Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В эпоху стремительных перемен и постоянного развития бизнеса, эффективность менеджмента становится неотъемлемым фактором успеха для любой организации. Эффективное управление не ограничивается простым выполнением задач; это комплексный подход, объединяющий стратегическое мышление, мотивацию персонала, гибкость к изменениям и постоянное стремление к улучшению.
Актуальность темы выпускного исследования обусловливается ем, что бизнес-процессы организаций являются движущей силой ее стратегии. Описание и моделирование процессов помогает описать и смоделировать способы реализации стратегии. Процесс постоянного совершенствования бизнес-процессов современных организаций повышает эффективность деятельности и ее конкурентоспособность.
Таким образом, цель данной выпускной квалификационной работы – повышение эффективности деятельности организации сферы культуры искусства за счет совершенствования управленческих бизнес-процессов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность управленческих бизнес-процессов;
2. Выявить особенности управленческих бизнес-процессов организации в сфере культуры и искусства;
3. Выполнить общую характеристику ООО «МДТЗК»;
4. Выполнить анализ организации управленческих бизнес-процессов в ООО «МДТЗК»;
5. Предложить рекомендации по совершенствованию управленческих бизнес-процессов.
Объектом исследования выступает ООО «МДТЗК», который является крупнейшим билетным оператором России и компанией, имеющей 90-летний успешный опыт работы в сфере продаж билетов на зрелищные мероприятия: спектакли, музыкальные концерты, фестивали, мюзиклы, мероприятия для детей и многое другое.
Предмет исследования – управленческие бизнес – процессы предприятия.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.
В первой главе рассмотрены сущность управленческих бизнес-процессов, особенности управленческих бизнес-процессов организации в сфере культуры и искусства.
Вторая глава посвящена общей характеристике ООО «МДТЗК», анализу организации управленческих бизнес-процессов в ООО «МДТЗК». Здесь даны рекомендации по совершенствованию управленческих бизнес-процессов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность управленческих бизнес-процессов
Бизнес-процесс является совокупностью взаимосвязанных действий или работ, которые направлены на создание конкретного продукта или услуги для потребителей. Концепция менеджмента рассматривает бизнес-процессы как важнейшие элементы современной организации и предполагает управление ими как одним из основных организационных систем.
Существует три типа бизнес-процессов:
- управляющие бизнес-процессы, контролирующие функционирование системы, например, корпоративное управление и стратегический менеджмент;
- операционные бизнес-процессы, представляют собой основную деятельность организации, создают основной поток доходов (снабжение, производство, сбыт, сбыт или продажи);
- вспомогательные бизнес-процессы, обслуживают функционирование организации (бухгалтерский учет, подбор персонала, техническая поддержка).
Процедура (операция) – определенный технологией производства способ совершения действий персоналом или машинами/механизмами под управлением персонала.
Классифицировать процедуры (операции) бизнес-процесса можно по следующим признакам:
- в зависимости от особенностей документирования (документированная/недокументированная), т. е. в ходе ее исполнения формируется (или не формируется) документ, подтверждающий факт ее исполнения (например, протокол, договор, подпись);
- в зависимости от способов совершения (регламентированная/нерегламентированная), т. е. процедура осуществляется на основании документа (регламента), определяющего порядок ее исполнения и не зависит от личных качеств исполнителя или порядок исполнения определяются субъектом исполнения самостоятельно;
- в зависимости от технологии (физическая/ техническая) – процедура исполняется субъектом в виде физического действия (приход, сборка, получение, отправка и т. д.) или исполнение происходит машиной или оборудованием под наблюдением технического персонала;
- в зависимости от прав на исполнение (авторизованная/неавторизованная) – права на исполнение данной процедуры принадлежат определенным лицам или таких характеристик у данной процедуры нет.
Бизнес-процесс помимо основной деятельности имеет еще четыре элемента:
1. Источник входа – совокупность процессов заинтересованных сторон, а также документов, на основании которых будет осуществлена деятельность с целью получения необходимого результата. Можно сказать, что это побудительный мотив, который заставляет персонал организации совершать бизнес-процесс [13, с. 426].
2. Вход бизнес-процесса – совокупность ресурсов, наличие которых обеспечивает исполнение бизнес-процесса.
3. Выход бизнес-процесса – полученный в ходе выполнения бизнес-процесса результат.
Он может быть как материальный, например, подписанный договор, так и не материальный (достижение соглашения). Выход бизнес-процесса зависит от особенностей деятельности, реализованной сотрудником и, как правило, подтверждается определенными документами.
4. Получатель выхода бизнес-процесса – внешний или внутренний клиент. Это может быть структурное подразделение / физическое лицо / сотрудник организации, для целей которого данный бизнес-процесс был организован.
Когда идет речь о структуре бизнес-процесса необходимо иметь четкое представление обо всех его составляющих и содержать максимально четкое их описание, т. к. отсутствие или недостаток документов на каком-либо этапе уже является операционным риском [34. c. 40].
В бизнес-процессе заняты руководитель (владелец) бизнес-процесса и участник бизнес-процесса.
Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, наделенное полномочиями, обеспечивающее реализацию процесса и достижение заданных целей.
Основными задачами руководителя являются:
- проектирование (организация) деятельности участников процесса;
- документальное оформление порядка совершения операций, утверждение стандарта исполнения бизнес-процесса.
- обеспечение взаимодействия и коммуникации участников процесса;
- разработка и обеспечение достижения целевых показателей реализации бизнес-процесса;
- разработка системы мотивации и поощрения участников процесса.
Процессный подход является необходимым условием для идентификации рисков [33, c. 123].
Участник бизнес-процесса – сотрудник организации любой должности и любого подразделения, который выполняет хотя бы одну операцию и несет за нее ответственность.
Основными требованиями к участникам бизнес-процесса являются:
- компетентность и профессионализм в области процедур;
- четкое исполнение обязанностей;
- умение работать в команде;
- ответственность за результаты своей работы.
Особенностью бизнес-процесса может быть то, что в процессе исполнения операций могут взаимодействовать сотрудники разных подразделений, таким образом руководитель бизнес-процесса по факту руководит не только теми сотрудниками, которые функционально ему подчинены согласно должностной иерархии, но также и сотрудниками из других подразделений [30, c. 15]. В данном случае нарушается принцип единоначалия [24, c. 115]. С целью исключения конфликтов необходимо формирование документа – стандарта на исполнение бизнес-процесса.
Идентификация бизнес-процесса – определение состава и последовательности выполняемых должностными лицами процедур с целью достижения заданного результата. Идентификация бизнес-процесса подразумевает определение и выявление его структуры [19, c. 25]. Основные блоки бизнес-процессов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Блоки бизнес-процессов
Основное внимание следует уделить первому блоку бизнес-процессов, т. к. реализация рисков на бизнес-процессах, связанных с управленческой деятельностью, может привести к стратегическим рискам предприятия [24, c. 78].
Для идентификации операционных рисков недостаточно перечисления бизнес-процессов организации, необходимо его формализовать [18, c. 149].
Формализация бизнес-процесса – это графическое отображение формирующих его процедур с указанием их последовательности, всех альтернатив исполнения и завершения, а также должностных лиц, осуществляющих деятельность.
Цели формализации бизнес-процессов:
- разработка и внедрение модели ведения хозяйственных операций;
- планирование и управление изменения в бизнесе;
- внедрение IT-систем и компьютерных программ;
- определение прав, обязанностей и порядка взаимодействия участников процесса для разработки должностных инструкций;
- переход от «ручного управления» деятельностью к формальным правилам ведения операций;
- планирование и оптимизация ресурсов предприятия.
Модель процесса осуществления деятельности предприятия AS-IS с точки зрения руководителя по нотации IDEF0 в инструментальном средстве Ramus представлена на рисунке:
Рисунок 1.1 – Контекстная диаграмма процесса осуществления деятельности предприятия
Все начинается с решения на управление, которое передается в процесс «Управлять деятельностью предприятия», далее определяется в какую ветвь управленческой деятельности нужно отдать запрос. В случае с производством, следует передать соответствующее поручение на управление производством в процесс «Осуществлять управление производством», которое в свою очередь осуществит управление персоналом в процессе «Осуществлять управление персоналом».
Если в деятельности по производству понадобятся комплектующие, то будет отдан необходимый запрос в процесс «Осуществлять управление техническим обеспечением», в результате которого будет произведена закупка и передача необходимых ценностей через процесс «Осуществлять управление экономикой и финансами.
Можно заметить, что на выходе каждого процесса имеются служебные документы. Они являются непосредственно важным элементом системы, так как являются самым медленным её аспектом. В некоторых случаях ждать завершения бумажных вопросов нужно по несколько дней. А в случае с большими производствами это неприемлемо.
Также можно подчеркнуть, что данные документы никак не участвуют в дальнейшем существовании системы. Система работает на результат и никак не учитывает предыдущие сценарии. В данном случае необходимо формировать базу знаний, чтобы ускорить решение последующих задач.
В дополнение следует сообщить о необходимости в максимальном ускорении и автоматизации выпуска служебной документации, повышении уровня доступности данных, чтобы сотрудники могли максимально сосредоточиться на выполнении своих задач, а не на рутинной работе по созданию документов, форматированием, пунктуацией и т.д.
Исходя из модели AS-IS можно заметить необходимость в улучшении текущей системы в нескольких областях:
1) Оптимизация процессов согласования внутренней документации.
2) Формирование единой базы знаний на основе имеющихся служебных документов.
3) Сокращение издержек на формирование документации.
Процессы цифровой трансформации бизнес-процессов проходят по всей цепочке создания стоимости продукта или услуги, как внутренних составляющих, так и внешних (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Направления цифровой трансформации управленческих бизнес-процессов
Выполнение данных аспектов позволит поднять управленческую систему предприятия на новый уровень. В результате проведенных исследований явно можно сделать вывод о необходимости трансформации бизнес-процесса сопровождения управленческих решений производственного предприятия в рамках единой автоматизированной информационной системе управления предприятием.
Рассмотрим направления цифровой трансформации бизнес-процессов. При цифровой трансформации преобразуется исходная бизнес-модель предприятия и создаются новые грани и возможности для бизнеса за счет применения распределенных оцифрованных активов и организационных ресурсов, объединением нематериальных процессов разработки продуктов и планирования производства с реальным производственным процессом и операционной поддержкой [22, c. 109].
Типичные направления внутренней цифровой трансформации бизнес-процессов показаны на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Направления внутренней цифровой трансформации бизнес-процессов [22]
Как видно из данных рисунка 1.3, стратегия является основой цифровой трансформации и выступает как основа для проведения и других мероприятий и изменений. Организации, имеющие четкое цифровое видение и желание применять на практике преимущества цифровой трансформации, будут более охотно поощрять цифровые инициативы и финансировать цифровые проекты.
Взаимодействие с интернет-средой дает немало возможностей для бизнеса.
Эволюция бизнеса в онлайн-среде представляет собой многоаспектный процесс, характеризующийся рядом ключевых этапов. Начало данного процесса можно отнести к 1991 году, когда с открытием Интернета для коммерческого использования были заложены основы для развития онлайн-торговли. Первоначально объемы продаж были незначительны, однако уже к 1995 году, благодаря запуску таких платформ, как Amazon и eBay, начался стремительный рост электронной коммерции. Если в 1995 году общий объем продаж составлял менее 1 миллиарда долларов, то к 2000 году этот показатель достиг 27 миллиардов долларов [1].
Следующий значительный этап развития пришелся на начало XXI века, когда были внедрены новые технологии, такие как широкополосный доступ в Интернет и мобильная коммерция, что позволило расширить возможности онлайн-торговли и увеличить ее доступность. Так, к 2010 году общий объем продаж в международной электронной коммерции превысил 500 миллиардов долларов [2-3].
Особый вклад в развитие электронной коммерции внесли развивающиеся страны, где благодаря мобильному Интернету был обеспечен доступ к онлайн-торговле широким слоям населения, ранее
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-rossiya-vkontekste-globalnoy-transformatsii (дата обращения: 14.03.2024). – Текст: электронный.
2. Ветров А.С. Сервисное обслужи¬вание продукции машиностроительных предприятий России // Вестник СГСЭУ. 2022. № 1 (45). С. 34 - 37.
3. Герман Греф: не лги, не воруй, не ленись. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/top-officials/6078757 (дата обращения: 15.03.2024).
4. ГОСТ Р 51897–2011 / Руководство ИСО 73:2009 Национальный стандарт российской федерации менеджмент риска. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/1200088035 (дата обращения: 25.03.2024).
5. Данилова С.Ю. Подходы к форми¬рованию бизнес-процессов в транспорт¬ной логистике на предприятиях химиче¬ского комплекса // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2 (51). С. 45 - 51.
6. Елиферов Е. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 319 с. (Учебники для программы МВА).
7. Инженерная логистика: логистически-ориентированное управление жиз-ненным циклом продукции / под ред. Л.Б. Миротина, И.Н. Омельченко. М.: Горячая линия-Телеком, 2021.
8. Камалов И.Н. Особенности применения линейного программирования при решении задач оптимизации основных производственных процессов производственного предприятия /И.Н.Камалов// Финансовый бизнес. Научно-аналитический сборник. - 2012. - №5 (160). С.82-94.
9. Кобзев В.В., Бабкин А.В., Скоробогатов А.С. Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях новой реальности // Π-Economy. – 2022. – Т. 15, № 5. – С. 7–27. – DOI https://doi.org/10.18721/JE.15501.
10. Лукинский В.В., Шульженко Т.Г. Оценка эффективности логистической деятельности компании // Аудит и финансовый анализ, 2022. № 4. С. 160 - 168.
11. Мальшина Н.А. Модель совершенствования управления потоковыми процессами в интегрированных сервисных ком¬плексах // Известия Саратовского университета. Экономика. Управление. Право. 2021. № 1. Ч. 2. С. 163 - 167.
12. Медведев Е., Свеженцев И., Уштанит Т.Повышение эффективности предприятия за счет процессно-ориентированного подхода к управлению / Проблемы теории и практики управления. 2014, № 5. С. 103-108.
13. Мишин Н. Д., Ливинцова М. Г. Финансовый анализ деятельности предприятия // Неделя науки СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Инженерно-экономический институт, Санкт-Петербург, 30 ноября – 05 декабря 2015 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-экономический институт; Часть 1, 2019. 425–427 с.
14. Трофимова Н. Н., Усиков Н. Э. Важность применения аналитики больших данных для повышения устойчивости промышленного предприятия в условиях формирования индустрии 5.0 // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 5 (137). 148–153 с.
15. Фирсов, М. Методология разработки эффективных структур бизнеса /М.Фирсов// Предпринимательство. - 2012. - № 5. С. 64 – 72.
16. Хаммер М. Реинжиниринг – не автоматизируйте – уничтожайте. [Электронный ресурс]. /М.Хаммер// Режим :. http://www.cfin.ru
17. Ценжарик М., Крылова Ю., Стешенко В. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2020. –№ 36 (3). – С. 390–420. – DOI https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303.
18. Церкасевич Л. В., Макаренко Е. А. Коррупция как фактор риска ограничения развития экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 5. № 11 (119). 77–83 с.
19. Церкасевич Л. В., Макаренко Е. А. Современные информационные социальные риски в эпоху постмодерна // Управление. 2021. Т. 9. № 4. 112–120 с.
20. Юрасов И. Моделирование бизнес-процессов в инновационной деятельности // Управление персоналом. 2014. № 21 (127). С. 52-61.
21. Stock R.J., Lambert M.D. Strategic Logistics Management. McGraw-Hill, Irwi, 2021.
22. Barykin S. E., Mikheev A. A., Kiseleva E. G. Sustainability of the regional financial system: A case study of the Northwestern Federal District // F1000Research. 2022. Vol. 11.
23. Makarenko E., Lukina E., Khujaev F. Analysis of the Financial and Risk System of the Insurance Procurement Scoring Model // Lecture Notes in Networks and Systems. 2023, 683 LNNS, 52–63 p.
24. Malashin S. N., Makarenko E. A., Samorukov V. I., Gorychkin V. N., Evdokimov K. V. Management of farmland quality in the Leningrad region // Proceedings of spie. Proceedings of SPIE - The International Society for Optical Engineering. Bellingham, 2022. 122960F p.
25. Wentao W., Makarenko E. Adaptation of the experience of digitalization of the Chinese insurance industry in favor of the development of technologies of the Russian insurance market // Digital and Information Technologies in Economics and Management. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference “Digital and Information Technologies in Economics and Management” (DITEM2021). Сер.“Lecture Notes in Networks and Systems” 2022.39–46 p.