Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качественного образования в дошкольном возрасте, что активизирует потребность отбора способов и средств развития логических приемов интеллектуальных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Детей следует научить считать и оперировать числами как можно раньше, так как это способствует развитию мозга ребенка, a, следовательно, развитию интеллекта и познавательной сферы его. Знакомство детей дошкольного возраста со счетом, количеством, а также величиной считается одним из наиболее значимых вопросов подготовки ребенка к школе [4].
Согласно ст. 64 федерального закона № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок образовательной деятельности детей дошкольного возраста [1].
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), обусловлено достижение определенных «целевых ориентиров». Данные стандарты предполагают, что образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ), необходимо строить с учетом национальных и географических особенностей воспитанников. В частности, их индивидуальных и возрастных особенностей, а также социального заказа родителей. Кроме того, при организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Авторы стандарта также отмечают особое внимание на то, что решение поставленных задач, должно достигаться без перегрузки детей, при этом сохранив необходимый и достаточный уровень материала, который будет максимально приближен к разумному «минимуму».
Организация и реализация педагогической деятельности также основывается на содержании программы формирования элементарных математических представлений (далее ФЭМП) в детском саду. Данные представления формируются с помощью тактильного, зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. Так у ребенка должны быть сформированы знания и определение количества предметов, специальные навыки и умения, которые нужны ему в повседневной жизни и учебе (счет, вычисление, измерение и др.), а также счет в единственном и множественном числе, давать полную формулировку ответов и логического рассуждения. Математические занятия должны способствовать развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса, которые описывают количественные характеристики [1, с. 25].
В свое время проблему ФЭМП изучали различные отечественные ученные и педагоги, так концепцию математического развития детей рассматривали А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, А.А. Столяр и др. Большинство работ с теоретическими аспектами процесса формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста представлено под авторством В.В. Даниловой, А.М. Леушиной, Н.А. Менчинской, И.Н. Чуприковой и других. Особо интересны методические рекомендации по ФЭМП предложенные в исследованиях Н.И. Фрейлах, И.А. Помораевой, В.А. Позиной, Н.А. Арапова-Пискаревой и других авторов.
В связи со всем вышесказанным проблема использования схем и моделей как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста, на данный момент является актуальной.
Цель исследования: выявить особенности использования схем и моделей как эффективного средства развития количественных представлений у старших дошкольников.
Объект исследования - процесс развития формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – использование схем и моделей как средство формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет, цель исследования определяют следующие задачи:
1.Выделить особенности формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2.Рассмотреть возможности использования схем и моделей в контексте современных требований обучению детей дошкольного возраста.
3.Изучить специфику использования схем и моделей в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4.Изучить базовые уровни сформированности количественных представлений у детей.
5.Предложить и апробировать содержание и методику работы по изучаемой проблеме.
6.Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для достижения цели работы, решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
•теоретические методы - анализ и синтез исследуемой литературы;
•опытно-экспериментальные методы - беседа, наблюдение, опытно-поисковая работа, анализ.
Теоретической основой исследования являются идеи А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова.
Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в практике работы педагогов, методистов, воспитателей в процессе формирования математических представлений дошкольников средствами моделирования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ И МОДЕЛЕЙ
1.1. Особенности формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Освоение счета способствует более дифференцированному определению отношений между множествами (Менчинская Н.А., Леушина А.М., Корнеева Г.А.). Ребенок начинает устанавливать взаимооднозначное соответствие между элементами множества и числительными, что позволяет давать точную количественную характеристику совокупности.
Рассматривая процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, очевидно, что этот процесс требует активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного их развития, поэтому были выделены условия формирования счетной деятельности у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности.
Одним из значимых показателей освоения количественных категорий и развития логических механизмов согласно исследованиям Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, Л.Ф. Обуховой, А.А. Люблинской и др., является формирования понимания принципа сохранения количества, величины (В ряде работ используется термин – «правило сохранения», «закон сохранения») (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Д.Альтхауз, Э.Дум, Г. Грин, В. Лаксон) используют понятие принцип сохранения. Наиболее значимыми являются исследования Ж. Пиаже, посвященные проблеме интеллектуального развития и освоения детьми закона сохранения[34].
Понятие сохранения означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому другому физическому параметру несмотря на изменение их формы или внешнего расположения, но при условии, что ничего не отменяется и не добавляется. К ним Ж. Пиаже обнаружил взаимосвязь между освоением взаимосвязи детьми закона сохранения количества, величины и стадии интеллектуального развития. Согласно исследованиям Ж. Пиаже, понимание неизменности количества величины от действия с ним, форма их организации возникает в процессе разнообразных действий с материалами ( группировка, сортировка, сериацирование, принцип сохранения).
Понятие сохранения или постоянства требует осознания того факта, что определенные свойства, например, цвет, форма, количество, вес и так далее не меняются несмотря на изменяющиеся условия их восприятия. Согласно Ж. Пиаже понимание принципа сохранения появляется не ранее семи лет. Согласно Д. Альтхаузу, Э. Дум основные определения о постоянстве, примерно возрасте, между 5-8 годами. (Д. Альтхауз, Э. Дум. Формирование основ логического мышления)[45].
А. Дистервег, П.С Гурьев, С.И Шохор-Троицкий, Ф.И.Егоров утверждали, что представления о числе формируются на основе установления соответствия между группами предметов (вычислительный метод). Согласно данному методу, число является выраженным в слове результатом последовательного перебора элементов. Число возникает не как образ, а как суждение о количестве.
То есть для освоения числа необходимо не только восприятие, а освоение счёта и вычислений. Счёт и вычисления позволяют осмыслить отношения между числами и понять транзитивность.
Третья концепция основывается на исследованиях отечественных психологов, рассматривающих в основе становления понятия числа освоение предметных действий с непрерывными и дискретными (Гальперин П.Я., Георгиев Л.С., Давыдов В.В.). По их мнению, число по традиционной методике формируется как отдельность.
Число — это абстрактный показатель, который может включать разное количество (пара, десяток). Согласно данному подходу необходимо параллельно осваивать счёт и измерение. В измерении условная мерка выступает аналогом единицы, что позволяет формировать более обобщённые представления о числе (понимание независимости от формы организации материала). По данной концепции на занятии освоение начинается с измерения разными мерами, затем счёта, установления связи между мерой и результатом, обобщения, освоения состава числа, способа его образования и натурального ряда.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2] обозначено познавательное развитие детей дошкольного возраста.
В которое входят: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, количестве, числе, части и целом и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет стратегию педагогической работы в условиях дошкольного учреждения, где особое место занимает математическое развитие.
Математическое развитие является одним из сложных и многоаспектных направлений дошкольного образования. При освоении счетной деятельности дети дошкольного возраста зачастую испытывают разного рода затруднения. Одной из основных причин данных затруднений является абстрактность математических понятий. Ребенок в силу своего возраста и уровня развития мыслительной активности не способен освоить представления о количестве без помощи взрослого и правильно подобранных приёмов в обучении [36].
Однако, полноценное развитие количественных представлений у дошкольников оказывает огромное влияние на общее развитие личности, готовит к школьному обучению, расширяет жизненные возможности. Следует отметить, что уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов, они овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества.
По мнению А.В. Белошистой, одна из основных проблем при формировании количественных отношений у детей дошкольного возраста это развитие понятия числа. На основании анализа возрастных возможностей детей дошкольного возраста, она выдвигала теорию о том, что осуществление перехода к числовому периоду необходимо осуществлять с четырех лет через сравнение предметных групп по признаку количества и определение этого количества словом-числительным[7].
Понятие «количественные представления», применительно к дошкольному образованию действительно является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о множестве предметов, свойствах и признаках предметов, о натуральном ряде чисел и его свойствах, из овладения дошкольниками счетной и вычислительной деятельностью.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предлагается следующее определение понятия «развитие количественных представлений»: это формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными представлениями о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений, в том числе количественных представлений, развитие счетной деятельности необходимо как средство познания дошкольниками окружающего мира.
При формировании количественных представлений и счетной деятельности у детей развивается логико-математические представления о математических свойствах и отношениях предметов, дошкольники овладевают математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления и т. д.
Однако оперирование количественными представлениями требует выполнения системы сложных умственных действий, что представляет трудность для дошкольников. Процесс формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста требует целенаправленной педагогической работы, которая должна учитывать психологические особенности формирования детей дошкольного возраста
По мнению Л. В. Михайловой-Свирской [24], счет – это процесс установления взаимно однозначного соответствия между двумя множествами – множеством, элементы которого пересчитываются, и множеством натуральных чисел.
Счетная деятельность – это «действия с конкретными множествами; это установление взаимно однозначного соответствия между числами натурального ряда и элементами множества.
Простое называние числительных счетом не является» (Т. И. Ерофеева) [2, с. 90]. Различные аспекты формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста рассматривали такие ученые, как А. В. Белошистая [1], В. В. Данилова, Е. В. Колесникова, З. А. Михайлова, Е. И. Щербакова и другие. Формирование счетной деятельности у дошкольников проводится поэтапно и включает сам процесс счета и его итог. А. М. Леушина [3] выделяет 6 этапов формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста:
• Первые два этапа (младшие дошкольники) являются подготовительными – дочисловыми.
• На втором этапе детей начинают обучать сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один.
• Третий этап формирования счетной деятельности (дети 5-го года жизни) имеет цель – ознакомить детей с образованием чисел.
• На четвертом этапе формирования счетной деятельности детей 6- го года жизни знакомят с отношениями между смежными числами натурального ряда.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Об образовании в Российской Федерации: закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. 2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 208 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений: методическое пособие. Москва: Мозаика-Синтез, 2020. 104 с.
4.Багунц А.П. Шаг в математику: пособие для педагогов и родителей. - Ростов н /Д: Легион, 2013. - 80 с.
5.Баканова Н.А. Развитие логического мышления в дидактических играх по математике у детей дошкольного возраста. // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2022. - №4(6). - С. 228-229.
6.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики: курс лекций. Москва : ВЛАДОС, 2021. 400 с.
7.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2023. - 400 с.
8.Белошистая, А. В. Математика вокруг тебя / А. В. Белошистая. – Москва : Ювента, 2015. – 40 с
9.Белошистая, А. В. Теория и технология развития математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие для вузов (бакалавриат) / А.В. Белошистая. - Москва: ВЛАДОС, 2020. -256 с. - ISBN 978-5-00136-126-8.
10.Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : курс лекций / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2024. - 400 с.
11.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
12.Будько, Т С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Т. С. Будько ; М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. - Брест : БрГУ, 2021. - 296 с.
13.Будько, Т. С. Развитие представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста / Т. С. Будько // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 3, Фшалопя. Педагогка. Пахалопя. - 2021. - № 1. - С. 91-99.
14.Гусельникова О.Д. Пути модернизации дошкольного образования // Наука, образование и культура. – 2017. – № 7. – С. 60–62.
15.Дунина Р.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. // Молодой учёный. - 2017. - №47.1 ( 181.1). - С. 174 -177.
16. Жеваго Е.А. Дидактическая игра как средство развития логико– математических способностей у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Жеваго // В сборнике: XVII Неделя науки молодежи СВАО. Сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов. – Москва, 2022. – С. 554-561.
17.Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2022. - 160 с.
18.Киселева О.А. Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников. // Молодой учёный. - 2019. - №28(266). - С. 240-242.
19.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва : Просвещение, 2014. 96 с.
20.Коврограф «Ларчик» и «МиниЛарчик». Методические рекомендации к игровым комплексам / под ред. В.В. Воскобовича, О.М. Вотиновой, Л.С. Вакуленко. - Санкт-Петербург, 2021. - 93 с.
21.Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Козлова. – М., 2023. – 47 с.
22.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2022. – 416 с.
23.Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я начинаю считать». - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 48 с.
24.Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
25.Костикова Д.А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников. // Детский сад: Теория и практика. - 2022. - №1. - С. 96-100.
26.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Москва: Альянс, 2020. 368 с.
27.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1984. - 340 с.
28.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Москва: Просвещение, 2024. 368 с.
29.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2014. – 368 с.
30.Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева [и др.]. – Москва : Просвещение 2013. – 113 с.
31.Мерзликина, А. А. Нумикон как многофункциональная система для развития математических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития / А. А. Мерзликина, Ю. В. Назаркина // Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее. - Казань : Бук, 2021. - С. 51-52.
32.Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие. - М.: Academia, 2016. - 320 c.
33.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 421 с.
34.Михайлова З.А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018. 384 с.
35.Михайлова-Свирская, Л. В. Математика в детском саду / Л. В. Михайлова-Свирская. – Москва : Просвещение, 2015. – 95 с.
36.Никитина Н.В. Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №1(7). - С. 120123. - URL: https: //moluch.ru/th/1 /archive/49/1738/
37.Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2023. - 112 с.
38.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
39.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 336 с.
40.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. 368 с.
41.Павлова О.А. К вопросу об особенностях формирования представлений о числе и счете у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Павлова, А.П. Демидова // Гуманизация образования. – 2019. – № 2. – С. 74-83.
42.Петерсон Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька. Математика для детей 5–6 лет / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Ювента, 2017. – 64 с.
43.Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2024. - 120 с.
44.Помораева И.А. Формирование элементарных математических представлений: конспекты занятий: 4-5 лет. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. 64 с.
45.Родионова Т.В., Левенец Т.А. и др. Математическая сказка как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2015. - №27. - URL: https://kids- covenok.ru/134310.htm
46.Сергеева Л.А. Содержание и технологии формирования у дошкольников представлений о числах, арифметических действиях и задачах: учебнометодическое пособие для бакалавров. Псков : ООО «ЛОГОС», 2017. 88 с.
47.Сергеева Л.А. Содержание и технологии формирования у дошкольников представлений о числах, арифметических действиях и задачах: учебно-методическое пособие для бакалавров. Псков: ООО «ЛОГОС», 2017. 88 с.
48.Скоморохова А.Р. Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста. // Вестник ТОГИРРО. - 2024. - №1(28). - С. 36-40. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=22649081
49.Сладкова, Е. А. Нумикон как эффективный метод обучения детей с синдромом Дауна математике / Е. А. Сладкова, К. Ю. Терентьева // Сайт благотворительного фонда Даунсайд Ап. - URL: https://downsideup.org/elektronnaya-biblioteka/numikon-kak- effektivnyy-metod-obucheniya-detey-s-sindromom-dauna-matematike/
50.Смолянова Т.Л. Развитие математических представлений у дошкольников. // Молодой учёный. - 2018. - №29( 215). - С. 167-171. - URL: https://moluch.ru/archive/215/52106/
51.Соловьева Е.В. Формирование математических представлений детей 2-7 лет : методическое пособие для воспитателей. Москва : Просвещение, 2022. 174 с.
52.Стожарова М.Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. // Детский сад: теория и практика. - 2022 - №1. - С. 70-75. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17291198
53.Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников: методическое пособие. Москва : Сфера, 2015. 224 с.
54.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2018. - 384 с.
55.Утюмова, Е. А. Содержательно-деятельностный компонент методики формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста / Е. А. Утюмова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 98-104.
56.Учебная программа дошкольного образования. - Минск : НИО, 2019. - 416 с.
57.Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008. - 960 с.
58.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва, 2013.
59.Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе. / Авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак. - Волгоград: Учитель, 2021. - 175 с.
60.Фрейлах Н.И. Методика математического развития: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Москва: ФОРУМ: ИНФА-М, 2017. 240 с.