Фрагмент для ознакомления
2
Система контроля качества (СКК) – это комплекс мер, направленных на управление качеством продукта (продукции или услуги), который производится предприятием, с учётом потребностей и ожиданий потребителей и повышения их удовлетворённости.
Стандарт ISO 9001 версии 2015 года определяет принципы системы кон-троля качества организации:
- соответствие требованиям и ожиданиям потребителя;
- ведущая роль администрации в руководстве СМК организации;
- вовлечение всего персонала в решение задач организации;
- процессный подход к организации любого вида деятельности;
- постоянное, непрерывное улучшение качества продукции или услуг.
СКК обеспечивает качество предоставляемых услуг и производимой про-дукции, ориентирует это качество на ожидания потребителей. При этом система менеджмента качества не контролирует каждую отдельную услугу или произ-водственный процесс, а создает систему, и это является главной задачей систе-мы менеджмента качества, которая не допустит появление сбоев в работе, при-водящих к снижению качества услуг или товаров.
При должном функционировании системы контроля качества затраты на производство или оказание услуг будут оптимальными. В случае внедрения и постоянного поддержания СКК, которая разрабатывается для постоянного улучшения деятельности организации, чтобы удовлетворять потребности всех заинтересованных сторон, вероятность успеха в бизнесе будет существенно вы-ше.
Основные задачи СКК:
- обеспечение качества предоставляемых услуг и производимой продук-ции;
- ориентирование этого качества на ожидания потребителей.
СКК важна и необходима как предприятиям, производящим продукцию, так и предоставляющим услуги. Причины, определяющие важность СКК.
Во-первых, система менеджмента качества нужна для повышения конку-рентоспособности на отечественном и международном рынке. Если у вас имеет-ся сертификат ISO 9001, то вы сможете стать предпочтительным партнером и на международном, и на отечественном рынке.
Во-вторых, бизнес-процессы будут построены так, чтобы ориентировать-ся, прежде всего, на удовлетворенность потребителя.
В-третьих, сертификат, если он получен в органе по сертификации с хо-рошей репутацией, будет свидетельствовать о внедренной системе менеджмента качества у вас, даст вам преимущества, когда вы будете участвовать в конкурсах и тендерах.
В-четвертых, вы получите возможность оптимизировать организацион-ную структуру управления, документооборот, основываясь на общепринятой модели управления, и создать основу для внедрения других систем управления.
Внедренная система менеджмента качества организации позволит исклю-чить или минимизировать непроизводительные затраты – сбои бизнес-процессов, брак, рекламации, потери, и, за счет этого, увеличить производи-тельность. Система менеджмента качества может быть внедрена в организации, занятой любой деятельностью – производство, оказание услуг, торговля, управ-ление и др.
К функциям контроля качества относят такие направления деятельности предприятия, как:
- закрепление требований к качеству в учетной документации;
- изучение показателей качества готовой продукции;
- контроль над достижением этих показателей;
- разработка комплекса мероприятий по коррекции качества;
- стремление улучшить систему;
- несение ответственности за ненадлежащее качество.
Одним из основных принципов менеджмента качества, в состав которого входит система контроля качества является процессный подход. Его использо-вание позволяет:
- понять требования к системе и обеспечить их выполнение;
- оценить процессы как источник добавления ценности;
- получить процесс, который эффективно функционирует;
- модернизировать процесс с целью улучшения на основе оценки данных и информации.
Для моделирования бизнес-процессов формирования системы контроля качества наиболее эффективно и удобно использовать процессный подход в свя-зи с тем, что:
- шаги прописаны, результаты шагов понятны всем участникам, опреде-лены правила и ответственные за их выполнение;
- группы сотрудников, выполняющие бизнес-процесс, принадлежат раз-ным подразделениям, но их действия направлены на получение определенного результата. Это позволяет задействовать сотрудников нужной квалификации, с необходимыми знаниями и умениями;
- упрощается и систематизируется контроль выполнения процессов;
- моделирование бизнес-процессов сопровождается документацией, со-держащее описание и диаграммы, которые позволяют визуализировать процесс, а это упрощает его восприятие.
Для создания СКК необходимо:
- выявить и определить основные процессы деятельности;
- установить их последовательность и взаимодействие;
- разработать критерии и методы, которые обеспечат результативность ра-боты организации и управления процессами;
- обеспечить наличие всех необходимых ресурсов и информации для под-держки работы организации;
- обеспечить контроль и анализ процессов;
- постоянно контролировать соблюдение мер, необходимых для достиже-ния планируемых результатов и непрерывного улучшения процессов.
Для создания СКК необходимо выполнить моделирование бизнес-процессов.
Бизнес-процесс включает:
- входы;
- выходы;
- ресурсы;
- управляющее воздействие.
Коме того для описания бизнес-процесса необходимо определить:
- владельца;
- цель.
Вход бизнес-процесса – совокупность элементов, обеспечивающих взаи-модействие с внешней средой и другими бизнес-процессами и необходимые для реализации процесса:
- информация;
- документы;
- материальные потоки.
Выход бизнес-процесса – результат, который представляет главную цель процесса, а также поток результатов, который может выступать в роли входов для других бизнес-процессов.
Ресурсы бизнес-процесса, потребляемые в ходе выполнения и необходи-мые для получения конечного результата:
- персонал;
- материальные ресурсы – оборудование, сырье, материалы;
- информационные ресурсы в виде документов, файлов, программного обеспечения;
- финансовые ресурсы, в роли которых выступают наличные деньги, де-нежные средства на счетах, заемные средства, акции.
Управляющее воздействие бизнес-процесса – воздействие, регламентиру-ющее функционирование процесса:
- нормативные и законодательные документы;
- правила;
- методики.
Владелец процесса – должностное лицо, в распоряжении которого нахо-дятся все ресурсы, который располагает полной информацией о процессе, его реализации и отвечает за его результативность.
Цель – идеальный предмет, конечный результат, на получение которого направлен бизнес-процесс.
Описание бизнес-процесса может быть представлено в виде:
- текстового документа;
- таблицы (карта, паспорт);
- диаграмм (диаграмма IDEF0, IDEF3, Aris eEPC, UML BPM, EPC).
Исследуемый объект – организация в сфере оздоровительных услуг, для которой необходимо выполнить моделирование бизнес-процессов организации, диаграмма приведена на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Stephens, R. Beginning Software Engineering / R. Stephens. –Indianapolis, IN: John Wiley & Sons, Inc., 2015. – 482 с.
2 Агарков, А. П. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ник / А. П. Агарков. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 204 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=454026 (дата обращения: 22.04.2024)
3 Белинский И Управление качеством обслуживания / Белинский И [Электронный ресурс] // Стек ИТ Интегратор: [сайт]. — URL: ttps://stekspb.ru/blog/upravlenie-kachestvom-obsluzhivaniya/?ysclid=lx1ovydgk720337909 (дата обращения: 05.06.2024).
4 Бородачѐв С.М. Статистические методы в управлении качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.М. Бородачѐв. — Электрон. тексто-вые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. — 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65988.htm
5 Бычкова, С. Г. Социально- экономическая статистика: учебник и практикум для вузов / С. Г. Бычкова, Л. С. Паршинцева; под общей редакцией С. Г. Бычковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 488 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14952-4. — Текст: электронный // Образова-тельная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519922 (дата об-ращения: 19.04.2024).
6 Вавилин, Я. А. Менеджмент безопасности продукции: учебное по-собие для вузов / Я. А. Вавилин. — 2- е изд., испр. и доп. — Москва: Издатель-ство Юрайт, 2023. — 105 с
7 Васин, С. Г. Управление качеством. Всеобщий подход [Электрон-ный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Г. Васин. – Москва: Юрайт, 2018. – 404 с. – Режим доступа: https://www.biblioonline.ru/bcode/425062 (дата обращения: 22.03.2024).
8 Войтоловский, Н.В., Калинина А.П., Мазурова И.И. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности орга-низации. [Текст]: - М.: Юрайт, 2013
9 Воронцова, Н. В. Средства и методы управления качеством [Элек-тронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н. В. Воронцова. — Электрон. текстовые данные. — Самара: Самарский государственный технический уни-верситет, ЭБС АСВ, 2017. — 156 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83603.html (дата обращения: 22.04.2024)
10 Галичевская Е.А. Анализ поставщиков / Галичевская Е.А. [Элек-тронный ресурс] // Бизнес секреты: [сайт]. — URL: ttps://secrets.tinkoff.ru/glossarij/analiz-postavshchikov/ (дата обращения: 05.06.2024).
11 Горбашко, Е. А. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 352 с. – Режим доступа: https://www.biblioonline.ru/bcode/431758 (дата обращения: 22.04.2024)
12 Горленко, О. А. Статистические методы в управлении качеством: учебник и практикум для вузов / О. А. Горленко, Н. М. Борбаць; под редакцией О. А. Горленко. — 2- е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 306 с.
13 ГОСТ 32670-2014 – Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Об-щие технические условия. – Текст: электронный // Электронный фонд норма-тивно-технической и нормативно-правовой информации: – URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200124393 (дата обращения: 05.05.2024).
14 ГОСТ Р 55321-2023 – Услуги населению. СПА–услуги. – Текст: электронный // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации: – URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200124791 (дата обращения: 05.05.2024).
15 Деева, В. А. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Деева, Н. А. Кобиашвили, Б. А. Кобулов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юриспруденция, 2012. — 102 c. — 978-5-9516-0405-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8057.html (дата обращения: 22.04.2024)
16 Долгова, В. Н. Социально- экономическая статистика: учебник и практикум для вузов / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 2- е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 295 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16375-9. — Текст: электронный // Образовательная плат-форма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530895 (дата обращения: 19.05.2024).
17 Долгова, В. Н. Статистика: учебник и практикум для вузов / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 564 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16050-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530349 (дата обращения: 19.06.2023).
18 Дудин, М. Н. Социально- экономическая статистика: учебник и практикум для вузов / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04447-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https:// urait.ru/ bcode/515088 (дата обращения: 19.05.2024).
19 Дудин, М. Н. Статистика: учебник и практикум для вузов / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников, М. Л. Лезина. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 374 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-8908-3. — Текст: элек-тронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512310 (дата обращения: 19.04.2024).
20 Елохов, А.М. Управление качеством: Учебное пособие / А.М. Ело-хов. - М.: Инфра-М, 2018. - 672 c.
21 Ершов, А. К. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. К. Ершов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2016. — 284 c. — 978-5-98699-161-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66418.html (дата обращения: 22.04.2024).
22 Зайцев, Г.Н. Управление качеством в процессе произв.: Учебное по-собие / Г.Н. Зайцев. - М.: Риор, 2019. - 60 c.
23 Зекунов, А. Г. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ник для бакалавров / А. Г. Зекунов. – Москва: Юрайт, 2018. – 475 с. – Режим до-ступа: https://www.biblioonline.ru/bcode/425159 (дата обращения: 22.04.2024).
24 Зябирова, В. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. [Текст]: - 2012
25 Игнатьев, С. А. Информационное обеспечение систем управления качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. А. Игнатьев, С. С. Игна-тьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Саратовский государствен-ный технический университет имени Ю.А. Гагарина, ЭБС АСВ, 2012. — 195 c. — 978-5-7433-2603-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76484.html (дата обращения: 22.04.2024)
26 Как улучшить качество обслуживания / [Электронный ресурс] // Обучение в сбере: [сайт]. — URL: https://developers.sber.ru (дата обращения: 05.06.2024).
27 Кане, М. М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М. М. Кане. – М.; СПб.; Н. Новгород: Питер, 2008. – 560 с.
28 Когденко, В.Г. Экономический анализ [Электронный ресурс]: - М.: Юнити-Дана, 2012 4. Кривцов, А. И. Методология комплексного экономическо-го анализа финансово-хозяйственной деятельности в современных условиях российской экономики. - Самара, 2012
29 Коноплев, С. П. Управление качеством [Текст]: учебное пособие / С. П. Коноплев. – Москва: ИНФРА-М, 2012. – 252 с.
30 Кордонская, И. Б. Управление качеством [Электронный ресурс] / И. Б. Кордонская. — Электрон. текстовые данные. — Самара: Поволжский госу-дарственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017. — 99 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75421.html (дата обра-щения: 22.04.2024)
31 Краткий курс по управлению качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие /. — 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: РИПОЛ классик, Окей-книга, 2013. — 144 c. — 978-5- 409-00346-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73387.html (дата обращения: 22.04.2024)
32 Курочкина, А. Ю. Управление качеством услуг [Электронный ре-сурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Ю. Курочки-на. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 172 с. – Режим доступа: https://www.biblioonline.ru/bcode/434105 (дата обращения: 22.04.2024)
33 Қаржаубаев К.Е. Квалиметрия и статистические методы управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / К.Е. Қаржаубаев. — Элек-трон. текстовые данные. — Алматы: Нур-Принт, 2015. — 300 c. — Режим до-ступа: http://www.iprbookshop.ru/69111.htm
34 Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия, 4-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 1008 с.
35 Липаев, В. В. Программная инженерия. Методологические основы: учеб. / В. В. Липаев. – М.: ТЕИС, 2006. – 608 с.
36 Лушина И.В. Анализ конкурентов / Лушина И. В. [Электронный ре-сурс] // Бизнес секреты: [сайт]. — URL: ttps://secrets.tinkoff.ru/glossarij/analiz-konkurentov/ (дата обращения: 05.06.2024).
37 Любушин, Н.П. Экономический анализ [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.П. Любушин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 441 с. — ISBN 5-238-01126-1 .— ISBN 978-5-238-01126-1 .— Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/358541
38 Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2016. - 336 c.
39 Разумов, В.А. Управление качеством: Учебное пособие / В.А. Раз-умов. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
40 Менеджмент качества. Практикум: учебное пособие для вузов / А. В. Рыжакова [и др.]; под общей редакцией А. В. Рыжаковой. — Москва: Изда-тельство Юрайт, 2023. — 205 с.
41 Михеева, Е. Н. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ник / Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 531 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=454086 (дата обращения: 25.04.2024)
42 Мухамеджанова, О. Г. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством [Электронный ресурс]: лабораторный практикум / О. Г. Мухамеджанова, А. С. Ермаков. — Электрон. текстовые данные. — М.: МИСИ-МГСУ, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2018. — 93 c. — 978-5-7264-1834-6. — Ре-жим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76893.html (дата обращения: 22.04.2024)
43 Мухамеджанова, О. Г. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О. Г. Мухамеджанова, А. С. Ермаков. — Электрон. текстовые данные. — М.: МИ-СИ-МГСУ, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2018. — 99 c. — 978-5-7264-1794-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76899.html (дата обращения: 22.04.2024)
44 Николаев, М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством [Электронный ресурс] / М. И. Николаев. — Электрон. текстовые данные. — М.: Интернет Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. — 115 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52149.html (дата обращения: 22.04.2024)
45 Орлов, С. А. Программная инженерия. Учебник для вузов / С. А. Орлов. – 5-е изд., обнов. и доп. – СПб.: Питер, 2017. – 640 с.
46 Петухова, Л. В. Концепция всеобщего управления качеством [Элек-тронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Петухова, Я. В. Денисова. — Элек-трон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследователь-ский технологический университет, 2015. — 100 c. — 978-5-7882- 1741-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62185.html (дата обращения: 22.04.2024)
47 Пивкин Д. Сегментация рынка / Пивкин Д. [Электронный ресурс] // Neiros: [сайт]. — URL: ttps://neiros.ru/blog/marketing/segmentaciya-rynka (дата обращения: 05.06.2024).
48 Ржевская, С. В. Управление качеством [Электронный ресурс]: прак-тикум: учебное пособие / С. В. Ржевская. – Москва: Логос, 2009. – 288 с. – Ре-жим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=84882 (дата обраще-ния: 22.04.2024)
49 Рожков, В.Н. Управление качеством: Уч. / В.Н. Рожков. - М.: Фо-рум, 2018. - 286 c.
50 Салдаева, Е. Ю. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М. Цветкова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар -Ола: ПГТУ, 2017. – 156 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=461637 (дата обращения: 22.04.2024).
51 Салимова, Т.А. Управление качеством: Учебник / Т.А. Салимова. - М.: Омега-Л, 2019. - 560 c.
52 Салихов, В. А. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ное пособие / В. А. Салихов. – 2 -е изд., стер. – Москва; Берлин: Директ -Медиа, 2017. – 196 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=455512 (дата обращения: 22.04.2024).
53 СанПиН 2.1.2.1188-03 – Проектирование, строительство и эксплуа-тация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учре-ждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигие-нические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль ка-чества. Текст: электронный // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации: – URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200125276 (дата обращения: 05.05.2024).
54 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами [Элек-тронный ресурс] - М.: Юнити-Дана, 2012
55 Синьковский, Н. M. Основы управления качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. M. Синьковский. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2013. — 100 c. — 978-5-905637-05-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46501.html (дата обращения: 22.04.2024)
56 Статистика: учебник для вузов / И. И. Елисеева [и др.]; ответствен-ный редактор И. И. Елисеева. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издатель-ство Юрайт, 2023. — 619 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15117-. — URL: https://urait.ru/bcode/517575 (дата обращения: 19.04.2024).
57 Статистика. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В. С. Мхитарян, Т. Н. Агапова, С. Д. Ильенкова, А. Е. Суринов; под редакцией В. С. Мхитаряна. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 270 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09357-5. — Текст: элек-тронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https:// urait.ru/ bcode/517262 (дата обращения: 19.06.2023).
58 Статистика. Практикум: учебное пособие для академического бака-лавриата / И. И. Елисеева [и др.]; под редакцией И. И. Елисеевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 514 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3688-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https:// urait.ru/bcode/508916 (дата обращения: 19.06.2023).
59 Табакаева, О. А., Часовских, В. П. Исследование методов построе-ния системы менеджмента качества [Текст] / О. А. Табакаева, В. П. Часовских // Научное обозрение. Экономические науки. — 2020. — № 4. — С. 91-97.
60 Тебекин, А. В. Управление качеством: учебник / А. В. Тебекин. – Москва: Юрайт, 2013. – 371 с.
61 Тебекин, А. В. Управление качеством [Электронный ресурс]: учеб-ник для бакалавриата и магистратуры / А. В. Тебекин. — 2 -е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 410 с. – Режим доступа: https://www.biblio - online.ru/bcode/431901 (дата обращения: 22.04.2024).
62 Тепман, Л. Н. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Н. Тепман; под ред. В. А. Швандар. – Москва: Юнити - Дана, 2015. – 352 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=446450 (дата обращения: 22.04.2024).
63 Туровец, О.Г., Родионов, В.Б., Бухалков, М.И., и др. Организация производства и управление предприятием: Учебник / О.Г. Туровец, В.Б. Родио-нов, М.И. Бухалков и др.; Под ред. О.Г. Туровца. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 544 с.
64 Управление качеством / Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Юнити, 2018. - 64 c.
65 Управление качеством: учебник / ред. А. Г. Зекунов. – Москва: Юрайт, 2013. - 475 с
66 Управление качеством [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. З. Габдукаева, С. В. Китаевская, Е. В. Никитина, О. А. Решетник. — Электрон. текстовые данные. — Казань: Казанский национальный исследовательский тех-нологический университет, 2015. — 204 c. — 978-5-7882- 1807-6. — Режим до-ступа: http://www.iprbookshop.ru/63513.html (дата обращения: 22.04.2024)
67 Управление качеством [Электронный ресурс]: учебник для студен-тов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ С.Д. Иль-енкова [и др.]. — Электрон. текстовые данные — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 287 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66305 (дата обращения: 22.04.2024).
68 Управление качеством. Гибкие системы менеджмента качества [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Е. Б. Герасимова, А. И. Евсейчев [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Тамбов: Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. —160 c. — 978-5-8265-1401-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/63914.htm (дата об-ращения: 22.04.2024)
69 Управление качеством. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Горбашко [и др.]; под ред. Е. А. Горбашко. – 2 -е изд., испр. – Москва: Юрайт, 2018. – 323 с. – Режим досту-па: https://www.biblio - online.ru/bcode/433472 (дата обращения: 22.04.2024).
70 Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 528 с.
a. Федюкин, В.К. Управление качеством производственных процессов (для бакалавров) / В.К. Федюкин. - М.: КноРус, 2016. - 255 c.
71 Фрейдина, Е.В. Управление качеством: учебное пособие. / Е.В. Фрейдина. - М.: Омега-Л, 2018. - 84 c.
72 Хьюз, Дж. Структурный подход к программированию / Дж. Хьюз, Дж. Мичтом. – М.: Мир, 1980. – 278 с.
73 Черемных, С. В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. – М.: Финансы и ста-тистика, 2006. – 192 с.
74 Чернов, В.А. Теория экономического анализа [Электронный ре-сурс]: учебник / В.А. Чернов — М.: Проспект, 2017. — 384 с. — ISBN 978-5-392-24867-4. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/632967
75 Шарашкина, Т. П. Статистические методы управления качеством: учеб. пособие / Т. П. Шарашкина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 88 с.
76 Шимко, П. Д. Теория статистики: учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко — Москва: Издательство Юрайт, 2023 — 254 с. — (Высшее обра-зование). — ISBN 978-5-9916-9066-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511892 (дата обращения: 19.05.2024).
77 Эванс, Д. Управление качеством [Электронный ресурс]: учебное по-собие / Д. Эванс. – Москва: Юнити -Дана, 2015. – 671 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bo ok&id=436700 (дата обращения: 22.04.2024)