Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Спорт влияет на физическое развитие человека, на его моральные качества, на формирование различных физических навыков и качеств. Спорт закаляет дух и тело. Благодаря занятий спортом человек становится трудолюбивым, морально устойчивым, волевым, смелым, позитивным – все эти качества формируют личность человека и особенности его темперамента. Занятия спортом благотворно влияют на развитие спортсмена, как физически, так и психологически и образуют определенные связи стрессоустойчивости, самооценки и свойств его личности и так далее.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что одним из основных показателей достижение наивысших целей в спорте в том числе в баскетболе, является обучение, развитие своих физических качеств и психологических качеств. Уровень спортивной подготовленности отражает сформированность двигательных умений, навыков и развитие физических способностей на определенном этапе спортивной подготовки. В условиях спортивной деятельности наряду с уровнем технического мастерства немаловажную роль играют специальная физическая подготовленность и психологическая, которая может оцениваться по результатам психофизиологического тестирования. Высокий уровень развития специальной физической и психологической готовности позволяет спортсмену решать поставленные перед ним задачи и добиваться определенных успехов. В теории и практике спорта остается актуальной проблема поиска методических подходов для оперативного выявления наиболее подготовленных спортсменов, способных показать на данный момент высокий спортивный результат. В связи с этим, мы предположили, что специфические психофизиологическое показателя спортсмена могут отражать текущий уровень его специальной физической и технической подготовленности.
Теоретическая основа данного исследования сформировалась как синтез исследований о психологическом возрасте в подготовке спортсменов, которые рассматривали различные исследователи: Р. А. Абдурахманов, Л. К. Аверченко, В. И. Андреев, В.К. Вилюнас, В. В. Гончаров, О. А. Дейнеко, Б.И. Додонов, А.Л. Журавлева, Ю. В. Зенков, А. С. Калюжный, В. Л. Ковалев, Ю. А. Лукаш, И. В. Мишурова, В.М. Цветаев, H. A. Ягунова, П. М. Якобсон, Л. А. Яккока, С. Е. Яхновец и др.
Объект исследования: баскетболисты.
Предмет исследования: психологический возраст баскетболистов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь психологического возраста с физической и технической подготовкой баскетболистов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятия психологического возраста в психологии.
2. Рассмотреть физическую и техническую подготовку баскетболистов.
3. Выявить взаимосвязь физической и технической подготовки на психофизиологическое состояние баскетболистов.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего использования психологами разработанных психологических рекомендаций по развитию психологического возраста баскетболистов.
Для решения сформулированных задач использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ понятия психологического возраста в психологии, физической и технической подготовки в баскетболе; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; моделирование использовалось для построения психологической модели работы по развитию психологического возраста баскетболистов.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; эксперимент, по оценке психологического возраста баскетболистов.
Этапы исследования.
1. Первый этап – накопление и анализ методической, научной литературы, касающейся выбранной темы исследования. Определение цели исследования, обоснование целей и задач, составление плана работы.
2. Второй этап - определение основных методов исследования, подбор диагностического инструментария.
3. Третий этап - уточнение теоретических положений работы, применение методов на практике.
4. Четвертый этап – анализ и обоснование выводов работы, обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального обучения, оформление работы.
Структура работы: соответствует логике научного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ взаимосвязи психологического возраста с физической и технической подготовкой баскетболистов
1.1 Теоретический анализ понятия психологического возраста в психологии
В каждом возрасте существуют характерные особенности, а также определенные возможности и помимо всего прочего различные плюсы и минусы, отражаемые на социальном направлении жизнедеятельности индивида. В настоящее время тема психологического возраста довольно часто обсуждаемая. И это происходит в результате того что на данный момент времени в социуме существуют мнение о том, что возраст – не является объектом, не является определенной объективной реальностью, которая находится отдаленно от всего остального, что подлежит исследованию, а также применению. А значит и само определение возраста не будет указывать на отражение определенной реальности, «оно не имеет отражательного статуса и смысла» [21].
Под психологическим возрастом определяют внутренний вариант отсчет», исходя из которой определение различных достижений будет происходить по-разному, по мнению разных людей.
В качестве меры измерения психологического возраста выступают всевозможные данные. В.В. Иванова в своем исследовании рассматривает как пример слова Т.Н. Березиной относительно того, каким именно образом человек исследует собственный психологический возраст. Допустим, некоторые берут за основу социально значимые внешние показатели и прежде всего деятельной направленности.
Некоторые представляют периоды жизнедеятельности на основании различных событий из их жизнедеятельности это могут быть встречи, расставания и так далее.
Есть и те кто подразделение делает исходя из циклов жизнедеятельности на основании динамики личного роста: умею читать; сочинил рассказ и так далее. В любой ситуации основной показатель установления личного психологического возраста будет субъективное понимание жизненных событий [19].
В это же время существует вопрос относительно субъективного понимания индивидом собственного возрасту, а именно того как объективный показатель времени жизнедеятельности трансформируется в личное понимание возраста определяемого на уровне сознания исходя из обобщенного понимания собственной специфики жизнедеятельности человека.
Восемь периодов психосоциального развития по Э. Эриксону представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Восемь стадий психосоциального развития по Э.Эриксону
Хотя само понятие «зрелость» используется только описании трех последних стадий, некие элементы достижения зрелости сопровождают человека на протяжении всей жизни. Проходя каждый этап своей жизни, приобретая личный опыт, индивид становится более зрелым или взрослым относительно себя предыдущего. Однако нельзя утверждать, что, достигнув какого-то возраста личность обязательно становится во всех смыслах зрелой.
С одной стороны, взрослый человек является неким эталоном сравнения с другими периодами жизни. Многие психологи рассматривали развитие личности до наступления зрелости и на этом ее развитие уже как-то не рассматривалось. Периодизация Пиаже заканчивается возрастом 17-18 лет, так же, как и периодизация Выготского. С другой стороны, возраст старости тоже часто вычеркивается из возраста зрелости, подразумевается, что запускаются некие инволюционные процессы. Так Юнг говорит, что «Период детства и преклонный возраст, конечно, весьма различны, однако у них есть одна общая черта – погружение в бессознательные психические явления».
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что внутренний вариант отсчет», исходя из которой определение различных достижений будет происходить по-разному, по мнению разных людей. ЫВ настоящее время существует проблема относительно субъективного понимания индивидом собственного возраста, а также относительно того какие именно объективные хронологические показатели времени будут трансформироваться в собственное понимание возраста определяемые в собственном сознании исходя из общего понимания личного жизненного пути в общем а также определенных периодов.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ананьев. Б.Г. Человек как предмет познания. Москва: Питер, 2017. 282 с.
2.Амбалова С. А. Влияние социума на социализацию личности // Вектор науки ТГУ [Сер. Педагогика, психология]. 2018. № 3 (22). С. 13–15.
3.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва: «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 240 с.
4.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 620 с.
5.Бабушкин, Г.Д. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов / Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 1 (12). - С. 153-169.
6.Буров, С. А. Физическая и психологическая польза от занятий баскетболом для детей / С. А. Буров // Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: Сборник научных трудов. Том Выпуск 3. – Тверь: Тверской государственный университет, 2021. – С. 34-36.
7.Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. пед. вузов / сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М.: «Академия», 2006. - 624 с.
8.Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2021. – 224 с.
9.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c.
10.Давыдова, О.С. Факторы, определяющие необходимость развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов с учетом их соматотипов / О.С. Давыдова, А.Н. Богдановский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 51-54.
11.Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2019. – 412 с.
12.Ильичева, О.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 3 (145). – С. 92-96.
13.Капустина. Т.В. Экспресс - диагностика типов личности: проективный метод: дис. … канд. психол. Наук. Хабаровск, 2019. 224 с.
14.Красненко С.А. и Щелкушкина Е.А. Формирование личности подростка // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3. С. 57-66.
15.Котова И. Б. Идея личностного и жизненного ресурса как предмет научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии // Гуманизация образования. 2019. № 6. С. 79–83.
16.Котова И. Б., Гусейнов Р. Д., Гусейнова И. С. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2017. 264 с.
17.Кудряшов, Е.В. Характеристика эффективности игровых действий баскетболисток / Е.В. Кудряшов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). – С. 177-179.
18.Лосин, Б.Е. Анализ соревновательной деятельности игроков периметра в современном баскетболе / Б.Е. Лосин, Т.С. Абрикосова, К.А. Кожемякин, С.Н. Елевич, Л.Н. Минина// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4 (170). – С. 196-200.
19.Лазурский. А.Ф. Классификация личностей. Москва: Юрайт, 2019. 274 с.
20.Макеева, В.С. Оценка и самооценка профессионально-учебной деятельности баскетболистов высокой квалификации в вузах спортивного профиля / В.С. Макеева, Минцзэ Сунь, И.В. Лосева, С.В. Чернов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 190-195.
21.Михайлова, Н. Понимать детство / Н. Михайлова, С. Юсфин. – Москва: Народ. образование, 2019. – 188 с.
22.Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник / С.В. Молчанов. – Москва: Юрайт, 2019. – 351 с.
23.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество / В.М. Мухина. – Москва: «Академия», 2017. – 456 с.
24.Олейникова, А.В. Кризис подросткового возраста / А.В. Олейникова //Аллея науки. – 2018. – Т. 2. № 10 (26). – С. 955-957.
25.Орехов, А.А. Развитие тактического мышление юных баскетболисток 11-12 лет на начальном этапе подготовки / А.А. Орехов, О.В. Ильичёва, Я.В Сираковская, А.В. Лаптев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 239-244.
26.Петренко А.В. Анализ взаимосвязи акцентуированности личности со склонностью к риску в подростковом и юношеском возрасте / Педагогика: история, перспективы. Toм 2. №5. 2019. С. 207-213.
27.Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Личность подростка // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). С. 125-130.
28.Руденко, А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов на Дону: Феникс, 2017. – 379 с.
29.Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 288 с.
30.Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию // К.Р. Роджерс. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2016. 473 с.
31.Сергазинова, М.А. Современные представления о ведении мяча в баскетболе / М.А. Сергазинова, Л.Н. Минина, Б.Е. Лосин, С.Н. Елевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 397-402.
32.Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2017. 480 с.
33.Содержание общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд с использованием индивидуальных заданий: монография / Е.С. Горовенко, Е.Ю. Домрачёва, А.Р. Шайдуллов [и др].; ВИФК. – СПб., 2023. – 90 с.
34.Стеценко, Н.В. Тактические действия в быстром прорыве баскетболистов студенческих команд / Н.В. Стеценко, К.А. Йосипенко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 11. – С. 82.
35.Терещенко В.В., Чуб И.М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3 (31). С. 230-239.
36.Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 286 с.
37.Тепсуркаева, З.В. Внеурочная деятельность как средство формирования «Я-концепции» подростков / З.В. Тепсуркаева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 164–166.
38.Ходырева, С.В. Особенности протекания подросткового кризиса у современных подростков / С.В. Ходырева // Будущее науки – 2019: сб. науч. ст. 7-й Междунар. молодеж. науч. конференции. – Курск, 2019. – С. 334-337.
39.Хомерики Н.С., Малыгин В.Л. Индивидуально-психологические характеристики подростков // Психиатрия. 2018. № 4 (60). С. 64.
40.Черний, Е.А. К вопросу о специальной игровой выносливости студентов-баскетболистов технического вуза / Е.А. Черний, О.В. Мараховская, М.В. Славнова, С.Ю. Бахарева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 451-453.