Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость речевого развития ребенка закреплено и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программе «ФОП ДО» в контексте образовательной области «Речевое развитие».
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (Бородич А.М., Виноградов В.В., Винокур Г.О., Гавриш Н.В., Гвоздев А.Н., Гербова В.В., Кубрякова Е.С., Леонтьев A.A., Негневицкая Е.И., Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Шахнарович А.М., Цейтлин С.Н., Эльконин Д.Б. и др.).
Научное поле имеет достаточно большое число работ различных авторов, раскрывающих проблемы речевого развития детей, имеющих различные варианты речевых патологий. В них раскрываются особенности нарушений и коррекции различных сторон речи, произносительной, лексической, грамматической. Но мало исследователей уделяют внимание такому компоненту как мотивация к речевой деятельности.
Исследования А.Н. Леонтьева показывают, что мотивация определяется как основополагающая часть развития речи. От желания ребенка говорить зависит степень развития речи и желание ребенка ее развивать.
Тем самым можно сделать вывод, что на современном этапе мотивация к речевой деятельности упускается из ввиду на коррекционных занятиях и заменяется усиленным вниманием к коррекции выделенных речевых нарушений. Но, по нашему мнению, развитие мотивации к речевой деятельности должно привести к желанию ребенка вступать в речевой контакт, выполнять задания более уверенно, что впоследствии сказывается на уровне развития речи.
Мотивация как объект исследования рассматривается в работах отечественных авторов таких как Л. И. Божович, И. Р. Гизбург, Н. И. Гуткина, А. Н. Леонтьев, Н. Г. Лусканова, С. Л. Рубинштейн и др. В данных исследованиях показывает роль мотивации в деятельности ребенка, определены верующие мотивы деятельности согласно возрастной периодизации.
Исследования В.Г. Асеева, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.Г. Ильина, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, И. А. Зимней и др. позволяют выделить сущность и компоненты мотивации к речевой деятельности, а также проследить ее качественные изменения в дошкольном возрасте.
Л.С. Выготский считал, что развитие адекватного отношения дошкольника к деятельности представляет собой личностно обусловленную динамику овладения собственным поведением и в конечном итоге ведет к формированию самосознания ребенка.
Мотивация к речевой деятельности оказывает влияние на познавательное развитие ребенка. В условиях ДОО весь учебно-воспитательный процесс направлен на познавательное развитие ребенка. Если у ребенка превалирует слабая мотивация к речевой деятельности, то он не испытывает желанием вступать в различные виды деятельности, требующие от него объяснения, рассуждения.
Подобные утверждения имеются в работах Н.В. Елфимовой, которая отмечает, что к концу дошкольного возраста у ребенка должны наблюдаться высокие познавательные мотивы – ребенок должен активно вступать в речевую деятельность, уметь грамотно ее поддерживать, иметь навыки организации разных видов деятельности и их описание при помощи речи.
Важное значение к мотивации речевой деятельности уделяется при работе с детьми, имеющими нарушения речи. Такие дети зачастую имеют низкий речевой опыт, большое число ошибок и, самое главное, характеризуются нежеланием использовать речь как средства доминирующего общения. Ввиду большого числа лексико-грамматических ошибок, многие дети с нарушением речи испытывают дискомфорт от процесса общения. Именно поэтому на коррекционных занятиях помимо коррекции речевых нарушений необходимо использовать методы, стимулирующие мотивацию к речевой деятельности.
В коррекционной практике можно использовать различные методы формирования мотивации к речевой деятельности у дошкольников. Доминирующими из них можно считать игровые методы.
Все вышесказанное показывает, что психолого-педагогическая организация коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста должна опираться на коррекцию развития речи и на повышение мотивации у детей использовать речь в процессе своей деятельности.
Анализ литературных источников показал недостаток исследования в области формирования мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи.
Актуальность данного исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – между необходимостью формирования мотивации к речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи как условие успешной коррекции речевых нарушений и недостаточным ее уровнем формирования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
- педагогической – необходимостью организации целенаправленной педагогической работы по развитию мотивации к речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и недостаточностью внимания к развитию мотивации на логопедических занятиях.
- методической – необходимостью методического сопровождения развития мотивации к речевой деятельности и у дошкольников с нарушениями речи и разработке методических рекомендаций для логопедов по развитию мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
Проблема исследования: существующая логопедическая практика показывает, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи имеют достаточно сложные и вариативные нарушения в развитии всех компонентов речи. Работа логопеда обычно направлена на коррекцию выявленных речевых нарушений, но в тоже время низкий уровень речевого развития ребенка-логопата можно объяснить страхов общения ввиду имеющихся нарушений. Поэтому на логопедических занятиях необходимо обращать внимание на формирование мотивации к речевой деятельности у детей с нарушениями речи, повышать их желание вступать в речевое общение, не бояться допустить ошибку.
Цель исследования – теоретически обосновать особенности формирования мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи и экспериментально выявить эффективность комплекса упражнений по формированию мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях.
Объектом исследования – процесс формирования к речевой деятельности у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования – особенности формирования мотивации к речевой деятельности на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования мотивации речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением речи будет проходить эффективнее, если на занятии будут использоваться различные игровые методы.
Задачи исследования:
1.Раскрыть особенности формирования речевой деятельности и компоненты её формирования;
2.Охарактеризовать понятия «мотивация», «мотивация у речевой деятельности» и её особенности у дошкольников с нарушениями речи:
3.Рассмотреть методы формирования мотивация к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях;
4.Выявить уровень сформированности мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи;
5.Разработать и апробировать комплекс упражнений по развитию мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи и выявить их эффективность.
Теоретико-методологическими основами выступили труды следующих учёных:
- в области развития речи на каждом этапе развития ребенка (М. М. Алексеева, А.М, Бородич, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, М.И. Лисина, Н.В. Нищева), позволившие выделить основные компоненты развития речи у дошкольников в отногенезе, особенности формирования речи у дошкольников-логапатов (Р.А. Белова-Давид, С.М. Валявко, А.Д. Гонеев, Т.В. Пятница, Л.Ф. Спирова, А, Ястребова), позволили определить основные отличие и нарушения речи у детей-логопатов по сравнению с нормотипичными дошкольниками.
- особенности проявления мотивации к речевой деятельности у дошкольников (С.М. Валявко, Н.В. Елфимова, Е.П. Ильин, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова), позволившие раскрыть компоненты мотивационной деятельности в области развития речи и подобрать методики диагностики;
- методы и средства развития мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи (М.М. Алексеева, В.И. Логинова, Н. Миронова, Н.А. Стародубова, О.С. Ушакова, В.И. Яшина), позволившие выделить и апробировать методы работы по формированию с мотивации к речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи и обосновать их в рамках логопедических занятий.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературных первоисточников по теме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика, наблюдение, беседа с детьми, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы)).
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе была обоснована и актуализирована необходимость развития мотивация речевой деятельности у дошкольников с нарушениями речи, выделены компоненты мотивационной сферы с точки зрения речевой деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные логопедические занятия могут быть использованы в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений. Общий объем исследования составляет … страниц, в том числе .. страниц основного текста. Работа включает 3 таблицы, 12 рисунков, из них – 8 диаграмм. Список литературы состоит из 23 наименований. ВКР имеет 2 приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности формирования речевой деятельности в дошкольном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первостепенной целью дошкольного обучения ставит развитие навыков речевого общения. Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Согласно п.2.6. настоящего стандарта среди целевых ориентиров речевого развития ставится обогащение активного и пассивного словарного запаса ребенка[ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. – с. 44.].
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Развитие речи в дошкольном возрасте определяется как развитие всех его сторон: правильного и четкого звукопроизношения, большого словарного запаса, умения грамматически правильно и связно составить речевой план. Поэтому в дошкольном возрасте от развития речи судят по общему развитию ребенка.
По мнению Немова Р.С., речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовывать и транслировать информацию[ Яшина В. И., Алексеева А. А. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – С. 24.].
Рубинштейн С.Л. указывает, что речь выступает средством целенаправленного взаимодействия посредством семантизации слова[ Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб., 2001. – С. 134.].
Отметим, что понятие «речь» можно найти во всех словарях и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» - вид коммуникативной деятельности человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива[ Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. С. 434.].
Педагоги в области методики преподавания русского языка и литературы, Ладыженская Т.А. и Мещерякова В.Н., понятие «речь» рассматривают с нескольких сторон: с одной стороны, речь понимается ими как процесс обмена речевыми фразами, а с другой стороны – как результат этого общения, который выражается в форме устного или письменного сообщения[ Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец.»2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1986. -С. 66.].
От того, насколько понятна речь ребенка, можно судить о развитии ребенка и степени его комфортности в обществе сверстников.
Речь – это сложный процесс, предназначенный для передачи и получения информации от одного человека другому и удовлетворяющий потребность человека в общении.
Исследования показывают, что модель речи определяются множеством взаимосвязанных компонентов, в которых можно выделить три подсистемы:
- первая подсистема определяет развитие навыков внутреннего программирования речи: выбор необходимой лексической единице согласно контексту;
- вторая подсистема определяет программирование речи на уровне грамматики, синтаксиса, логических операций;
- третья подсистема раскрывает возможности использования вербальных средств, необходимых в процессе коммуникации[ Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – С. 41.
].
Последняя подсистема речи отражает уровень речевого развития ребенка. Она отражается личностные качества, необходимые для общения (желание вступать в контакт, самостоятельность, целеустремлённость, эмпатия), прагматические (построение речи в соответствии с ситуацией, логикой), ситуативные. Все это показывает в факт, что развитие речи определяется как многослойный структура.
Именно в дошкольном возрасте речь ребенка претерпевает значительные изменения, поэтому речевое развитие детей в данном природе особо востребована среди исследователей.
А.В. Запорожец отмечает, что развитие речи в дошкольном возрасте можно поделить на два этапа: подготовительный и речевой.
Подготовительный этап продолжается до двухлетнего возраста и характеризуется как становление звукопроизносительной стороны речи у детей раннего возраста. В этот период ребёнок начинает отожествлять звуки в речи взрослых, воспроизводить их. После первого года жизни у многих детей появляются первые слова.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Арзамасцева Н.В. Развитие связной речи младших школьников как актуальная проблема современности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №4-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 24.03.2024).
2.Аркатова А.Л., Самофал Р. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - №2 (77). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsionno-pedagogicheskaya-rabota-po-formirovaniyu-motivatsii-k-ovladeniyu-pravilnoy-rechyu-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 23.03.2024).
3.Белова-Давид Р.А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. – Москва : Просвещение. - 2005. - 298 с
4.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
5.Бородич А. М Методика развития речи у детей. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
6.Валявко С.М. Особенности мотивации старших дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006.
7.Выготский Л. С. Развитие устной речи. - М., 2016. 59 с.
8.Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. - Чебоксары: Академия, 2000. 299 с.
9.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
10.Гонеев А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
11.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология.1995. - №6.
12.Дулисова Т.В., Каменцева О. Н. Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) // Школьная психологическая служба. – 2015. – URL : http: // festival. 1 september.ru (дата обращения 23.03.2024).
13.Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации у дошкольников и младших школьников . - М., 1991
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
15.Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. —432 с.
16. Ивлева Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
17.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб., 2003.
1. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец.»2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1986. - 127с.
2. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. - С. 358-369.
3.Леонтьев А. А. Внутренняя речь и вопросы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения иностранному языку: Сб. Статей / Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М., 1967.
4.Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
5.Логинова В.И., Максакова А. И., Попова М. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
6.Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
7.Маркова А.К. // Формирование учебной деятельности школьников // Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. М.,1982.
8.Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
9.Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей : скорая логопедическая помощь. – Ростов-на-Дону : Феникс. - 2011. – 336 с.
10.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
11.Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб., 2001. – 720 с.
12.Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников : анализ речевых и зрительных причин : монография. – Санкт-Петербург : . КАРО. – 2017. - 192 с.
13.Сазонова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12. 103 с.
14.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М., 2002. - 224 с.
15.Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. – 5-е изд., стер.- М. : Академия, 2012. – 256 с.
16.Суворкина А. П. Формирование мотивации к исправлению недостатков речи у старших дошкольников с III уровнем ОНР на логопедических занятиях // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 530-532. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59702/ (дата обращения: 23.03.2024).
17.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
18.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2017. - 96 с.
19. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста . - М., 2015. - 224 с.
20.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. Пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004.
21.Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи : пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – Санкт-Петербург : Дельта+ : Каро. - 2014. - 264 с.
22.Ястребова А.В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. О детях с недостатками речи. - Москва : Просвещение. – 1996.- 214 с.
23.Яшина В. И., Алексеева А. А. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 97 с.