Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Автоматизация – это процесс создания и внедрения различных технических средств и математических методов, направленных на освобождение людей от непосредственного участия в производственных, технологических, управленческих и других процессах, а также на уменьшение роли человека в этих процессах и снижение трудоёмкости производимых человеком работ.
Автоматизация является естественным процессом развития предприятия [10].
Автоматизация позволяет оптимизировать управленческие и технологические процессы, а также снизить риски путём отстранения людей от участия в опасных для жизни и здоровья производствах[20]. Благодаря этому достигается повышение качества производимой продукции, увеличение эффективности управления, повышение производительности труда и, как следствие, увеличение производительности бизнеса.
Внедрение систем автоматизации позволяет увеличить объёмы продаж, повысить прибыль и усилить конкурентоспособность компании. Автоматизация открывает путь к расширению и масштабированию бизнеса[33].
Все вышеуказанное определяет особую актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования являются современные автоматизированные системы в ресторанах гостиничных предприятий.
Предмет исследования – внедрение современных автоматизированных систем в ООО АМАКС «БАНКЕТ ХОЛЛ».
Цель работы – разработать рекомендации по усовершенствованию автоматизационных процессов ресторана.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие автоматизации управления;
2.Выявить современные возможности автоматизации управления;
3.Исследовать специфику автоматизации управления рестораном;
4.Дать общую характеристику ООО АМАКС «БАНКЕТ ХОЛЛ»;
5.Провести маркетинговые исследования автоматизации управления рестораном;
6.Провести анализ автоматизации управления рестораном на примере ООО АМАКС «БАНКЕТ ХОЛЛ»;
7.Выявить направления совершенствования автоматизационных процессов в ООО АМАКС «БАНКЕТ ХОЛЛ»;
8.Провести оценку предложенных мероприятий.
Методы исследования: сравнительный анализ, анализ теоретического материала, нормативно–правовых актов и внутренней документации ресторана.
Новизна исследования состоит в: повышении уровня автоматизации бизнес-процессов ресторана, в связи с непрерывно меняющимися условиями изменения в законодательстве, налогообложении, ценах и тарифах на рынке общественного питания; установке и обосновании перечня требований для выбора системы автоматизации предприятия ресторанного бизнеса; комплексном исследовании автоматизационных процессов предприятий ресторанного бизнеса и разработке рекомендаций по их усовершенствованию.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области ресторанного бизнеса, таких как: Р.Р. Гареев, Ваген Линн Ван Дер, В.Н. Бочаров, Е.В. Пахомов, Л.Л. Духовная и др.
Информационная база исследования – методики информационных технологий в ресторанном бизнесе, статьи о программах автоматизированных систем, применяемые в ресторанах, электронные журналы, освещающие современные системы автоматизации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТОРАНОМ
1.1 Понятие автоматизации управления
Улучшение структуры управления компаниями в эру информационного общества осуществляется через внедрение технологий автоматического управления. Реализация стратегических задач компании достигается благодаря повышению осведомлённости руководителей о тенденциях в распространении своих товаров и услуг, остроте конкурентной борьбы, а также инновациях в технологическом секторе на фоне непостоянства рыночных условий[30].
Акселерация темпов изменения внешней среды способствует росту количества и динамики диффузии информации, обуславливая потребность в минимизации латентности управленческих решений для поддержания конкурентоспособности бизнеса. Это, в свою очередь, стимулирует ускорение процессов трансмиссии и обработки данных через интеграцию инновационных автоматизированных систем.
Основное преимущество автоматизированных систем заключается в их способности фокусироваться на усовершенствовании процедур передачи и обработки данных, целью чего является получение информации[1].
Для удовлетворения принципа экономии социального времени необходимо прежде всего нацеливаться на улучшение обширных информационных систем. Их эффективное функционирование принесет максимальную пользу за счет широкомасштабного и повторного применения.
Автоматические системы управления оказывают значительное влияние на увеличение производственной эффективности[5]. Прежде всего, внедрение автоматизаций ускоряет и оптимизирует выполнение работы. Кроме того, они трансформируют процесс создания продуктов.
Автоматизация в управлении направлена на решение четко определенных задач, для которых требуются входные данные, известные алгоритмы и стандартные процедуры обработки. Давайте рассмотрим ключевые компоненты автоматизированной системы обработки данных и обрисуем их характеристики [15].
Аккумулирование информации. В процессе выпуска товаров или предоставления услуг компанией, связанные с этим процессы фиксируются в виде данных. Традиционно, внешние взаимодействия предприятия классифицируются и выделяются в качестве операций, выполняемых организацией.
Анализ данных. В процессе преобразования получаемых данных в сведения, отображающие бизнес-процессы компании, применяются определённые стандартные процедуры:
1.Категоризация или сегментация. Исходная информация часто представляется в форме кодов, включающих один или множество символов. Данные коды, отражающие специфические характеристики элементов, применяются для идентификации и классификации данных [13].
2. Сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность записей.
3.Математические и логические вычисления, осуществляемые над данными, позволяют получать новую информацию.
4.Консолидация или суммирование, направленное на сокращение объема данных, выполняется путем вычисления итоговых или средних показателей.
Управление информацией. В процессе повседневных операций аккумулируется множество информации, требующей сохранения для дальнейшего применения, будь то на том же этапе или в другом контексте[36]. Для эффективного управления данными разрабатываются специализированные системы баз данных.
Генерация отчетности в системе автоматической обработки информации требуется для предоставления данных руководству и сотрудникам организации, а также внешним контрагентам.
При управлении проектом критично обеспечить сбор и анализ данных в сжатом формате для выявления ключевых тенденций, анализа причин возникновения отклонений и разработки стратегий корректировки. В ходе этого процесса осуществляется выполнение следующих операций с данными:
1. Оценка планируемого состояния объекта управления.
2. Оценка отклонений от планируемого состояния.
3. Причин отклонений.
4. Анализ возможных решении и действий[46].
Исходные данные происходят из систем рабочего уровня. Результативные данные структурируются как отчеты для управления, оформленные так, чтобы облегчить процесс принятия решений.
Данные, хранящиеся в базе данных, конвертируются в регулярные и ad-hoc отчеты через специализированное ПО, предназначенные для аналитиков и руководителей, задействованных в процессе принятия управленческих решений внутри компании. Для сбора требуемой информации база данных должна включать в себя два компонента[23]:
1. Данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой.
Планов, норм, бюджетов и прочих регламентирующих материалов, задающих целевые ориентиры для управленческого объекта (структурных единиц компании) [6].
ИТ автоматизации офиса занимаются структурированием и улучшением обмена данными внутри компании и между ней и внешним миром, используя компьютерные сети и новейшие информационные технологии для передачи и обработки данных.
Автоматизация офисной работы, задействованная руководителями, экспертами, ассистентами и офисными работниками, особенно ценится за ее эффективность в коллективном решении задач.
В настоящее время существует множество программного обеспечения для ПК и других устройств, предназначенных для автоматизации различных аспектов офисной работы. Это включает в себя редакторы текста, программы для работы с электронными таблицами, клиенты для обмена электронной почтой, приложения для управления электронными календарями, программы для работы с аудиопочтой, решения для организации компьютерных и видеоконференций, инструменты для создания и хранения цифровых изображений, а также различное ПО для управленческих нужд, включая системы для ведения корпоративной документации, мониторинга выполнения задач и приказов и т.д. [7].
Также активно применяются некомпьютерные методы: аудио- и видеосвязь, факс, копировальные устройства и другое офисное оборудование.
1.2. Современные возможности автоматизации управления
За последние годы, индустрия ресторанного дела претерпела значительные трансформации, обусловленные интеграцией передовых ИТ-решений. Для достижения успеха на конкурентном рынке ресторанного бизнеса, применение современных систем автоматизации управленческих процессов стало не просто желательным, а абсолютно необходимым условием [20].
Достичь этого возможно, если в ресторанной деятельности активно применять передовые информационно-коммуникационные технологии.
Сфера ресторанного дела отличается высокой сложностью и разнообразием, что неизбежно влечет за собой потребность в широком спектре информационных технологий[34]. Это включает в себя разработку и внедрение специфических программных продуктов для автоматизации процессов управления рестораном, а также использование международных интернет-технологий [18, с. 24].
Современные информационные системы интегрируют различные поддерживающие компоненты, среди которых выделяют: аппаратные средства, программное обеспечение, базы данных, управленческие структуры, законодательные рамки и интерфейсы пользователя (Рисунок 1.1).
Техническое оснащение – это набор технических устройств, гарантирующих работу информационной системы.
Рисунок 1.1 – Современные информационные системы [32]
Определение адекватного набора технологического оснащения должно быть обусловлено в первую очередь функциональными требованиями информационной системы и спецификой целевой области применения[25].
ПО включает в себя набор программ и соответствующую документацию, которые выполняют ключевые задачи информационной системы [29].
Информационное обеспечение включает в себя комплексную информационную структуру, связанную с определенной предметной областью, а также инструментарий и методики для ее эффективной обработки.
Организационное обеспечение включает в себя набор методик и нормативов для эффективного управления работой информационной системы, вместе с подробным определением должностных обязанностей ее пользователей.
Оптимизация функционирования ресторанного бизнеса, обеспечивая высочайший уровень производительности и соответствие глобальным стандартам, достижима через применение передовых ИТ-решений[38].
Определение подходящей системы для управления ресторанным бизнесом является комплексной проблемой. Важно сравнить функционал предлагаемых вариантов, оценить уровень юзабилити, а также обеспечение безопасной и стабильной эксплуатации.
Основными критериями анализа системы являются:
• Функциональность программных комплексов;
• Используемые технические платформы и средства;
• Учет требовании российского законодательства;
• Условия и стоимость технического обслуживания;
• Развитие системы в будущем;
• Опыт практического использования программ в ресторане [19].
Интеграция автоматизированных систем в управление рестораном направляется к эффективному сокращению временных затрат на сервис посетителей, сбору и анализу данных для стратегического планирования, обеспечению синергии между отделами предприятия, улучшению стандартов обслуживания, мониторингу обратной связи и активности клиентов, точному учету запасов, проведению промоакций, оперативному мониторингу текущего состояния дел и адаптации предложений под запрос рынка. В разделе 1.1 документации упомянуты ключевые программные решения для ресторанного бизнеса[14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 05.02.2018 № 16–ФЗ; (ред. от 02.12.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»/ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс.
2.Автоматизация отелей, гостиниц, санаториев, баз отдыха [Электронный ресурс]: ИП «Рарус».– Режим доступа: https://rarus.ru/1cbranches/avtomatizatsiya– gostinits–oteley–sanatoriev–baz–otdiha.
3.Бочарников В.Н. Информационные технологии в туризме / В.Н. Бочарников, Е.Г. Лаврушина. – М.: ФЛИНТА, 2019.
4.Бочаров В.В. Финансовый анализ: учебник. Санкт–Петербург: Питер. – 2020. – 240 с.
5.Ваген Линн Ван Дер. Гостиничный бизнес/ Ваген Линн Ван Дер. – М.: Феникс, 2019.
6.Васильева О.О. Менеджмент в туристической индустрии: электронный курс. Санкт–Петербург: СПбУУиЭ, 2019. – 37 с.
7.Гареев Р. Р. Особенности системы управления качеством в сервисных предприятиях: научный журнал. – Казань: Молодой ученый, 2018. – 315 с.
8.Гостиницы: понятие, характеристики [Электронный ресурс]: Гостиничное дело. – Режим доступа: http://dw6.ru/gostinitsy_ponyatiye_harakteris tiki_sistemy_klassifikatsii.html.
9.Демурин В.Б. Современные автоматизированные системы управления гостиницами и их функциональные возможности / В.Б. Демурин [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Молодой ученый». – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/67/11284.
10.Духовная Л.Л. Автоматизация бизнес–процессов как механизм повышения эффективности гостиничного предприятия / Л.Л. Духовная // Сервис в России и за рубежом. – 2019. – №3. – С. 162 – 174.
11.Ёхина М. А. Организация обслуживания в гостиницах: учебное пособие. Москва: Академия. – 2021. – 208 с.
12.Иванова Н. С. Сервисная деятельность: сервис и гостиничное хозяйство: учебное пособие. Санкт–Петербург: САУ, 2019. – 84 с.
13.Кобяк М.В., Скобкин С. С.. Управление качеством в гостинице: учебное пособие. Москва: Магистр, 2018. – 511 с.
14.Козлова В.А. Основные службы гостиниц / В.А. Козлова [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Все о туризме». – Режим доступа: tourlib.net/books_tourism/artemova8–7.htm.
15.Крюков В.Ю. Тенденции развития информационных технологий в ресторанном бизнесе / В.Ю. Крюков [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Научные записи ОрелГИЭТ». – Режим доступа: https://eJanbook.com/ reader/journalArticle/376065/#1.
16.Королев В.И. Современные технологии менеджмента/ В.И. Королев, В.В. Уваров. – М.: Магистр, 2020.
17.Кузьмина С. Н., Тимофеева Е. С. Управление качеством услуг в туризме: электронный курс. Санкт–Петербург: СПбАУЭ, 2019. – 14 с.
18.Лесников А. М. Современные тенденции развития туризма: электронный курс. Санкт–Петербург: СПбАУЭ, 2020. – 24 с.
19.Логинова Ф. С. Информационные технологии в социально–культурном сервисе и туризме. Оргтехника: учебное пособие. Санкт–Петербург: СПбАУЭ, 2019 –. 13 с.
20.Никольская Е.Ю. Инновации, технологии в гостиничной деятельности / Е.Ю. Никольская [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Бюллетень науки и практики». – Режим доступа: https://eJanbook.com/reader/ journalArticle/516861/#1.
21.Обзор систем управления гостиницами [Электронный ресурс]: ProHotelia. – Режим доступа: prohotelia.com/2012/01/hotels–pms.
22.Пахомов Е.В. Комплексная автоматизация гостиничного предприятия / Е.В. Пахомов [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Технические науки». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya– avtomatizatsiya–gostinichnogo–predpriyatiya
23.Программный комплекс «Отель». [Электронный ресурс]: Автоматизация гостиниц и ресторанов. – Режим доступа: http://allhotels.ru/ technology/index.ru.html?expi=123.
24.Прудникова Н.Г. Автоматизация ресторанного бизнеса / Н.Г. Прудникова [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Наука и туризм: стратегии взаимодействия». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ avtomatizatsiya–gostinichnogo–biznesa.
25.Разработка отечественных и западных систем управления гостиничным предприятием [Электронный ресурс]: CITFORUM. – Режим доступа: citforum.ru/ cis99/epr_3.shtml.
26.Саак А.Э. Менеджмент в социально–культурном сервисе и туризме: учебное пособие. Санкт–Петербург: Питер, 2019. – 387 с.
27.Соколова В.А. Управление качеством: учебное пособие. Санкт– Петербург: СПбГЛТУ, 2020. – 112 с.
28.Стандарты обслуживания в ресторанах [Электронный ресурс]: Островок. – Режим доступа: https://ostrovok.ru/hotel/russia/krasnodar/mid7401275.
29.Сычев А. В. Web–технологии: электронный курс. Москва: «ИНТУИТ», 2019. –28 с.
30.Тимофеева Е. С. Экономика туристского рынка: учебное пособие. Санкт–Петербург: СПбАУЭ, 2019. – 143 с.
31.Тимохина Т.Л. Ресторанный сервис: учебное пособие / Т.Л. Тимохина. – М.: ФЛИНТА, 2019.
32.Третьякова О. В. Техника и технология социально–культурного сервиса и туризма: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2021. – 87 с.
33.Трухачев А. В. Туризм. Введение в туризм: учебник. Ставрополь: СГАУ, 2019. – 217 с.
34.Тупицын А. Л. Управление финансовой устойчивостью предприятия: учебник. Новосибирск: НГУ, 2020. – 100 с.
35.Ужакова Л. М. Управление персоналом: учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2019. – 72 с.
36.Черноусова Н.Ю. Основные направления внедрения инновационных технологий в сфере гостеприимства / Н.Ю. Черноусова [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Инновационные технологии в сфере туризма и гостеприимства». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye– napravleniya–vnedreniya–innovatsionnyh–tehnologiy–v–sfere–gostepriimstva/viewer.
37.Яхимович И. 3. Техника и технология социально–культурного сервиса и туризма: учебное пособие. Санкт–Петербург: СПбАУЭ, 2019. – 144 с.
38.CRM–система для ресторанного бизнеса [Электронный ресурс]: Пиксель Плюс. – Режим доступа: https://pixelplus.ru/crm/dlyabiznesa/gostinich nogo.
39.Logus HMS – российская система управления гостиницей [Электронный ресурс]: LIBRA HOSPITALITY. – Режим доступа: https://www.librahospitality.com/company/news/avtomatizirovannaja–sistema–upravlenijagostinicej.
40.LIBRA HOSPITALITY – Программное обеспечение для гостиничной индустрии [Электронный ресурс]: LIBRA HOSPITALITY. – Режим доступа: www.librahospitality.com.
41.Комплексная автоматизация ресторана [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://restik.com/automation/restoran/
42.Как автоматизировать заведение общепита [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kontur.ru/market/spravka/37908-avtomatizaciya_zavedeniya_obshchepita
43.Автоматизация ресторана: подробная инструкция, плюсы, минусы [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://mediarost.com/blog/avtomatizatsiya-restorana
44.Программа автоматизации ресторана — обзор лучших решений [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kassaofd.ru/blog/prog-avtomatiz-restorana-obzor
45.Автоматизация ресторана и кафе: системы и программы для работы, управления, учёта [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/auto-busines/avtomatizatsiya-restorana-i-kafe-sistemy-i-programmy-dlya-raboty-upravleniya-uchyeta/
46.Три этапа автоматизации ресторана [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://blog.quickresto.ru/tri-etapa-avtomatizacii-restorana
47.Автоматизация документооборота между ресторанами и поставщиками [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://docsinbox.ru/?utm_source=direct&utm_medium=cpc&utm_campaign=ikam_edo_ps&utm_term=система%20автоматизации%20ресторана&roistat=direct2_search_15566819038_система%20автоматизации%20ресторана&roistat_referrer=none&roistat_pos=other_3&yclid=4835204999008485375
48.Автоматизация общепита: особенности и необходимое оборудование [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://online-kassa.ru/blog/avtomatizatsiya-obshchepita-osobennosti-i-neobhodimoe-oborudovanie/
49.Инструменты для автоматизации работы общепита: полный список [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rb.ru/opinion/restaurant-automation-software/
50.АВТОМАТИЗАЦИЯ РЕСТОРАНА [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.delavto.ru/solutions/avtomatizatsiya-restorana/