Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» подчёркивается, что, несмотря на ряд позитивных тенденций в социальном и экономическом развитии РФ, российское общество и подрастающее поколение находятся в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.
Опыт свидетельствует о том, что социально-экономические достижения государства и материальное благополучие граждан не гарантируют нравственное и духовное развитие общества. Нация, утратившая духовно-нравственную и национально-культурную идентичность, оказывается незащищенной перед вызовами истории. Будущее и настоящее государства и народа России определяются духовно-нравственным здоровьем нации, сохранением и развитием его культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, норм общественной жизни.
В настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственных и культурных понятий, национального сознания и поведения.
Духовно - нравственное воспитание - одна из сложных и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Основным содержанием духовно - нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Одним из средств нравственного воспитания является фольклор. Он отражает трудовую деятельность народа, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Использование средств фольклора позволяет решить проблему обучения и воспитания детей. Изучению фольклора в воспитании детей в последнее время уделяется достаточно много внимания.
Для активизации нравственного воспитания большое значение имеют исследования, посвященные изучению фольклора, Н.П. Андреева, В.П. Аникина, А.Н. Афанасьева, Г.С. Виноградова, И.И. Вознесенского, В.И. Даля, М.Н. Мельникова.
Актуальность исследования обусловлена значимостью исследуемой проблемы, а также низким уровнем нравственной воспитанности и поведения детей.
Целью нашей работы является теоретическое обоснование нравственного воспитания и экспериментальная проверка уровня нравственной воспитанности детей средствами фольклора.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей.
Предмет исследования – воспитание нравственности детей средствами фольклора.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. выявить особенности нравственного воспитания детей;
3. раскрыть методы и формы нравственного воспитания обучающихся средствами фольклора;
4. провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию детей средствами фольклора, сформулировать выводы.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что нравственное воспитание детей средствами фольклора будет эффективным, если:
учитываются возрастные и индивидуальные особенности;
разработана и внедрена система мероприятий, направленных на нравственное воспитание детей, где применяются различные формы и методы работы и средства фольклора;
проводится диагностика уровней нравственной воспитанности детей в соответствии с выбранными критериями.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
метод сбора информации (изучение литературы, анализ продуктов деятельности учащихся);
общелогические методы: анализ, сравнение, синтез, обобщение;
экспериментальные методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
математические методы обработки результатов;
статистические методы: количественный и качественный анализ результатов исследования, их статистическая обработка.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальных глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
1.1. Нравственное воспитание личности как педагогическая проблема
Важная роль в дидактическом процессе всегда отводилась воспитанию и приобщению к нравственности. Воспитательный элемент является неотъемлемой частью любого занятия. Учитывая, что особенности проведения занятий, согласно новым образовательным стандартам, предполагают использование новых образовательных технологий, соответственно, происходят изменения в формах проведения учебного процесса. Рассматривая все многообразие образовательных технологий, мы отмечаем расширившиеся возможности для двух субъектов обучения: преподавателя и обучающегося. Одной из положительных особенностей является сочетание индивидуальных и групповых форм работы, увеличение видов деятельности и видов образовательных технологий. [13, с.80]
Организация подобной социально-педагогической среды, ориентированной на цели и ценности модернизации как главное условие развития человеческого потенциала, формирования инновационного общества, духовных ценностей, воспитания личности и ее социализации, во многом зависит от уровня развития педагогического потенциала как одного из основных условий реализации ФГОС нового поколения.
В отечественной традиции нравственное воспитание всегда являлось доминантным в образовательном процессе. нравственное формирование личности определяется как системообразующее начало в развитии личности, оно преследует цель воспитать человека, способного на деяние добра, сформировать у него потребность в созидании добра и любви. В нравственном воспитании важно привитие ценности духовной культуры своего народа.
Нравственное воспитание - процесс сознательного и целенаправленного педагогического взаимодействия субъектов, требующего волевых усилий и профессиональной компетентности воспитателя и превращающих внешние модели поведения во внутренние реальные устойчивые нравственные навыки, привычки, нравственное осмысление поступков и убеждений воспитанников на основе гуманно - личностного подхода (Е.В. Бондаревская). [7, с.52]
В основе воспитания лежат нравственные ценности. нравственные ценности - высшие ценности человека, главными категориями, их определяющими являются категория добра и совести, должного во благо; они охватывают совокупность действий (служение), принципов, норм нравственного поведения и слагаются на основе тех реальностей и поступков, на основе которых человек оценивает, одобряет, то есть воспринимает их как добрые, благие, справедливые.
Формирование духовности и нравственности является основой в идеях педагогики эмоционально - нравственного развития личности В.А. Сухомлинского, гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, теории воспитательных отношений И.П. Иванова, философии и педагогики «со - причастности», «безусловно ценностной посвященности другим», Г.С. Батищева, согласно которой личность, реализуя свою индивидуальность, самоопределяется «в многомерном пространстве бытия неограниченно многих других». [5, с.201]
Ориентирами в нравственном воспитании являются не только педагогические исследования, но и нормативно - правовые акты. В «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года» (2015) и «Концепция нравственного развития личности гражданина РФ» (2010) отражена потребность современного общества в нравственном подрастающем поколении.
Среди механизмов формирования личностного образования называют оценку (М.Г. Казакина), поиск (Г.И. Щукина), проекцию (Е.И. Головаха), выбор (Л.А. Йовайша), самоактуализацию личности (О.В. Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально значимых ценностей «поиск - оценка - выбор - проекция» (А.В. Кирьякова); эмоционально - ценностный механизм воспитания нравственных ценностей «восприятие - означивание - оценивание - выбор - присвоение» (В.В. Николина).
Однако сегодня существует еще одна ключевая задача - поиск эффективной педагогической технологии. Одной из таких технологий является индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, который определяется как персонально - событийный путь личностного развития субъекта образования, осуществляемый на основе принципов свободы его выбора и педагогической поддержки со стороны педагога. [1, с.160]
Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности способствует формированию событийного образовательного пространства, наполняя его личностными смыслами и событиями.
Образовательная событийность такого пространства должна быть пронизана нравственными ценностями, которые являются смысловыми регуляторами жизнедеятельности событийной общности учащихся и педагогов. [17, с.39]
Каждая эпоха выдвигает своих героев, свои идеалы, которые основаны на пропаганде нравственных ценностей и ориентиров. На сегодняшний день достаточно затруднительно говорить о герое нашего времени в нравственном отношении. Массовая культура основана на потребительском отношении, на развлечении, досуге, провозглашении удовлетворения простых, обыденных потребностей человека посредством искусства. Таким образом, искусство подстраивается под повседневные потребности человека и перестает быть ориентиром нравственных идеалов, перестает воспитывать высокие идеалы. Образовательное пространство также испытывает на себе сложности в воспитании нравственно здорового, активного, ценностно-ориентированного человека. Школа и высшие учебные заведения являются одними из институтов, в которых происходит социализация, есть еще и ряд других
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» М., 2011. С. 151-169.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2016. 702 с.
3. Антилогова, Л. Н. Нравственное сознание личности и его структура. - М.: ОМСК, ОМГПУ, 1999.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
5. Батищев, Г.С. Единство деятельности и общения / Г.С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука. - 1984. - С. 194-210.
6. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд - во Воронежск. ун - та,2014. - 142 с.
7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: РГПУ. - 2000. - 352с
8. Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. С. 4-5.
10. Кикина М. И., Овсянникова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика изменений уровней личностных качеств детей, изучающих предмет «Самопознание»: мет. реком. / М. И. Кикина, Е. Е. Овсянникова. - Усть-Каменогорск, 2007. - 29 с.
11. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров; [рецензенты: док. пед. наук, профессор Е. Г. Силяева; канд. псих. наук, доцент Н. А. Аминов]. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
12. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошк. воспитание. 2001. - № 9. - С. 98 - 101.
13. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого - педагогический аспект // Православие и культура. XI Рождественские православно - философские чтения / под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. 2002. - 485 с. - С. 72-89.
14. Педагогический энциклопедический словарь / [ред. Б. М. Бим-Бад]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.
16. Фролова, С.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студентов по формированию Нравственных ценностей / C. В. Фролова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 6. - С. 55-67.
17. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 578 с.