Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Искусство документального кино служит мощным средством исследования и размышления о тонкостях социальных реалий. В то время, когда общество сталкивается с многогранными проблемами, способность жанра освещать проблемы изнутри становится все более значимой. Эта диссертация призвана проанализировать специфику создания социальных документальных фильмов, уделяя особое внимание жанровому разнообразию, выбору главных героев и режиссерским стратегиям. Актуальность этого исследования подчеркивается современным бедствием подростковой наркозависимости – темой, которая имеет глубокие социальные и индивидуальные последствия и требует деликатного и информированного освещения.
Объектом исследования является само документальное кино — широкая область, характеризующаяся способностью захватывать и передавать аспекты человеческого существования. В этой области расследование углубляется в социальные документальные фильмы, подгруппу, определяемую их вниманием к социальным проблемам и их влиянию на отдельных людей и сообщества.
Предметом исследования являются особенности сборки социального документального фильма. Это включает в себя изучение жанровых классификаций, нюансов тематического выбора с учетом интересов и потребностей аудитории, а также тонкостей изображения сложных социальных тем, таких как подростковая наркозависимость.
Основная цель этого исследования — получить всестороннее понимание процессов и этических соображений, связанных с производством социальных документальных фильмов. Он стремится ответить на вопрос, как режиссеры могут ориентироваться в деликатном ландшафте социальных проблем, сохраняя при этом художественную целостность, вовлеченность аудитории и правдивое представление.
Задачи исследования:
1. Проанализировать жанровую диверсификацию документального кино и то, как она формирует повествование о социальных проблемах, особенно о подростковой наркозависимости.
2. Изучить процесс отбора сюжетов для социальных документальных фильмов, гарантируя, что он соответствует этическим нормам, а также отображает суровые и часто трудные реалии жизни героев.
3. Определить и проанализировать режиссерские приемы, которые умело передают социальные реалии в рамках документального фильма, влияя на восприятие аудитории и потенциально вдохновляя на изменения.
Исследования в этой области имеют решающее значение, поскольку документальные фильмы играют важную роль в формировании общественного сознания и стимулировании диалога по актуальным социальным проблемам. Они освещают личные истории в более широких социальных рамках, часто вдохновляя на действия и перемены. Актуальность изучения особенностей социальных документальных фильмов подчеркивается развивающимся обществом, которое учится противостоять и решать сложные проблемы общественного здравоохранения и социального обеспечения, такие как злоупотребление наркотиками среди подростков.
Научная новизна этой работы заключается в ее подходе к интеграции теоретических исследований с практическим проектом, отражающим реалии, связанные с подростковой наркозависимостью, темой, которая одновременно актуальна и недостаточно изучена в современном научном дискурсе. Это исследование вносит новый взгляд на эту тему, сопоставляя академическую теорию, этические соображения и практическое кинопроизводство, чтобы создать основу, которая может служить ориентиром для будущих документальных проектов по аналогичным социальным проблемам.
Научная база для этого исследования определяется с учетом работ предыдущих авторов и исследований, включая монографии, научные статьи и диссертации, которые затрагивали смежные темы. Краткое изложение этих материалов очертит текущее состояние академических исследований по данному предмету и смежным темам, оставляя место для текущего проекта, чтобы внести свежие идеи.
Методология исследования, использованная в данном исследовании, включает наблюдение, сравнительный анализ, синтез и контент-анализ, а также методический обзор теоретических источников. Сочетание этих методов позволяет провести всестороннее исследование того, как социальные документальные фильмы могут создаваться достоверными, чувствительными и впечатляющими.
Центральная гипотеза, выдвинутая в этой диссертации, заключается в том, что режиссерские методы и этические рамки, применяемые при создании документального фильма на социальную тематику, существенно влияют на изображение и восприятие таких сложных проблем, как подростковая наркозависимость. Это означает, что выбор жанра, изображения предмета и структуры повествования не только влияет на понимание зрителя, но также может иметь более широкие последствия для общественного восприятия проблемы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в анализе принципов жанровой категоризации и взаимоотношений аудитории. Он показывает, как можно создавать документальные фильмы на отрезвляющие темы, такие как злоупотребление наркотиками среди подростков, чтобы информировать зрителей и вызывать эмоциональный отклик у них, сохраняя при этом фактическую целостность.
Его практическая значимость материализуется в одновременной разработке социального документального фильма, который кристаллизует теоретические открытия и иллюстрирует симбиотические отношения между теорией и практикой. Ожидается, что результаты этого исследования сыграют важную роль в структурировании учебных программ и проведении лекций для студентов по соответствующим дисциплинам, тем самым наполняя будущих кинематографистов тонким пониманием сложного полотна создания социальных документальных фильмов.
Глава 1. Жанровое разнообразие в документальном кино
1.1.Принципы жанрового деления в документальном кино
Документальное кино сыграло важную роль в определении сущности кино, запечатлевая реальных людей в их аутентичном окружении и жизни. Эта научно-популярная форма широко считается источником более широкого кинематографического ландшафта. Документальное кино зажгло искру человеческого воображения, что, в свою очередь, способствовало созданию множества жанров, выходящих за рамки кино и распространяющихся на различные телевизионные форматы.
Документальные фильмы являются одним из самых сложных жанров в кинопроизводстве, и не каждый режиссер берется за создание документальных фильмов. Тем не менее, в то же время, он остается одним из наиболее востребованных и широко признаваемых форм средств массовой информации [3]. В частности, приобрели известность телевизионные документальные фильмы, которые сейчас считаются вершиной тележурналистики. В XXI веке документальный фильм стал краеугольным камнем среди медиажанров.
Однако такой статус был не всегда; именно в период реструктуризации телевизионное документальное кино претерпело трансформацию, радикально изменив свой формат. После почти десятилетнего перерыва, на заре XXI века, документальная журналистика вернула себе позицию основного средства телевидения. Сегодня документальные фильмы входят в число лучших жанров на телевидении, уступая только новостным программам, развлекательным шоу, фильмам и сериалам. Документальные фильмы появляются в различных телевизионных форматах, смешиваясь с новостными выпусками, художественными фрагментами и кинематографическими произведениями.
Начиная с четвертого века до нашей эры, Аристотель инициировал систему классификации литературных жанров путем анализа их формальных свойств, заложив основу традиции жанрового анализа. В «Поэтике» он установил различия между «трагедией» и «комедией», детализировал различные типы повествовательных решений, обозначил структурные элементы и особенности выделенных им жанров.
Среди тех, кто предлагал рассматривать раннее кино не по жанрам, а как повествовательные композиции, был известный историк кино Жорж Садуль. Он воспринимал эти произведения как форму театра, адаптированного для экрана, охватывающего гамму стилей, включая комические пародии, смелые сцены, религиозные повествования, воссоздание опер, балетов, комедий, фэнтези и, в конечном итоге, инсценировку реальных событий.
Зарождение жанровой диверсификации в кино приписывают фильмам братьев Люмьер. Например, «Окропленный разбрызгиватель» («L’Arroseur arrosé» или «Le Jardinier», 1895) считается первым комедийно-повествовательным фильмом в истории кино. И наоборот, «Прибытие поезда» («L'Arrivée d'un train en gare de la Ciotat», 1896) и «Рабочие, покидающие фабрику Люмьер» («La Sortie de l'usine Lumière à Lyon», 1895) - это признан первым документальным фильмом. Зрители начала ХХ века привыкли к одной форме зрелища — спектаклю. Это объясняло шокированную реакцию первых кинозрителей, которые вскакивали со своих мест при виде изображений на экране, как будто к ним мчался поезд. Их знакомство с театральной средой означало, что кино было представлено как удивительно близкое к «реальной жизни».
Театральные режиссеры, профессиональные иллюзионисты и фокусники проявляли интерес к кинематографии как к ее способности создавать иллюзии. Они использовали кинематографические приемы, такие как монтаж, сборка сюжетов из разных эпизодов и их объединение в связную историю. Со временем это привело к развитию сюжетных художественных фильмов.
Заслуга также принадлежит французскому режиссеру, актеру и театральному продюсеру Жоржу Мельесу, которого Жорж Садуль назвал предшественником кинематографического зрелища. Благодаря своему театральному видению Мельес основал во Франции жанр, который преобладал с начала 1900-х до начала 1910-х годов, — фильмы-трюки, которые представляли собой театральные представления, демонстрирующие научные чудеса и фокусы. Мельес использовал кинематографические приемы, такие как перемещение камеры в пространстве и переход между одновременными событиями.
Техники «спасения в последнюю минуту» и непрерывного монтажа обеспечили гибкость повествовательной структуре в фильмах — ремесло, активно используемое известным американским режиссером Д.В. Гриффит. Используя эти приемы, он подробно освещал обстоятельства в своем повествовании, часто используя крупные планы, как это показано в его фильме 1908 года «После многих лет» (также известном как «Енох Арден»).
Теоретики кино давно размышляют над жанровой классификацией фильмов. Отсутствие точной терминологии среди киноведов, критиков и дистрибьюторов привело к несоответствиям: один фильм можно было отнести к разным, иногда противоречивым жанрам. Сама классификация остается спорной. Рассмотрим фильм «Фарго» (1996) режиссеров Итана Коэнов и Джоэла Коэнов, который на различных онлайн-платформах, таких как Amazon, Netflix, классифицируется по разным жанрам, таким как «драма», «комедия», «криминал» и «триллер». или Айтюнс.
При попытках классифицировать жанр фильма рассматривается понятие жанрового корпуса, который представляет собой совокупность фильмов, сгруппированных в определенную категорию, например, «боевик» или «вестерн». В основе формирования жанровых корпусов лежат два разнородных подхода — семантический и синтаксический. Хотя между этими подходами нет четкой границы, их отличает общее понимание. Семантический подход применяет стандартные определения, заимствованные из терминологии, используемой в киноиндустрии. Например, американский сценарист Джул Селбо отмечает в своей книге, что, в отличие от драматических или трагических сюжетов, комедия фокусируется на путешествии персонажа, преодолении препятствий и изменении своей судьбы.
Синтаксический подход определяет конкретные структуры внутри жанра, организуя фундаментальные блоки, заложенные семантическим подходом [44]. Хотя семантике может не хватать точности для детализации нюансов фильма, предлагая широкий обзор, синтаксический метод углубляется в уникальные повествовательные структуры жанра, сосредотачиваясь на разворачивающихся событиях, а не на широких категориях, которые охватывают большинство фильмов.
Однако такие подходы могут привести к неоднозначности определения жанра фильма. Применение этих методов при анализе фильмов может выявить проблемы с неточными или чрезмерно обобщенными определениями жанров, что приводит к противоречивым оценкам жанровой классификации фильма. В результате фильм может быть включен одними исследователями в общий жанровый корпус и исключен другими.
Любая попытка перечислить жанры документального кино по своей сути будет предварительной и предметом дискуссий — такова природа жанра как понятия. То же самое относится и к повествовательным фильмам: комедия отличается юмором, мелодрама фокусируется на любви, научная фантастика обычно демонстрирует необычные технологии, а действие вестерна происходит в доиндустриальную эпоху на западе Соединенных Штатов. Сложность усугубляется тем фактом, что само разделение на повествовательное и ненарративное часто может подвергаться сомнению, причем некоторые документальные методы принимают это сомнение в качестве фундаментального принципа. Тем не менее, давайте рассмотрим 10 основных документальных жанров и по одному ключевому фильму для каждого, плюс еще три в качестве бонуса.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аналитика [Электронный ресурс] // Бюллетень кинопрокатчика: [сайт]. — URL: http://www.kinometro.ru/kino/analitika (01.07.2015)
2.Ангелов А. П. Практическая режиссура кино. М.: Deluxe, 2013. 135 с.
3.Арзамасова, Ю. О. Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней / Ю. О. Арзамасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53842/ (дата обращения: 20.03.2024).
4.Аристотель. Поэтика / Пер. Н. И. Новосадского. — «Классики искусства». Вып. 1. — Л.: Academia, 1927. — 120 с.
5.Бабенко В. А. Документальный образ как часть современной визуальной культуры // Вестник ВУиТ. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-obraz-kak-chast-sovremennoyvizualnoy-kultury
6.Барманкулов М. Очерк и документальный фильм на телевидении / М. Барманнкулов, 1999
7.Беспаева М. И. Образ в документальном кино // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-vdokumentalnom-kino
8.Вартанов А. Прислонившись к великим. Анри Вартанов (Телерадиоэфир) (Контент-анализ) // Журналист. 2008. № 8. с. 40-41.
9.Вирен Д.Г. Кинооператор в роли режиссёра. Творческий метод польского документалиста Богдана Дзиворского // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. СПб., 2014. №170. С. 79–82.
10.Геращенко Л.Л. (2003). Конфликт в отечественном документальном кино 90-х гг. // Автореферат. 230 с.
11.Даниловский, А.И. Искусство: кино, театр, музыка / Kunst: Film, Theater, Musik / А.И. Даниловский, И.П. Шишкина. - М.: Учпедгиз, 1999. - 100 c.
12.Данные по аудитории [Электронный ресурс] // TNS Russia: [сайт]. — URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/ (01.07.2015)
13.Девликамова Э. А. Документальный фильм: концепция жанра // Культурная жизнь Юга России. 2019. № 2 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy-film-kontseptsiya-zhanra
14.Дробашенко С. В. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма. М.: Изд-во «Наука», 1972. 184 с.
15.Евменов А. Д., Данилов П. В., Какосьян Э. К. Организация производства на предприятиях социально-культурной сферы (в кинематографии и на телевидении): Учебное пособие. — СПб.: СПбГУКиТ, 2009. — 97 с.
16.Захаров С. М. Телевизионные рейтинги как показатели культурных запросов населения // Предпринимательство и реформы в России: материалы 18-й международной конференции молодых ученых-экономистов 22–23 ноября 2012 г. / Восемнадцатая международная конференция молодых ученых-экономистов «Предпринимательство и реформы в России» (22–23 ноября 2012 г.; СПб), Санкт-Петербургский государственный университет (СПб), Экономический факультет; ред. Е. Г. Чернова [и др.]. — СПб.: ОЦЭиМ, 2012. — С. 247.
17.Захаров С. М., Добренькова И. А. Монетизация контента в Интернете и усиление коммуникации с телевизионной аудиторией // Правовые и социально-экономические аспекты молодежной политики в современной России: Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24–25 апреля 2014 г. — М.: Изд-во СГУ, 2014. — С. 107–109.
18.Захаров, С. М. Анализ конъюнктуры рынка документального кино в России / С. М. Захаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 253-261. — URL: https://moluch.ru/archive/94/21002/ (дата обращения: 20.03.2024).
19.Зельвенский, С. Mocumentary: история вопроса / С. Зельвенский. — Текст: электронный // Сеанс: [сайт]. — URL: https://seance.ru/articles/mocumentary/ (дата обращения: 05.07.2022).
20.Итоговый протокол заседания Экспертного совета по неигровому кино Министерства культуры РФ от 27.09. 2018 // Официальный сайт Министерства культуры РФ – Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.mkrf.ru/documents/itogovyy-protokol-zasedaniya-ekspertnogo-soveta-po-neigrovomu-kino-ministerstva-kultury-rossiyskoy-f20180928/ (дата обращения: 26.03.2019).
21.Киноиндустрия Российской Федерации: исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. — СПб.: ЕАО, 2014. — 213 с.
22.Кириллова Н. Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества : [учебное пособие]. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2013. 154 с.
23.Климычева Ю. Алексей Погребной: «Кино должно давать надежду». // Амурская правда. 2007. 4 октября. URL : https://ampravda.ru/2007/10/04/02047.html
24.Княжер М.П. (2014). Производство, прокат и показ документального кино в России: проблемы и перспективы // Магистерская диссертация. М.
25.Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. — М.: АРГО, 2014. — 304 с. Садуль Жорж «Всеобщая история кино. Том 3» [Кино становится искусством 1914–1920] 6795K, 633 с.
26.Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. Ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
27.Манскова Е. А. Современная российская теледокументалистика: динамика жанров и средств экранной выразительности: спец. 10.01.10 «Журналистика» : автореф. дис. … к-та фил. наук / Е.А. Манскова. – Екатеринбург : Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2011. 23 с
28.Мишурова, Я. А. Мокьюментари: особенности, роль и значение жанра в кинематографе и современных медиа / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94481/ (дата обращения: 20.03.2024).
29.Муратов С. А. Документальный телефильм. Незаконченная биография / С. А. Муратов. М.: ВК, 2009. 363 с.
30.Мясникова, М. А. Практика профессионального медиаобразования : учебное пособие для вузов / М. А. Мясникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 179 с.
31.О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326 // СПС Консультант плюс – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/ (дата обращения: 14.04.2019).
32.Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах: указ Президента РФ от 24.06.2009 №715 // СПС Консультант плюс – Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88782/ (дата обращения: 14.04.2019).
33.Расследование, портрет и экскурсия: каким бывает документальное кино [Электронный ресурс] / URL : https://start.ru/journal/dokumentalnoe-kino
34.Романовский И.И. (2004). Масс-медиа. Словарь терминов и понятий. М. С.101.
35.Садуль Жорж «Всеобщая история кино. Том 1» [Изобретение кино 1832–1897, Пионеры кино 1897–1909] 5297K, 549с.
36.Степанов В. (2019). В телевидении нет врожденного зла // Журнал «Сеанс». № 32.
37.Степанян А.В. (2018). Особенности авторского и телевизионного документального кино // Грамота. №2 (80).
38.Сычев С. (2009). Эволюция тенденций развития документального кино- и телефильма // Кандидатская диссертация. М.
39.Татаринцев, Н. С. Жанры в кинематографе / Н. С. Татаринцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 541-547. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59595/ (дата обращения: 20.03.2024).
40.Тютрюмов А. А. Пути повышения экономической эффективности телевизионного продюсирования // Российское предпринимательство. — 2012. — № 20 (218). — С. 160–164.
41.Футермана Е.Б. Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента // ООО Центр интеллектуальных услуг "Энциклопедия Ч., 2010. С. 33–35.
42.Bandura, A. (1977). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
43.Bower, G. H., Black. J. В., Turner, T. J. (1979). Scripts in memory for text. Cognitive Psychology, II. 177–220.
44.Grant, Barry Keith (2007). Film genre: from iconography to ideology. Wallflower, London; New York — p. 131
45.Katz E., Blumler G., Gurevitch M. (1973–1974). Uses and Gratifications Research. The Public Opinion Quarterly 4th ser. 37 38: 509- p.23.
46.McLuhan М. (1967). Understanding Media: the Extensions of Man. p. 329-359.
47.Meyrowitz J. (1979). Television and interpersonal behaviour: Codes of perception and response. Oxford University Press, p. 56-76.