Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня в практике современного специального образования сложились три основные системы обучения детей: сегрегационное, интегрированное и инклюзивное.
Инклюзия и интеграция – гражданское право на образование с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями (далее ОВЗ).
Успешность инклюзии и интеграции зависит от уровня сопровождения и профессиональной работы участников образовательного процесса (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, руководителей образовательных организаций, родителей), исходя из личности, характеристики и потребностей каждого ребенка.
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Под инклюзией и интеграцией понимается обучение детей с особенностями развития в общеобразовательных учреждениях вместе с детьми, получающими обычное образование, для удовлетворения их особых образовательных потребностей (Б.В. Белявский) [2]. Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья считается реализация условий специального образования в специальной учебной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский) [13].
Условия специального образования включают программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурно-информационную среду, педагогику, медицину, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.) [1].
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина) [11]. В нем говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения. При этом было определено, что такая система требований должна включать в себя различные компоненты, в целом, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
Многочисленные источники отмечают, что инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями [12].
Форма инклюзивного образования распространяется на всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, типично развивающихся учащихся и их семьи, педагогов и других специалистов в области образования, управления, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание особых условий для воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), среди учащихся с ограниченными возможностями. ОВЗ и их здоровых сверстников [12].
Как возможность обеспечить создание условий для обучения, инклюзивное образование будет более гибко удовлетворять различные потребности ребенка в обучении и его социализации в обществе, можно сказать, если образование и обучение будут более эффективными. В результате изменений в инклюзивном образовании от него выиграют все дети (а не только дети с особыми образовательными потребностями).
Термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако законодатель не дал четкого нормативного толкования этого понятия. Это привело к тому, что термин был принят как эквивалент или близкий к термину «инвалид». Следует подчеркнуть, что эти термины не равнозначны. Наличие правового статуса инвалида не означает необходимости создания дополнительных гарантий для реализации его права на образование. А лицо ОВЗ, не признанному юридически инвалидом, может понадобиться специальное образование. Они представляют собой в том числе возможность обучения в университете по адаптированному учебному плану [27].
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1. дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3. дети с нарушениями речи;
4. дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений) [23].
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
- У детей низкий уровень сенсорного развития. Это значит, что на получение и обработку сенсорной информации уходит больше времени, и эти дети не обладают достаточными знаниями об окружающем мире.
- У детей низкий уровень восприятия. Это проявляется задержкой получения и обработки сенсорной информации, у этих детей нет достаточных знаний об окружающем мире;
- Пространственные представления сформированы недостаточно; дети с ограниченными возможностями часто не могут полноценно анализировать форму, симметрию, идентифицировать части построенных фигур, выравнивать конструкции, соединять их в единое целое.
- Внимание неустойчиво, рассеяно, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Дефекты в организации внимания обусловлены плохим развитием интеллектуальной деятельности детей, несовершенным самоконтролем, низким чувством ответственности и интересом к учебе.
- Память ограниченная, долговременная кратковременная, логико-механическая, речево-зрительная, доминантная.
- Снижается познавательная активность, замедляется обработка информации.
- Мышление – наглядно-действенное мышление более развито, чем наглядно-образное и особенно вербально-логическое.
- Снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая активность не отображается. Сюжет игры простой, способы общения и сами игровые роли плохие.
- Речь – нарушение речевых функций, не сформированы все компоненты языковой системы.
- У детей наблюдается низкая работоспособность вследствие повышенной утомляемости и психомоторной расторможенности.
- Имеются изменения в произвольном поведении, такие как психическая нестабильность, расторможенность влечений и мотивации к обучению.
В результате дети не имеют достаточного развития психологических условий для овладения полноценными навыками учебной деятельности. Имеются трудности в развитии учебных навыков (планирование дальнейшей работы, определение путей и средств достижения учебных целей; контроль деятельности, умение работать в определенном темпе).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адрианова, С. А. Использование метода проектов в обучении школьников / С. А. Адрианова // Технология (Основа). - 2015. - № 10. - С. 6-8.
2. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л. И. Аксенова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
3. Антоненко, В. У. Применение проектной технологии в школьном обучении: эволюция метода проектов / В. У. Антоненко // Вестник КГУ, 2016. – №9 . - С. 21-27.
4. Баимбетова, Л. Р. Новые методы обучения / Л. Р. Баимбетова // 12-летнее образование. - 2017. - №10. - С. 4-9.
5. Боева, Л. Л. Проектное развитие / Л. Л. Боева // Библиополе. - 2010 - № 3. - С. 35.
6. Владыко, О.А. Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / О. А. Владыко // Иностранные языки в школе: научно-методический журнал / учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая.— М. — 2007.— № 4.— С. 60-63.
7. Гайденко, Е. Г. Проектная деятельность учащихся.//Начальная школа / Е.Г. Гайденко. - М.: изд-во «Начальная школа и образование». ООО «Медиа-Пресс» ,- 2006,- №10, - С 20-22
8. Гамаюнова, А.Н. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / А. Н. Гамаюнова, А. Е. Пискайкина // Специальное образование. – 2013. – № 4. – С. 20-27
9. Глусова, Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе / Е. Е. Глусова // Классный руководитель - 2015. - № 6. - С. 54-58.
10. Гузеев, В. В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. В. Гузеев //Директор школы – 2013. – №6. – С. 95-99.
11. Дубовкин, В. А. Потенциал проектной деятельности в начальной школ / В. А. Дубовкин // Начальная школа – 2017 – № 9 –С. 51-55.
12. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
13. Кривова, Л.П. Значимость проектной деятельности в формировании познавательных интересов и действий / Л. П. Кривова // Молодой ученый - 2016. – №9. – С. 50-57.
14. Кусов, В. А. Образовательные проекты : специфика организации. / В. А. Кусов. - М. : Эксмо, 2017. – 213 с.
15. Левченко, И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 5. - С. 30-36.
16. Мануйлова, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования / В.В. Мануйлова // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. - 2016. - С. 50-57.
17. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. – М. : Вентана-Граф, 2016. – 192 с.
18. Мускин, В. С. Теоретические аспекты проектной деятельности в начальной школе / В. С. Мускин // Современное образование – 2016. – №6. – С.63-69.
19. Немчанина, Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ / Е. С. Немчанина // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3778/ (дата обращения: 19.03.2024).
20. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 2-е изд./ Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2005.
21. Педагогика инклюзивного образования: учебник / Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРАМ, 2016. – 335 с.
22. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое. пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.К. Сергеев. – М.: АРКТИ, 2004.
23. Специальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2009. – 556 с.
24. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в начальной школе. «Мультфильм своими руками» / Л. Л. Тимофеева. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - пресс», 2011 – 212 с.
25. Трасенков, К. П. Метод проектов в образовательном процессе: особенности применения / К. П. Трасенков. - М. : Эксмо, 2014 – 215 с.
26. ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011. – 33 с.
27. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 19.03.2024).
28. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12154331 (дата обращения 18.03.2024).
29. Хазгалиева, А.Ф. Специфика организации проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья СПЕЦИФИКА / А.Ф. Хазгалиева, Г.М. Гафарова, И.Р. Грищенко // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2023. - №3 (71). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-proektnoy-deyatelnosti-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 05.04.2024).
30. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.