Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость изучаемой проблематики определяется функцией и значением корпоративного налогообложения в структуре доходов бюджетов субъектов.
Налог на прибыль компаний играет важную роль в формировании доходов региональных бюджетов Российской Федерации. Хотя этот налог отнесен к категории федеральных, регламентированные налоговые ставки на уровне 18% (и с поправкой с 2017 по 2030 год до 17%) обеспечивают перечисление его сумм напрямую в бюджеты субъектов РФ. В структуре доходов консолидированных бюджетов этих субъектов на долю налога на прибыль предприятий приходится более 33%.
В наше время, почти в каждой стране глобуса, наблюдается неустойчивость и колебания в социально-экономическом прогрессе.
Российская Федерация испытывает острое давление, противостоит сложнейшим испытаниям, вызванным современными глобальными вызовами, которые усиливаются введением против нее обширных санкций.
В нынешнем контексте становится первоочередной задачей оптимально задействовать существующие запасы и возможности для увеличения налоговых поступлений в бюджеты различных эшелонов, одновременно обеспечивая согласованность фискальной и нормативно-регуляторной роли налоговой системы.
В рамках налоговой структуры, которую обязаны соблюдать бизнес-субъекты, ключевое место занимает корпоративный налог на прибыль, который выделяется не только значительной фискальной, но и значимой регулятивной функцией.
В этой связи, каждый элемент данного налога должен быть глубоко продуман и взвешен.
Требуется акцентирование налоговой политики в сторону поддержки развития технологической независимости и промышленной автономии России. В условиях текущей политической, социальной и экономической обстановки на международной арене и внутри страны, а также учитывая непрерывную эволюцию в экономической сфере, насущной становится необходимость глубинного анализа способности налоговой системы эффективно воплощать в жизнь существующие возможности. Это касается, прежде всего, налога на прибыль предприятий, который непосредственно влияет на финансовые результаты деятельности коммерческих организаций.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию налогового учета по налогу на прибыль в Российской Федерации.
Данная цель обусловила постановку следующего ряда задач:
- изучить экономическую сущность налога на прибыль организаций в РФ;
- раскрыть действующий механизм учета по налогу на прибыль организаций;
- дать краткую характеристику предприятия;
- исследовать организацию и ведение налогового учета расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций ООО «Монтаж»;
- изучить проблемы ведения налогового учета по налогу на прибыль организаций;
- выявить направления совершенствования налогового учета по налогу на прибыль в Российской Федерации.
Объектом исследования выступило Общество с ограниченной ответственностью «Монтаж».
Предметом исследования является налоговый учет налога на прибыль организации.
Фундамент исследования укрепляется на основе Конституции, закрепляется Бюджетным и Налоговым кодексами РФ, а также другими законодательными документами.
В ходе решения задач применялись методы, включающие диалектику как подход к изучению экономических процессов через их постоянное изменение, взаимосвязь и зависимость. Использовались также универсальные научные методы, такие как абстракция для выявления сущностных характеристик, моделирование для создания упрощённых копий экономических процессов, аналитический и синтетический подходы для разделения на составные части и последующего их объединения, группировка и контрастное сопоставление для выявления различий и сходств. Также применялись анализ нормативных документов, обзор литературы и статистических данных, плюс сравнительный анализ для оценки различий и сходств.
Научная ценность полученных в ходе исследования выводов базируется на всестороннем анализе механизма расчета и перечисления корпоративного налога на прибыль.
Практическое значение выводов исследования связано с потенциалом для эффективной корректировки налоговых отчислений на прибыль в компании ООО «Монтаж».
Данная работа включает в себя введение, три главы, заключение, и библиографический список.
Глава 1 Теоретические основы налогового учета по налогу на прибыль организаций
1.1 Экономическая сущность налога на прибыль организаций в РФ
Налог на прибыль в России играет важнейшую роль, такую как поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации. Налогообложение прибыли организаций влияет на размещение ресурсов и распределение доходов в экономике. За все время своего существования данный налог претерпел значительные изменения, начиная с названия заканчивая ставками налогообложения [34].
Одним из основных элементов налогового администрирования налога на прибыль организаций является налоговый контроль, осуществляемый через налоговые проверки, а именно камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Основными показателями, характеризующими налоговое администрирование по налогу на прибыль, являются: объем поступлений, динамика задолженности по налогу и количество проверок [20, с. 415].
Для рассмотрения первого показателя и понимания динамики и роли налога на прибыль в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов, приведем в таблице 1.1, полученные на основе отчетности Федеральной налоговой службы.
Таблица 1.1
Доля налога на прибыль организаций в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов (млрд. руб.) [8]
Федеральные округа, консолидирован ные бюджеты субъектов РФ 2021 год 2022 год 2023 год
Налоговые доходы Налог на прибыль Доля, % Налоговые доходы Налог на прибыль Доля, % Налоговые доходы Налог на прибыль Доля, %
Российская Федерация 10 034 2 927 29 12 650 4 529 36 14 153 10 265 73
Центральный 3 855 1 194 31 4 825 1 730 36 5 252 4 063 77
Приволжский 1 408 315 22 1 848 574 31 2 065 1 255 61
Северо-западный 1 174 347 30 1 497 553 37 1 849 1 443 78
Уральский 1 058 376 36 1 363 622 46 1 435 1 041 73
Сибирский 992 291 29 1 338 544 41 1 504 1 051 70
Дальневосточный 724 229 32 803 249 31 926 675 73
Южный 656 149 23 779 212 27 902 584 65
Северокавказский 167 27 16 197 44 22 220 153 70
Исходя из данных таблицы видно, что доля налога на прибыль в консолидированных бюджетах субъектов России имеет достаточный вес и остается довольно стабильной в течение анализируемого периода с 2021 по 2023 года.
Так, в 2021 году поступления налога на прибыль, в общем по РФ, составили 2 927 млрд. руб., в 2022 году - 4 529 млрд. руб., а в 2023 г. - 10 265 млрд. руб. Прирост поступлений в 2023 составил 5 736 млрд. руб., а доля налога на прибыль в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов выросла в 2 раза. Главная причина этому - налаживание эпидемиологической ситуации в стране. Ведь в 2021 году пострадало очень много как крупного так и малого и среднего бизнеса, в 2023 году доля пострадавшего бизнеса существенно сократилась, что поспособствовало росту прибыли, соответственно данный прирост привел к увеличению налоговых поступлений.
По данным расчетов специалистов, рост номинальной заработной платы за анализируемый период имеет следующие значения: в 2021 году он составил 6 %, в 2021 году - 8,3 %, в 2023 году - 14,13 %. Это показывает тесную связь между уровнем поступлений НДФЛ и номинальной заработной платой, а также высокий уровень эффективности налогового администрирования.
В целом, налог на прибыль организаций играет важную роль в структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ и обеспечивает стабильный доход.
Кроме того, из таблицы 1.1 видно, что налог на прибыль занимает одно из главных мест в структуре доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ. Во всяком случаем, в разрезе федеральных округов данные показатели имеют значительные отличия (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Поступления налога на прибыль в доходах консолидированных бюджетов РФ в разрезе федеральных округов в 2023 году[8]
Как видно на рисунке, при сравнительном анализе, самая низкая доля поступлений налога на прибыль в 2023 году наблюдается в Приволжском федеральном округе - 61 %. Самая высокая - в Северо-западном федеральном округе - 78 %. Это можно обусловить тем, что во всех субъектах России существует разная тенденция формирования бюджетов. Например, в одних регионах развита добывающая промышленность и производственная сфера, в других же наоборот.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно сильно развитой экономики и характерное влияние на это оказывает добывающая отрасль и энергетика.
Подробнее рассмотрим роль налога на прибыль в формировании консолидированного бюджета Южного федерального округа (ЮФО) в 2023 году в разрезе его субъектов (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 - Поступления налога на прибыль в доходах консолидированных бюджетов субъектов ЮФО в 2023 году (млн. руб.) [8]
Как видно на рисунке 1.2, доля налога в консолидированных бюджетах субъектов ЮФО варьируется от 49 до 78 процентов. Самое высокое значение данного показателя наблюдается в Городе Севастополе (79%), самое низкое в Республике Адыгея (49%).
Такую разницу налоговых доходов и доли налога на прибыль организаций в консолидированных бюджетах субъектов ЮФО можно объяснить тем, что все регионы разные по числу населения, территории, количеству рабочих мест и предприятий, а также имеют разную структуру налоговых поступлений. Например, в Краснодарском крае действует курортный сбор, а также на его территории находится игорная зона, которая приносит дополнительный доход в виде налога на игорный бизнес.
Таким образом, можно сделать выводы, что в настоящее время налог на прибыль организаций стал третьим по значимости в структуре доходов федерального бюджета страны. Но в тоже время данный налог является основообразующим источником доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения разделения ставки налога между уровнями бюджета привели к росту доходов федерального бюджета.
Необходимым условием для дальнейшего развития государства является совершенствование налогового администрирования, проявляющее себя в улучшение системы налогообложения прибыли [12]. К тому же, по нашему мнению, для пополнения поступлений от налога на доходы физических лиц в бюджет, было бы рационально ввести упрощенную прогрессивную шкалу налогообложения, применяемую к гражданам, получающим высокую прибыль и дивиденды.
В настоящее время, вопросы, связанные с совершенствованием организации налогового контроля и определением путей его совершенствования налогового контроля, представляется достаточно актуальными. Неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство, должно стать основной целью налогового контроля, поэтому ФНС постоянно разрабатывает новые средства для реализации данной цели.
1.2 Действующий механизм учета по налогу на прибыль организаций
Прибыль, которую получают экономические субъекты, подлежит налогообложению[16].
Система налогообложения в организациях определяется в Российской Федерации на основании законодательных актов - Налогового кодекса РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4.О налоговых органах РФ: Федеральный закон от 21.03.1991 N ФЗ-943- 1 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5.О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 16.07.2013 Ns АС-4-2/12705 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6.Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7.Абажуров Е. А. Проблемы налогов / Е. А. Абажуров. - Москва: Пресс. - Экономика и право- 2019. - С. 1-6.
8.Аналитический портал ФНС России. - [Электронный ресурс]. - URL: https: analytic.nalog.gov.ru.
9.Борисов, А.Б. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй с практическими разъяснениями и постатейными материалами XL: Книжный мир. 2024. - 928 с.
10.Брызгалина А.В. Правовые основы налогового администрирования Хозяйство и право. -2023 -№3. - С. 3-17.
11.Брызгалина А.В. Учётная политика предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2024 год / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право- Москва: Юрайт. 2023. - 185 с.
12.Власенкова Е.А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2021- №6(438). - С.75.
13.Голубев А. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. / А. Г. Голубев: Москва: Юрайт, 2019. - 336 с.
14.Гончаренко Л .И. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л.И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л И. Гончаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юраит. 2019. - 524 с.
15.Гончаренко, Л. И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник / Л. И. Гончаренко. - учебник и практикум для бакалавриата. - 2 - е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 524 с.
16.Григолий, С.З. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры / С.3. Григолий // Вестник современных исследовании. - 2019. - №4.7 (31). - С. 78-83.
17.Гришина В.В. Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ / В.В. Гришина // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. - 2019. - С. 48-52.
18.Емельянов К.К. Оценка влияния бюджетной политики на состояние федерального бюджета Российской Федерации / К.К. Емельянов, Н. П. Карлова // Финансы, учет, банки - 2021. - С. 28-31.
19.Зотиков Н.З., Емельянов К.К. Государственный долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований / Н.З. Зотиков, К.К, Емельянов // Вестник университета. - 2021. - № 7. - С. 32- 42.
20.Калашникова, Е. Ю. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета Российской Федерации / Е. Ю. Калашникова, Д. М. Анимукова — Текст: непосредственный Молодой ученый. - 2020. — № 22 (208).-С. 414-417.
21.Клейменов, М.О. Налоговое право: учебное пособие // М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - 2023. - С.215.
22.Кондратюков Н.П. Бухгалтерский учет и финансово-экономический анализ. - М.: Издательство «Дело», 2021. - 233с.
23.Лубова, Т.Н. Вопросы разработки систем управления финансовым состоянием предприятия / Т.Н. Лубова // В сборнике: Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Международная научно-практическая конференция, декабрь 2019 г.: сборник материалов. под ред. А. И. Кравченко, Г. В. Синцова, Г. С. Широкаловой. Пенза, 2019. С. 69-71.
24.Майбуров И.А. и др. Цифровые технологии налогового администрирования: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика, государственный аудит и финансы, и кредит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - с. 74
25.Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров - Москва: Цифрус. 2019 - 129 с.
26.Майбуров, С. В. Налоги и налогообложение / С. В. Майбуров. - М.: ЮНИТИ, 2021.-415 с.
27.Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис // Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 388 с.
28.Министерство Финансов Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: https:7minfm.gov.ru/ru/ - Текст: электронный.
29.Официальный сайт ФНС России. - [Электронный ресурс]. - URL: https: www.nalog.gov.ru m77.
30.Панин, В.А. Оформление результатов налоговой проверки / В.А. Панин Журнал «Российский налоговый курьер», 2024. - № 2. - С. 44-45.
31.Пармин В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В Г. Пармин. - Москва: Юрайт. 2019. - 360 с.
32.Пепелеяев С.Г., Попов, П.А., Кудряшов Е.В., и др. Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вуза. М: Просвещение. 2019. - С.319.
33.Расчесов Е В. Рост доходной части федерального бюджета как фактор экономического роста / Е.В. Расчесов, С.Ю. Сиваков // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 2021. - С. 170-173.
34.Тюрина Ю. Г. Роль налоговых проверок в системе налогового контроля Ю. Г. Тюрина // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения материалы IV Международной научно-практической конференции ФГАОУ ВПО-Волгоградский государственный университет»; Ответственный редактор Горшкова НВ- 2019. - С. 236-241.
35.Урчакова А. С. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Урчукова - Москва: Вершина. 2019. - 388 с.
36.Фесина Е.Л. Налоговые правонарушения и формы их проявления в условиях теневой экономики / Е.Л. Фесина // Вестник НЦБЖД. - 2023. - № 3(29).-С. 105.
37.Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д Г. Черник. Ю Д Шмелев; под ред. Д. Г. Черника - Москва: Юрайт. 2021. - 364 с.
38.Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. Бучаева С.А. Резервы налогового планирования: формирование налоговых эффектов в условиях цифровизации / Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев, С.А. Бучаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2019. -№ 1(119). - С.3.
39.Nigmatzyanova, A.K. La fiscalitё indirecte dans la Fёdёration de Russie et les perspectives de son dёveloppement / Nigmatzyanova A.K., Lubova T.N.// Приднепровский научный вестник. 2020. Т. 11. № 1. С. 28-30.
40.Fazrakhmanov, I. The origins of the financial-economic crisis: the paradox of traditional education by m.i. tugan-baranovsky /Fazrakhmanov I., Abdullin A., Farrakhetdinova A., Valieva G., Lebedeva O., Lubova T., Lukmanov D.// International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 10. С. 2165-2180.