Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что для достижения государством устойчивого развития в XXI веке крайне важно создать сбалансированную систему политических институтов и политики. Конечной целью стратегической государственной политики является содействие благополучию каждого гражданина посредством скоординированного подхода как к внутренним, так и к внешним делам. Для поддержания социального баланса и развития демократических институтов и гражданского общества решающее значение имеет эффективная внутренняя политика государства. Российская Федерация как демократическое, правовое государство стремится отстаивать идеалы, заложенные в ее конституции. Недавние изменения в государственной политике России были направлены на поддержание баланса внутри страны, в частности, путем пересмотра основ социальной политики.
Несмотря на большое число социальных программ, рассчитанных на российские семьи с детьми, вывод о высоких рисках бедности этих семей, особенно многодетных, остается до сих пор актуальным. Именно поэтому внимание социальной политики последних лет направлено на поддержку многодетных семей как категории населения наиболее уязвимой с точки зрения бедности и социальной исключенности. На это указывают многочисленные исследования последнего десятилетия, проведённые разными специалистами и на различных данных. В последние годы многодетные семьи составляют почти 4/5 от всех малоимущих домохозяйств, тогда как в начале 2010-х гг. их доля была около 60%. Проблема стоит остро, о чем свидетельствует постановка задачи снижения бедности в два раза в качестве национальной цели развития страны до 2030 года.
Современные общества признают, что рождение ребёнка, это не только личное решение и ответственность женщины и семьи, но и большое благо для общества, поэтому все государства идут по пути усиления социальной поддержки многодетных семей. И с этой точки зрения денежные пособия являются важным средством, уменьшающим риск снижения жизненного уровня многодетных семей при появлении в ней третьего и последующих детей. Однако, долгое время большая часть из них выплачивалась лишь в первые годы жизни детей, поскольку возможность матери в этот период выйти на рынок труда ограничена.
Степень разработанности темы исследования. Систему социальной поддержки многодетных семей в Российской Федерации рассматривали в своих исследованиях В.П. Галаганов, В.С. Голубева, Г.Д. Долженкова, А. П. Иванова, А. П. Кауфман, С. Ф. Кобзева, А.Е. Крухмалев, Я.В. Лебедзевич, Т. Д. Одинкова, А. В. Рудченко, А. О. Синельникова, М. Э. Смоленский, Г. А. Сулейманова, Д. С. Танаева, О. В. Тарева, В. О. Шайхатдинов и т.д. Однако в условиях постоянно меняющегося законодательства, остается немало неисследованных вопросов в данной сфере.
Объект исследования: многодетная семья.
Предмет исследования: социальная поддержка многодетных семей.
Цель: выявить особенности социальной поддержки многодетных семей и перспективы развития.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальной поддержки многодетных семей.
2. Изучить государственные пособия многодетным семьям.
3. Проанализировать дополнительные меры государственной поддержки многодетных семей.
4. Проанализировать вопросы федерального регулирования социальной поддержки многодетных семей.
5. Раскрыть региональный уровень социальной поддержки многодетных семей.
6. Провести анализ проблем и перспектив правового регулирования социальной поддержки многодетных семей.
В работе используются следующие методы исследования:
Методы исследования:
метод сравнения и обобщения используется при сопоставлении утративших силу законов и действующих нормативно-правовых актов;
метод анализа и синтеза применяется при изучении различных нормативных актов, касающихся системы социальной поддержки многодетных семей;
формально-юридический метод используются в данном исследовании для определения юридических понятий, для толкования содержания правовых предписаний.
Правовую базу настоящего исследования составляют, Конституция РФ[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.], а также следующие законы РФ: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.], Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.], Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[ Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699.], Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[ Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.] и другие.
Практическая значимость исследования заключается в анализе организационно-правовых основ реализации государственной социальной политики социальной поддержки многодетных семей, а также описании приоритетных направлении государственной социальной политики в области социальной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие социальной поддержки многодетных семей
Семья всегда считалась и считается одним из важнейших институтов социализации, в первую очередь влияющей на первичное формирование и дальнейшее развитие личности. В современном мире именно семья играет огромную роль и является мощным средством в социальном становлении личности. В настоящий момент в Российской Федерации наблюдается относительно положительная динамика доли многодетных семей, но необходимы меры стимулирования и поддержки данной тенденции. Об этом не раз говорил в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин. И это свидетельствует о том, что проблема многодетных семей как стратегическая задача страны в области демографической политики привлекает к себе должное внимание.
Проблема многодетных семей, а точнее социальное положение детей в таких семьях и их права являются достаточно актуальной проблемой в наше время. В первую очередь необходимо определить, что подразумевает под собой словосочетание «многодетная семья» и в чем его особенность.
Многодетная семья – это семья, воспитывающая большее количество детей, чем статистически установлено в данном регионе как среднее количество детей в семье. Данное понятие является довольно широким.
Несколько лет назад понятие многодетности в каждом субъекте трактовалось по-разному, во многих регионах требование было три и более детей, но были регионы, например, Читинская область, где многодетными признавали семьи только с пятью детьми. В настоящее время во всех регионах России многодетной считается семья, имеющая трёх и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновлённых или взятых под опеку). В нормативных документах Минтруда России отмечено: общее и единственное условие для признания семьи многодетной – это наличие трёх и более детей[ Казибекова Н.А., Исмиева З.М., Агасиева М.Н. Анализ проблем многодетных семей в современный период // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2021. № 3(32). С. 101.].
Однако в настоящее время нет чётких указаний по возрастным характеристикам детей. В большинстве регионов статус многодетности теряется при достижении ребёнком совершеннолетия. При этом верхний возраст для признания многодетности в отдельных субъектах России варьируется. При условии обучения ребёнка в государственных образовательных учреждениях по очной форме или службе в армии предельный возраст ребёнка увеличивается до 21–23 лет. Данные поправки по критериям возраста являются существенными, поскольку влияют на возможность получения материальных выплат. Например, в Камчатском крае статус многодетности сохраняется до 21 года для старшего ребёнка при условии, если он учится очно в этом же регионе или является инвалидом. В Липецкой области – при получении образования до 24 лет; военная служба по призыву – до 21 года. В Москве возраст ребёнка для статуса многодетности снижен до 16 лет, кроме случаев, когда ребёнок является студентом ВУЗа или СУЗа по очной форме обучения, для таких детей предельный возраст – 23 года как в большинстве регионов России. В Ростовской области и Чеченской Республике крайний возраст составляет 16 лет, а для студентов очной формы обучения – 18 лет[ Малева Т. А., Гришина Е.Е., Цацура ЕА. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: Экономика и социология. 2022. № 4 (92). С. 153.].
Субъекты Российской Федерации на основе действующих законодательных актов выдают многодетным семьям свидетельства (удостоверение) многодетной семьи. Решение о выдаче таких документов родителям (или усыновителям) по месту проживания занимаются органы социальной защиты. Однако в субъектах РФ меры их социальной поддержки различны. Например, семьи, получающие социальную поддержку в одном регионе, могут потерять её при смене места жительства. Нерешённой проблемой для многодетных семей остаётся то, что удостоверение многодетной семьи в большинстве случаев не признаётся в другом регионе и родителям необходимо заново собирать справки. Если многодетная семья приезжает в другой регион в качестве туриста, чаще всего им отказывают в праве на льготные билеты в учреждения культуры, кинотеатры и т. п. Бывают случаи, когда родители многодетной семьи зарегистрированы в разных субъектах РФ, и региональные власти не могут договориться, где семья может претендовать на положенные им льготы и услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
3.Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
4.Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
5.Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О государственной социальной помощи" // "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
6.Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
7.Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.
8.Федеральный закон от 01.03.2020 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" // "Собрание законодательства РФ", 02.03.2020, N 9, ст. 1127.
9.Федеральный закон от 14.06.2011 N 138-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.06.2011, N 25, ст. 3531.
10.Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 13.01.2023) "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 07.05.2012, N 19, ст. 2343.
11.Указ Президента РФ от 23.01.2024 N 63 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" // "Собрание законодательства РФ", 29.01.2024, N 5, ст. 665.
12.Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
13.Архангельский В. Н., Джанаева Н. Г. Региональные особенности динамики рождаемости и демографическая политика // Уровень жизни населения регионов России. 2022. № 1 (191). С. 73–82.
14.Арутюнова А. Е., Смирнова Е. В. Социальная политика: актуальные проблемы, приоритетные направления и модель современного развития // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 2 (34). С. 22–26.
15.Баранов В.А. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования. – М.: Деловой двор, 2019. С. 12.
16.Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность // Идеи и идеалы. 2018. Т. 1. № 4. С. 26–48.
17.Волостнова, Т.И. Орден «Родительская слава» как государственное поощрение многодетных родителей // ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2022. С. 119-121.
18.Горина Е. А. Трансформация социальной поддержки населения в регионах России: направления и приоритеты // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 2. С.163–176.
19.Гришина Е.Е. Материальное положение и социальная поддержка семей с детьми в Ульяновской области // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 1. С. 39-52.
20.Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 1. С. 31–54.
21.Голенкова О.В., Лифанова, Т.Е. Мониторинг качества обслуживания как основа развития социальной сферы / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – № 4(20). – С. 237.
22.Иванова А. Р. Социальная защита граждан и предоставляемые социальные права в период коронавирусной инфекции: положительные и отрицательные стороны // Наука через призму времени. 2021. № 7 (52). С. 44–48.
23.Клинова М.В. Государство-покровитель: социальное государство на перепутье// Современная Европа. 2019. № 2. С. 151‒162.
24.Капогузов Е.А., Чупин Р.И., Харламова М.С. Нарративы семейной политики в России: фокус на регионы // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2020. Т. 11, № 3. С. 6-20.
25.Казенин К., Козлов В. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ // Журнал исследований социальной политики. 2022. Т. 18. № 2. С. 191-206.
26.Казибекова Н.А., Исмиева З.М., Агасиева М.Н. Анализ проблем многодетных семей в современный период // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2021. № 3(32). С. 101–104.
27.Конаныхина И.Н. Функционирование многодетной семьи в современных российских условиях: социально-демографический анализ: автореф. дис. .… канд. соц. наук. Саратов, 2021. 12 с.
28.Малева Т. А., Гришина Е.Е., Цацура ЕА. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: Экономика и социология. 2022. № 4 (92). С. 153–175.
29.Малышев М. Л., Успенская Т. Н. Многодетные семьи: социологический анализ проблем социальной защиты (на примере г. Москвы) // Власть. 2019. № 26(9). С. 153 – 161.
30.Павленко Ю.Г. Социальное государство и инновационная экономика // Россия и современный мир. 2022. № 4. С. 129-141.
31.Право социального обеспечения: учебное пособие / Т.И. Волостнова. Саранск: Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2019. 113 с.
32.Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - С. 38.
33.Синельников А.В. Семья и брак: кризис или модернизация // Социологический журнал. 2018. Т. 24, № 1. С. 95–113.
34.Сайфутдинова В.М. Практические аспекты выплаты пособий на детей // В сборнике: Защита субъективных прав и законных интересов. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 111.
35.Слободенюк Е. Д. Глубокая бедность в России: специфика объективного и субъективного положения и запросы к социальной политике // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 26–38.
36.Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: доклад к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. Москва, 2019 г. / С. С. Бирюкова, Е. А. Горина, А. Р. Горяйнова и др.; под ред. Л. Н. Овчаровой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 153 с.
37.Смолева Е.О. Многодетные семьи в регионе: механизмы эксклюзии и стереотипы // Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 2. С. 116–137.
38.Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56.
39.Юдина А.И. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология: монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2019. – С.106.