Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Выбор темы исследования и ее актуальность обусловлены тем, что в данное время существует большое количество различных методик преподавания вокала. Некоторые из данных методик не только не помогут развить голос, но и могут нанести ему вред.
Недобросовестные педагоги могут пользоваться незнанием учеников и давать им упражнения, которые абсолютно не эффективны и противоестественны, а кроме того пагубно влияют на голосовой аппарат. С голосовым аппаратом нужна ювелирная работа, чтобы не навредить ему, а наоборот сделать голос полётным, мощным, техничным и гибким.
Совершенно не каждый взрослый человек сможет разобраться в эффективности и безопасности той или иной методике преподавания вокала в условиях лагеря. Тем более подростки, которые стремятся быть «в ногу со временем», хотят быть более самостоятельными и не всегда слушают мнение старших, могут нанести ущерб себе и своему голосовому аппарату, выбирая методику, которая может быть очень популярна, востребована и хорошо разрекламирована. Подростки будут в первую очередь смотреть на «яркую обложку», а не на содержание; на заманчивость предложения (обещанные результаты) и на невысокую стоимость (как правило, занятие с педагогами, преподающими сомнительные методики, стоит недорого).
Но всё же в этом вопросе нужно постараться найти «золотую» середину. Тем более, что в современном мире очень много эффективных, безопасных и действенных методик. Тем более педагогов, которые могут преподавать по данным методикам.
Актуальность также связана с тем, что многие, рассматривая ту или иную методику, могут посчитать её слишком сложной, слишком «взрослой» и неподходящей для их возрастной группы (подростковый период). Моя задача, в том числе, показать, что кажущаяся с первого взгляда «сложность», таковой не является. И, что освоить «взрослые» методики может даже подросток, несмотря на его темперамент, характер, а также мутационный период.
Наше исследование направлено на определение положительных и отрицательных моментов существующих популярных методик преподавания вокала в лагере для несформировавшегося голосового аппарата подростка. Ведь наш голос – это очень хрупкий хрусталик, с которым нужно обращаться крайне осторожно, аккуратно и бережно. Потому что даже самое мелкое неправильное действие может нанести ущерб, из-за которого голос, как музыкальный инструмент, может пропасть раз и навсегда. Те методики, что будут представлены ниже – проверенные на личном опыте методики, которые является не только безопасными и эффективными, но, как может показаться, сложными в теории, зато лёгкие на практике.
Цель исследования – определить особенности воздействия различных современных методик преподавания вокала на голосовой аппарат подростка в условиях лагеря.
Объект исследования: обучение подростков на базе творческого объединения в лагере.
Предмет исследования: воздействие различных методик преподавания вокала на голосовой аппарат подростка в условиях лагеря.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что при выборе различных современных методик преподавания вокала в условиях лагеря необходимо учитывать особенности голосового аппарата подростка, при этом, определение наиболее подходящей методики преподавания вокала опирается на следующие педагогические условия:
- грамотное использование техник той или иной методики;
- качественное и подробное объяснение сути той или иной методики;
- внимательное наблюдение за результатами подростка.
Задачи исследования:
1. Изучить различные современные методики преподавания вокала;
2. Определить возрастные особенности подростков и этапы их развития
3. Выявить особенности строения и функции голосового аппарата подростка
4. Разработать рекомендации по выбору вокальных методик преподавания вокала в работе с подростками в условиях лагеря.
Методологической базой исследования работы таких ученых как: Менабени, Г. П.Стуловой, В. П. Морозова, Д. Мюррея, Дж. Чапман, П. А. Органова, Л. Д. Работнова, С. П. Юдина, В. И. Юшманова, С.Б. Яковенко.
Для подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач; нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение полученной информации.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа.
Теоретическая значимость исследования связана с комплексным анализом источников научной и методической литературы, в которой представлены данные о вокальном развитии в подростковом возрасте, а также об особенностях работы с подростками в условиях лагеря.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе с подростками в условиях лагеря, а также при проведении семинарских занятий со студентами педагогических специальностей.
База проведения исследования: оздоровительный лагерь «Сосновый бор»
Выборка исследования: в опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 подростков в возрасте 12 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы вокальной работы с детьми младшего подросткового возраста в детском лагере
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста
В соответствии с возрастной периодизацией Д. Б. Эльконина младший подростковый возраст (11 – 12 лет) является переходным от младшего школьного к младшему подростковому периоду. [20] [8] Переход от одной возрастной эпохи у каждого ребенка происходит индивидуально. Может протекать совершенно спокойно, а может сопровождаться кризисом в случае, который может быть вызван либо индивидуальными особенностями личности, либо неуспешной адаптацией к новым условиям. [20]
Для полного понимания особенностей этого возраста нужно рассмотреть социальную ситуацию и изменения, которые происходят с учащимися в данный период, так как возрастные особенности во многом обуславливаются именно изменениями, происходящими в данный период. Все изменения, происходящие с ребенком, который становится подростком, можно условно разделить на две большие группы – внешние и внутренние изменения. [18] внешним относится прежде всего изменение характера учебной деятельности.
С переходом в младший подростковый возраст растёт многообразие учебных предметов, каждый из которых ведёт отдельный учитель, имеющий свои, отличные от других учителей требования и взгляды на окружающий мир. Информация перестает преподноситься в четком и однозначном виде, в учебном процессе появляются более абстрактные понятия (например, понятие информации), изучаются различные теории и гипотезы. Отсюда возникает необходимость в собственной позиции и эмансипации.
Кроме того, учащиеся не проводят весь день в одном классе, как это было в начальной школе, а переходят из кабинета в кабинет, что может послужить дополнительной причиной стресса для многих из них. К подросткам начинают предъявлять новые требования в семье, например, помощь по хозяйству, с подростками даже начинают советоваться по некоторым вопросам взрослые. Со временем у подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности.
Внутренние предпосылки можно разделить на 4 сферы – телесную, мыслительную, социальную и сферу самосознания.
Телесная сфера.
У большинства младших подростков в данном возрасте начинается пубертатное развитие. Пубертат — период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечёт за собою две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности. [6]
Мыслительная сфера.
В возрасте 11 лет начинается четвёртая и последняя стадия когнитивного развития по Пиаже – период формальных операций. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) Развитием способности к абстрактному мышлению. Дети уже могут делать предположения или строить гипотезы о малознакомых предметах и явлениях.
2) Появлением способности воспринимать процесс обучения и полученные знания как единое целое, а не в виде списка конкретных тем. [16]
Социальная сфера.
Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы определённого статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
Сфера самосознания.
Происходит становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяжённости собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как субъекта, отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок). Кроме вышеперечисленных новообразований происходит изменение ведущей деятельности. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности и стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых. «Подросток создаёт возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» [18].
Младшему Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти своё место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям[11]. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, её ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.
Именно в младшем подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с профессиональным идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. Несмотря на желание казаться взрослее и все происходящие изменения внутри и снаружи младших подростков, они до сих пор сохраняют определенные характерные черты предыдущих периодов развития.
1) Сохраняется интерес к игровой деятельности. Даже после условного перехода в другую возрастную эпоху игры, пусть и несколько другого характера, всё еще занимают важное место в жизни младшего подростка.
2) Способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Несмотря на то, что в младшем подростковом возрасте у учащихся отмечают высокую умственную активность, важно поддерживать интерес школьников к той или иной деятельности, а именно создавать ситуации успеха. Успех или неуспех существенно влияют на мотивацию учения.
3) Непроизвольное внимание всё еще преобладает над произвольным. Внимание младшего подростка быстро переключается с того, что требует от него усердий, на нечто яркое интересное и привлекательное. Отличие от младшего школьника составляет лишь то, что подростку потребуется меньше времени, чтобы вернуться к прежней деятельности.
Исходя из всего вышеописанного стоит выделить центральные новообразования, приобретаемые в младшем подростковом возрасте: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, «автономная» мораль. Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не о ребёнке, а как об отроке, то есть — восприятие себя более взрослым человеком. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Е.Н. Волкова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у младшего подростка:
− подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить на них внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
− ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — качества «настоящего мужчины»: силу, смелость, волю и т. д.);
− взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости имеет место в условиях сотрудничества взрослых и подростков, что формирует чувство ответственности, чувство заботы о других людях и др.);
− интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск таких новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) [11].
Анализ психолого-педагогических особенностей показал, что младшие подростки – уже не дети, так как приобретают некоторые качества, характерные для взрослого, однако всё еще сохраняют в себе детские черты, такие как игровая деятельность, непроизвольное внимание, ориентированность только на деятельность, вызывающую положительные эмоции. Применение игровых сред в образовательном процессе обосновывается перечисленными особенностями ранних подростков, поскольку такие средства обучения позволяют использовать взрослые и детские черты учащихся для достижения наилучших результатов.
1.2. Особенности вокального развития детей младшего подросткового возраста
Вокально-хоровая деятельность является важной основой для развития общей и эстетической культуры личности младшего подростка. В рамках данного исследования рассмотрим особенности развития вокальных умений и навыков у детей младшего подросткового возраста. В связи с этим большое значение имеет учёт личностных особенностей учащихся, для того, чтобы определить эффективные методы развития вокальных навыков. Учёт особенностей младшего подросткового возраста необходим не только для того, чтобы эффективно развивать вокальные умения, но и для того, чтобы предотвратить вред здоровью, который может возникнуть при неграмотной работе в данном направлении.
Во время вокальных занятий важно учитывать анатомо-физиологические особенности младшего подростка. Если на начальных этапах педагог не уделяет должного внимания развитию голосовых возможностей детей, то в будущем данный процесс может быть существенно затруднён.
Исследователи отмечают, что голос человека – это важный инструмент взаимодействия с окружающей средой. Он обладает уникальными характеристиками, которые во многом находятся в зависимости от особенностей личности.
Профессор МГПУ Стулова Н. В. полагает, что в ходе проведения занятий, направленных на развитие вокально-хоровых умений, происходит не только развитие голосовых возможностей. При этом школьники учатся конструктивно взаимодействовать в коллективе сверстников. Также в этой деятельности происходит развитие важных личностных особенностей школьников. Следовательно, развитие вокальных навыков младших подростков предполагает решение важных педагогических задач[12].
Физиологические особенности младших подростков, определяющие формирование у них голоса, являются важным аспектом в педагогической работе по развитию вокальных умений. Детский голос имеет существенные отличия от голоса взрослого человека. Это связанно с малым размером голосового аппарата, недостаточной развитостью по сравнению с взрослыми мышц грудной клетки и т.д.
Типичные свойства детского голоса независимо от возраста детей – это мягкое, «серебристое» звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченная сила звука. Однако с возрастом характеристики и сила детского голоса существенно изменяются, что связанно с формированием растущего организма [7].
Классификация детского голоса является затруднительной, так как на процесс его формирования оказывают самые разнообразные факторы, в первую очередь – личностные особенности самого школьника. Как правило, в младшем подростковом возрасте возникает «ломка» голоса. Она может занимать как довольно продолжительный период, так и закончиться в течение месяца. Однако, существуют определённые закономерности в данном процессе.
Диапазон на первых этапах формирования голоса является узким и ограничивается размерами квинты. Как правило, нет различий в звучании голоса у мальчиков и девочек на данном этапе развития. Развитие мышц в голосовых связках, которые используются в пении, заканчиваются примерно в 12 лет. До этого времени существенных различий в звучании голосов мальчиков и девочек обычно не наблюдается. При этом обычно проявляются дисканты. Их звучанию свойственно голосовое резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок, тембр неровен, гласные звучат пестро" [13]. Дети в этом возрасте могут петь в пределах октавы: от ре первой до ре второй.
Предмутационный период в формировании голоса детей возникает в 11 лет. В этот период младшие подростки используют в пении грудное дыхание. В певческом диапазоне появляются головной, микстовый и грудной регистры. При этом у девочек преобладает головной, а у мальчиков – грудной регистр. Женские голоса в этом возрасте не отличаются по окраске, а только по высоте: выделяется сопрано, альты. Мужские голоса, напротив, начинают различаться: дисканты звучат более звонко, альты – более плотно.
В связи с началом полового созревания в возрасте 12 лет начинается ломка голоса у подростков. Многие специалисты считают, что в данный период целесообразно ограничить развитие вокальных умений, однако по данному поводу ведётся множество споров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. 288 c. – Текст : непосредственный.
2. Андреева. К.Э. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков / К. Э. Андреева, А.А. Николаева – Текст : электронный. // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №6 (220).
3. Арцимович, И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / И. В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2021. - № 12. - С. 119- 121.
4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении / Б.В. Асафьев / - 4-е изд. - Л.: Музыка, 1973. – с. 144
5. Беляев, А. А. Эстетика: Словарь. / А. А. Беляев. – М: Политиздат, 1989. – с. 427
6. Берендет, И. Книга о Джазе. / Иоахим Беренедт. – М: Паладин, 1976. – с. 36
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович. - М.: «Просвещение», 1968. – с. 45
8. Выготский, Л.С. Словарь. / Л.С. Выготский. - М: Смысл, 2004. – с. 32
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собрание сочинений в 6-ти томах / - 4-е изд. – М: Смысл, 2004. – с. 118
10. ВЦИОМ. СПОРТ, ТАНЦЫ, РИСОВАНИЕ: РЕЙТИНГ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ КРУЖКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ. [Электронный ресурс] №7. 2020. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sporttanczy-risovanie-rejting-samykh-populyarnykh-kruzhkov-dlya-detej-v-rossii (дата обращения: 01.04.2024)
11. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве. Старший, средний, младший возраст / А.А. Грибовская. - М.: Просвещение, 2023. - с. 897
12. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. / Л. Б. Дмитриев. – М: Музыка, 2004, 2007. – с. 89, с. 65
13. Евгеньева, А.П. Словарь русского языка / А.П. Евгеньева, - М: Рус. Яз. Полиграфресуры, 1999. – с. 145
14. Емельянов, В.В. Фонопедический метод развития голоса/ В.В. Емельянов, СПБ: Метод, 2000. – с. 2-5
15. Жилинская, А.В. Подходы к построению подростками жизненного пути. / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер // Психологический журнал, 2018 том 39, №1, – С. 36–45.
16. Камионская, Т.Б. Психологические особенности подростка. Как наладить доверительное общение с ребенком. Как позитивно разрешать конфликты. 2019. [Электронный ресурс] № 4 URL: https://sch1532uz.mskobr.ru/files/psihologicheskie_osobennosti_podrostka_kak_s _nim_obwat_sya.pdf (дата обращения: 03.03.2024)
17. Капитунова, И.Г. Историческое развитие вокального исполнительства. Виды вокала // Современное развитие вокального эстрадно-джазового исполнительства. 2016. №2[Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnayatematika/all/2016/04/09/sovremennoe-razvitie-vokalnogo-estradno (дата обращения: 02.02.2024).
18. Коблева, С.Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-vozrastnyhpsihologicheskih-osobennostey-starsheklassnikov (дата обращения: 10.04.2024).
19. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – М: Сов. Композитор, 1984. – с. 5
20. Кожевникова, Н. О. Специфика эстрадного пения // Система ценностей современного общества. 2013. №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-estradnogo-peniya (дата обращения: 10.04.2024).
21. Кривцова, С.В. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 класс / С.В. Кривцова. - М.: Генезис, 2017. - с. 783
22. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению /Л.В. Куликов.- СПб.: Речь, 2001. – 184 с.
23. Малинина, Е.А. Вокальное воспитание детей. / Е.А. Малинина; – Л: Музыка, 1967. – с. 20
24. Стернс, М. История джаза. / М. Стернс. – О: Oxford University Press, 1970. – с. 76
25. Носов, А. Словарь музыкальных терминов. / А. Носов. – Б.И., 2016. – с. 16
26. Об образовании в РФ [Электронный ресурс] : федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 N 313-ФЗ) // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 30.03.2024)
27. Овчинников, В.П., Анна Даниловна Артоболевская. Воспоминания. Стати. Труды. Письма. / В. П. Овчинников. – М: Музыка, 2015. – с. 208
28. Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров / 3-е изд. – М: Советская энциклопедия, 1969 - 1978. – с. 387
29. Семина, Л.Р. Эстрадно-джазовый вокал: учеб.-метод. пособие / Л. Р. Сёмина. – В: 2015. – с. 92.
30. Риггс, С. Как стать звездой / Сетт Риггс. – М: 2000. – с. 17-28
31. Сиденко, Е.А. Особенности старшего подросткового возраста /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. [Электронный ресурс] №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-starshegopodrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 01.04.2024).
32. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М: АСТ, 2004. – 488 с.
33. Ховард Э., Ховард О. Техника пения. Вокал для всех./ Э. Ховард. – М: 2007. – с. 40
34. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов : Пособие для учителей / Г. А. Цукерман. - Москва : Фирма "Интерпракс", 1994. – 156 с.
35. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 1989. – с. 239
36. Эриксон, Э.Х. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. – М: Прогресс, 1996. – с. 24
37. Porter, C. CPVM / Cheryl Porter URL: https://course.cherylportermethod.com (дата обращения: 15.05.2024).