Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Для достижения государством устойчивого развития в 21 веке крайне важно создать сбалансированную систему политических институтов и политики. Конечной целью стратегической государственной политики является содействие благополучию каждого гражданина посредством скоординированного подхода как к внутренним, так и к внешним делам. Для поддержания социального баланса и развития демократических институтов и гражданского общества решающее значение имеет эффективная внутренняя политика государства. Российская Федерация как демократическое, правовое государство стремится отстаивать идеалы, заложенные в ее конституции. Недавние изменения в государственной политике России были направлены на поддержание баланса внутри страны, в частности, путем пересмотра основ социальной политики.
Благополучие семьи является одним из ключевых аспектов эффективной внутренней политики, и социально ориентированная политика государства должна быть направлена на укрепление семьи как фундаментального института гражданского общества. Крепкая семья – залог сильного и стабильного государства.
Для оценки эффективности политики и выявления возможностей для улучшения необходимо проанализировать политические механизмы и институциональные структуры, задействованные в государственной политике социальной защиты семей с детьми на местном, региональном и национальном уровнях.
Задачей такого анализа будет понимание общественных отношений, возникающих при системе льгот для семей с детьми, а также цели и источников этих выплат. Тем самым, возможно, удастся преодолеть негативное влияние социально-политических кризисов на общественную безопасность и добиться более сбалансированной и устойчивой государственной политики.
Степень разработанности темы исследования. Систему государственных пособий на детей в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях В.П. Галаганов, В.С. Голубева, Г.Д. Долженкова, А. П. Иванова, А. П. Кауфман, С. Ф. Кобзева, А.Е. Крухмалев, Я.В. Лебедзевич, Т. Д. Одинкова, А. В. Рудченко, А. О. Синельникова, М. Э. Смоленский, Г. А. Сулейманова, Д. С. Танаева, О. В. Тарева, В. О. Шайхатдинов и т.д. Однако в условиях постоянно меняющегося законодательства, остается немало неисследованных вопросов в данной сфере.
Объект исследования: государственные пособия.
Предмет исследования: пособия гражданам, имеющим детей.
Целью данного исследования является изучение пособий гражданам, имеющим детей.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие государственных пособий на детей в Российской Федерации.
2. Изучить нормативно-правовое регулирование пособий гражданам, имеющим детей.
3. Проанализировать круг получателей и размер пособий гражданам, имеющим детей.
4. Раскрыть порядок назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей.
5. Проанализировать проблемы правового регулирования пособий гражданам, имеющим детей.
6. Представить перспективы развития системы государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Методы исследования: метод сравнения и обобщения используется при сопоставлении старых законов и новых нормативно-правовых актов. Метод анализа и синтеза применяется при изучении различных нормативных актов, касающихся современного состояния и направлений развития системы государственных пособий на детей в Российской Федерации. Формально-юридический метод используются в данном исследовании для определения юридических понятий, для толкования содержания правовых предписаний.
Правовую базу настоящего исследования составляют, Конституция РФ[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.], а также следующие законы РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.], Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.], Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[ Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.], Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[ Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.] и другие.
Практическая значимость исследования заключается в анализе организационно-правовых основ системы пособий гражданам, имеющим детей, а также описании приоритетных направлении развития системы государственных пособий на детей в Российской Федерации.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ пособий гражданам, имеющим детей
1.1 Понятие государственных пособий на детей в Российской Федерации
Под социальным пособием можно определить регулярные либо единовременные материальные выплаты, которые предоставляются определенным категориям граждан с целью предоставления им финансовой помощи в трудных жизненных ситуациях.
Такие выплаты со стороны государства, это важный показатель экономического благополучия страны, так как они направлены на оказание финансовой помощи определенным категориям граждан. В результате данной поддержки оказываемой государством, происходит укрепление положения отдельных категорий граждан в обществе, а также укрепление положения всего отечественного общества.
Существует достаточно обширный список различных видов пособий. Тем не менее, возможно разграничить пособия по основаниям. Так, существуют следующие виды пособий[ Мелик М.Д., Захарян А.В. Пособия по временной нетрудоспособности в Российской Федерации: нерешенные проблемы // В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2022. С. 81.]:
- По целевому назначению можно выделить пособия: пособия, компенсирующие заработок полностью или частично; пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;
- С учетом продолжительности выплат различают: единовременные; периодические (ежемесячные);
- С учетом рода социального обеспечения различают:
пособия по обязательному социальному страхованию;
пособия по государственной социальной помощи;
- По источнику выплаты можно выделить пособия: из социальных внебюджетных фондов; из федерального бюджета и т.д. [ Агафонов В.А. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – М.: 2022. С.77.].
Семьям доступны следующие социальные пособия:
Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Важно понимать, что на декретные могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2023 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». К ним относятся женщины:
- работающие;
- безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);
- обучающиеся по очной форме обучения; проходящие военную службу по контракту;
- усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям.
Если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий. Пособие по беременности и родам в 2023 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам, и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и начнется выплата пособия. Пособие по беременности и родам во всех регионах платят органы социального фонда напрямую работнице. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания). Данное пособие положено каждой женщине за семьдесят суток до рождения ребенка и за семьдесят суток после его рождения. Размер определяют на основании средней зарплаты за два предшествующих календарных года. Правила назначения и выплаты данного пособия содержатся в ч. 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»[ Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.].
Единовременная выплата при рождении ребенка: Размер пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2023 года составляет 22 909 рублей 03 копейки. Если вы работник Крайнего Севера, размер пособия увеличится на районный коэффициент.
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается напрямую органами социального фонда. Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.
Для получения работником пособия при рождении ребенка в 2023 году работодателю необходимо запросить у него только сведения о застрахованном лице, которые он предоставляет в социальный фонд не позднее трех рабочих дней со дня их получения от работника. Указанные сведения могут быть запрошены при трудоустройстве или в период работы.
В течение десяти дней со дня поступления в фонд сведений о госрегистрации рождения, содержащихся в реестре записей актов гражданского состояния, пособие при рождении ребенка должно быть назначено.
Выплаты на ребенка в возрасте до 1,5 лет: По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. Но размер пособия не может быть больше максимального размера и не должно быть меньше минимального размера.
Минимальный размер пособия по уходу за первым, вторым и последующими детьми с 1 февраля 2023 года составляет 8 591 рубль 47 копеек.
Максимальный размер пособия по уходу, если отпуск начался в 2023 году, составляет 33 281 рубль 80 копеек.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет зависит от предельных величин базы для начисления страховых взносов на ВНиМ за два года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком.
Назначенное работнику ежемесячное пособие по уходу за ребенком пересчитывается при индексации минимального размера пособия, в случаях получения новых сведений (справок) о сумме заработка, полученного в расчетном периоде от других работодателей, а также в случаях совершения ошибок при расчете пособия[ Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56.].
В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.
Материнский капитал можно расходовать на различные расходы, такие как оплата обучения детей, приобретение квартиры или строительство дома, ипотека, накопительная пенсия, адаптация детей-инвалидов, а также ежемесячные выплаты семьям со средним доходом ниже двух прожиточных минимумов, в случае ребенок родился после 1 января 2018 года.
В рамках единого пособия предусматривают комплекс выплат, которые положены родителям как на первого, так и на последующих детей младше трех лет, а помимо этого на детей от трех до семи лет, а также от восьми и до семнадцати лет. Таким образом унифицируя порядок предоставления пособий и установления целостного комплекса социального обеспечения данной категории граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 4. – Ст. 152.
2.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 470-482.
3.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
7.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ-1999- N 29- Ст. 3699.
8.Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
9.Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - N 52 (часть I) - Ст. 7007.
10.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
11.Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
12.Ахметова Д.Р. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Академическая публицистика. 2022. № 3-2. С. 38.
13.Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2021. 416 с.
14.Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2020. 264 с.
15.Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2021. 238 с.
16.Антонов А.И. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 2020. – 640 с.
17.Агафонов В.А. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – М.: 2022. С.77.
18.Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. –184 с.
19.Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение». - сентябрь-октябрь 2020. 24 с.
20.Баранов В.А. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования. – М.: Деловой двор, 2019. – 176 с.
21.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. – Москва: РГГУ, 2019. – 166 c.
22.Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2020. 428 с.
23.Григорьев И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. 428 с.
24.Голенкова О.В., Лифанова, Т.Е. Мониторинг качества обслуживания как основа развития социальной сферы // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – № 4(20). – С. 237-239.
25.Горяйнова Н.М. Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне // Управление в современных системах. – 2019. – №5(16). – С.3-10.
26.Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 149 с.
27.Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
28.Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2021. 384 с.
29.Ершов, В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, И.А. Толмачева – М.: ГроссМедиа, 2019. 312 с.
30.Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 263 с.
31.Кобзенко А.М. Социальные пособия в Российской Федерации // Государство, общество, наука. – 2022. – № 1. – С. 42–43.
32.Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
33.Мелик М.Д., Захарян А.В. Пособия по временной нетрудоспособности в Российской Федерации: нерешенные проблемы // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2022. С. 81.
34.Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. О.Г. Прохоровой. – М.: «Дашков и К°», 2018. – 253 с.
35.Приступа Е.Н. Социальная работа: словарь терминов. – М.: Инфра-М, Форум, 2018. – 232 с.
36.Рекомендации, по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская – М.: Издательство «Проспект», 2020. – С. 13.
37.Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.
38.Сайфутдинова В.М. Практические аспекты выплаты пособий на детей // Защита субъективных прав и законных интересов. 2021. С. 111.
39.Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2019. – 214 с.
40.Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 280 с.
41.Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56-58.
42.Чернорук С.В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости / С.В. Чернорук, С.А. Клещева, Н.Е. Германович // Молодой ученый, 2020. – №4. – С. 315-320.
43.Шарков, Ф.И. Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 304 с.
44.Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 752 с.
45.Юдина А.И. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2019. – 315 с.