Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Обучение в начальной школе представляет собой интегрированный процесс, что связано с тем, что основным видом деятельности для младших школьников остается игра, а другие виды пока сложно даются учащимся этой возрастной категории. Однако проектная деятельность может быть организована на стыке игры и обучения, а потому ее применение очень актуально для эффективной организации учебного процесса и внеурочной деятельности в начальной школе.
Цель исследования – провести анализ организации проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – организация проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Привести психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
2. Рассмотреть понятие и виды проектной деятельности.
3. Выявить возможности внеурочной деятельности для реализации проектной работы младших школьников.
4. Охарактеризовать практическое применение принципов проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Эмпирическая база исследования: МБОУ № 1003 г. Москва.
Гипотеза исследования: применение технологии проектной деятельности во внеурочной работе повышает эффективность учебного процесса, успеваемость и уровень психологического комфорта младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, демографический, наблюдение, тестирование, анализ документов, эксперимент, проектирование.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
Младший школьный возраст – это сложный этап жизни ребенка, связанный с необходимостью адаптации в новых социальных условиях, которая обуславливает формирование ряда новообразований личности [Суромяткина, с. 70].
При этом младший школьный возраст характеризуется сформированностью ряда психических процессов, которые были недостаточно развитыми на предыдущем возрастном этапе – в дошкольном детстве [Чикишева].
Границами младшего школьного возраста является возраст от 6–7 и до 10–11 лет, однако точные сроки данного возрастного периода зависят не от биологического возраста, а от периода обучения в начальной школе – его начала и окончания [Бегиева].
Основным видом деятельности, который является базовым для функционирования личности в младшем школьном возрасте, является учебная деятельность, которая имеет для ребенка сложный характер, требующий актуализации адаптационных механизмов, позволяющих эффективно включиться и сохранить гармоничное психологическое состояние [Викторова].
Важной характеристикой личностного развития младших школьников является то, что они должны полностью сменить род деятельности с игровой на учебную, что приводит к формированию нового высокого уровня ответственности, самоконтроля, дисциплины [Александрова, с. 84].
В социальных коллективах, которые возникают в начальной школе, формируются иные законы, связанные с инструментальным взаимодействием участников, нежели это было в дошкольном детстве [Бегиева].
Все психические процессы и личностные особенности в младшем школьном возрасте формируются и развиваются в процессе учебной деятельности, сменяющей в этом качестве игровую деятельность. Включение личности в учебную деятельность обуславливает резкую трансформацию всех психических процессов и функций [Чикишева].
Довольно долго у учащихся начальной школы развивается конструктивное отношение к учению. На первом этапе младшие школьники не понимают, зачем нужна учебная деятельность. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений [Суромяткина, с. 71].
Если ребенок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, что негативно влияет на уровень успеваемости и вовлеченности в учебный процесс [Викторова].
В первую очередь, у младшего школьника возникает интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания того, зачем она нужна. После того, как младшим школьникам становится интересен результат их учебного труда, начинает возникать интерес к содержанию учебной деятельности, к процессу получения знаний [Илларионова, с. 109].
Данная основа является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием учащимися начальных классов чувства удовлетворения от своих достижений [Чурикова, с. 104].
Чтобы это чувство стало характеризоваться стабильностью, младшему школьнику важно получать одобрение, похвалу учителя, который должен обращать внимание на каждый, даже самый маленький успех [Чикишева].
Таким образом, можно сделать вывод, что младшие школьники, которые вступили на путь учебной деятельности, характеризуются активным развитием психических процессов, которое стимулируется процессом обучения, а также характеризуются рядом личностных особенностей, которые связаны с определенной дезадаптацией в новой социальной обстановке [Суромяткина, с. 73].
Обучение младших школьников представляет собой сложный, многомерный процесс, который требует очень грамотной организации, поскольку удержание учебной мотивации учащихся начальных классов является проблемой для многих учителей [Бороздина, с. 58].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова, И.А., Коноваленко, Г.В., Щербакова, В.В. Принципы изучения младших школьников в современной психологической и социологической литературе: теоретический анализ и проблемы методологии исследования / И.А. Александрова, Г.В. Коноваленко, В.В. Щербакова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 84–97.
2.Амирханова, Е.Н. Современные образовательные технологии: российский и зарубежный опыт. Монография / Е.Н. Амирханова. – Тамбов: Старт, 2020. – 390 с.
3.Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 13.05.2024).
4.Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от младших школьников до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
5.Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 13.05.2024).
6.Гавриленко, Т.А., Самоходова, Е.Н., Хариненко, Н.Е. Проектный метод как эффективная технология обучения в современном мире: теория и методология исследования / Т.А. Гавриленко, Е.Н. Самоходова, Н.Е. Хариненко // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 4. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2023. – С. 105–113.
7.Жуковская, М.И., Петрова, Ж.С. Современные аспекты исследования психологических факторов формирования творческих способностей человека: проблемы и перспективы исследования / М.И. Жуковская, Ж.С. Петрова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2024. – № 2. – С. 65–79.
8.Иванова, С.М. Математические методы в психологии / С.М. Иванова. – Липецк: Аккорд, 2021. – 450 с.
9.Илларионова, И.В., Абрамова, В.С. Теоретические подходы к пониманию младшего школьного возраста как сенситивного периода развития психики / И.В. Илларионова, В.С. Абрамова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 109–112.
10.Киселева, Н.А. Тест «Круги» / Н.А. Киселева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/03/test-krugi (дата обращения: 12.05.2024).
11.Кричевская, А.М., Володина, И.М. Организация сотворчества в образовательном учреждении: принципы и технологии / А.М. Кричевская, И.М. Володина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 40–54.
12.Методика «Солнце в комнате» // Педагогика. Арт-педагогика. – 2023. – URL: https://vk.com/wall-217407391_94?ysclid=lva6tkxld269526156 (дата обращения: 12.05.2024).
13.Микулина, Е.Г., Гульчина, Е.С., Пономаренко, Г.В. Эффективность проектного метода в современном образовательном процессе: результаты эмпирических исследований / Е.Г. Микулина, Е.С. Гульчина, Г.В. Пономаренко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования в России». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический институт, 2021. – С. 81–94.
14.Подрядчикова, Е.Н., Головина, М.И., Хвостова, А.А. Принципы и педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников: теория и методология исследования / Е.Н. Подрядчикова, М.И. Головина, А.А. Хвостова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2024. – № 2. ؘ– С. 152–165.
15.Спиридоненкова, О.Н. Тест Торренса Э.П. / О.Н. Спиридоненкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/11/test-torrensa-e-p (дата обращения: 12.05.2024).
16.Супонева, А.П., Жарикова, И.М., Смысленко, Г.В. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 40–54.
17.Суромяткина, Е.Н., Ельникова, И.И. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. – С. 70–82.
18.Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 13.05.2024).
19.Чурикова, Е.Н., Шумина, А.А., Половцева, И.К. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.
20.Яковлева, И.М., Завадская, Н.А. Современные принципы обучения: основные формы и инструменты педагогической работы / И.М. Яковлева, Н.А. Завадская // Известия Самарского государственного университета. – 2022. – № 11 (38). – С. 100–116.