Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность в новых технологиях власти и управления. Государственные структуры используют технологии пиар-коммуникаций, политической рекламы и другие современные методы общения с гражданским обществом, поддержания контактов с партнерами и оппонентами.
В настоящее время выборы, как форма проявления демократии, играют очень важную роль в жизни нашей страны, в частности, в формировании большинства государственных институтов власти. Именно поэтому законодатель уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений.
Средства массовой информации, как государственные, так и частные, государственные и независимые, печатные и электронные всегда играют ведущую роль в формировании общественного мнения. СМИ активно участвуют в проведении выборов, а точнее в ведении предвыборной агитации. Это связано с реализацией такого принципа, как свобода слова, который провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен, поскольку является одним из основных принципов правового государства.
Участие СМИ в проведении предвыборной кампании требует соблюдения норм права, поскольку нарушения процедуры избирательной кампании, тем более опасны, если их допускают СМИ, поскольку они оказывают влияние на окончательный выбор граждан. Нарушение общих правил ведения выборов подрывает все демократические устои любого общества.
Наиболее общие вопросы участия СМИ в избирательном процессе, которые включают в себя вопросы правового регулирования средств массовой информации как участников избирательного процесса, хорошо рассмотрены Т.В. Кузнецовой, Л.В. Санкиной и мн. др.
Вопросы по направлению использования новых технологий в избирательном процессе рассматривались в публикациях С.Л. Кузнецова, Г.Ю. Максимович и Л.В. Санкиной, О.Б. Назаренко, и многих др.
Так же тема практики и направлений совершенствования участия СМИ избирательном процессе была рассмотрена и проанализирована в работах В.И. Андреевой, М.И. Барсукова, М.В. Кирсановой, М.В. Стенюкова и др.
Работы перечисленных выше исследователей содержат фундаментальные основы участия СМИ в избирательном процессе. Но, на наш взгляд, степень изученности средств массовой информации как участников избирательного процесса недостаточно проработана и обобщена из-за постоянно меняющихся условий работы средств массовой информации в современных условиях.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере правового регулирования участия СМИ в избирательном процессе.
В качестве предмета исследования определены нормативно-правовые акты определяющие правовое положение средств массовой информации как участников избирательного процесса.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности средств массовой информации как участников избирательного процесса, провести анализ практики участия СМИ в избирательном процессе и как результат представить направления развития средств массовой информации как участников избирательного процесса.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие избирательного процесса.
2. Изучить роль средств массовой информации в избирательном процессе.
3. Проанализировать формы участия средств массовой информации в избирательном процессе.
4. Провести сопоставление понятий «информирование избирателей» и «предвыборная агитация».
5. Изучить предвыборную агитацию и ее осуществление через средства массовой информации.
6. Выявить проблемы правового регулирования участия средств массовой информации в избирательном процессе.
В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, классификация, сравнение) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы познания.
В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых по вопросам, которые являются предметом данного исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления по вопросам направлений развития средств массовой информации как участников избирательного процесса. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
На основании цели, задач и при учете особенностей темы исследование содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика средств массовой информации как участника избирательного процесса
1.1 Понятие избирательного процесса
Процедуре выборов отдают определяющее значение в политическом процессе демократической страны. Выборы - это определяющий вариант выражения гражданами собственной позиции и воплощения в жизнь права на принятие легитимного участия в процессе руководства государством. При помощи выборов определяют того, кто станет представителем интересов людей в управленческих структурах государства. При помощи выборов происходит процесс обеспечения прав граждан предоставляя возможность выбирать лидеров, которые самым должным образом подходят под потребности граждан. При помощи выборов появляется контроль власти, а также происходит развитие демократической власти в стране.
Помимо всего прочего при помощи выборов происходит перераспределение органов власти по всевозможным политическим направлениям что дает возможность избирать всевозможные программные направлениями. Данный процесс помогает политическому плюрализму, а также охране интересов всевозможных категорий граждан. Выборам отводят определяющее значение в вопросах определения, а также поддержания демократических начал, способствуют непосредственному принятию участия людьми в жизнедеятельности социума и способствуют установлению легитимность государственной власти.
Относительно определения понятия избирательный процесс можно найти много мнений. Например, со слов некоторых ученых под избирательным процессом нужно определять урегулированную на законодательном уровне деятельность субъектов избирательного процесса, которая заключается в системе определенных стадий, основанных на демократических принципах отечественного избирательного права и которая нацелена на то что выборы обладают легитимной направленностью .
Иные ученые делают выводы о том, что избирательный процесс – является общественными правоотношениями, которые появляются в результате проведения процедуры выборов либо референдума и которые в полной мере предопределяют правила конституционного урегулирования .
Стоит сказать о том, что данная точка зрения в большей мере направлена на определение избирательного процесса в качестве комплекса правоотношений. Но, в это же время на основании своей сути отечественный избирательный процесс является вариантом юридического урегулирования развития отечественной власти разного уровня при помощи осуществления демократических выборов.
В качестве составных компонентов данного механизма, наравне с определенными этапами, которые состоят прежде всего из нормотворческого процесса, а также правоприменительной практики, можно назвать:
- основные принципы избирательного процесса;
- нормы избирательного процесса;
- избирательные права россиян, а также их воплощение в жизнь;
- правовое сознание каждого субъекта избирательного процесса.
Такая точка зрения является наиболее оправданной так как именно в юридических направлениях воплощаются конституционные права россиян относительно права выбора, а также права быть выбранным в органы власти разного уровня для принятия участия в процессе управления страной.
Например, в череде принципов присущих избирательному процессу можно указать такие как:
- обязательность, а также периодичность;
- свободу;
- альтернативу;
- открытость, а также гласность;
- справедливость.
Определяющее значение в избирательном процессе отводят стадиям (т.е. комплексу избирательных процедур, а также всевозможных избирательных действий), на основании которых предопределяют всевозможные варианты, соотношения компонентов избирательного процесса такие как:
- принципы присущие избирательному процессу;
- законодательство об избирательном процессе;
- права, а также обязанности субъектов избирательного процесса;
- правоприменительная практика и так далее.
Стоит поддержать точку зрения на основании которой предопределяют этапы избирательного процесса в качестве динамического, довольно замкнутого комплекса предопределенных в отечественных нормативно-правовых актах норм, правил, которые предопределяют строгое, обязательное исполнение процедурно-процессуальных предписаний .
Также в настоящее время нет единого мнения относительно подразделения этапов избирательного процесса. Например, некоторые ученые определяют стадии выполнения условий проведения выборов, а также этапы обеспечения выборов .
В правовых источниках информации в череде определяющих этапов избирательного процесса принято выделять:
- порядок назначения даты выборов;
- определение организационно-технологической базы выборов;
- определение и последующая регистрация возможных кандидатов;
- агитация во время выборов;
- процесс осуществления голосования;
- установление итогов выборов, а также их легитимация.
На практике, большинство этапов имеют непосредственное отношение к самому голосованию во время проведения выборов. Например, процедура назначения выборов, которая состоит из процесса подготовки определения относительно назначения даты выборов, подписание компетентными органами власти, последующее опубликование оказывает влияние на правовые отношения, которые появляются в период дальнейших этапов и прежде всего в период проведения голосования. В издаваемом определении относительно назначения даты выборов нужно непременно определить время осуществления голосования, на основании которого устанавливают период проведения избирательных действий на иных этапах избирательного процесса. Дата определения времени проведения выборов оказывает воздействие на появление правовых отношений направленных на формирование избирательных округов, а также участков, определение списков участников. Появление избирательных участков указывает на определение мест проведения голосования .
Независимо от того, что перечни избирателей должны быть предоставлены для открытого ознакомления за двадцать суток до момента проведения голосования, избирательная комиссия на основании ч. 16 ст. 17 ФЗ от «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» непосредственно в период проведения голосования, но не позже времени завершения голосования должна принять к изучению заявление относительно добавления гражданина в перечень избирателей, или исправления ошибок либо несоответствий в представленной информации. Если заявления принято не было, то данный факт можно обжаловать на основании правил, предопределенных в отечественном законодательстве.
Определение возможных кандидатов, которое сопровождается сбором определенного количества подписей, процесс оповещения избирателей относительно имеющихся кандидатах, процессе подготовки, а также проведения процедуры выборов, проведение предвыборной агитации оказывают положительное воздействие на развитие социально-психологических мотивов, а также положительных установок в правовом сознании россиян оказывающих непосредственное воздействие на принятие собственного решения отдать голос за определенного кандидата.
Стоит особо сказать о том, что последовательность этапов избирательного процесса с точки зрения времени является довольно относительной так как взаимосвязь компонентов обладает динамической, системной направленностью и правовые отношения, которые появляются в период одного этапа, будут правовыми фактами в вопросах появления, трансформации или окончания правовых отношений иных этапов. С точки зрения сравнения с другими этапами избирательного процесса, которые происходят перед процедурой голосования и у которых подготовительно-обеспечительная направленность, голосование это этап в период которого напрямую происходит определение волеизъявления граждан, а значит можно наблюдать внутреннее волевое направление которое проявляется во внешних действиях то есть в передачи собственного голоса определенному кандидату .
Главный базис электоральных правоотношений - это правила, представленные в избирательном праве основанные на принципах присущих избирательному праву.
При этом принципам присущим избирательному праву отводят определяющее значение в установлении честных, а также независимых выборов. И это прежде всего единство права голоса, одинаковое и непосредственное право голоса, тайного голосования, а также свободное принятие участия, возможность применения всевозможных избирательных систем и так далее. Представленные принципы – это основа проведения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
3. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 24.02.2014, N 8, ст. 740.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "О выборах Президента Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, N 2, ст. 171
5. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.06.2023) "О средствах массовой информации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 75, 08.04.2011 (утратило силу).
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.
8. Алонцева Д.В. Идея патриотизма в государственно-правовых взглядах Н.М. Карамзина // Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук. сборник материалов областного профильного семинара. 2019. С. 113-116.
9. Алонцева Д.В. К вопросу о видах юридической ответственности индивидуальных предпринимателей // Вестник молодежной науки. 2019. № 2 (19). С. 2.
10. Алонцева Д.В. Коррупция как фактор деформации Российской государственности // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления. Сборник материалов круглого стола с международным участием. 2021. 38-39.
11. Адонина Е. К. Роль СМИ в избирательном процессе // Вестник современных исследований. 2021. № 1-6. С. 8–10.
12. Алмиева А.А., Навальный С.В. Предвыборная агитация: проблемное поле для исследования вопросов реализации избирательного права // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 1. – С. 46-53.
13. Азарова М.С. Ограничения свободы распространения информации в период предвыборной агитации, избирательных кампаний // Аллея науки. – 2019. – Т. 2. № 6. –С. 541-544.
14. Бандикян М.Д. Проблемы реализации активного избирательного права гражданами, являющимися инвалидами: доступность избирательных участков // Современные тенденции развития юриспруденции, экономики и управления: сборник материалов межрегиональной научной конференции, Елец, 18 апреля 2019 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2019. С. 3-7.
15. Биктагиров Р.Т. Общая система субъектов избирательного и референдумного права и проблемы их классификации // Избирательное законодательство и практика. 2021. № 3. С. 3-9.
16. Брикульский И.А. Предвыборная агитация в социальных сетях: проблемы правового регулирования // Труды по интеллектуальной собственности. – 2021. – Т. 38. № 3. – С. 61-81.
17. Ворожбит Д.С., Середкина И.И., Тирских М.Г. Проблемы понимания активного избирательного права // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 23-24 января 2020 года / под ред.В.М. Кузьминой. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 123-125.
18. Гарифуллина А.Р. О субъектах избирательного права // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». 2019. Т. 15. С. 65-69.
19. Ирмакова Д.А. Ограничение избирательных прав отдельных категорий граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей. Региональный научный круглый стол с международным участием, Курск, 02 июня 2021 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 52-56.
20. Казахова М.Г. Активное избирательное право: понятие и принципы реализации // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-6. С. 30-32.
21. Козырева А. И. Участие СМИ в избирательном процессе: Российские традиции и проблема эффективности // Студенческая наука об актуальных проблемах и перспективах инновационного развития регионального АПК: материалы XIX науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 116–118.
22. Королева Е.В., Павлов А.С. «День тишины» как нарушение конституционного права на свободу мысли и слова и гарантии свободы массовой информации // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 11. – С. 94-97.
23. Лебедева Ю.Н. Современное состояние активного и пассивного избирательного права // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2020. №1-2 (102-103). С. 156-162.
24. Мировые СМИ о победе Путина: большая поддержка и вопрос о преемнике. Текст: электронный // РИА новости. URL: https://ria.ru/20180319/1516703896.html (дата обращения: 18.03.2024).
25. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ. 20.12.2017).
26. Политологи сравнили влияние телевизора и социальных сетей на выборы // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/politics/politologi-sravnili-vliyanietelevizora-i-socsetey-na-vybory.html (дата обращения: 18.03.2024).
27. Рыльских С.С. Понятие, сущность и основные проблемы реализации активного избирательного права гражданами Российской Федерации // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права: Сборник научных статей Регионального научного круглого стола, Курск, 18 июня 2020 года / Отв. ред. В.В. Коровин. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. С. 93-96.
28. Сенникова Д.В. Проблемы обеспечения активного избирательного права граждан в субъектах Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 450.С. 234-242.
29. Сипко Й. Образ России в контексте американских президентских выборов (на материале Словацких СМИ) // Политическая лингвистика. 2019. № 2. С. 41–46.
30. Турищева Н.Ю. Предвыборная агитация в системе правового и социально-политического регулирования выборов // Государство и право. – 2019. – № 1. – С. 102-111.
31. Турищева Н.Ю. Агитация в сети Интернет: в поисках характеристик новой среды // Государство и право. – 2020. – № 9. – С. 50-62.
32. Турищева Н.Ю. Публично-правовое и частноправовое начала регулирования предвыборной агитации // Журнал российского права. – 2020. – № 1. – С. 89-100.
33. Трушкин С.В. Предвыборная агитация. Избегаем нарушений на практических примерах // Выборы: теория и практика. – 2020. – № 1. – С. 56-61.
34. Титова А.И., Федорова А.С. Использование современных PR-технологий в предвыборной агитации // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 10. – С. 328-333.
35. Хетагуров Э. М., Хевсаков А. В., Хевсаков В. В. Классификация СМИ как участников избирательного процесса в Российской Федерации // Законность и правопорядок в современном обществе. 2019. С. 52–57.
36. Чистякова М. С. Особенности освещения президентских выборов в России в японских СМИ на примере «Нихон Кейдзай Симбун» // Проблемы зарубежного регионоведения: политика, экономика, культура: сборник научных работ преподавателей и студентов. Новосибирск, 2018. С. 202–206.