Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Применение ядерной энергии в мирных целях в Российской Федерации имеет очень широкий спектр применения - это энергетика, промышленность, медицина, наука и другое. Учитывая потенциальную опасность для человека и окружающей среды атомной энергетики, законодательство Российской Федерации предусматривает государственное регулирование ядерной безопасности. Одним из компонентов этого, в качестве основной части, является нормативно-правовое регулирование, то есть установление норм и правил для обеспечения ядерной безопасности при использовании ядерной энергии.
Основной целью совершенствования законодательства в области ядерной безопасности, проводимого в Российской Федерации, является повышение эффективности нормативно-правового регулирования в этой сфере. Эта работа проводится в соответствии с основной целью ядерного законодательства, заключающейся в обеспечении создания правовой базы для использования ядерной энергии, которая обеспечит надежную защиту людей, имущества и окружающей среды от воздействия ионизирующего излучения.
Процесс совершенствования законодательства в сфере обеспечения ядерной безопасности, происходящий в настоящее время, рассматривается не как разовая кампания, а как непрерывный процесс творческого совершенствования нормативно-правового регулирования. В то же время принципиально важно, что важнейшим результатом такой работы, является смена подходов и значительное повышение эффективности нормативно-правовых актов в области ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации.
Степень научной разработанности исследуемой темы. Теоретико-правовые проблемы правового регулирования ядерной безопасности РФ представлены подробно в работах отечественных юристов: Александрия О.М., Арбатова А.Г., Бужинского Е.П., Велиевой Д.С., Виловой Т.В., Городова О.А., Грищенко А.И., Елоевой Д.К., Зайцева М.С., Иойрыша А.И., Кана Д.С., Капица П.Л., Колесникова Р.А., Корниенко В.Т., Красновой И.О., Кремлевой О.К., Кучинова В.П., Лахно П.Г., Лысенко М.Н., Невинского В.В., Никифорова Н.В., Новикова Г.А., Попондопуло В.Ф.,Сидоровой Е.А., Стальмахова К.А., Супатаевой О.А., Суханова Е.А., Трубникова В.И., Топычканова П.В., Фатьянова А.А., Чертовой Н.А., Шкарбанова А.А. и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, обеспечивающие правовое регулирование ядерной безопасности.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие правила обеспечения ядерной безопасности.
Целью данной работы является комплексный анализ правовой базы и мер обеспечения ядерной безопасности на современном этапе, на этой основе производится разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и мер обеспечения ядерной безопасности.
Реализация указанной цели обусловила решение в процессе исследования следующих задач:
1. Рассмотреть понятие ядерной безопасности.
2. Изучить современное состояние ядерной безопасности России.
3. Проанализировать правовое регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
4. Раскрыть нормативное регулирование обращения с радиоактивными отходами.
5. Рассмотреть обеспечение ядерной безопасности уголовно-правовыми средствами.
6. Выявить проблемы правового регулирования обеспечения ядерной безопасности.
7. Представить перспективы совершенствования нормативно-правового регулирования ядерной безопасности.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.], а также отечественные и международные правовые акты, которые позволили раскрыть поставленную цель работы.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования также применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, конкретно-социологический, исторический, статистические методы с приемами анализа и синтеза, описания и так далее.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Понятие ядерной безопасности и состояние ее обеспечения
1.1 Понятие ядерной безопасности
Ядерная безопасность это системообразующий комплекс деятельности направленный на применение атомной энергии. Если рассматривать в наиболее полном определении, то это вся ядерная отрасль, которая состоит из различных направлений таких как промышленность, а также медицина и кроме этого осуществление всевозможных научных открытий, которые происходят с использованием реакторов и так далее.
Например, в сфере промышленности атомную энергию применяют во время изыскание нефти, а также во время осуществления контроля процесса производства всевозможных пластмасс и так далее. Медицина применяет атомную энергию во время всевозможных научных трудах в сфере генетики, а также во время осуществления радиотерапии, во время проведения комплексного обследования и так далее. Специальное направление это судостроительство а также применение ядерных двигателей в больших судах.
Относительно порядка международного урегулирования, а также отечественного законодательного закрепления ядерная безопасность предопределяется при помощи установления всевозможных правовых категорий, при помощи которых определяется юридическое понятие, а также цель ядерной безопасности, в качестве системного, непростого и в это же время сбалансированного механизма.
В это же время является очевидным то, что ядерная безопасность была образована и продолжает свое развитие в границах применения атомной энергии. Но несмотря на это ядерная безопасность тесно связана с такой категорией как транспарентность.
В иностранных правовых источниках транспарентность предопределяют как значимое качество присущее нормативно-правовым актам, в которых есть правила относительно ядерной безопасности, а также атомной энергетике и так далее.
В общем виде вопросы обеспечения ядерной безопасности отражены в нормах, которые закреплены в международных нормативно-правовых актах. И в первую очередь это череде конвенций таких как:
- Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб[ Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Заключена в г. Вене 21.05.1963) // Собрание законодательства РФ. 29 августа 2005 г. N 35. Ст. 3588.];
- Конвенция о ядерной безопасности[ Конвенция о ядерной безопасности (Заключена в г. Вене 17.06.1994) // Бюллетень международных договоров. 2007. N 9. С. 3 - 14.];
- Конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами[ Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Заключена в г. Вене 05.09.1997) // Собрание законодательства РФ. 1 мая 2006 г. N 18. Ст. 1908.].
В настоящее время конвенциональное направление — это основа для дальнейшего развития всей системы ядерной безопасности, международного уровня урегулирования правоотношений в области ядерной безопасности, а также организации сотрудничества на мировом уровне. Существующие конвенции позволяют добиться огромного уровня международного урегулирования правоотношений в области применения ядерной энергии и в общем то соответствуют реальному показателю существующей сферы ядерной промышленности.
Ядерная безопасность на мировом уровне является системным термином, который имеет ряд структурных компонентов таких как:
- невозможность использования, имеющегося в мировом сообществе ядерного оружия;
- недопущение применения в военной отрасли ядерных материалов, которые появляются при демонтаже вооружения проводя процесс разоружения.
Ядерная безопасность указывает на достигнутый показатель охраны граждан, а также организаций и самой страны и в мировом масштабе, и на уровне конкретной страны, при помощи проведения определенных комплексных мероприятий, состоящих из:
- выполнения предопределенного порядка применения ядерных установок;
- применение ядерных материалов на основании государственной политики в сфере установления ядерной безопасности;
- правильный оборот отходов, которые появляются во время применения ядерных материалов;
- установление предопределенного нормативно-правовыми актами уровня охраны от всевозможных ядерных угроз.
При этом в качестве возможных ядерных рисков определяют появление внештатного положения, которое происходит при правильном применении ядерных установок, а также результатов появления аварийной ситуации на ядерных установках и других ЧС которые заключаются во внешнем воздействии и так далее.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сказать о том, что определение ядерной безопасности представлено в международном законодательстве, а также в нормативно-правовых актах различных стран мира и при этом определения, представленные в национальных нормативно-правовых актах разработаны исходя из правил, содержащихся в международном законодательстве. Почти во всех странах мира ядерная безопасность предопределена в нормах специальных нормативно-правовых актах.
Ядерная безопасность на мировом уровне является системным термином, который имеет ряд структурных компонентов таких как: невозможность использования, имеющегося в мировом сообществе ядерного оружия; недопущение применения в военной отрасли ядерных материалов, которые появляются при демонтаже вооружения проводя процесс разоружения.
С точки зрения отраслевой предрасположенности данную правовую категорию определяют, как составное, комплексное явление, которое состоит из социальных, юридических, а также экономических и прочих компонентов.
Самое часто применяемое определение ядерной безопасности относится к сфере деятельности направленной на применение атомной энергии так как у данной деятельности довольно четко определенные свойства, которые отличают ее от всех остальных отраслей деятельности, где необходимо соблюдение безопасности: продолжительная деятельность в результате которой возникает большая опасность для человечества и которая находится в непосредственной зависимости от коммерческой деятельности с большим уровнем автоматизации всего процесса и предусматривающая обращение радиоактивных элементов.
Одно из самых главных правил в области ядерной безопасности на международном уровне это мировое сотрудничество в области ядерной деятельности.
Взаимоотношения в области ядерной безопасности имеют довольно стойкую универсальность, а также способность к унификации существующих норм так как функционирование атомных реакторов заключается в подразделении ядер.
1.2 Современное состояние ядерной безопасности России
Усовершенствование отечественного энергетического комплекса и прежде всего ядерного нуждается в постоянном усовершенствовании юридического закрепления данной отрасли. А это позволяет сделать вывод о том, что последующее усовершенствование нормативно-правовых актов регулирующих ядерную безопасность продолжает быть актуальным.
Юридический компонент безопасности применения ядерной энергетики остается приоритетным в результате того, что беспрекословное выполнение юридических правил в данной отрасли это главный регулятор всего механизма использования ядерной энергии[ Шлямина А. А. Понятие экологической безопасности в законодательстве России и Финляндии // Административное право и процесс. 2021. № 12. С. 63.].
С целью разрешения данной задачи нужно поэтапно развивать отечественные нормативно-правовые акты в сфере применения атомной энергии, юридического закрепления механизмов функционирования субъектов которые применяют атомную энергию, развития системы государственного урегулирования в сфере применения атомной энергии, проведения контрольно-надзорных мероприятий направленных на проверку объектов которые применяют атомную энергию и так далее[ Кучинов В. П., Лысенко М. Н. Международно-правовое регулирование использования плавучих атомных электростанций: проблемные вопросы // Международное публичное и частное право. 2021. № 5. С. 21].
Помимо всего прочего не стоит забывать о том, что различные объекты в рассматриваемой сфере будут довольно сильно отличаться от тех, которые функционируют в области безопасности граждан. И как результат нужно осуществить категорирование данных объектов на основании представленного выше условия.
При этом главная функция законодательной власти в рассматриваемом направлении состоит из подразделения правил законодательного определения относительно всевозможных объектов, всевозможных механизмов которые направлены на урегулирование данной деятельности, определение специфики управления данными объектами, четкое закрепление контрольно-надзорных правил в области применения ядерной энергии[ Вербицкая Т. В. Роль обычая в международном режиме нераспространения ядерного оружия // Администратор суда. 2020. № 4. С. 48.].
Под безопасностью использования ядерной энергии понимают не допущение возникновения всевозможных факторов, которые определяют ядерную угрозу появившихся во время применения ядерного топлива. Данная безопасность является максимально важной так как все объекты данной отрасли представляют собой повышенную опасность при неверном применении либо в результате воздействия при помощи атаки террористических организаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2.Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Заключена в г. Вене 21.05.1963) // Собрание законодательства РФ. 29 августа 2005 г. N 35. Ст. 3588.
3.Конвенция о ядерной безопасности (Заключена в г. Вене 17.06.1994) // Бюллетень международных договоров. 2007. N 9. С. 3 - 14.
4.Конвенция о физической защите ядерного материала (Заключена в г. Вене 26.10.1979) (с изм. от 08.07.2005) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., 1989. С. 105 - 115.
5.Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Заключена в г. Вене 05.09.1997) // Собрание законодательства РФ. 1 мая 2006 г. N 18. Ст. 1908.
6.Договор о нераспространении ядерного оружия (Подписан в г. г. Москве, Вашингтоне, Лондоне 01.07.1968) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVI.- М., 1973. С. 45 - 49.
7.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.06.2006, N 23, ст. 2381.
8.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
9.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
11.Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об использовании атомной энергии" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4552.
12.Федеральный закон от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 18.07.2011, N 29, ст. 4281.
13.Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О радиационной безопасности населения" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 141.
14.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // "Собрание законодательства РФ", 05.04.1999, N 14, ст. 1650.
15.Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // "Собрание законодательства РФ", 03.12.2007, N 49, ст. 6078.
16.Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.
17.Федеральный закон от 05.02.2007 N 13-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ", 12.02.2007, N 7, ст. 834.
18.Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об экологической экспертизе" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4556.
19.Федеральный закон от 03.04.1996 N 29-ФЗ "О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов" // "Собрание законодательства РФ", 08.04.1996, N 15, ст. 1552
20.Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585 "Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу" // "Собрание законодательства РФ", 15.10.2018, N 42 (часть II), ст. 6447.
21.Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081 (ред. от 29.10.2022) "О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2021, N 28 (часть I), ст. 5511.
22.Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 N 442 (ред. от 26.04.2022) "О трансграничном перемещении отходов" // "Собрание законодательства РФ", 21.07.2003, N 29, ст. 3012.
23.Постановление Правительства РФ от 11.07.2003 N 418 (ред. от 04.09.2012) "О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов" // "Собрание законодательства РФ", 21.07.2003, N 29, ст. 2996.
24.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685) // СПС КонсультантПлюс.
25.Амирджанян А. А. Ответственность за преступления в сфере экологии по законодательству зарубежных стран // Экологическое право. 2020. № 5. С. 30-32.
26.Бавсун М. В., Николаев К. Д. Проблемы юридической оценки преступлений против общественной безопасности, «сопряженных» с убийством // Российская юстиция. 2020. № 1. С. 31-34.
27.Бабаев М. М., Пудовочкин Ю. Е. О необходимости разработки и принятия концепции развития уголовно-правовой политики // Уголовное право. 2022. № 3 (139). С. 3-16.
28.Вербицкая Т. В. Политико-правовой статус государств, фактически обладающих ядерным оружием // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 30.
29.Вербицкая Т.В. Роль обычая в международном режиме нераспространения ядерного оружия // Администратор суда. 2020. № 4. С. 48.
30.Воронов А. М. Современные вызовы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2021. № 1. С. 55-60.
31.Ведерникова М.В., Линге М.В., Панченко С.В., Стрижова С.В., Супатаева О.А., Уткин С.С. Актуальные вопросы внесения изменений в федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Препринт /Ин-т проблем безопасности развития атомной энергетики РАН, № IBRAE-2020-03). - М.: ИБРАЭ РАН, 2020. - 22 с.
32.Гуласарян А. С. Российская Федерация и международные энергетические объединения: проблемы, современное состояние и перспективы взаимодействия // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 185.
33.Губин А.Т., Сакович В.А. О некоторых концептуальных вопросах изменения ФЗ "О радиационной безопасности населения". Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2020, Т. 65, № 6, с. 83-84.
34.Грищенко А. И. Ядерное право России - составная часть энергетического права // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2019. № 4. С. 20-29.
35.Дубовик О. Л., Редникова Т. В. Квалификация преступлений в сфере использования энергии, обращения с радиоактивными отходами и обеспечения радиационной безопасности // Российский следователь. 2019. N 2. С. 45 - 50.
36.Краснова И. О. Правовая природа и система актов государственной экологической политики // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 1. С. 164.
37.Кучинов В.П., Лысенко М.Н. Международно-правовое регулирование использования плавучих атомных электростанций: проблемные вопросы // Международное публичное и частное право. 2021. № 5. С. 21.
38.Кузнецова Н. И. Глобальные проблемы современности: понятие, сущность и классификация // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 2 (98). С. 140-147.
39.Кузнецова Н. И., Шкеле М. В. Механизм причинения вреда окружающей среде как объекту уголовно-правовой охраны // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 4 (54). С. 34-39.
40.Кочетков О.А., Клочков В.Н., Самойлов А.С., Шандала Н.К. Гармонизация законодательных актов Российской Федерации с современными международными рекомендациями // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2021. T. 66. № 6. С. 111-115.
41.Лысенко М.Н. О практике заключения Россией межправительственных соглашений в области мирного использования атомной энергии // Правовой энергетический форум. 2019. № 3. С. 26-32.
42.Метельков А.Н. Государственный механизм в борьбе с ядерным терроризмом // Вестник Костромского государственного университета. 2022. Т. 28, № 3. С. 231–240.
43.Метельков А.Н. Ядерный терроризм: минимизация последствий (монография). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России, 2022. 275 с.
44.Нестеров О.Л. Радиобиологические последствия радиационных аварий // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2020. № 7. С. 16.
45.Супатаева О. А. Регулирование безопасности при использовании атомной энергии // Предпринимательское право. 2019. № 3. С. 15-17.
46.Шлямина А.А. Понятие экологической безопасности в законодательстве России и Финляндии // Административное право и процесс. 2021. № 12. С. 63.
47.Шарафутдинов Р. Б., Курындин А. В., Киркин А. М., Синегрибов С. В., Картова А. М. О необходимости совершенствования нормативной правовой базы в области использования атомной энергии для регулирования безопасности термоядерных установок // Ядерная и радиационная безопасность. 2021. № 3 (101). С. 5–15.
48.Шпинев Ю.С. Правовое регулирование инвестиций в атомную энергетику // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 17. С. 124–134.
49.Шульга И. Государственное (без)участие // Атомный эксперт. 2019. № 7. С. 20–29.
50.Шинкарев С.М., Кочетков О.А., Клочков В.Н., Барчуков В.Г. К дискуссии о внесении изменений в Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2020. Том 65. № 3. С. 77-78.