Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление отходами выходит далеко за рамки традиционных представлений о переработке или удалении; оно пересекает сферу экономических операций, проходя через таможенные границы, обремененные различными обязательными сборами, такими как таможенные пошлины, налоги и сборы.
Правовые рамки, регулирующие трансграничное перемещение отходов, воплощают фундаментальные принципы государственной политики управления отходами, поясняя ключевые характеристики и тенденции. Эти принципы служат стандартизации нормативно-правовой базы, устранению пробелов в юридическом надзоре и содействию последовательной правоприменительной практике.
В современных промышленных условиях первостепенной задачей является обеспечение национальной безопасности с сопутствующим акцентом на защиту лиц, участвующих в транспортировке опасных материалов. Экологические аспекты транспортировки опасных отходов приобретают угрожающие масштабы, поскольку распространение опасных веществ различными способами транспортировки может спровоцировать необратимые экологические нарушения, ставящие под угрозу жизнь растений и животных.
Сфера государственного надзора, особенно в сфере таможенной администрации, сталкивается с множеством проблем, вытекающих из разнообразных типологий и характеристик отходов. В настоящее время регулирование перемещения опасных отходов приобретает повышенное общественное значение, служа защитой от неблагоприятных экологических и экономических последствий. Трансграничная перевозка опасных отходов осуществляется при условии получения необходимых разрешений, при этом Евразийский экономический союз (ЕАЭС) устанавливает гармонизированный процесс выдачи разрешений на импорт, транзит и экспорт таких материалов через таможенные территории.
Актуальность данной темы заключается в том, что меры нетарифного регулирования играют ключевую роль в перемещении товаров, ввоз и вывоз которых так или иначе ограничены.
Цель исследования – комплексное рассмотрение правового режима перемещение отходов через таможенную границу ЕАЭС.
Задачи исследования:
1.Изучить определение и классификация отходов
2.Определить источники регулирования перемещения отходов через границу ЕАЭС
3.Рассмотреть особенности правового режима перемещения отходов через границу ЕАЭС
4.Исследовать процедуру перемещения отходов через границу ЕАЭС
5.Выявить недостатки процедуры перемещения отходов через границу ЕАЭС и способы их устранения
6.Провести сравнение правового режима перемещения отходов через границу ЕАЭС с опытом других стран
7.Проанализировать судебную практику по спорам о незаконном перемещении отходов через границу ЕАЭС
8.Исследовать направления совершенствования трансграничного перемещения отходов
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере трансграничного перемещения отходов.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие трансграничное перемещение отходов.
Методологию исследования составили общенаучный диалектический метод познания окружающей действительности, а также частнонаучные методы, а именно: метод системного анализа, комплексный, формально-логический, статистический, сравнительно-правовой.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ОТХОДОВ
1.1 Определение и классификация отходов
Сложность решения проблемы массива экологически опасных отходов обусловлена сложной природой этого социально-правового явления. Хотя термин «отходы» охватывает широкий диапазон, его объем уже по сравнению с более широкой категорией «вещество». Отходы — это подмножество веществ, включающее остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов, которые устарели в процессе производства или потребления, что делает их ненужными для нужд человека. Следовательно, управление отходами в первую очередь включает в себя переработку, охватывающую разнообразные виды деятельности, от сбора, агрегирования и утилизации до нейтрализации, транспортировки и уничтожения.
Действующий Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прямо не разграничивает экологически опасные отходы, приравненные к экологически опасным веществам. Вместо этого в нем представлена система классификации, состоящая из пяти классов опасности. Эта система облегчает отделение опасных отходов от неопасных, тем самым оптимизируя их управление и обработку[ Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»].
Законодательный орган делит все отходы на пять отдельных категорий: чрезвычайно опасные отходы (класс I), высокоопасные отходы (класс II), умеренно опасные отходы (класс III), малоопасные отходы (класс IV) и практически неопасные отходы (класс IV). Класс V). Эта классификация точно отражает категоризацию опасных веществ, позволяя провести параллель между ними в правовой базе охраны окружающей среды и установления ответственности за ненадлежащее обращение с экологически опасными веществами и отходами.
Единственным отклонением в этой классификации является включение категории практически неопасных отходов (V класс), статус которой остается несколько неоднозначным. Тем не менее, поскольку в этот класс входят неопасные вещества, его значение для данного исследования ограничено с научной точки зрения.
Эта классификация служит краеугольным камнем и лежит в основе множества других классификаций отходов, основанных на степени опасности, которую они представляют для здоровья человека и окружающей среды при проглатывании или прямом взаимодействии, как это предусмотрено различными нормативными актами.
Приказ № 536 от 4 декабря 2014 года «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» устанавливает классы опасности отходов исходя из их потенциального вредного воздействия на природную среду, будь то посредством прямых или косвенных опасных взаимодействий.[ Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40330) // СПС «КонсультантПлюс».].
Класс I включает вещества чрезвычайной опасности, способные нанести необратимый ущерб окружающей среде без возможности восстановления. Примеры включают бериллий и его соединения, ртутьсодержащие вещества, растворимые соли свинца, таллий, полоний, протактиний и плутоний.
Класс II включает высокорисковые вещества, которые вызывают глубокие нарушения в экосистемах с периодом восстановления в тридцать лет после прекращения пагубного воздействия. В эту категорию входят галогены и их производные, ДДТ и его изомеры, щелочноземельные металлы, мышьяк, нитриты, формальдегиды и различные инсектициды.
Класс III составляют умеренно опасные вещества, приводящие к значительным нарушениям экосистемы, со сроком восстановления десять лет после прекращения вредного воздействия. Заслуживающие внимания примеры включают нитраты, алюминий, железо, медь, барий и этиловый спирт.
Класс IV включает вещества, представляющие низкую опасность для окружающей среды, хотя и вызывающие нарушения экосистемы при воздействии, обычно с периодом самовосстановления в три года. В эту классификацию попадают такие вещества, как симазин, сульфаты и хлориды.
Для классификации отходов по классам опасности, предусмотренной законом, используются вычислительные или экспериментальные методы. Если производители отходов определяют V класс опасности расчетным путем, необходимо экспериментальное подтверждение. При отсутствии экспериментального подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности.
Классификация посредством расчета основана на показателе, отражающем опасность отходов при воздействии опасных веществ.Этот показатель получается путем агрегирования показателей опасности компонентов отходов на основе состава сырья, методов переработки или результатов количественного химического анализа.
Индекс опасности (К_i) компонента отходов рассчитывается как отношение его концентрации (C_i) к индексу опасности опасного вещества (W_i), часто выражаемому в мг/кг. Коэффициенты степени опасности компонентов отходов устанавливаются исходя из соответствующих уровней опасности в различных природных средах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1.Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 года) // СПС «КонсультантПлюс».
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Подписан в г. Москве 11.04.2017 // Собрание законодательства РФ 13.04.2017.
3.Решение Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 г. № 199 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров» // СПС «КонсультантПлюс».
4.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 21.11.2023) "О мерах нетарифного регулирования" // СПС «КонсультантПлюс».
5.Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 г. № 442 «О трансграничном перемещении отходов» // СПС «КонсультантПлюс».
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2015 г. № 1110 «О мерах по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, предусмотренных Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» // СПС «КонсультантПлюс.
8.Приказ Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2015 N 40330) // СПС «КонсультантПлюс».
Материалы правоприменительной практики
9.Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2017 г. N 09АП-10722/17 // СПС «КонсультантПлюс».
10.Решение Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.05.2022 г. №А51-13715/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
11.Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.04.2022 г. № А21-6601/2021 // СПС «КонсультантПлюс».
12.Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2020 по делу № А56-115488/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
13.Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2019 г. по делу от А56146507/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
Учебная и научная литература
14.Афонин Д.Н., Афонин П.Н., Поль-Мари А.Л., Яргина Н.Ю. Таможенный контроль при перевозке опасных грузов международным сообщением : учебное пособие. СПб., 2019 256 с.
15.Веселова, М. П. Совершенствование мер государственного контроля при трансграничном перемещении опасных отходов / М. П. Веселова, О. А. Мозжегорова // NovaUm.Ru. – 2018. – № 11. – С. 76-80.
16.Воротынцева Т.М., Сауренко Т.Н. Институциональные рамки торговли товарами в ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Экономика. 2018. Т. 26. № 1. С. 38-59.
17.Воротынцева, Т. М. Проблемы таможенного контроля за перемещением опасных отходов через таможенную границу Евразийского экономического союза / Т. М. Воротынцева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2021. – Т. 29, № 3. – С. 537-553.
18.Гуреев П.М., Фаюстов А.А., Прохорова И. С. К вопросу о теневой утилизации электронных отходов // Экология и промышленность России. 2021. Т. 25. № 4. С. 66-81.
19.Кириллов, Ю. Г. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности : учебное пособие / Ю. Г. Кириллов, Э. К. Енза, И. А. Коновалов, В. В. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – Омск : ОмГТУ, 2020. 177 с.
20.Козырин А. Н., Ялбулганов А. А. Проблемы легального определения понятия «отходы» в российском законодательстве // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2020. — № 6. — С. 66-76.
21.Крикунова, М. А. Перемещение через таможенную границу ЕАЭС опасных отходов в условиях санкций / М. А. Крикунова, Н. В. Полежаева // Решетневские чтения: Материалы XXVII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева , Красноярск, 08–10 ноября 2023 года. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2023. – С. 650-653.
22.Кулешова, Д. Д. Перемещение через таможенную границу ЕАЭС опасных отходов в условиях санкций / Д. Д. Кулешова, Н. В. Полежаева // Актуальные вопросы таможенного дела : Материалы XIV Межвузовской научно-практической конференции творческой молодежи, Красноярск, 21 июня 2023 года. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2023. – С. 49-55.
23.Ронжина Н.А. Административная ответственность за несоблюдение запретов и ограничений внешнеторгового оборота экологически чувствительных товаров: практика оспаривания актов таможенных органов / Н.А. Ронжина // Ученые записки Санкт- Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2021. № 77. С. 96-101.
24.Ронжина Н.А. Механизм юридического закрепления эколого-правового статуса таможенных органов / Н.А. Ронжина // Финансовая экономика - 2021. № 4 (часть1). С. 77-83.
25.Ронжина, Н. А. Таможенный контроль трансграничного перемещения товаров, относящихся к категории опасных отходов / Н. А. Ронжина, Д. Д. Коробкова, В. С. Кириллова // Fundamental science innovation and technology : Сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции, Уфа, 27 января 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2023. – С. 118-125.
26.Ронжина, Н. А. Трансграничное перемещение опасных отходов, попадающих под действие Базельской конвенции / Н. А. Ронжина, Д. С. Володькина // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы : Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 12 января 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 46-53.
27.Тимошенко Н.А., Егурнов А.А. Сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью в рамках Евразийского экономического союза // Вестник Донецкого национального университета. Серия : Юридические науки. 2021. № 1. С. 34-47.
28.Ялбулганов, А. А. Правовые принципы трансграничного перемещения отходов и фискальные приоритеты государства / А. А. Ялбулганов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2022. – № 8(96). – С. 20-35.
Интернет-ресурсы
29.Профцемент-Вектор, Сожжённый сланец Zolest. URL: https://profcement.ru/zolest/
30.Центр стандартизации Эстонии, Государственный стандарт Эстонии EVS 927:2015 «Сгоревшие сланцы для строительных материалов — Спецификация, производительность и соответствие». URL: https://www.evs.ee/products/evs-927-2015