Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как вид искусства музыка непосредственно апеллирует к эмоциональному миру индивида, что демонстрирует степень ее воздействия на духовный мир любого человека.
Эта удивительная способность отражать переживания людей в разные периоды жизни делает музыку совершенно необыкновенным средством развития личности и ее способностей.
Музыкальное воспитание – приоритетный компонент системы эстетического воспитания.
Развитие именно навыков правильного и тонкого восприятия музыки может обеспечить индивиду развитие в себе чувства музыкальности, возникновение неподдельного интереса к музыкальным произведениям, к занятиям, формирования багажа знаний и впечатлений.
Музыкальные слух и ритм также получают развитие в ходе освоения навыков музыкального восприятия.
В психологии и педагогике уделяется внимание развитию отдельных компонентов музыкального слуха и ритма у детей: тоновой чувствительности, места вокальной моторики, умении слышать высоту звука, различать особенности тембрового слуха.
Проблемы развития музыкального слуха разрабатывали Б.М. Теплов, О.П. Радынова, Ветлугиной Н.А. и другие.
Специфика и формирование музыкального восприятия и средств его развития изучались в трудах О.П. Радынова, Е.В. Лебедева и других.
Через формирование музыкальных навыков (в том числе слуха и ритма) можно понять музыкальное искусство как целостный духовный мир и дать представление о действительности.
В этом смысле наследие Б.М. Теплова в области психологии и педагогики, его концепция творческой одарённости Б.М. Теплова применительно к музыкальному слуху и ритму представляется актуальным и перспективным.
В структуре музыкальности ведущее место занимает такая способность, как эмоциональная отзывчивость на музыку. Эмоциональная отзывчивость возникает посредством активной музыкальной деятельности.
Поэтому актуальность темы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической, методической и экспериментальной разработки вопросов музыкального слуха и ритма.
Цель исследования: проанализировать теоретические и методические аспекты психолого-педагогического наследия БМ Теплова в рамках современного музыкального образовательного процесса.
Задачи:
1) провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
2) рассмотреть основные этапы жизненного и творческого пути Б.М. Теплова;
3) исследовать научно-педагогическую и историко-методологическую деятельность Б.М. Теплова;
4) проанализировать концепцию музыкальной одарённости Б.М. Теплова;
5) провести психолого-педагогический анализ проблемы абсолютного и гармонического слуха в теории способностей;
6) выявить и описать перспективы применения в современном искусстве наследия Б.М. Теплова в области развития чувства ритма;
7) сформулировать методические рекомендации по использованию наследия Б.М. Теплова в рамках современного музыкального образовательного процесса.
Объект исследования: теоретико-методическое наследие Б.М. Теплова.
Предмет исследования: перспективы применения психолого-педагогического наследия Б.М. Теплова в рамках современного музыкального образовательного процесса.
Теоретическую основу исследования составляют труды по вопросам становления музыкального слуха и ритма, эмоционального восприятия музыки в процессе слушания, создания условий, обеспечивающих эффективность развития эмоционального восприятия музыки в процессе слушания следующих психологов и педагогов: Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, Тарасовой, А.Г. Гогоберидзе, Г. В. Иванченко, Е.В. Лебедевой, М.А. Михайловой и других.
Практическая значимость исследования заключается в изучении перспектив применения концепции одаренности Б.М. Теплова применительно к развитию слуха и ритма у детей и обучающихся именно в рамках современного музыкального образования.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы применения психолого-педагогического наследия Б.М. Теплова в рамках современного музыкального образовательного процесса
1.1 Жизненный и творческий путь Б.М. Теплова
Борис Михайлович Теплов – инициатор создания и развития научной психологической школы, в которой мы находим имена известных в России и за ее пределами ученых. Это В. Н. Небылицын, Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо и многие другие [1].
Рассмотрим самые важные периоды его жизни, а также вспомним научные идеи и изобретения, которые и сегодня считаются актуальными и не потерявшими научного интереса и научной новизны.
Б.М. Теплов родился в 1896 году в г. Тула в обеспеченной дворянской семье. Его отец, по профессии инженер, являлся почетным гражданином Тулы и имел дружеские связи с семейством Л. Н. Толстого [2].
Как и многие дворянские дети того времени, получил блестящее всестороннее образования, он владел несколькими европейскими языками и виртуозно играл на фортепиано.
В дальнейшем широкий кругозор и высокий уровень образования пригодились в профессиональной и научной деятельности.
Так, известен факт: его ученик, впоследствии тоже популярный ученый В. Д. Небылицын, перевел с французского материал о развитии статистических методов в психологии. В данном материале термин «факторный анализ» был переведен как «факториальный анализ».
Б. М. Теплов обнаружил этот недочет, заметив, что в русском языке, в отличие от французского, есть слово «фактор», поэтому данный «анализ» следует называть факторным, а не факториальным [3].
Участие в событиях Первой мировой войны также дали преимущества в дальнейшей деятельности [2].
Во многом эти наблюдения легли в основу исследования «Разум и воля полководца», которое он начал писать в 1942 году во время эвакуации института в Ашхабад.
В 40-50-е гг. Б.М. Теплов изучал и развивал концепцию психологии способностей, создавал учебник по психологии, издавал научные статьи, трудился в институте, был избран академиком АПН РСФСР [Теплов, 1952].
Выступление с докладом о том, что психология является специфической наукой и в то же время органично соотносится с учением И. П. Павлова о сигнальных системах, привлекло дополнительное внимание к исследователю.
Стык 1950–1960-х годов XX века стали временем основания и формирования школы «дифференциальной психофизиологии». Под руководством Б.М. Теплова и В.Д. Небилицына в рамках исследований проводились теоретические и экспериментальные опыты, которые также касались выявления как индивидуальных различий [Теплов, 1956–1972; Теплов, 1961], так и психофизиологических свойств психологии способностей [Голубева, 1997].
Однако, и музыка всегда была близка ученому. В свое время он обучался игре на фортепиано у профессора Московской консерватории, народного артиста СССР, талантливого и известного педагога К. Н. Игумнова [2].
Серьезная научно-исследовательская деятельность Б.М. Теплова началась на научном факультете МГУ. Вначале он участвовал в экспериментах по цветовой маскировке.
С 1933 года и далее Б.М. Теплов преподавал в вузах и осуществлял свою деятельность в Психологическом институте.
С 1929 года работал в институте по поручению Военно-технического совета Красной Армии.
С1933 года заведовал Лабораторией психофизиологии ощущений и изучал психологические аспекты музыкальности.
В рамках этой работы проводились эксперименты по выяснению, как музыка влияет на эмоциональное состояние человека и его психофизические параметры. Исследователю удалось определить, что музыкальные звуки могут вызывать определенные эмоции и влиять на настроение человека.
Автором были разработаны методы исследования, позволившие провести измерение психологических и физиологических процессов, происходящих в организме человека при восприятии различного рода раздражителей.
Эксперименты осуществлялись с применением электроэнцефалографии, электромиографии и других методов для получения объективных данных о том, как функционирует мозг и нервная система при восприятии сенсорных стимулов.
Впоследствии докторская диссертация Б.М. Теплова также была написана на материале исследования психологии музыкальных способностей. Учение и последователи называют ее «содружество музыки и человека», а по сути она представляет фундаментальный и масштабный научный труд.
Таким образом, труды Теплова и участников его научной школы оказали существенное влияние на развитие не только психофизиологии, но и на другие отрасли психологической науки
1.2 Научно-педагогическая и историко-методологическая деятельность Б.М. Теплова
Б.М. Теплов проявил себя выдающимся исследователем в области психологии восприятия. Свои исследования он проводил не только в академических лабораториях, но и в реальной жизни. В рамках исследования он анализировал, как люди воспринимают окружающий мир, какие факторы влияют на их восприятие, как эти знания можно применить для улучшения жизни людей.
Организация научных исследований в области образования стала еще одним направлением приложения усилий Б.М. Теплова. Исследователь разрабатывал методики и программы обучения, которые способствовали более эффективному усвоению знаний и развитию талантов студентов.
Авторская методика Б.М. Теплова была презентована на международных конференциях и симпозиумах, где представлял результаты своих исследований. Он сотрудничал с учеными и специалистами со всего мира, обменивался опытом и находил новые подходы к решению научных и практических задач.
Теоретическая основа формирования научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии, основанной на исследованиях Б.М. Теплова, включает четыре компонента [Теплов, 1967].
К ним относятся:
теоретико-методологическое изучение вопросов объективных методов исследования – количественного и качественного анализа в психологических и методологических трудах;
научно-историческое изучение эволюционных вопросов изменения принципов, методов, подходов и т.п. исследований;
педагогическая деятельность, которая включает преподавательскую карьеру, связанную с преподаванием психологии в учебных учреждениях разных статусов и направлений;
наконец, научно-административная или научно-организационная деятельность, которая включает деятельность по организации, управлению, участию в научных исследованиях и проектах, связанных с развитием, исследованием или сопровождением психологией.
Подробнее четыре компонента, являющиеся основой формирования научной школы отечественной дифференциальной психофизиологии, описанных в исследованиях Б.М. Теплова, описаны в схеме, которая размещена на рисунке 1 в Приложении к данной работе.
Кратко опишем основные направления деятельности Б.М. Теплова в Таблице 1 в Приложении к данной работе.
Развитие учения И.П. Павлова о типах нервной системы, основанные на новаторских теоретических и экспериментальных подходах, привели к созданию оригинальных методов психофизиологической характеристики индивидуальных различий в функционировании психики как у животных, так и у человека.
В трудах Б.М. Теплова были затронуты многие положения, которые можно применить в целом к феномену одаренности, в том числе музыкальной. Подробнее данные вопросы рассмотрим в 3 параграфе данной главы работы.
1.3 Концепция музыкальной одарённости Б.М. Теплова: понятие, содержание, достоинства и особенности
Теория или концепция (далее — Концепция) музыкальной одаренности Б. М. Теплова основана на предложенном им представлении о способностях и таланте и является ее конкретизацией применительно к музыкальной деятельности человека.
Как известно, Б. М. Теплову с самого начала научной деятельности был свойственен интерес к психологии искусства вообще и музыки в частности.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. – М.: Академия, 2004. – С. 336.
2.Алексеев Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решений. – Новосибирск: НГУ, 1991. – 74 с.
3.Аношкин И.В. ВКЛАД Б. М. ТЕПЛОВА В ПСИХОЛОГИЮ СПОСОБНОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ) // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО. СОЦИОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. – 2021. - № 3. - Т.7 (73). – С. 95-108.
4.Бершацкий Г.Н., Cемёнов И.Н. Концептуальные модели интуиции и рефлексии в структуре творческого мышления и их апробирование в управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении. – М.: ИРПТиГО, 2003. – С. 78-85.
5.Бреан А. Музыка и мозг: как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект / Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе ; [Пер. с норвежского]. – Москва: Альпина Паблишер, 2020. – 293 с.
6.Голубева Э.А. Способности: К 100-летию Б.М. Теплова. – Дубна: Феникс, 1997. – 392 с.
7.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.
8.Елисеенко А.С., Семёнов И.Н. Решение комплексных проблем в организационно-образовательных средах // Организационная среда ХХI века. – М.: МЭСИ, 2012. – С. 95-99.
9.Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – С. 264.
10.Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М.: Таланты - XXI век, 2007. – С. 320.
11.Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. – Ярославль: ЯрГУ, 2001. – 200 с.
12.Лебедева Е.В. Подбор по слуху в концертмейстерском классе (уч.- мет. пособие для преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов). – Мурманск, 2004. – 42 с.
13.Лейтес Н. С. Широта одаренности, призвание, судьба. К 100-леттию со дня рождения Б.М. Теплова / Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 139–153.
14.Леонтьев А. Н. и Овчинникова О. В. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей. — Доклады АПН РСФСР, 1958. – № 3, с. 43— 48.
15.Любимов С.Е., Семёнов И.Н. Научная деятельность Б.М. Теплова и его концепция творчества полководца в процессе практического мышления // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2015. – № 3. – С. 9-51.
16.Медушевский В.В. Ориентированность музыки на правое полушарие мозга и вопросы музыкального восприятия. // Тезисы Пятой научной конференции НИИ художественного воспитания АПН СССР. – М., 1977. – С. 125-126.
17.Пономарёв Я.А. Психика и интуиция. – М.: Политиздат, 1967. – 256 с.
18.Пономарёв Я.А., Алексеев Н.Г., Cемёнов И.Н. Исследование проблем психологии творчества // Вопросы психологии. 1979. – № 4. – С. 234.
19.Пономарёв Я.А., Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. (ред.). Психологопедагогические аспекты развития творчества и рефлексии. – М.: Философское общество, 1988. – 276 с.
20.Семёнов И.Н. К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в Московском психологическом институте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2012. – № 4. – С. 76-107.
21.Семёнов И.Н. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования // Инновационная деятельность в образовании. – 1994. – № 1. – С.210-214.
22.Семёнов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. – М.: НИИОПП АПН СССР, 1990. – 216 с.
23.Семёнов И.Н. Рефлексия как фактор развития одаренных школьников. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1994. – 234 с.
24.Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. – Фрунзе: КГПИ, 1985. – 28 с.
25.Старчеус М.С. Музыкальные способности // Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед.учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. – М., 2003. - С.128 -158.
26.Теплов Б.М. О культуре научного исследования // Избранные труды. – М.: Педагогика, 1985. Т. 2. – С. 310-337.
27.Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Известия АПН РСФСР. – 1953. – Вып. 45. – С. 49-74.
28.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 536 с.
29.Теплов Б.М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. – М.: Просвещение, 1967. – Т. 5. – С. 239-286.
30.Теплов Б.М. Психологические исследования в области военно-маскировочного дела (1923-1927). – М.: БФ «Твердослов», 2006. – 168 с.
31.Теплов Б. М. Психология: учебник для средней школы / Б. М. Теплов. – Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. – Москва: Концептуал, 2019. – 255 с.
32.Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004. – С. 640.
33.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.
34.Теплов Б.М. Советская психологическая наука за 30 лет. – М., 1947. – С. 355.
35.Теплов Б.М. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. –М.: Просвещение, 1957-1967. – Т. 1-5.
36.Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. – М.: Институт философии Академии наук СССР, 1962. – 40 с.
37.Теплов Б.М. Ум полководца // Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. – Т. I. – С. 223-305.
38.Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. – М.: Наука, 1987. – 203 с.
39.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика/ Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. – С. 368.
40.Шадриков В. Способности человека. — М., 1997. — 360 с.
41.Changizi M., Harnessed: how language and music mimicked nature and transformed ape to man / By Mark Changizi. – Dallas (Texas): BenBella Books, 2011. – 216 p.
42.Dufour V. Chimpanzee drumming: a spontaneous performance with characteristics of human musical drumming. Electronic supplementary material / V. Dufour, N. Poulin, C. Curé, Е. Sterck // Scientific Report. – 2015 – № 5. – Р. 11320. URL: https://doi: 10.1038/srep11320 (дата обращения 12.04.2024).
43.Sakkalou E. ‘Infants infer intentions from prosody’ / E. Sakkalou, M. Gattis // Cognitive Development. – 2012. – Vol. 27 (1). – Р. 1–16. URL: https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2011.08.003 (дата обращения 14.04.2024).
44.Winkler I. ‘Newborn infants detect the beat in music’ / I. Winkler, P. G. Háden, O. Ladinig, I. Sziller, H. Honinghttps // Proceedings of the National Academy of Sciences USA (PNAS). – 2009. – № 106 (7). – Р. 2468–247 (2009). URL: https://doi.org/10.1073/pnas.0809035106 (дата обращения 14.04.2024).