Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, в том числе обучению инвалидов, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Законом определены требования к адаптированию программ и условий обучения под потребности каждого обучающегося [1]. В связи с этим все большее значение приобретает совершенствование методов и средств обучения, поиск новых, эффективных способов развития знаний и умений, учет потенциальных возможностей обучающихся, повышение эффективности образовательного процесса.
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ОВЗ считается реализация условий инклюзивного образования в отечественной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский). Для этого применяются программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурная среда, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.).
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина) [2], федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3], федеральной образовательной программе начального общего образования (ФОП НОО) [4] и федеральной адаптированной программе начального общего образования (ФАОП НОО) [5]. В документах говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения.
В соответствии с ФАОП НОО для обучающихся с ограниченным возможностями здоровья образование детей с ОВЗ осуществляется с учетом и в соответствии с их особыми образовательными потребностями [5].
В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях первостепенной целью ставит не столько накопление знаний и умений у обучающихся, а формирование гармоничной разностороненней, а главное, уникальной личности обучающегося. В этой связи акцент обучения смещается на развитие у обучающихся их природных задатков, формирование творческой и уникальной личности, способной выполнять нестандартные задачи.
Развитие творческих способностей в условиях массовой школы является достаточно трудно решаемой задачей. Зачастую на развитие личности каждого обучающегося у педагогов просто не хватает времени, так как необходимо соблюдать программу обучения в условиях часто большого количества обучающихся в одном классе.
Изучению творческих способностей как педагогической проблеме посвящены многочисленные труды выдающихся педагогов и психолого. В их числе О.В. Дыбина, В.С. Кузин, С.Я. Рубинштейн, В.В. Пономарев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и др., работы которых позволяют максимально полно и объемно раскрыть сущность творческих способностей, их онтогенетический путь становления и методы их развития в младшем школьном возрасте.
Развитию творческих способностей способствует организация внеурочной деятельности. Такой вид дополнительного образования младших школьников позволяет ориентировать процесс творческого развития под склонности каждого ребенка. Индивидуальный подход подчеркивается и в Федеральном законе «Об образовании», в котором следует, что каждый ребенок вне зависимости от состояния здоровья имеет право на качественное обучения.
Развитие творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) значительно усложняется присутствием у обучающихся нарушений в развитии. Многочисленные исследования в области коррекционной педагогики (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Ф. Соколова, Е.А. Стребелева) показывают, что вне зависимости от нарушения в развитии, у всех обучающихся с ОВЗ страдают высшие психические функции. А ведь именно их уровень развития способствует развитию у младших школьников творческого опыта и знаний.
Творческая работа с обучающимися с ОВЗ недостаточно освещена в работах исследователей. До сих пор не актуализированы методы и средства творческого воспитания младших школьников с ОВЗ, пути и способы организации контроля творческого развития младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Одним из средств творческого развития обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования может стать использование информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) и, в частности, графических редакторов.
Развитие творчества подчеркнуто в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), в котором следует, что педагогам необходимо выбирать методы и средства обучения, позволяющие развивать творческие способности каждого ребенка.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование возможности использования графических редакторов для развития творческих способностей младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования – содержание и организация обучения на ступени начального общего образования.
Предмет исследования – графические редакторы как средство развития творческих способностей младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «творчество», «творческие способности».
2.Раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3.Раскрыть применение графических редакторов для развития творческих способностей младших школьников.
4.Подобрать диагностические методики для определения уровня развития творческих способностей младших школьников.
5.Составить комплект заданий с использованием графических редакторов для развития творческих способностей младших школьников в условиях инклюзивного образования.
6.Составить методические рекомендации для развития творческих способностей младших школьников посредством графических редакторов в условиях инклюзивного образования.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение.
- эмпирические – наблюдение, констатирующий эксперимент, тестирование, наблюдение;
- математические – количественный и качественный анализа результатов исследования.
Методологической основой исследования являлись работы исследования в области развития творческих способностей у обучающихся (Н.К. Винокурова, Л.И. Иванова, Т.С. Комарова, А.М. Матюшкин), психолого-педагогических особенностях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Е.А. Музафарова, Г.М. Петракова, Г.В. Яковлева), условий использования ИКТ в развития творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Н.Д. Гальскова, Г.В. Игнатьев, Н.В. Шабалина).
Теоретическая значимость исследования определяет тем, что в работе был выделен потенциал и условия использования графических редакторов в развитии творческих способностей у обучающихся младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты работы, а именно разработанный комплект занятий с использованием графических редакторов для развития творческих способностей младших школьников в условиях инклюзивного образования, может быть полезен учителям начальной школы в работе с обучающимися младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие «творчество», «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
Развитие творческих способностей у учащейся молодежи в настоящее время особо актуально. В первую очередь это связано с потребностью общества в креативных людях. В связи с этим необходимо более подробно рассмотреть понятия о творческих способностях в разрезе понятий «творчество» и «способности».
Рассмотрим сущностные характеристики понятия «творчество».
Во многих источниках творчество рассмотрено с различных сторон и научных концепций.
Изучением творчества занимались и философы. С их точки зрения творчество можно рассматривать как целенаправленная деятельность индивида по созданию новых материальных ценностей в форме воплощения их нового содержания [19, c. 55].
В педагогической науке творчество понимается как деятельность, которая позволяет получить что-то новое, отличающееся своим содержанием с точки зрения социально-исторического развития [20, c. 41].
В психологии творчество рассматривается с двух сторон. В более узком значении творчество понимается как деятельность субъекта, позволяющая изменить продукт в его качественно и количественно новой форме. В более широком значении творчество – это практико-теоретический вид деятельности человека, который позволяет получить новое, возможно только для данного человека, в виде результатов, материальных продуктов [15, c. 145].
ФГОС НОО также рассматривается творчество как одним из вид деятельности обучающихся (Рисунок 1).
Рисунок 1. Понятие «творчество» в контексте ФГОС НОО [2, c. 11]
Несколько философов, И.А. Беляев и А.Г. Спиркин, подробно рассматривали сущностные характеристики понятия «творчество»:
- творчество понимается как самосознание, присущее индивиду, которое позволяет воплотить продукт в новом творческом виде (И.А. Беляев);
- творчество можно представить в виде духовной работы, которая позволяет представить сложившиеся истины, закономерности и культуры в новом виде (А.Г. Спиркин) [19, c. 56-58].
Проведенный нами литературный обзор показал отсутствие единого мнения в отношении рассматриваемого нами понятия. Обобщая представленные нами определения понятия «творчество» можно сделать вывод, что творчество – это деятельность по получению нового продукта.
В психолого-педагогических исследованиях понятие о творчестве рассматривается в контексте развития личности.
А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что в сущности «творчество» можно рассматривать как продукт работы воображения человека [19, c. 52].
В.Д. Шадриков рассматривает творчество в разрезе понимания деятельности как процесса получения чего-то нового. Также исследователь отмечает, что творчество порождают присущие личности индивидуальные черты [12, c. 54].
Известный психолог В.М. Теплов рассматривает творчество как результат выражения психологических качеств личности, индивидуальный для каждого. При этом исследователь отмечает, что такие личностные качества присуще каждого человеку, но их степень выражения и адаптации к реальности и проявляется в творческих продуктах [25, с. 11].
Рассматривая творчество с позиции психолого-педагогического подхода, необходимо представить, какие стороны личности способствуют развитию творчества. Например, Д.Б. Богоявленская отмечает, что творчество определяется следующей совокупностью качеств: гибкость мышления (способность быстро переключаться с одной идеи на другую), свободу мысли (количество идей), оригинальность (способность генерировать идеи); любознательность и воображение [11, с. 50].
Т.Г. Богданова к дополнению к предложенному считает, что творческий человек всегда готов рисковать, у него развиты разные стороны мышления (беглость, гибкость), хорошо развита интуиция, имеет богатый эстетический вкус [12, с. 114].
Эстетичность как черта личности творческого человека встречается и в описании А.А. Мелик-Пашаева. Также исследователь добавляет наличие творческого воображения и практического опыта в выбранном для творчества поле деятельности [12, с. 63].
Наибольшее число исследований в области развития творческих способностей принадлежат работам Б.М. Теплова. В своих исследованиях автор выделяет, что способности имеют исключительно индивидуально-психологический характер. Способности являются важной отличительной чертой каждого человека. По мнению исследователя, способности нельзя отожествлять с качествами личности, а следует понимать, как побуждающие мотивы к выполнению определенного действия неким образом [25, с. 10].
Еще один исследователь способностей Б.Г. Ананьев отметил, что развитие способностей определяется уровнем развития высших психических функций. От того насколько у ребенка будет развито мышление, воображение, речь будет зависеть степень выраженности той или иной способности [25, с. 821].