Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование. В связи с этим все большее значение приобретает совершенствование методов и средств обучения, поиск новых, эффективных способов развития знаний и умений, учет потенциальных возможностей школьников, повышение эффективности образовательного процесса.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) образование детей с ОВЗ, с задержкой психического развития (ЗПР), осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Под инклюзией и интеграцией понимается обучение детей с задержкой развития в общеобразовательных учреждениях вместе с детьми, получающими обычное образование, для удовлетворения их особых образовательных потребностей (Б.В. Белявский). Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ОВЗ считается реализация условий инклюзивного образования в отечественной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский). Для этого применяются программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурно-информационную среду, педагогику, медицину, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.).
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина). В нем говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения. При этом было определено, что такая система требований должна включать в себя различные компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
Среди обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности.
Считается, что психологические особенности детей с ЗПР в основном совпадают с характеристиками неуспевающих школьников, которые характеризуются как «дети с низкой обучаемостью», «слаборазвитые дети», «дети с нарушениями развития», «дети из группы риска».
Ученые рассматривали особенности обучения младших школьников с различными отклонениями (речевым, физическим, познавательным, психическим, эмоционально-волевым).
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подробно раскрыты в работах И.Ю. Боряковой, Демьянова, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Р.И. Лалаевой, И.А. Симоновой. Исследователи отмечают, что для детей данной категории характерно позднее появление речи, в том числе связной, их словарный запас ограниченный.
Степень нарушения психического развития при ЗПР может различаться, так же, как и мера ее компенсируемости, прогноз которой имеет вероятностный характер. Уровень психического развития ребенка с ЗПР, поступающего в школу, зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего (раннего и дошкольного) обучения и воспитания (Н.В. Бабкина, Е.Л Гончарова, О.И. Кукушкина, И.А. Коробейникова).
Таким образом, многочисленные исследования в области обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР показывают, что для данной категории обучающихся необходимо организация особых условий обучения.
Актуальность исследования определяется противоречием между:
- увеличивающимся числом детей с особыми образовательными потребностями и недостаточной практикой использования инклюзивного обучения с детьми с особыми образовательными потребностями в России.
- практикой использования инклюзивного обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в массовой школе и организацией условий для обеспечения данного учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации обучения младших школьников с задержкой психического развития в массовой школе.
Объект исследования – процесс обучения младших школьников задержкой психического развития в массовой школе.
Предмет исследования – психолого-педагогические и методические условия организации обучения младших школьников с задержкой психического развития в массовой школе.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «задержка психического развития» в психолого-педагогической литературе;
2.Выделить основные образовательные потребности младших школьников с задержкой психического развития;
3.Рассмотреть подходы и методы к организации обучения младших школьников с задержкой психического развития в массовой школе
4.Выявить уровень развития универсальный учебный действий у младших школьников с задержкой психического развития;
5.Описать содержание работы по организации обучения младших школьников с задержкой психического развития в массовой школе.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез психолого-педагогической, методической, коррекционной, нормативной литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий этап), диагностика, анализ учебных программ, педагогическое проектирование.
База исследования: МБОУ «Начальная школа детский сад».
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования учителями начальной школы методов работы по организации обучения младших школьников с задержкой психического развития.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
1.1 Общие представления о задержке психического развития в литературе ПО коррекционной РАБОТЕ
В научной литературе задержка психического развития (далее ЗПР) является достаточно вариативной и сложной нозологической группой патологии в развитии.
В настоящее время в коррекционной педагогике представлено достаточное число различных исследований, освещающих разные области развития детей с ЗПР и методов коррекции.
Рассмотрим, какими клинико-функциональными особенностями обладают младшие школьники с ЗПР.
Термин «задержка психического развития» изначально был рассмотрен в работах О.Е. Громовой, В.А. Ковшикова, Н.И. Коробиной, Е.А Логиновой [9].
Под задержкой психического развития понимается нарушение или замедленное развитие психической сферы ребенка. В группу детей с ЗПР попадают достаточно вариативные психические нарушения, но общими для всех них является недоразвитие эмоционально-волевой и познавательной сферы ребенка [11].
При ЗПР у ребенка выявляются отклонения возрастных особенностей развития высших психических функций, что проявляется в позднем появлении речи, отсутствии мотивации ребенка к деятельности, низкой познавательной активности, отсутствие самоконтроля. При этом исследования детей с ЗПР показали, что в группе детей демонстрируются различия в проявлении отклонений одной или тоже сферы деятельности.
Наибольшие исследования по данному вопросу отражены в работах Т.О. Власовой, А.И. Григорьева, Т.Д. Ильяшенко, В.В. Ковалева, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, М.В. Рождественской и др.
Патогенетические проявления ЗПР у ребенка заключаются в следующем:
- значительное отставание в развитии всех компонентов по сравнению с детьми аналогичного возраста;
- позднее начало хождения;
- позднее появление первых слов и фразовой речи;
- слабость физического и познавательного интереса;
- бедность словарного запаса и отсутствие мотивации к познанию окружающего мира [3], [7], [9].
Перечисленные нами показатели не являются универсальными и могут показывать наличие иных патологий развития, например, общего недоразвития речи или умственной отсталости. Поэтому постановка правильного логопедического диагноза осуществляется комплексно при изучении всей имеющейся медицинской документации, обследования ребенка разными специалистами.
Ю.А. Разенкова отмечает, что задержка развития имеет три степени выраженности: легкая задержка; значительная (средняя) задержка; грубая (тяжелая) задержка [18].
Раскрывая классификацию детей с ЗПР, можно отметить ряд наиболее важных с научной точки зрения типологий, представленных в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой, Л. Ф. Чупрова.
Первоначально основы систематизации проявления ЗПР были положены в работах Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. Так авторы разграничили особенности ЗПР на две большие группы, обусловленные дефектом развития (Рисунок 1) [5]
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бабкина, Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения / Н.В. Бабкина // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
2.Бабкина Н.В. Традиции отечественной научной школы дефектологии в современных подходах к образованию детей с ЗПР // Дефектология. 2016. № 5. С. 3-9.
3.Баринова, А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР / А.А. Баринова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. - С. 15-23.
4.Баряева, Л.Б. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Ю. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова и др. - М.: Добрый мир, 2018. 332 с.
5.Власова, Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 189 с.
6.Громова, О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи / О.Е. Громова // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
7.Дубынина, Т. Е. Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития / Т. Е. Дубынина, Е. П. Рыжевич. // — 2020. — № 18 (308).
8.Емелина Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс... канд. мед. наук: 14.01.06. – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2018. – 189 с.
9.Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие / О.В. Защиринская. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 163 с.
10.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
11.Кобонина, Н.И. Диагностика детей с ЗПР / Н.И. Кобонина // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2018. – №5. – С.24-27.
12.Ковшиков, В.А. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития / В.А. Ковшиков, Ю.Г. Демьянов // Дефектология: Научно-теоретическая конференция. – 1967. – №11. – С. 157-159.
13.Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференцированных условий образования детей с ЗПР // Дефектология. 2017. № 2. С. 3-13.
14. Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л. Проблемы диагностики, коррекции и прогноза при организации сопровождения детей с легким психическим недоразвитием // Дефектология. 2009. № 5. С. 22-28.
15.Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
16.Лебединская, К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 c.
17.Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специфические требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. - №5.
18.Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 253 с.
19.Мастюкова, Е.М. Логопедия / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
20.Педагогика инклюзивного образования: учебник /Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРАМ, 2016. – 335 с.
21.Специальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2009. – 556 с.
22.Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. - Москва, 2008. - 192 c.
23.Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 25.03.2024).
24.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -[Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/
25.ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598). URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn (дата обращения: 25.03.2024).
26.Чупров, Л.Ф. Проблема задержки психического развития детей: история научного поиска и искусственной смены парадигмы / Л.Ф. Чупров // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 77-91.