Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы определяется тем, что эстрадно-вокальное искусство является одной из наиболее важных и характерных составляющих музыкальной культуры. Оно отражает социальные и культурные тенденции общества, претерпевая изменения и развиваясь вместе с ним. эволюцию песенных жанров в эстрадном искусстве России, обращая особое внимание на их историко-культурный аспект.
Продукт эстрадно-вокального искусства – эстрадная песня – включает переплетение как музыкального, так и словесного кодов. Эта особенность песни обеспечивает ей образность и выразительность смыслов и тематики. Во многом по этой причине песня была и остается одним из самых широко распространенных, востребованных и любимых зрителями в современной жанрово-музыкальной парадигме.
Являясь частью массовой музыкальной культуры и основываясь на содержательных стереотипах и формально-культурных штампах, эстрадная песня нередко воспринимается как явление более низкого порядка, чем жанры классического и традиционного направлений. По этой причине считается, что эстрадная песня недостойна серьезного изучения своей поэтики, мелодики и стилистики со стороны исследователей музыки, а значит, нет необходимости получения образования и навыков анализа в этой сфере.
Это является значительным заблуждением, так как именно эстрадная песня является самым распространенным и любимым жанром среди слушателей всех поколений, возрастов и социальных слоев. Только по этой причине необходимо изучать ее специфику, восприятие и влияние на аудиторию.
По мнению Т. Чередниченко, эстрадную песню «понимают все, но едва ли кто-то способен объяснить, что же именно он в ней понимает» [43]. На самом деле, чем яснее массовому зрителю и слушателю вокальная композиция и чем больше насчитывается в ней стереотипов и штампов, тем труднее «вычислить» возможность случившейся популярности и «хитовости». Более того, шлягер (хит, модный трек), как правило, находят почитателей как среди непритязательного массового слушателя, так и среди ценителей серьезного классического музыкального искусства или специалистов музыкального жанра.
Такие явления систематически наблюдаются в массовой культуре второй половины XX века. Середина и вторая половина XX века в целом нашей стране стали временем кардинальной трансформации общественного статуса и подходов к функционированию эстрадно-вокальных жанров в целом и песни, в частности.
Специалисты отмечают развитие разнонаправленных трендов в этом процессе:
уменьшение роли идеологических парадигм и увеличение коммерческой и развлекательно-игровой составляющей;
повышение значения места и роли композиторов-песенников, а также прогрессивных авторских групп;
появление универсальных мастеров - композитор-исполнитель и музыкант-любитель;
большая свобода текстового наполнения и содержания песен;
рост количества и качества исполнительской интерпретации и импровизации.
Данные процессы и тенденции стали важной причиной значительной корректировки жанрово-стилевых разновидностей песенного искусства от качественного любительства и внедрения игровых элементов до повышенного профессионального подхода с применением мультижанровости и следования вечным ценностям музыкальной классики.
Тем не менее, на наш взгляд, данные аспекты изучения отечественной эстрадной песни получили недостаточно полное и последовательное исследование в рамках исторического и теоретического музыковедения.
Анализ всех перечисленных процессов дает основание считать тему нашей работы актуальной и современной с учетом контекста жанровой специфики, стилистики, интерпретации и драматургии.
Цель исследования: проанализировать особенности эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв; выявить музыкальные и словесно-образные миры в творчестве Т.В. Анциферовой.
Объект исследования: специфика эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв.
Предмет исследования: ход становления основных жанров эстрадно-вокального искусства второй половины XX - начала XXI вв. (на примере творчества Т.В. Анциферовой).
Задачи исследования:
- рассмотреть основные периоды эволюции жанров эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв. в соответствии с историко-культурным аспектом;
- выявить особенности социокультурной сущности эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв.;
- выявить и описать типологию видов и жанров эстрадного вокального искусства в России середины XX - начала XXI вв.;
- определить жанровые доминанты песенного репертуара эстрадных вокалистов России во второй половине XX века;
- исследовать биографический и творческий путь Татьяны Анциферовой как выдающегося, самобытного представителя эстрадно- вокального искусства в России второй половины XX - начала XXI вв.
Методы исследования:
Анализ и синтез идей представителей музыкальной педагогики, культурологии, лингвистики;
Анализ и обобщение практического опыта российских эстрадных исполнителей второй половины XX-начала XXI вв.
Методологической базой исследования выступили:
- работы, отражающие специфику становления творческой личности исполнителя - вокалиста (А.Б. Анин, К.Н. Борисова, П.В. Голубев, А.В. Нежданова, Н.И. Перов, Л.П. Христиансен, Ф.И. Шаляпин и другие);
- концепции этапов развития эстрадного пения в России (В.Г. Бабенко, А.Н. Баташев, О.Я. Клипп, Л.М. Коваль, В.Г. Кузнецов и другие);
- подходы к формированию профессиональной компетентности эстрадных вокалистов (А.Б. Арутюнова, Н.Н. Ермилова, Н.Н. Илларионова, А.С. Поляков, П.В. Свиридов, О.С. Чернова и другие);
- работы стилевых и жанровых особенностей (М. Арановский, М. Михайлов, Е. Назайкинский, А. Сохор, В. Цуккерман и другие);
- музыковедческая и литературоведческая специфика песен (Б. Асафьев, И. Земцовский, Л. Генина, В. Зак, В. Васина-Гроссман и другие).
Теоретическая значимость исследования заключается в системном анализе эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв. Результаты исследования создают платформу для дальнейшего изучения отечественной эстрадной песни в ее автономном и прикладном значении как феномена массовой культуры.
Практическая значимость исследования. Материалы данной работы могут быть использованы педагогами и студентами в классах эстрадного вокала детских центров, музыкальных школ, колледжей и др.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования эстрадно-вокального искусства России второй половины XX - начала XXI вв.
1.1 Эволюция песенных жанров в эстрадном искусстве России: историко-культурный аспект
Эстрадно-вокальное искусство составляло, составляет и будет составлять наиболее важную страницу музыкальной культуры России. Эти песни всегда отражали социально-культурные изменения, происходившие в нашей стране.
Эволюция песенных жанров в эстрадно-вокальном искусстве России насыщена разными этапами, каждый из которых обладал своими особенностями и оказывал влияние на последующие поколения музыкантов и слушателей [13].
Начиная с 1950-х гг. появление эстрадных песен стало особенностью появления новых требований к музыкальному искусству в связи с возможностью их массовой трансляции и роста популярности среди советских зрителей. Эстрадно-вокальные композиции стали наиболее доступными и широко распространенными среди общественности.
В 1980-х гг. XX века популярность набрали жанры, наполненные рок-элементами. Это стало основой возникновения таких направлений, как рок-эстрада и панк-рок. Исторические события и социальные перемены того времени имели прямое воздействие на эстрадную музыку, которая стала каналом выражения социокультурных проблем.
В последующие годы эстрадно-вокальное искусство продолжало развиваться, влияя на музыкальные предпочтения многих поколений. Демократические подходы и открытость России к западным веяниям в музыкальном эстрадном искусстве рубежа XX-XXI вв. привело к внедрению эстетики поп-музыки, диско-музыки и ритм-блюза. Кроме того, существовали и танцевальные ритмы того времени, и лиричные мелодии.
Несмотря на объективные изменения, эстрадно-вокальное искусство сохранило в себе российскую специфику. Каким бы не был жанр, поп-, рок-музыкальным или эстрадно-фольклорным, музыканты всегда сохраняли уникальные и узнаваемые национальные особенности.
Далее охарактеризуем классические и авангардные жанры вокально-эстрадного искусства в России второй половины XX века и рассмотрим их эволюцию в XXI веке.
Вокально-эстрадное искусство России представлено большим количеством классических жанров. Эта эволюция включает несколько этапов, которые сформировали богатые традиции искусства вокально-эстрадного пения на территории нашего страны.
Один из классических жанров – оперетта. Жанр возник в XIX веке и сразу завоевал популярность и стал распространенной формой музыкального развлечения для самой широкой аудитории. Оперетта включала в себя драматический сюжет, вокальные и танцевальные партии, юмористические и сатирические элементы. Эволюция оперетты стала связанной с развитием музыкального театра в целом и появлением композиторов и исполнителей новой формации.
Русская романсовая песня (или русский романс) стал еще одним популярным жанром эстрадно-вокального искусства. Он возник в конце XVIII века и покорил слушателей лиричностью, ясностью, глубоким семантическим и музыкальным звучанием.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адорно Т. Философия новой музыки / Т. Адорно. М.: Логос XXI век; Согласие, 2001. - 343 с.
2.Аксютина О. Панк вирус в России / О. Аксютина. М.: Леан, 1999.-319 с.
3.Алексеев А.С. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки / А.С. Алексеев, А.П. Бурлака. М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 431 с.
4.Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.06/ Алексеев И.С.; Санкт-Петербург, гос. ун-т. СПб., 2003. - 24 с.
5.Анастасьев А.Н. Эстрадное искусство и его специфика/ А.Н. Анастасьев // Русская советская эстрада: очерки истории: 1917-1929 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР; отв. ред. Е. Д. Уварова. М., 1976.-С. 6-28.
6.Антология авангардной эпохи: (поэзия) / сост. А. Очеретянский, Д. Янечек. СПб.: Глаголь, 1995. - 377 с.
7.Ануфриева, Н.И. Личность современного музыканта в контексте освоения ценностей народной художественной культуры / Н.И. Ануфриева // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 231-233.
8.Ануфриева, Н.И. Системный подход к подготовке педагога-музыканта: монография / Н.И. Ануфриева. - Москва: РГСУ, 2009.- 168 с.
9.Арановский, М. Г. Музыка. Мышление. Жизнь: ст., интервью, воспоминания / М.Г. Арановский; ред.-сост. Н.А. Рыжкова.- Москва: ГИС, 2012.- 440 с.: ил.
10.Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б.В. Асафьев. JI.: Музыка, 1982.-199 с.
11.Беличенко С.А. Формирование новосибирской джазовой школы: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02/ С.А. Беличенко: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки. Новосибирск. 2005. -24 с. - Библиогр.: с. 23-24.
12.Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. М.: Медиум, 1996. - 240 с.
13.Березовчук Л.Н. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год: учеб. пос. по дисциплине «Музыка в аудиовизуальных искусствах» для студентов фак. экран, искусств / Л.Н. Березовчук. СПб.: СПб. гос. ун-т кино и телевидения, 2003. - 92 с.
14.Бубенникова Л.К. ВИА и рок-группы / Л.К. Бубенникова // Самодеятельное творчество в СССР: очерки истории (конец 1950-х- начало 1980-х) М., 2000. - С. 79-105.
15.Бурлака А. Энциклопедия Rock City. Вып. 4: Энцикл. хард-рока / А. Бурлака, А. Глебов, А. Сидоров. М.: Ин Рок, 2001. - 240 с.
16.Верменич Ю.Т. И весь этот джаз / Ю.Т. Верменич. - Воронеж: ИНФА, 2002. - 374 с.
17.Викторов Е. Книжная галактика рок-музыки / Е. Викторов // Библиография. 1998. - № 5. - С. 63-67.
18.Власова Г.Б. Рок-культура феномен XX века: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.13/ Власова Г.Б.; Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д, 2001.-26 с.
19.Галеев Б. Светомузыка: становление и сущность нового искусства / Галеев Б. Казань: Тат. кн. изд-во. 1976. - 272 с.
20.Гершуни Е.П. Эстрадная музыка / Е.П. Гершуни // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Муз.-ист. очерки. Л., 1967. - С. 393-406.
21.Глущенко Ю.П. Импровизация как категория музыкального исполнительства: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.02/ Глущенко Ю.П.; Киев, консерватория. Киев, 1990. - 17 с.
22.Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. СПб.: Алетейя, 2004. - 278 с.
23.Городской романс и авторская песня / ред.-сост. Т.Ф. Петухова. -Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2002. 143 с.
24.Горюнова ЛI.O. Музыка в контексте молодежной культуры: опыт анализа по социологии культуры / Л.O. Горюнова. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2003. - 98 с.
25.Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или О культуре массовой и немассовой / А.Б. Гофман // Соц. исследования. 1990. - № 8. - С. 106-111.
26.Григорьева Т.А. Принципы лингвистического исследования вербальной составляющей синтетического текста: (на материале современного отечественного шлягера) / Т.А. Григорьева // Парадигмы : сб. ст. молодых филологов. Тверь, 2003. - С. 69-72.
27.Григорян Н. Мир джаза. Первые шаги / Н. Григорян // Муз. жизнь. -1999.-№ 5. С. 21.
28.Дегтярева М.В. Контркультура в структуре культуры России XX века: автореф. дис. канд. культурологии / М.В. Дегтярева; Краснодар, гос. ун-т культуры и искусств. Краснодар, 2005. 19 с.
29.Джазовый авангард и его социальный контекст: междисциплинарный подход. Массовые музыкальные жанры: программа спецкурса / Казан. консерватория; сост. Г. Кантор. Казань, 1994. - 28 с.
30.Дмитриев Ю.А. Советская эстрада: краткий очерк истории / Ю.А. Дмитриев. М.: Знание, 1968. - 77 с.
31.Добротворский С. Рок-поэзия: текст и контекст / С. Добротворский // Молодежь и проблемы современной художественной культуры: сб. науч. тр. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1990. - С. 70-83.
32.Дуков Е.В. Введение в социологию искусства/ Е.В. Дуков. B.C. Жидков, Ю.В. Осокин и др. СПб.: Алетейя, 2001. - 256 с.
33.Евард И.А. Орфей в расколотом мире: особенности современной музыкальной культуры / И.А. Евард. М.: Изд-во Мое. гуманитар, акад., 2002. -126 с.
34.Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры: из истории джаза и мюзикла: кн. для чтения / Н.И. Енукидзе. М.: РОСМЭН-Пресс, 2004. - 125 с. - (Стили. Композиторы. Эпохи).
35.Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства : история, теория, технология : учеб. пособие / А.Д. Жарков. М.: МГУКИ, 2003. - Ч. 1-2.
36.Жидков B.C. Театр и власть 1917-1927: от свободы до «осознанной необходимости» / B.C. Жидков. М.: Алетейа, 2003. - 656 с.
37.Житинский А. Музыка непослушных детей / А. Житинский // Театр. 1987.-№ 2.-С. 161-171.
38.Житомирский Д. Бунт и слепая стихия (в мире поп-музыки)/ Д. Житомирский // Искусство и массы в современном буржуазном обществе. 2-е изд., доп. - М., 1989. - С.
39.Зайцев Г.Б. История джаза: учеб. пособие / Г.Б. Зайцев; Урал, гос. ун-т им. A.M. Горького. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. — 117 с.
40.Закурдаева В.В. Массовая культура как феномен духовной жизни российского общества автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / Закурдаева В.В.; Кур. гос. техн. ун-т. Курск, 2002. - 22 с.
41.Зинкевич В. Металлический поток / В. Зинкевич // Муз. жизнь.1988.-№ 2.-С. 31-32.
42.Золотое десятилетие рок-поэзии: поэзия/ сост. А. Дидуров. - М.: Мол. гвардия, 1992. 160 с.
43.Иванченко В. Роковая сеть / В. Иванченко // Культурология: хрестоматия для высш. шк. / сост. А.И. Кравченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - С. 626-688. - (Gaudeamus).
44.Игнатьев А.А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики (опыт комментария к разговорам с друзьями) / А.А. Игнатьев // Вопр. философии. 1993. -№ 1. - С. 31-49.
45.Игнатьев Ф.И. Эндрю Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры: автореф. дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02/ Ф.И. Игнатьев; Рос. ин-т истории искусств.- СПб., 2004.25 с. Автор мюзикла «Кошки».
46.Иконникова С.Н. Философские основы развития культурологии / С.Н. Иконникова // История философии, культура и мировоззрение: к 60-летию профессора А.С. Колесникова: сборник. СПб., 2000. - С. 68-76.
47.История современной отечественной музыки: (1917-1941). Вып.1 / ред.-сост. М.Е. Тараканов. М. Музыка, 1995. - 478 с.
48.История современной отечественной музыки: (1941-1958). Вып.2 / ред.-сост. М.Е. Тараканов. М. Музыка, 1999. - 485 с.
49.История современной отечественной музыки: (1960-1990) Вып.3 / ред.-сост. Е.Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. - 656 с.
50.Йон М. Советская оперетта и киномюзикл 1930-х годов легкий жанр или замаскированная идеология / М. Ион // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. - М., 2002. - С. 253-269.
51.Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
52.Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950- 70-х годов: (к проблеме типологии и эволюции жанра): автореф. дис.. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Каманкина М.В.; ВНИИ искусствознания. -1989.-24 с.
53.Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: автореф. дис. . каид. филос. наук : 24.00.01 / Касьянова Е.В. ; Санкт-Петербург. гос. ун-т. СПб., 2003. - 22 с.
54.Квятковский Г.Ю. Российская рок-культура: трансформация и методология изучения / Г.Ю. Квятковский // Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 2003. - Вып. 13. - С. 114-123.
55.Клитин С.С. «Золотой век» европейской эстрады. Исторический и теоретический анализ: автореф. дис. д-ра искусствоведения : 17.00.01 / Клитин С.С.; Всесоюз. НИИ искусствоведения. М., 1991.-49 с.
56.Клявина И.И. Авторская песня как феномен молодежной субкультуры в России 1950- 1960-х годов: автореф. дис. канд. культурологических наук : 24.00.01 / Клявина И.И.; Кемеров. гос. акад. культуры и искусств. Кемерово, 2002. - 16 с.
57.Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности : историко-культурный и дидактический аспекты: автореф. дис. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Коваленко В.Г.; Ростов, консерватория. -Ростов н/Д, 1995.-24 с.
58.Конен В.Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века / В.Д. Конен. М.: Музыка, 1994. - 160 с.
59.Королев O.K. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки: термины и понятия / O.K. Королев. М. : Музыка, 2002. -168 с. : пот. - Библиогр.: с. 166-167.
60.Костиков В. Русский рок- наследник русской литературы и публицистики / В. Костиков // День научного творчества студентов : материалы конф. М.: Моск. гос. ун-т, 2003. - С. 164-165.
61.Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В.Костина. М.: Моск. гуманит.-социал. акад., 2003.404 с.
62.Кудинова Т. От водевиля до мюзикла / Т. Кудинова. М.: Сов. композитор, 1982. - 175 с.
63.Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.02; 13.00.08 / В.Г. Кузнецов ; Мое. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2005. - 47 с. - Библиогр.: с. 46^7.
64.Лиапская Е.Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: автореф. дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02/ Е.Я. Лиапская; Нижегор. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Н. Новгород, 2003. -22 с. - Библиогр.: с. 21.
65.Лившиц Д.Р. Феномен импровизации в джазе: автореф. дис. . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Лившиц Д.Р.; Нижегор. гос. консерватория им. М.И. Глинки. Н. Новгород, 2003. - 26 с.
66.Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. 2-е изд., доп. - СПб.: Блиц, 1999. - 192 с.
67.Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970 1990-х гг. в социокультурном контексте: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Т.Е. Логачева; МГУ. - М., 1997. - 25 с.
68.Нагибина Е.В. Содержательные и языковые особенности текстов современных эстрадных песен: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Нагибина Е.В.; Ярослав, гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2002. -18 с.
69.Неизвестный Утесов: к 100-летию со дня рождения: сб. ст. / сост. Г. Скороходов. М.: Терра: Изд. дом жури. «Крестьянка», 1995. — 206 с.
70.Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII нач. XX в. / А.Ф. Некрылова. - 3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 254 с.
71.Ненашев С.В. Дети андеграунда: приглашение к разговору: (о соврем, молодеж. неформ, движениях) / С.В. Ненашев, С.Г. Пилатов. Л: Лениздат, 1990.-111 с.
72.Нефедов И.В. Языковые средства выражения категории определённости-неопределённости и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Нефёдов И.В.; Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 2004. - 22 с.
73.Нефедов И.В. Рок-поэзия и категория определенности-неопределенности: лексико-грамматический аспект / И.В. Нефедов // Парадигмы: сб. ст. молодых филол. Тверь, 2003. - С. 62-69.
74.Никитина О.Э. Русский рок: к проблеме научной дефиниции / О.Э. Никитина// Парадигмы: сб. ст. молодых филол. Тверь, 2003. - С. 4553.
75.Николаев В.П. Эстрадно-джазовый вокал / В.П. Николаев // Джаз в новом столетии: материалы пауч.-практ. конф. / Тамб. гос. ин-т; ред. Ю.Д. Сергии. Тамбов, 2000. - С. 7-9.
76.Орлова Е.В. Проблемы развития массовых музыкальных жанров в 70-80-е годы / Е.В.Орлова, Б.М. Погреб. М.: Гос. б-ка СССР, 1987.32 с. - (НИО Информкультура. Музыка. Обзорная информация. Вып. 3).
77.Орлова Е.В. Рок-музыка в 80-е годы. К изучению отечеств, любительского движения / Е.В. Орлова. М.: Гос. б-ка СССР, 1988.- 21 с.-(НИО Информкультура. Культурно-просветительная работа. Самодеятельное творчество: обзорная информация. Вып. 2).
78.Пелипенко А.А. Эволюция феномена массового искусства от XVIII к XX веку / А.А. Пелипенко // Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. СПб., 2000. - С. 146-167.
79.Поспелова Н.И. Полистилистика как проявление интеллектуальности музыкального мышления / Н.И. Поспелова // Интеллектуальная элита России XX века: столица и провинция: Материалы межрегион, науч. конф. Киров, 2003. - С. 107-116.
80.Поэты русского рока: А. Крупнов, А. Князев, И. Черт, М. Борзыкин, В. В. Васинъ, А. Горшенев. СПб.: Азбука-классика, 2004. -445 с.
81.Поэты русского рока: Виктор Цой, М. Науменко, А. Панов, Е. Федоров, Ф. Чистяков, М. Башаков. СПб.: Азбука-классика, 2004. -413 с.
82.Поэты русского рока: Ю. Шевчук, А. Башлачев, А. Чернецкий. С. Рыженко, А. Машнин. СПб.: Азбука-классика, 2004.-492 с.
83.Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? / К.Э. Разлогов // Общественные науки и современность. 2003. - № 2. - С. 143-156.
84.Рыбакова Е.Л. Развитие искусства джаза в культуре России XX века : ретроспективный анализ литературы / Е.Л. Рыбакова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. 2007. -№ 1(17). - С. 161-167.
85.Савенко С.И. О новых пределах музыки XX века / С.И. Савен-ко // Переходные процессы в русской художественной культуре : Новое и Новейшее время. М., 2003. - С. 366 -37 Савченко Б.А. Кумиры российской эстрады / Б.А. Савченко. -М.: Алгоритм. 2003. 379 с.
86.Самохвалова В.И. Массовая культура как парадигма утверждения нетворческого бытия / В.И. Самохвалова // Полпгиозпс. 2005. - № 3. - С. 86-103.
87.Самохвалова В.И. Массовым человек реальность современного информационного общества / В.И. Самохвалова // Полигнозис. - 2000.-№ 1. - С. 16-34.
88.Саульский Ю. Вариации на тему рока / Ю. Саульский // Театр. -1987.-№7. - С. 167-169.
89.Семина А. Философия развлечения: массовые иллюзии музыкальной культуры / А. Семина // Философия и музыка: сб. тр. / Рос. акад. музыки им. Гнесиных; отв. ред. О.А. Антокова. М.: РАМ им. Гнесиных. -2004.-Вып. 163.-С. 211-219.
90.Сигер П. Всемирный потоп «поп-музыки»: открытое письмо. / П. Сигер; пер. с англ. и послесл. Г. Шнеерсон // Сов. музыка. 1972. - №2. - С. 134-139.
91.Скуратовнч К.И. Буржуазная массовая культура как средство духовного
92.Соколов Е.Г. Аналитика масскульта / Е.Г. Соколов. СПб.: Филос. о-во, 2001.-280 с.
93.Соловьев А. Парадигмы джаза / А. Соловьев // Сов. музыка. -1990. №7. - С. 45-52.
94.Фишер А.Н. Гармония в афроамериканском джазе периода стилевой модуляции от свинга к бибопу: автореф. дис.. канд. искусствоведения / А.Н. Фишер; Урал. гос. консерватория им. М.П. Мусоргского. - Магнитогорск, 2004. - 24 с.
95.Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологическое исследование искусства в России втор. пол. XX в. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. СПб.: Алетейя, 2001. - 556 с.
96.Цукер, А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990: учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб: Лань: Планета музыки, 2016. – С. 14.
97.Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования) / Г.А. Чередниченко. СПб.: РХГИ, 2004. - 503 с.
98.Шаймухаметова Е.Р. Музыка в системе карнавальной культуры: (на примере западноевропейской традиции): автореф. дис.. канд. искусствоведения : 17.00.02/ Е.Р. Шаймухаметова; Рос. акад. музыки им. Гнесиных. М., 2002. - 24 с. - Библиогр.: с. 24.
99.Шапинская Е.Н. Массовая культура в зеркале концепций/ Е.Н. Шапинская // Науки о культуре: шаг в XXI век: сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых. Москва, нояб. 2001 г. М., 2002. - С. 2839.
100.Шейко А.В. Российский рынок популярной музыки: структура, функционирование, пути развития: автореф. дис. канд. филос. наук: 24.00.01 / Шейко А.В. М., 1999. - 25 с.
101.Шендрик А.И. Духовная культура молодежи как объект социол. исслед.: автореф. дис. д-ра социол. наук: 22.00.06 / А.И. Шендрик. М., 1991.-57 с.
102.Шлыкова О.В. Социокультурная природа мультимедиа: автореф. дис. д-ра культурологии / О.В. Шлыкова; МГУКИ. М., 2004. - 42 с.
103.Шлыкова О.В. Технологии эпохи электронной культуры/ О.В. Шлыкова. М.: МГУКИ, 2003. - 251 с.
104.Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до клас. авангарда / А.К. Якимович. М.: Искусство, 2003. - 490 с.
105.Яшкин В.К. Вокально-инструментальные ансамбли/ В.К. Яшкин. М.: Знание, 1980. - 47 с.