Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Уровень развития современного государства напрямую связывают с состояние степени защищенности человека в данном обществе. Именно забота о гражданах, которые не способны позаботиться о себе в полном объеме и говорит о социальной ответственности данного государства. Именно поддержка граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию, свидетельствует о том, что государство внимательно относится к нуждам своих граждан.
Понимание этого факта привело к созданию концепции социального государства, которая была принята и начала осуществляться на практике во многих развитых странах. Государства в полном объеме взяли на себя социальные обязательства перед гражданами и по мере необходимости их выполняют, помогая нуждающимся справиться со сложной жизненной ситуацией.
Российская Федерация также не осталась в стороне от этого процесса. Она, в соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 7), также является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Однако многие ученые высказывают сомнения о его реальном наличии в современной РФ.
Надо отметить, что современной России от СССР досталась в наследство готовая система социального обеспечения. Она показала свою достаточно хорошую эффективность в период Советского Союза.
Но времена изменились, изменилось само государство и его социальный строй. И теперь финансирование и функционирование сферы социальной защиты государства требует качественно новых подходов к их осуществлению.
В результате бюджет слабо пополняется, а граждан, которым положены социальные выплаты, с каждым годом становится все больше. Нагрузка на госбюджет растет, а налоговых пополнений относительно немного.
И в этой ситуации возникает проблема к проведению модернизации системы социального обеспечения. Позитивный опыт можно увидеть в экономически развитых странах, где можно увидеть уже существующее социальное государство, которое создано на базе рыночной экономики, однако при ведущей роли государства.
Рыночный механизм не ориентирован на заботу о социальной сфере, направить его в нужное русло под силу только государству.
И здесь можно обратить внимание на опыт работы в данном направлении экономически развитых стран. Там активная работа проводится с малоимущими семьями, но не с точки зрения выплат пособий, которые просто «проедаются», а помощь с открытием собственного дела, выделение средств на создание подсобного хозяйства.
Эти мероприятия проводятся при помощи такого механизма как социальный контракт, который представляет собой договор нуждающегося гражданина и государства в лице органа социальной защиты. В результате малоимущие семьи сами начинают зарабатывать, а бюджетные средства при этом экономятся.
Сама инициатива введения социальных контрактов принадлежит Президенту РФ Д.А. Медведеву, поручившему Председателю Правительства РФ В.В. Путину до 1 января 2011 г. «обеспечить проведение в 2010 - 2011 годах в отдельных субъектах РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта»[ Поручение Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 29 января 2010 года//http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/6738 (дата досупа: 30.04.2024г.)].
Степень исследованности проблемы. Проблемам исследования социального контракта как механизма, позволяющего малоимущим гражданам поправить свое финансовое положение посвятили свои работы Холостова Е.И., Климантова Г.И. и Федорова О.В. Указанные авторы отмечают, что в отличие от простых выплат пособий, которые просто проедаются получателями, социальный контракт позволяет начать этим людям зарабатывать и обеспечивать уже самостоятельно себя и свои семьи, что для государства намного более интересно.
Савченко И.А., Николаева А.А., Курлянчик А.А., Тимофеева К.С.[ Савченко И.А., Николаева А.А., Курлянчик А.А., Тимофеева К.С. Реализация проектов социального партнерства в современной России. Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – Т. 10. № 2 (30)] в своих работах анализируют реализацию на практике социальных проектов современной России, одним из которых и является заключение социального контракта. Авторы приходят к выводу, что идея социальных контрактов является перспективной, но целый ряд не решенных, как организационных, так и финансовых проблем в данной области не позволяют этой идее полностью реализоваться.
Казенков О.Ю., Тавлиярова В.С., Ермаков Д.Н[ Казенков О.Ю., Тавлиярова В.С., Ермаков Д.Н. Социальный контракт как направление государственной социальной политики Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 8 (140). С. 104–108.]. в своих работах рассматривают социальный контракт как направление реализации социальной политики современной России. Они отмечают, что бедность является проблемой дисбаланса на рынке труда современной России. На устранение этого дисбаланса потребуется время, поэтому социальный контракт как форма занятости населения является при такой ситуации очень хорошей и перспективной идеей.
Ёлгина Л.С., Найданов Э.Э., Слепнева А.И., Шурыгина Ю.Ю[ Ёлгина Л.С., Найданов Э.Э. Социальный контракт как одна из форм социальной помощи многодетной семье в республике Бурятия// Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры "Социальные технологии" Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Ответственный редактор Ю.Ю. Шурыгина. 2018. – С. 90-101; Слепнева А.И., Шурыгина Ю.Ю. Социальный контракт как эффективный инструмент мотивации отдельных категорий граждан для самостоятельного преодоления бедности малоимущих семей на примере Кабанского района республики Бурятия// Материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2023: Издательство: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ).- С. 46-49
]. в своих работах рассматривают становление и развитие института социального контракта в республике Бурятия. По мнению авторов, для республики эта инициатива является очень важной и актуальной. Благодаря социальному контракту многие семьи смогли выбраться из-за черты бедности и начать новую, достойную и обеспеченную жизнь.
Цель исследования - рассмотрение перспективы использования социального контракта в контексте реформирования системы социальной защиты в современном российском обществе.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть социальный контракт: понятие, субъекты, объекты цель, задачи, функции, виды социального контракта;
- исследовать историю формирования и необходимость внедрения социального контракта. Принципы осуществления социальной помощи на основе социального контракта;
- проанализировать тенденции развития социального контракта в современной России;
- особенности использования социального контракта в республике Бурятия;
- рассмотреть развитие социального контракта в Прибайкальском районе Республики Бурятия;
- проанализировать перспективы социального контракта в Прибайкальском районе Республики Бурятия;
Объектом исследования является институт социального контракта.
Предмет исследования – становление института социального контракта в современной РФ.
Гипотеза исследования. Гипотеза исследования заключается в том, что заключение социального контракта помогает гражданам в процессе выхода из сложных жизненных ситуаций, однако, сотрудники ОСЗН, зачастую, не могут предоставить гражданам необходимых им услуг по заключению социального контракта в полном объеме.
Нами было проведено исследование проблем заключения социального контракта в ОСЗН по Прибайкальскому району Республики Бурятия при помощи анкетирования граждан, которые заключили социальный контракт.
При написании ВКР был использован метод анализа литературы, а также методы анализа, синтеза и сравнения.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социального контракта
1.1.Социальный контракт: понятие, субъекты, объекты цель, задачи, функции, виды социального контракта
В последнее время развитие социальной сферы, ввиду ее важнейшего значения для функционирования общества, вызывает повышенный интерес у исследователей.
Интерес этот выразился в появлении ряда монографий и большого количества научных статей о функционировании социальной сферы, ее проблемах в настоящее время, а также исследовании инновационных методов работы в сфере социального обеспечения населения страны[ Егорова С.В. Социальный контракт как инновационная форма государственной социальной помощи по выходу малоимущих граждан на самообеспечение: региональный опыт // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 1(80); Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2022. № 1 (35); Иевлева В.А. Социальный контракт как инструмент социальной политики по снижению уровня бедности // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. № 5.].
Я.П. Ламажапова в своей работе отмечает, что социальная сфера в настоящее время должна справиться с двумя основными сложными вызовами. Первый из них заключается в проведении процесса институционализации новых форм социальной защиты населения, и завершении процесса их нормативно-правового регулирования, а также увеличении мобильности и гибкости системы социального обеспечения и внедрения в ее работы новых, передовых методов работы с нуждающимся населением[ Ламажапова Я.П. Новые методологические подходы к управлению сложными социальными системами // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 6. - С. 40].
Одним из инновационных направлений социальной работы в современной России является технология социального контракта, которая позволяет оказать адресную и эффективную помощь нуждающимся гражданам.
Федеральным законом от 25.12.2012 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» установлено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
За последнее время по вопросам оказания помощи на основании социального контракта опубликован ряд научных трудов, посвященных социальному контракту.
Также проблемам заключения и реализации социального контракта посвятили свои труды большое количество исследователей в последнее время.
Многие исследователи сходятся на мысли, что заключение социального контракта является эффективным механизмом помощи государства малоимущим гражданам, который способствует созданию для трудоспособного населения возможности получения достойных доходов[ Магомедова А.Г. Проблемы реализации законодательства о государственной социальной помощи на основании социального контракта // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4; Орлова И.С. Социальный контракт как инструмент государственной политики по снижению уровня бедности // Управленческое консультирование. 2022. № 1.].
Получила освещение также практическая деятельность органов власти по оказанию помощи гражданам на основании социального контракта, способствующей сокращению бедности в стране.
«Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации»[ Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки // Вестник Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Том 2. № 3. С. 26].
Социальный контракт как форма государственной социальной помощи предусматривает оказание адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта (социального договора) в целях содействия активизации адаптивных способностей взрослых членов малоимущей семьи для самостоятельного повышении семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации, улучшение своего социально-экономического положения.
Суть социального контракта состоит в заключении договора между органом социальной защиты населения и малоимущей семьей.
С 2013 г. заключение социального контракта было введено во всех субъектах РФ, с целью улучшения у граждан материального положения. Деятельность по заключению социальных контрактов проводится органами субъекта Российской Федерации на основании письменного заявления гражданина.
«Субъектами социальной помощи на основании социального контракта являются органы социальной защиты субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации, органы службы занятости населения, органы местного самоуправления, а также сами получатели государственной социальной помощи»[ Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки // Вестник Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Том 2. № 3. С. 26].
«Объектами (получателями) социальной помощи являются признанные малоимущие граждане, семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ»[ Там же… С. 27].
Исследователь Е.И. Холостова говорит о том, что заключение социального контракта с малоимущими гражданами предполагает постановку целого перечня задач:
- заключение социального контракта предполагает предоставление нуждающимся гражданам возможность из трудной жизненной ситуации выйти самостоятельно;
- заключение социального контракта помогает малоимущим гражданам наравне с другими полноценно участвовать в жизни социума и не чувствовать себя в чем-то ущемленными;
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2024) «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41647/ (дата обращения: 25.02.2024).
2.Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.01.2024) «О государственной социальной помощи». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 24.02.2024).
3.Аброскин А.С., Аброскина Н.А. Перспективы повышения эффективности государственной социальной помощи населению на основании социального контракта//Вестник университета. 2023. № 6.- С. 177–185.
4.Бобков В.Н., Джандосова Ф.С., Бучкова Я.Ю.Эффективность государственной социальной помощи на основании социального контракта // Уровень жизни населения регионов России. 2015. № 3. С. 75-108
5.Ветчинина Е.В. К вопросу об оценке эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта // Направления и формы гуманитаризации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов. № 5. 2016. С. 245-251.
6. Гришина Я.С. Правовая природа социального контракта (договора социальной адаптации) как правового средства обеспечения достойного уровня жизни // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2015. Т. 2. № 62. С. 68-76.
7.Голикова назвала число россиян, которым соцконтракт помог выйти из бедности //https://tass.ru/obschestvo/19919635
8.Данилова Д.Е. Анализ эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах приволжского федерального округ // Белые цветы: Сборник тезисов 96-й Международной студенческой научно-практической конференции, 28-й Международной научно-практической конференции молодых ученых, 25-й Международной медико-исторической конференции студентов. Казань, 2022. – c. 735-736.
9. Данилова Д.Е., Максимова М.Н. Теоретические аспекты изучения государственной социальной помощи на основании социального контракта // Отечественный журнал социальной работы. – 2022. – № 3(90). – c. 125-133.
10. Егорова С.В. Социальный контракт как инновационная форма государственной социальной помощи по выходу малоимущих граждан на самообеспечение: региональный опыт // Отечественный журнал социальной работы. – 2020. – № 1(80). – c. 63-70
11.Ёлгина Л.С., Найданов Э.Э. Социальный контракт как одна из форм социальной помощи многодетной семье в республике Бурятия// Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры "Социальные технологии" Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Ответственный редактор Ю.Ю. Шурыгина. 2018. – С. 90-101.
12.Зимовец А.В., Маринова И.В. Анализ мер поддержки субъектов российского предпринимательства в условиях антироссийских санкций // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2022. – № 1(35). – c. 26-31.
13.Зимовец А.В., Ханина А.В., Кошман В.В., Сорокина Ю.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 5. – С. 1451-1468.
14.Казенков О.Ю., Тавлиярова В.С., Ермаков Д.Н. Социальный контракт как направление государственной социальной политики Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. – 2016. – № 8 (140). С. 104–108
15.Иевлева В.А. Социальный контракт как инструмент социальной политики по снижению уровня бедности // Устойчивое развитие науки и образования. 2020. №5. – С. 69-78.
16.Калинина Д.С. Технология социальной помощи семье на основании социального контракта (по опыту Самарской области) // THE SCIENTIFIC HERITAGE. 2021. № 61-3. С. 90-98.
17.Келлер П.А., Социальный контракт как форма государственной социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Теории и проблемы политических исследований. 2018 .Том 7. № 2А. - С. 122-129.
18. Климантова Г.И., Социальный контракт как инновационная технология: метод, рекомендации. М.: ИПК ДСЗН, 2013. -123 с.
19.Ковалева, А.В. Повышение эффективности социального контракта // Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – т.5 - № 3. – С- . 95–99.
20. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный механизм повышения эффективности социальной защиты населения // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 827-840
21.Крысова Е.В., Зыкова Н.Н. Качество социального обслуживания населения: проблемы стандартизации и оценки. Монография. Изд.-во Поволжского гос. технолог. университета, 2014. -172 с.
22.Кудинова К.В. Социальный контракт - инновационная активная модель государственной социальной помощи // Глобальный научный потенциал. 2012. № 18 (18). - С. 94-96.
23.Кук Л. Государство в социальной сфере: уходит или остается? // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 2.- С. 120-144.
24. Ламажапова Я.П. Новые методологические подходы к управлению сложными социальными системами // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 6. - С.40-44.
25.Лебедева Л.Ф., Петровская Н.Е. Трансформация государственной политики в социально-трудовой сфере США: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2017. – 144 c.
26.Магомедова А.Г. Проблемы реализации законодательства о государственной социальной помощи на основании социального контракта // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 44, № 4. - С. 98–102.
27.Малофеев И.В. Социальный контракт как форма социальной поддержки // Вестник Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. Том 2. № 3. С. 26-29.
28.Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5-30.
29.Назаров В., Пошарац А. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: научный доклад. – М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017. – 144 c.
30.Ойкина У.В. Проблемы социальной реабилитации малоимущих граждан в рамках социального контракта // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции. Иваново, 5-8 февраля 2019года. Иваново, 2019. С. 59-72
31.Овчарова Л.Н., Прокофьева Л.М. Система социальной поддержки, направленной на активизацию выхода из бедности, в регионах Российской Федерации // Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. 2014. № 19. С. 87-102.
32. О практике применения и эффективности оказания семьям с детьми государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъектах Российской Федерации для использования органами социальной защиты населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/analytics/60 (дата обращения: 19.03.2024).
33.Орлова И.С. Социальный контракт как инструмент государственной политики по снижению уровня бедности // Управленческое консультирование. 2022. № 1. - С. 139–146
34.Поддубная Т.Н. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации : справочник социального педагога и социального работника. Ростов-на-Дону, 2015. -198 с.
35.Прокофьева Л.М. Социальный контракт – новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС. – 2010. – № 8 (394).
36.Просвирина А.И., Какадий И.И. Государственная социальная помощь на основании социального контракта// Вестник евразийской науки. – 2020. – № 3. – С. 48.
37. Рощепко Н.В.Социальный контракт как основание предоставления государственной социальной помощи// Социальное и пенсионное право. – 2019. – № 4. – С. 24-28.
38.Ржаницына Л.С. Социально-защитная функция государства и ее реализация // Экономика труда и социальные отношения. - М.: РАГС, 1998.
39. Рыбальченко С.И., Прокофьева Л.М., Юрьев Е. Семейная политика Франции: возможности применения успешного опыта в России. – М.: ООО «М-Студио», 2012. – 48 c.
40.Савченко И.А., Николаева А.А., Курлянчик А.А., Тимофеева К.С. Реализация проектов социального партнерства в современной России. //Научно-аналитический журнал. Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – Т. 10. № 2 (30). С. 99–111.
41.Савченко И.А. Деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения в г. Москве // Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: материалы Всероссийской научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет. Под общ. ред. В.П. Васильева. Москва, 24 мая 2016 года. – М.: МАКС Пресс, 2016. – С. 156–159.
42.Семенов С.Д. Социальный контракт в действии // Социальная работа. 2016. № 3. С. 29-31.
43.Слепнева А.И., Шурыгина Ю.Ю. Социальный контракт как эффективный инструмент мотивации отдельных категорий граждан для самостоятельного преодоления бедности малоимущих семей на примере Кабанского района республики Бурятия// Материалы XII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2023: Издательство: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ).- С. 46-49.
44.Современные технологии социальной работы с семьей и детьми. Коллективная монография / под редакцией Н.П. Клушиной, Е.И. Зритневой. Ставрополь: Изд.-во Северо-Кавказского федерального университета, 2016. 247 с.
45.Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 244 с.
46.Тютин Д.В., Круглов В.Н. Оценка эффективности и результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта // Управленческий учет. – 2021. – № 9-1. – c. 262-268
47.Тедеева Д.Т., Социальный контракт как форма социальной поддержки населения // Журнал «Аллея науки». 2017. Том 4., № 15. С. 601-610.
48.Федорова О.В. Государственная помощь малоимущим на основании социального контракта // Социальная работа. 2015. № 5. С. 11-13.
49.Холостова Е.И., Климантова Г.И. Социальный контракт: от заключения до исполнения. - М. : Дашков и К, 2014.
50.Четверть контрактников вышла за черту. Счетная палата оценила эффективность программы соцконтрактов //https://www.rbc.ru/newspaper/2023/05/30/647474289a794764221a7a32