Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст является периодом сложного психологического развития и личностного роста, с наличием внутренних противоречий, обусловленных как возрастными особенностями, так и противоречиями в отношениях с взрослыми. Особенно остро проявляется на данном этапе, сопротивление подростков воспитательным воздействиям, что приводит к появлению протестного поведения и выделения группы «трудных», «девиантных», «акцентуированных» и др. подростков. Акцентуированное поведение обусловлено индивидуальными и личностными особенностями, проявления его зависят от конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности подростков. В данный период, ведущим видом деятельности для подростков является общение со сверстниками, что определяет и характеризует ценностно мотивационную сферу в данном возрасте и определяет выбор ценностей, которые способствуют процессам самоутверждения, повышения самооценки и необходимости в признании.
Проблема поведенческих отклонений в подростковой среде и поиск ее решения приобретают особую актуальность в условиях духовного и социально- экономического кризиса современного российского общества, где в последние десятилетия наблюдаются устойчивые системные сбои в процессе функционирования основных институтов социализации и социального контроля (семьи, школы, права). Социализация подростков в таких условиях начинает отличаться спецификой связанной с нарушениями ее важнейших функций. Главная цель процесса социализации интеграция индивида в социальную систему, отчасти достигается посредством формирования агентами социализации ценностно - нормативных установок личности, которые не противоречат общепринятым нормам. Ценностно-нормативные установки личности в свою очередь определяют ее поведенческие стратегии. По мнению ряда современных социологов и психологов (Я. И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Д.В. Менделевич, Т.А. Хагуров) акцентуированность, как свойство личности, формируется вследствие нарушений процесса социализации.
Исследования зарубежных и отечественных авторов, доказывают, что акцентуированные подростки характеризуются разной степенью деформации в системе внутренних и поведенческих реакций, ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций и т.д. Многие подростки находятся в состоянии психологической изоляции, находятся на низком уровне социализации, отстают в развитии, имеют различные искажения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательную Я-концепцию, недифференцированность и разынтегрированность «образа Я», рассогласование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов психики. Все эти проявления относятся к характеристикам нарушений личностного развития. Теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных авторов подтверждают возможность коррекции акцентуаций характера и акцентуированного поведения, что является достаточно эффективным в подростковом возрасте при условии корректного психолого-педагогического воздействия.
Актуальность темы исследования определяется существующими противоречиями, которые возникают в жизни каждой формирующейся личности на этапе подросткового возраста, а также противоречиями социальной группы и общества в целом. С одной стороны, для полноценного развития подросток нуждается в выработке умений противостоять стремлению удовлетворять все потребности, но с другой стороны сопротивление удовлетворению той или иной потребности, преодоление себя, вызывает состояние фрустрации, напряжения, которое при отсутствии определенных эмоционально-волевых ресурсов, приводит к деструктивным эффектам, конфликтам, стрессам, агрессии и девиациям. Таким образом, познание личностных механизмов регуляции поведения акцентуированных подростков, позволит выработать эффективные методы социально-педагогической коррекции акцентуаций в подростковом возрасте и осуществлять профилактику возникновения отклонений в личностном развитии.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Психокоррекционная работа с акцентуированными подростками».
Объект исследования: акцентуированные подростки.
Предмет исследования: особенности психокоррекционной работы с акцентуированными подростками.
Цель исследования: изучение психокоррекционной работы с акцентуированными подростками.
Гипотеза исследования: акцентуированные подростки, зачастую проявляют отклоняющееся поведение, что тесно связано с особенностями его личностного развития, в связи с чем, психокоррекционная деятельность, будет способствовать купированию девиантного поведения и гармоничному развитию и социализации личности.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ понятий «акцентуации» и «акцентуированная личность»;
- рассмотреть особенности проявления акцентуаций в подростковом возрасте;
- описать направления психокоррекционной работы с акцентуированными подростками;
- провести эмпирическое исследование акцентуаций в подростковом возрасте;
- подготовить рекомендации по психокоррекционной работе с акцентуированными подростками.
Методологической основой исследования является отечественная традиция понимания и принятия идеи о социально-психологической обусловленности развития личности, в том смысле, в котором данная идея разрабатывалась в трудах А.Ф. Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.Н.Мясищева, Н.И.Сарджвеладзе. Социально-психологически личностные аспекты являются одним из центральных образований в ее структуре, и имеют важное значение в личностном формировании и прогрессировании.
Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой, находятся в определённом соотношении. Процесс осуществления развития человека как субъекта социально-психологического взаимодействия с другими, помогает реализации его полноценной жизни в мире, через достижение того психологическое состояния, при котором человек может ощущать весь собственный потенциал и свое душевное содержание. Значимым периодом для данного формирования, является пубертатный период, когда с одной стороны, личность развивается и меняется, а с другой стороны, происходит проверка и формирование структурных связей личности. Большое количество специалистов, как зарубежных (К.Левин, Х. Ремшмидт, Э.Шпрангер, Э.Эриксон и др.), так и отечественных (Л.С. Выготский,М.Р. Гинзбург, К.Н. Поливанова, В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин,Б.Д. Эльконин и др.), занимались вопросами исследования развития личности и нарушений в личностном развитии.
Научная новизна исследования: в данном исследовании предпринята попытка отследить связь деструктивного поведения с акцентуациями личности и найти эффективные направления коррекции данных проявлений. Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в обучающей, консультативной и коррекционной работе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, наблюдение, изучение и обобщение опыта, отечественной и зарубежной практики, сравнение, обобщение, систематизация, тестирование.
Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С АКЦЕНТУИРОВАННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
1.1.Теоретический анализ понятия «акцентуации» и «акцентуированная личность»
Акцентуации характера рассматриваются как отдельные нарушения личностного развития. В подростковом и юношеском возрасте становятся особенно выразительны типологические черты характера, которые определяются как акцентуации (по К. Леонгарду) или акцентуиро¬ванные характерологических свойства (по А.Е. Личко).
Понятие «акцен¬туации личности» зачастую рассматривается как синоним понятия «акцентуации характера(АХ).
АХ – это крайние варианты нормы, при которых определенные свойства характера чрезмерно усилены, в результате чего происходит более или менее выраженное нарушение/затруднение взаимодействия с социумом. В спокойной обстановке они незаметны и воз¬никают лишь в некоторых дисстресовых ситуациях, требующих соответствующей активной ответной реакции акцентуированного свойства. АХ – в некотором смысле «слабое звено» в характере человека, который обладает повышенной возбудимостью к одним психотравмирующим факторам при определенной устойчивости к другим.
Известно несколько классификаций акцентуаций характера[9,с.113].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании психокоррекционной работы с АП, рассмотрены теоретические и прикладные аспекты в рамках темы исследования.
В теоретической части исследования раскрыто понятие акцентуаций, девиантного поведения. Понятие акцентуаций и девиатных проявлений тесно связано с нормативной системой и интересами действующих в рамках этого нормативного сообщества, субъектами, с культурно-историческими и временными характеристиками общества. Тем не менее, в рамках психиатрии, педагогики и медицинской психологии термин «девиантное поведение», свойственное АП, стал приобретать более конкретные характеристики и перешёл в понятие патологических вариантов.
Акцентуации рассматривается в соотношении такими понятиями как делинквентное, асоциальное и антисоциальное поведение, с понятиями социальной и психологической дезадаптации. В рамках данного исследования, рассмотрены характеристики акцентуированного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе, наполненность понятия «акцентуации», теории девиантного поведения и др. Рассмотрено понятие деструктивного воспитательного воздействия и педагогической запущенности, роль семейного воспитания в формировании нарушений в личностном развитии.
В исследовании, проанализированы причины акцентуаций подростков. В самых общих чертах они могут быть обусловлены биологическими, психологическими и социально-психологическими факторами. Предложен ряд классификаций факторов, влияющих на формирования девиантного поведения и др.
Приоритетными направлениями в психокоррекционной работе с АП являются корректирующее воздействие на подростков с помощью природной и социальной среды (терапия средой). Кроме того, к данной деятельности относится организация учебного процесса, специфика которого будет заключаться в его коррекционной направленности: специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиена семейного воспитания и др.
В социально-педагогической работе с АП, средствами являются нормализация обогащения отношений с окружающим миром, с родителями, социальными группами, школьным коллективом. Кроме того – это компенсация недостатков в духовном мире и усиление активности в той сфере, которую подросток любит и в которой способен добиться хороших результатов (творчество, спорт, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получили минимальную деформацию, постоянное стимулирование положительных качеств, которые не утратили социальной значимости и акцент на них; интенсификация положительного развития личности подростка; формирование ведущих морально-нравственных качеств, усвоение и накопление социально ценного опыта; обогащения практической деятельности в разных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей, базирующихся на организации деятельности подростков; удовлетворении его интересов. Исправление строится как преодоление отрицательного, ликвидация пробелов формирования положительных качеств и искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
Для АП, особенности характера создают социально-психологическую ситуацию, которая выражается в искажении самоотношения, взаимоотношений в социуме и оказывает влияние на социальное благополучие личности. Эмпирически подтверждается, что переживания социально-психологического характера достаточно длительны и могут быть выражены на физиологическом, эмоциональном, чувственном уровне и др. При наличии девиантного поведения у АП, в их социальном окружении может наблюдаться стигматизация и дискриминация со стороны окружающих; наличие негативных установок по отношению к ним, что отражается в существовании напряженной, кризисной социальной ситуации. По исследованиям, у АП часто наблюдается наличие общей тревожности, снижено качество межличностных отношений, они чувствуют себя одинокими.
Эмпирическим путем установлено, что для акцентуированных и не акцентуированных подростков существуют различия в соотношении уровня тревожности, в применяемых моделях совладающего поведения и др.; АП используются стратегии эмоционального характера (эмоциональная разрядка, стремление к эмоциональной поддержке, обращение за помощью, поиск информации и др.), кроме того, используются такие стратегии как избегание, придание смысла, юмор, но и деструктивное направление совладания(употребление алкоголя, наркотических веществ и т.д.). В данном исследовании, в структуре личности АП отмечается снижение позитивности в отношении к миру и собственной личности, снижение ценности своего «Я», нарушения в межличностных отношениях. Отмечается нарушение отношение к будущему, пессимистический взгляд на мир, трудности в самоидентификации. Независимо от принадлежности в обеих группах отмечены достаточно высокие показатели по такой стратегии совладания, как поиск информации и избегание.
В работе сделан акцент на том, что в психокоррекционной деятельности существует определенный инструментарий методов, приемов и средств достижения поставленной цели, с помощью которых реализуются соответствующие мероприятия воспитательной, развивающей, коррекционной, профилактической, диагностической и др. деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г.) // Российская газета., 1995. – 5 апреля.
2. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11. 12. 1969 г. Резолюцией 2542 (ХХIV) на 1829 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Декларация не была опубликована. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //Сборник международных договоров СССР. – 1993. - выпуск XLVI.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 29.12.2017) / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28. 11. 2015 г. № 358 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
7. Федеральный закон от 2 декабря 1996 г № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 03. 07. 2016 г. № 359-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
8. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография / Е. Г. Азарова. - М.: КОНТРАКТ, 2012. - 256 с.
9. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И.Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
10. Алешина Ю.Е. Психологические проблемы индивидуальности / Ю.Е.Алешина, Е.В. Лекторская – М., 1984. – 306 с.
11. Андриенко В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы / В.К.Андриенко, Ю.В. Гербеев и др. – М., 1990. – 275 с.
12. Аптер М. Дж. Теория реверсивной человеческой активности / М.Аптер // Вопр. психол. - 1987. -№ 1. - С. 162 - 169.
13. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева. – М.: Соц. здоровье России, 1994. – 236 с.
14. Борисов И.Ю. Механизм «гедонистического риска» и его роль в отклоняющемся поведении молодежи / И.Ю.Борисов // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - № 3. – С. 63-74.
15. Буйневич Т.В. Психолого-педагогические подходы к профилактике правонарушений / Т.В. Буйневич // Воспитание. Личность. Профессия: электронный журнал. – Минск, 2004. - № 3.
16. Васкэ Е.В. Типология субъектов девиантного поведения / Е.В.Васкэ. – Автореф. дисс… канд. филос. наук. – Н.Новгород, 2000. – 27 с.
17. Василькова Ю.В. Методики и опыт работы социального педагога / Ю.В.Василькова. – М.: Академия, 2001. — 160 с.
18. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков:теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
19. Воронцова М.В. Социальная работа с девиантными подростками / М.В.Воронцова, Т.А. Дубровская. – Таганрог, 2011. – 436 с.
20. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
21. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Автореф…канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 27 с.
22. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 160 с.
23. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
24. Гриценко А.В. Психологические особенности агрессивного поведения подростков / А.В.Гриценко / Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10 // СевКавГТУ, Ставрополь, 2003 г.
25. Голосенко И.А. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / И.А.Голосенко. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.
26. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
27. Дугинова Е.А. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
28. Ермаков В.Д. Трудные судьбы подростков – кто виноват? / В.Д.Ермаков, В. В. Панкратов, Л. И. Романова . - М.: Юрид. лит., -1991. – 334 с.
29. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики / В.И.Загвязинский, М.П. Зайцев и др. – М., 2002. – 168 с.
30. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В.Змановская. – М: Академия, 2004. – 288 с.
31. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
32. Ильин Е.П. Психология доверия / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2013. – 288 с.
33. Каган В. Е. Девиантное поведение детей и подростков: к анализу понятия / В.Е.Каган // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.-практ. конф. - М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. – 612 с.
34. Коповая О.В. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы/ О.В. Коповая, А.С.Коповой. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 80 с.
35. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
36. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С.Кон. – М.:Просвещение, 1989. – 255 с.
37. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры / А.Коэн // Социология преступности. - М.: Прогресс, 1966. – С. 120-125.
38. Королёв В.В. Психические отклонения у подростков – правонарушителей / В.В.Королев. – М.: Медицина, 1992. – 218 с.
39. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А.Ковальчук, И.Ю.Тарханова. – М.: Владос-Пресс- 2010. – 412 с.
40. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейнберг. - М: ТЦ «Сфера», 2001. – 161 с.
41. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации: (причины, механизмы, пути преодоления) / В.Н.кудрявцев. – М.: РАН, Ин-т государства и права, 1992. – 133 с.
42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
43. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
44. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика / И.Г. Малкина-Пых. – М.:Эксмо, 2008. - 416 с.
45. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
46. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М.Семенюк. – М.: МПСИ, 2005. – 176 с.
47. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык. – дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 197 с.
48. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
49. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
50. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б,Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
51. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2015. – 352 с.