Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования заключается в том, что последние годы учителя начальной школы все чаще сталкиваются с проблемой «не говорящих» детей или наличие довольно скудного словарного запаса у обучающихся. Поэтому речевое развитие детей является первоочередной задачей, стоящей перед педагогами.
Обучение детей русскому языку следует за всесторонней реализацией практических, образовательных, комплексных образовательных и развивающих целей. Реализация практической цели должна гарантировать, что остальные три являются развивающими, образовательными и обеспечивают всестороннее образование, и, таким образом, язык способствует формированию всесторонне развитой личности, что является основной задачей начальной школы на современном этапе формирования нашего общества.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы обучения русскому языку в начальной школе и опыт, накопленный учителями, эффективность начальной школы в области развития диалогической речи можно считать недостаточной. В начальной школе уже есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на уроках русского языка и меньше интересуются этим предметом.
Формирование у обучающихся речевой коммуникации является достаточно трудным, особенно для обучающихся начальной школы. Младшим школьникам сложно овладеть диалогическими умениями без постоянной практики.
Исследование показывают, что многим школьникам сложно начать коммуникативное общение. Этому препятствует не только психологические особенности младших школьников - чувства страха ошибиться, застенчивость, но более важное - это отсутствие необходимости коммуникативного опыта.
На уроках русского языка зачастую дети развивают навыки монологической речи. Этому способствует чтение текстов, диалогов, но на развитие диалогической речи, которая и является результатом. Но в тоже время навыки диалогической речи являются важной частью обучения детей, так как сам процесс обучения осуществляется посредством диалога.
Изучение диалогической речи как языкового феномена рассматривается в работах В.В. Виноградов, Л.А. Введенской, В.П. Скалкина, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др. Работы данных исследователей послужили тем фундаментом, на основании которого осуществляется работа по изучению диалогической речи как речевой деятельности.
Работы А.А. Алексеевой, Т.А. Ладыженской рассматриваются методы развития диалогической речи обучающихся в процессе изучения русского языка.
Среди методов развития диалогической речи в начальной школе можно выделить игровые методы. В настоящее время в практике обучения русскому языку накоплен большой опыт использования игровых упражнения. Среди них можно выделить дидактические и ролевые игры.
Игра позволяет детей развивать те способности диалогического общения, что бывает затруднительно осуществить в процессе обычного обучения. Игра привлекает внимание ребенка, заставляет его действовать по игровым правилам и повышает интерес к обучению.
Таким образом, актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития коммуникативной компетенции младших школьников, в том числе развитие навыков диалогического общения;
- педагогической – необходимостью поиска эффективных форм и методов развития навыков диалогической речи, учитывая уровень владения языком и психофункциональные особенности младших школьников;
- методической – необходимостью использования игровых упражнений на уроках русского языка в развитии навыков диалогической речи
Противоречие исследования: заключается между необходимостью использования игровых упражнений в развитии навыков диалогического речи у обучающихся 3 класса и необходимостью разработки упражнений и рекомендаций по их использования в практике работы учителя начальной школы.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
Предмет исследования: игровые упражнения как средство развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать игровые упражнения для развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
Гипотеза исследования: развитие диалогической речи обучающихся третьего класса будет эффективно, если будет осуществляться систематическая работа по развитию навыков диалогической речи на уроках русского языка с включением различных игровых упражнений.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы охарактеризовать и раскрыть сущность развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
2. Выявить значение игровых упражнений в процессе развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
3. Разработать критериально-уровневую характеристику уровней развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
4. Определить начальный уровень развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
5. Создать игровые упражнения для развития диалогической речи обучающихся третьего класса.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, классификации, обобщение нормативных документов, психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебников и учебных пособий различных образовательных систем по теме исследования) позволили раскрыть сущностные характеристики диалогической речи, показатели и уровни развития навыков диалогической речи у обучающихся третьего класса;
2) эмпирические (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент);
3) математические (количественный и качественный анализ, математическая обработка данных, методы графического представления данных).
Экспериментальная база:
Этапы работы:
I этап () – предварительный. Этап заключался в сборе и анализе литературы по теме исследования, разработка методического аппарата исследования, обоснование критериальных характеристик развития диалогической речи младших школьников, и написание теоретической главы;
II этап () – поисковый, заключался в проведении работы по диагностике уровня развития диалогической речи обучающихся третьего класса на уроках русского языка, проведение качественного и количественного анализа полученных результатов;
III этап () – основной, заключался в разработке системе игровых упражнений по развитию диалогической речи у обучающихся третьего класса и рекомендаций по их использованию.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется тем, что в работе были выделены критерии и уровни развития диалогической речи у обучающихся третьего класса.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработанные игровые упражнения могут быть использования учителями начальной школы в развитии диалогической речи у обучающихся третьего класса на уроках русского языка.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1.1 Сущность и характеристика развития диалогической речи обучающихся третьего класса
В основе общения человека на любом этапе его жизни (за исключением раннего возраста) речь является средством познания и средством общения. Явление связной речи в процессе развития человека подчиняется законам развития и постепенного становления. Тем самым связная речь ребенка формируется с момента овладения им словарной речи до осмысленного самостоятельного высказывания.
Связная речь представляет собой сложную форму коммуникации. Она выражается в возможности ребенка максимально полно и разнообразно употреблять в речи разные части речи, комплектовать их в предложения в соответствии с синтаксическими и грамматическими правилами, с также соблюдая логическую связь речи. Единицами связной речи являются слова, словосочетания и предложения.
Связная речь имеет несколько форм, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация форм связной речи [16]
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам [28].
Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
- умение читать и понимать простые тексты (изучающее, просмотровое чтение);
- уметь вступать в встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания;
- уметь рассказать о себе, своей семье, месте учебы, хобби;
- умение письменно выражать свои мысли [28].
В научной литературе отмечается, что устная речь может протекать в трех основных формах: 1) в форме восклицания; 2) в форме диалогической речи; 3) в форме монологической речи [4].
В исследовании Т.А. Ладыженской можно отметить, что восклицание автор не ассоциирует с речью, так как по своей сущности она не передает смысловую нагрузку [15].
Устная диалогическая речь может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора, в то время как устная монологическая речь может протекать в форме повествования.
К концу пропедевтического курса обучения русскому языку у детей формируются умения:
— понимания речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания просьб, чтению текстов;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих союзов привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / неодобрение, отклонение услышанного;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова, Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е. В. Архипова Начальная школа. – 2000. – №4. – С.35-39. 3
2.Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. М. : Скрипторий 2003, 2008. – 136 с.
3.Васильева, И.Б. Создание и проведение ролевых игр на уроках английского языка : Методические рекомендации для преподавателей / И. Б. Васильева, В. М. Шафоростова. – М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. – 157 с.
4.Винокур, Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. – М.: Знание, 2009. – 228 с.
5.Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012. 168 с.
6.Зиновьева, Т.И. Профессиональная компетенция учителя начальных классов в области обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности / Т.И. Зиновьева, Е.Г. Бегунова // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – Москва, 2010 – № 4 (14). – С. 31 – 47.
7.Исламова, Л.Н. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА / Л.Н. Исламова // Вестник магистратуры. 2018. №12-4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-provedeniya-igr-i-igrovyh-uprazhneniy-po-formirovaniyu-yazykovoy-lichnosti-mladshego-shkolnika-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 15.03.2024).
8.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2023. – 159 с.
9.Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2023. – 166 с.
10.Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи / Т.Н Колокольцева. - Волгоград: Издательство Волгоградского госуниверситета, 2011. -260 с.
11.Кулюкина, Т.В. Как младшему школьнику овладеть учебным диалогом / Т.В. Кулюкина; Начальная школа плюс До и После. – 2013 – № 3. – С. 29 – 32.
12.Курганов, С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя / С. Ю. Курганов. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
13.Кучинский, Г. М. Диалог и мышление / Г. М. Кучинский. – Мн.: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2000. – 190 с.
14.Ладыженская, Т. А. Детская риторика. 3 класс / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И.Сорокина; под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: ЮВЕНТА, – 2015. – 65 с.
15.Ладыженская, Т. А. Обучение связной речи в школе / Т. А. Ладыженская Методы обучения в современной школе : сб. ст. гл. ред. Н. И. Кудряшова. – Москва, 1983. – С.8-25.
16.Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 2005. – 210с.
17.Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М.: Педагогика, 2002. – 248 с.
18.Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000. – 214 с.
19.Мали, Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие / Л.Д. Мали. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. 220 с.
20.Мачулина, М.А. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М. А. Мачулина. - Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018 . 116 с.
21.Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №1. - С.74-81.
22.Мельникова, Е.Л. Технология реализации ФГОС / Е. Л. Мельникова – Начальная школа плюс До и После. – 2012 – №9. – С. 3 – 8.
23.Методика обучения русскому языку в начальной школе: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т. И. Зиновьевой. Москва: Юрайт, 2016. 255 с.
24.Назметдинова, И.С. Диалоги в младшем школьном возрасте: типы, варианты реплик / И.С. Назметдинова, Е.А. Кисть – Начальная школа плюс До и После. – 2012 – №11. – С. 39 – 45.
25.Песняева, Н.А. Учебный диалог как средство развития речевой деятельности младших школьников: автореф. дис. … канд. педагогических наук: 13 0 01 / Н.А. Песняева. – М., 2004 – 28 с.
26.Пригодская, Д.Н. Проблемы развития диалогической речи младших школьников / Д.Н Пригодская // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – М., 2013 – № (23). – С. 53 – 55.
27.Рыжкова, А. С. Ролевая игра как средство развития умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку (английскому) : на материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук / А. С. Рыжкова; Фед. гос. урал. пед. ун-т – Екатеринбург, 2018. – 82 с.
28.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
29.Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. 160 с.
30.Яковенко, Н.П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка / Н.П. Яковенко // Начальная школа -1997.
31.Якубинский, Л.П. О диалогической речи; Избранные работы: Язык и его функционирование / Л.П. Якубинский. - М., 1986.