Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня общество выдвигает новые требования к современному человеку, который должен оригинально мыслить, преуспевать, самостоятельно находить решения на поставленные задачи отойдя от стандартного набора знаний, умений навыков. Поэтому одной из значимых задач современного образования является развитие в процессе обучения и воспитания творческого потенциала. Воспитание полноценной творческой личности нужно начинать с детства, содействовать тому, чтобы у детей активизировался творческие проявления.
Современное общество ставит перед системой образования задачи, связанные не только с дидактической составляющей, но и задачи раскрытия потенциала личности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, и одна из линий данного стандарта – это развитие личности школьника и его творческих способностей, проявляющихся в деятельности.
ФГОС НОО предполагает разнообразие форм обучения и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также применение средств, обеспечивающих рост творческого потенциала через обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Следуя задачам начального общего образования, обозначенным во НОО, можно уверенно заключить, что обществу требуются люди, которые способны мыслить не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, а умеющие создавать новые образы, – люди, обладающие таким качеством, как креативность.
Анализ научной литературы показал, что творческое мышление и особенности его развития у детей младшего школьного возраста не имеет единого толкования и рассматривается в различных подходах исследованиях с разных точек зрения.
М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев и другие рассматривали развитие творческого мышления в аксиологическом подходе — это получение самостоятельных умений и навыков, при реализации в определенной сфере деятельности и общения. М.В. Копосова, В.Н. Николко и другие в онтологическом подходе — это характерное свойство индивида, его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников и другие рассматривали творческий потенциал с позиции развивающегося подхода – это совокупность реальных возможностей, умение и навыков в определенном уровне развития.
В педагогике и психологии проблема развития творческого мышления остается недостаточно изучена. Данной проблемой активно занимались зарубежные исследователи: Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник и др. В отечественной психологии и педагогике данный аспект представлен в научных трудах В.Н. Дружинина, В.С. Юркевича, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева. Они исследовали феномен творческого мышления с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о его природе, критериях и условиях его развития.
Проблема развития творческого мышления в психолого-педагогической и методической литературе рассматривается достаточно обстоятельно, но в практической педагогической деятельности начальной школы к данной проблеме не уделяется должного внимания.
Данное обстоятельство рождает противоречие между теоретической значимостью развития творческого мышления младших школьников и формальным подходом к данной проблеме в практике школы.
Цель исследования: изучение диагностики творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: диагностика творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить различные подходы обоснования особенностей творческого мышления в психолого - педагогической литературе.
2. Описать особенности творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития творческого мышления у детей младшего школьного возрасте.
4. Разработать программу по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- эмпирические: частные диагностические методики, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретической основой исследования являются: теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина); идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у младших школьников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского), нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе научной литературы по вопросу изучения особенностей творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА
1.1 Понятие творческое мышление в психолого - педагогической литературе
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова определяет мышление как высшую ступень познания, процесс отражения объективной действительности [23].
Мышление характеризуется двумя основными и существенными признаками: опосредованностью и обобщенностью. Эти признаки заложены в определении мышления, и мышление понимается как процесс опосредованного и обобщенного отражения в осознании окружающей действительности во всех ее существенных связях и отношениях [30].
Мышление играет важную роль и направлено на решение конкретных задач:
а) познание сущность объективного мира, окружающей действительности, законов существования процессов и явлений;
б) познание мира в его изменяемости, постоянном развитии и трансформации;
в) умение прогнозировать конкретные события и будущее, работать с различными фактами, планировать, анализировать и контролировать практическую деятельность [12].
Существуют различные подходы к классификации типов мышления, каждый из которых имеет свое обоснование. Например, типы мышления можно различать по характеру выполняемой задачи, по степени оригинальности или новизны, по развитию, по используемым средствам мышления, по выполняемой функции и по возрасту.
Творческое мышление классифицируется в зависимости от степени оригинальности или новизны. Вопрос творчества и творческого мышления изучается с древних времен. Первые попытки понять творчество были предприняты философами, которые рассматривали творчество как деятельность, отличную от обычной работы. Значительный вклад в понимание творчества внесли Платон и Аристотель. По их мнению, творческая деятельность характеризуется повторением и оригинальностью [12].
В отечественной педагогике и психологии творчество раскрывается в работах Л.С. Выготского [6], Т.В. Кудрявцева [15], М.М. Матюшкина [18], В.Л. Пономарева [24] и др. А.В. Морозов [20] рассматривает творчество как сложный процесс, познавательную активность и качества эмоционально-волевой сферы личности. Основу креативности составляют творческое мышление и творческое воображение. Творческое мышление позволяет использовать накопленные знания и применять их в таких видах деятельности, как разработка новых продуктов или открытие новых идей и изобретений.
Н.В. Уварина отмечает, что творчество — это основа деятельности, направленной на создание новых и оригинальных продуктов в виде духовных и материальных ценностей. Формирование творческого мышления происходит в процессе обучения и воспитания, где дети приобретают навыки создания творческих продуктов, обладающих субъективной новизной и оригинальностью. Этот продукт является новым для ребенка. Творческое мышление также необходимо для применения знаний и умений в процессе творческой деятельности [30].
А.Г. Спилкин относит к характеристикам творчества создание оригинальных идей, установление новых фактов и свойств, открытие закономерностей и способов изменения окружающего мира. Автор утверждает, что "новизна объективна и социально значима, если результат является действительно новым в контексте истории культуры, если же он нов лишь для его автора, то новизна субъективна и не имеет общественного значения "[1].
С.Л. Рубинштейн также выделяет создание новых, оригинальных продуктов как признак творчества, который имеет как объективное, так и субъективное значение. Объективная значимость творчества заключается в том, что творческая деятельность представляет ценность не только для самого творца, но и для общества и науки. Субъективная значимость творчества более важна для самого человека: по мнению С.Л. Рубинштейна, любая деятельность содержит элемент творчества [27].
Л.С. Выготский, Т.В. Кудрявцев, М.М. Матюшкин и В.Л. Пономарев установили единство творческого процесса у детей и взрослых: одинаковые стадии протекания и активности, одинаковое напряжение, одни и те же состояния, те же качества. При этом, однако, для детей на первый план выходит субъективная значимость творчества. Таким образом, творчество рассматривается в рамках различных наук, таких как педагогика и психология.
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание новых и оригинальных творений. Творчество можно рассматривать и как процесс, и как результат деятельности. Творчество как процесс включает в себя определенные действия или процедуры, а творчество как результат — это наличие определенных продуктов, имеющих объективную или субъективную значимость.
В.Н. Дружинин считает, что в основе креативности лежат когнитивные процессы, такие как творческое мышление. Он выделяет редукционистскую и психометрическую ориентации исследования креативности. В редукционистском подходе креативность включает в себя наличие высокого уровня интеллекта, способность к творчеству, или креативность (Г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Стернберг, Л. Термен) [9].
Психометрические подходы предполагают существование творческого мышления (Дж. Гилфорд, К. Тейлор и Е.П. Торренс). Значительный вклад в понимание природы творческого мышления внесли Дж. Гилфорд и Е.П. Торренс.
Дж. Гилфорд рассматривает творческое мышление в рамках психометрического подхода. Автор различает два типа мышления: дивергентное и конвергентное. Конвергентное мышление — это мышление, которое идет в одном направлении и используется, когда для решения проблемы необходимо найти одно решение.
Дивергентное мышление — это мышление, которое идет в разных направлениях и ищет множество решений; по мнению Дж. Гилфорда, дивергентное мышление - основа творческой деятельности [10].
Дивергентное мышление (творческое мышление) включает в себя следующие операции: трансформацию и импликацию. Трансформация означает преобразование, изменение информации под необычным углом, изменение объекта или ситуации. Импликация — это операция, позволяющая использовать приемы логического мышления за пределами объекта или явления.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бирюков Б. В., Спиркин А. Г. Кибернетика и методология науки. – Наука, 2004. – с.134
2.Богоявленская Д. Б. Проблемы методологии развития творчества в практике образования //Культурно-историческая психология. – 2023. – Т. 19. – №. 3. – С. 56-63.
3.Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – М.: изд. Просвещение, 2012. – 256 с.
4.Булуева Ш. И., Джегистаева Л. И., Бекова А. О. Развитие творческого мышления младших школьников во внеурочной деятельности //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 73-2. – С. 44-47.
5.Войскунский А. Е. и др. Творческое мышление и его психологические характеристики .Москва, 2020, - с.293
6.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – Просвещение, 2020 – с.276
7.Высочина О. Д., Озерина А. А. Сравнительный анализ методик диагностики творческого мышления //ББК 88.69 А 43. 2020 – С. 109.
8.Гатанов Ю. Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации //Психологическая наука и образование. – 2008. – Т. 3. – №. 1.
9.Дружинина В. Н. Интеллект, креативность, обучаемость: ресурсный подход (о развитии идей ВН Дружинина) //Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – №. 5. – С. 5-14.
10.Зайцева С. А., Колесова О. В., Тивикова С. К. Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения нестандартных арифметических задач //Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 67-1. – С. 298-300.
11.Зайцева С. А., Калашникова Т. О. Формирование творческого мышления у младших школьников на уроках математики //Наука и практика регионов. – 2020. – №. 4. – С. 90-93.
12.Захарова Л. М. Уровни сознания как выражение многогранной сущности человека //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – №. S4. – С. 1-8.
13.Калмыкова З. И. Понимание школьниками учебного материала //Вестник практической психологии образования. – 2013. – Т. 10. – №. 1. – С. 21-25.
14.Киргуева Ф. Х. Формирование творческого мышления у младших школьников //Современные технологии в образовании. – 2020. – №. 20. – С. 99-106.
15.Кудрявцев Т. В. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью //Вестник практической психологии образования. – 2018. – Т. 9. – №. 4. – С. 107-110.
16.Леонова Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования //дис. к. п. н. Леонова ЕВ–Москва. – 2019, с.245
17.Липская Т. А. Половозрастные особенности творческого мышления младших школьников. – 2022- с.156
18.Мaтюшкин, А.М. Прoблeмныe ситуации в мышлении и oбучeнии / А.М. Матюшкин. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.
19.Махмутов М. И. Принцип проблемности в обучении //Вопросы психологии. – 2004. – Т. 5. – С. 30-36.
20.Морозов А. В., Гиль А. В. Роль современных цифровых технологий в развитии творческого мышления обучающихся //Развитие креативности личности в современном цифровом мультикультурном пространстве. – 2023. – С. 171-176.
21.Никитенко Т. С. Диагностика развития творческого мышления младших школьников //концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований. – 2022. – С. 61-63.
22.Овчинникова А. И., Евсеева О. Ю. Проблемы развития и диагностика креативного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства //Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №. 4 (80). – С. 315-319.
23.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 2019. – Т. 494.
24.Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. – М.: Издательство «Наука», 2020. – 320 с.
25.Пономарев Я. А. и др. Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. – Федеральное государственное унитарное предприятие Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Наука, 1990. – С. 224-224.
26.Пищулина А. С. Практические аспекты развития творческого мышления младших школьников //Молодой ученый. – 2021. – №. 42. – С. 198-200.
27.Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн. – М.: изд. Наука, 2013. – 250 с.
28.Скуркович А. А., Ярославкина Е. В. Особенности креативного мышления младших школьников //наукоемкие исследования как основа инновационного развития. – 2020. – С. 32.
29.Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – М.: Парус, 2011. – 352 с.
30.Уварина Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе //монография. –Челябинск: Взгляд. – 2007.
31.Шефрукова М. А., Бегельдиева С. К. Творческое мышление младших школьников и его особенности //40-я НЕДЕЛЯ НАУКИ МГТУ. – 2022. – С. 168-172.
32.Юшкова А. Д., Овсянникова О. А. Развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства //E-Scio. – 2020. – №. 6 (45). – С. 417-426
33.Эльконин Д. Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте //Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 1. – №. 4.