Э.Н. Аюбов, И.В. Жданенко, А.В. Верескун, А.В. Силкин // Технологии гражданской безопасности. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-mchs-rossii-v-sisteme-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-gosudarstva (дата обращения: 30.03.2024).
22.Конкин, В.С. Национальная безопасность современной России / В.С. Конкин // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-bezopasnost-sovremennoy-rossii (дата обращения: 30.03.2024).
23.Международное сотрудничество // Министерство чрезвычайных ситуаций России. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://mchs.gov.ru/deyatelnost/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo (дата обращения: 30.03.2024).
24.Международные операции МЧС // Общественная служба новостей. – 2023. – URL: https://www.osnmedia.ru/1000/mezhdunarodnye-operaczii-mchs/ (дата обращения: 30.03.2024).
25.МЧС России и ООН определили главные направления сотрудничества до 2026 года // РИА Новости. – 2023. – URL: https://ria.ru/20230921/oon-1897794724.html (дата обращения: 30.03.2024).
26.МЧС России. Международное гуманитарное сотрудничество // Российско-китайская палата. – 2024. – URL: https://ru-cn.org/news/mchs_rossii_mezhdunarodnoe_gumanitarnoe_sotrudnichestvo/2024-02-21-614 (дата обращения: 30.03.2024).
27.Смирнова, А.А., Талашова, А.А. Система советского законодательства о пожарной безопасности / А.А. Смирнова, А.А. Талашова // Вестник Санкт-Петербургского университета противопожарной службы МЧС России. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sovetskogo-zakonodatelstva-o-pozharnoy-bezopasnosti-po-materialam-boevyh-ustavov-pozharnoy-ohrany-1937-1940-1953-1970-gg?ysclid=lsiadf0ifo604714990 (дата обращения: 30.03.2024).
28.Смирнова, А.А., Шевченко, К.В. Международное сотрудничество МЧС России в области ликвидации чрезвычайных ситуаций / А.А. Смирнова, К.В. Шевченко // Аграрное и земельное право. – 2023. – № 9 (225). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-mchs-rossii-v-oblasti-likvidatsii-chrezvychaynyh-situatsiy (дата обращения: 30.03.2024).
29.Усмонова, Н.Р. Правовое обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации / Н.Р. Усмонова // Молодой ученый. – 2018. – № 44 (230). – URL: https://moluch.ru/archive/230/53437/ (дата обращения: 30.03.2024).