Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главным в воспитании детей является воспитание ориентации на другого человека, что помогает ребёнку приобрести первый опыт социального взаимодействия и получить знания для выстраивания взаимоотношений с окружающим миром. Эмоциональный интеллект как понимание и контроль эмоций, ориентация на другого и способность сотрудничать лежит в основе развития младшего школьника. Работа над образом персонажа литературного произведения в огромной степени способствует интеллектуальному и эмоционально-аффективному развитию младших школьников [8].
В младшем школьном возрасте дети начинают глубже вникать в содержание художественного произведения, проявляя эмоциональную чуткость в процессе слушания, что свидетельствует о формировании у них первых проявлений эмоционального интеллекта, эстетического восприятия текста [17]. На возрастающей полноценности и глубине их восприятия строится воспитание и эмоциональное развитие детей средствами художественной литературы.
Из опыта работы с детьми младшего школьного возраста можно констатировать, что этим школьникам трудно воспринять персонажей художественной литературы. Очень небольшой жизненный опыт не позволяет детям понять достаточно полно сюжет и внутренние мотивы персонажей произведения. Дети часто смешивают их внутренние и внешние характеристики, не могут однозначно определить образ положительного и отрицательного героя, затрудняются передать характерные черты того или иного персонажа, изобразить его действия. Кроме того, дети не всегда могут усвоить смысл реплик, контекст диалогов, в которых прослеживается суть отношений.
Так, в последние годы вышло множество исследований, выстраивающих взаимосвязь между уровнем личностного и познавательного развития обучающихся и их академической успешностью, психологическим благополучием личности, а также ее способностью к сопереживанию, которую можно развивать у младших школьников с помощью художественной литературы.
Актуальность темы заключается в том, что, с одной стороны, вопросы развития умений младших школьников анализировать образы персонажей теоретически разработаны, но, с другой стороны, в практике работы образовательных организаций развитию данных умений детей уделяется мало внимания. Это связано с дефицитом методических разработок для организации образовательной деятельности по новой Федеральной образовательной программе начального общего образования. Наша выпускная квалификационная работа направлена на решение этого противоречия.
Объект исследования: образы персонажей в литературных произведениях
Предмет исследования: работа над образом персонажа при изучении эпических произведений.
Цель: разработать методические материалы, необходимые для изучения образов персонажей на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Определить место уроков литературного чтения в системе образования младшей школы
2. Охарактеризовать особенности работы над образом персонажа при изучении произведений художественной литературы
3. Провести обзор приемов работы над образом персонажа на уроках литературного чтения
4. Рассмотреть психолого-педагогические условия эффективной организации работы над образом персонажа
5. Провести диагностику сформированности умений первоклассников работать над образом персонажей
6. Разработать методические материалы для развития умений обучающихся работать с образом персонажей при изучении эпических произведений
7. Определить эффективность и результативность проведённой работы.
Методы: теоретические (изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме работы); эмпирические (педагогическая диагностика).
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ НАД ОБРАЗОМ ПЕРСОНАЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Место уроков литературного чтения в системе образования младшей школы
Для оценки новой системы начального обучения мы будем исследовать изменения, внесенные в 2011 году в технологии обучения чтению в начальной школе в рамках ФГОС НОО второго поколения. Введение новых ФГОС НОО привело к смене подхода в организации уроков чтения в начальной школе: акцент был сделан на «развитие» вместо «знания», а также переименование предмета в «литературное чтение».
В то же время, для компенсации уменьшения часов на уроках была предусмотрена возможность для внеурочной деятельности. В этом случае для успешной аттестации младшим школьникам необходимо иметь знания литературоведческой терминологии и уметь применять их в практике.
Учиться грамотному письму и чтению, чтобы сформировать компетентность в этих навыках, необходимо уже в начальной школе. Занятия по теме литературного чтения помогут повысить грамотность и практически применять данную информацию из печатных и электронных источников. Мы считаем, что не стоит отвергать возможность использования различных форматов художественной литературы, включая экранные, на самых ранних этапах чтения. Однако, мы также подчеркиваем важность не отказываться от других форм чтения и способов, а скорее их сочетания с непосредственным участием взрослого. Такой подход поможет формировать гармоничную личность ребенка, вместо того чтобы запрещать современную электронную версию детских книг, которая часто вызывает споры [11, с. 59].
Организация учебных действий учащихся с целью достижения максимального эффекта, а также предоставление подсказок и адаптация учебного материала к индивидуальным особенностям обучающихся являются важными условиями развития предметных и метапредметных УУД на уроках литературного чтения. Новый ФГОС НОО второго поколения предлагает переход от модели взаимодействия «учитель-ученик» к модели «обучения в группе» с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. В этой связи педагоги обязаны организовывать учебные действия младших школьников, подразумевающие применение универсальных учебных действий (УУД) в литературном чтении, а также адаптацию и дачу подсказок по индивидуальным особенностям обучающихся. Это требует определенной профессиональной деятельности педагога, а именно помощи обучающимся в поиске необходимой информации; исправление ошибок, сделанных учащимися; оказание академической помощи при необходимости; создание среды, приветствующую эффективное сотрудничество, предоставление достаточных ресурсов и обратной связи, а также обеспечение позитивной атмосферы в рабочей группе; оказание поддержки в процессе успешной идентификации своей личности и профессиональном развитии.
ФГОС НОО второго поколения ориентирован на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы, которое достигается благодаря комбинации урочной и внеурочной деятельности по литературе. ФГОС НОО второго поколения ориентирован на формирование у учащихся начальной школы компетентности в чтении с помощью соединения урочной и внеурочной деятельности посвященной литературе, а также духовно-нравственного развития и воспитания.
Под компетентным читателем мы подразумеваем, прежде всего:
- грамотного, культурного читателя, который способен понимать тексты различного рода и жанра литературы;
- умеет приводить их в связь в более широком жизненном контексте;
- в состоянии использовать полученную из текста информацию для различных целей.
Особое внимание следует уделить внеурочной деятельности по литературе, которая способствует формированию личности обучающегося, обеспечивая понимание литературы как пути сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей и традиций, и средства формирования представлений о добре и зле, долге и чести, честности, смелости и справедливости.
ФГОС начальной школы предназначен для формирования личностных качеств у выпускников. Для этого выпускник начальных классов должен обладать следующими качествами:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- обладающий возможностью обучаться самостоятельно и способностью организовывать свою работу;
- ответственный за свои действия перед семьей и обществом и действовать на свое усмотрение;
- человек с открытым умом, способным прояснять свои мысли, умело понимающий и внимательно относящийся к словам собеседника и готовый аргументировать свое мнение.
Формирование такой личности возможно как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности по данному направлению обучения, которая может осуществляться системно, без противодействия основным компонентам занятий разного характера. Например, младший школьник, читая и анализируя различную литературу, рассматривает типы и характеристики героев, выясняет мотивы и оценивает их действия по социальным критериям. Такая деятельность помогает ребенку выработать модель личностного поведения в обществе, которая позволяет личности процветать и чувствовать себя комфортно в обществе, а не просто быть принятым в него.
Знакомство с фольклором позволяет обучить младших школьников основам быта наших предков, познакомиться с историей их родины, а тексты как разновидность литературы позволяют окунуться в мир образов и чувств и задуматься о фундаментальные ценности каждого человека.
Научно-педагогическая литература впервые раскроет основной закон взаимодействия человека и природы и на основании фактов убедительно докажет невозможность противоречий между природой и человеком на земле и в мире.
Возможностями для развития УУД у младших школьников обладают уроки литературного чтения. Результаты освоения основной образовательной программы начального общего по предмету «Литературное чтение» предполагают активное всестороннее развитие школьников. Методика обучения литературному чтению рассматривается подобно методике обучения русскому языку. По методике на сегодняшний день происходит интеграция системно-описательного, функционально-прагматического и других подходов к построению курса русского языка и курса литературного чтения в общеобразовательной школе, что находит отражение в методике занятий. Е.А. Быстровой, Е.Ф. Глебовой, Т.К. Донской, А.Ю. Купалова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львова, С.И. Львова, Н.А. Пленкина, Т.Г. Рамзаева, М.С. Соловейчик и других. Для того, чтобы помочь детям адаптироваться в социальной среде, необходимо получить больше информации о коммуникативной культуре у младших школьников, так как данная тема до сих пор недостаточно исследована.
Развитие УУД младших школьников на уроках литературного чтения направлено на освоение следующих умений:
- расширение и обогащение младшими школьниками художественного восприятия слов и текстов;
- формирование способности мыслить словесно-художественными образами и говорить языком, обработанным литературной нормой;
- понимание знаково-символического значения слова и, соответственно, языка литературного произведения;
- обогащение речи обучающегося, его пассивного и активного словаря, способности к образному воспроизведению жизненных явлений и фактов;
- употребление точных языковых ассоциаций, сравнений, метафор и других художественных тропов в связной устной и письменной речи;
- конструирование собственных семиотических единиц (высказываний, текстов), тип, форма и содержание которых определяются культурным контекстом и коммуникативными целями младших школьников, соответствуют сферам и ситуациям общения [29].
Указанные умения формируются при решениях риторических и речетворческих задач развития коммуникативной культуры младших школьников.
Для того, чтобы дать младшим школьникам возможность осмыслить речевые средства, особенно устную речь, им необходимо предоставить примеры ситуаций, типичных для их возраста, чтобы познакомиться с речевыми понятиями и представить себе новые сведения. О.В. Сосновская считает, что основные принципы теории учебной деятельности на уроках литературного чтения являются определяющими факторами при формировании культуры у детей младшего школьного возраста [35]. Независимо от вида деятельности человек постоянно использует речь, будь то внутренняя или внешняя речевая деятельность [25]. На занятиях по формированию речевой культуры учитель поощряет у детей исследовательское мышление, инициативу в общении и естественное поведение, а также помогает им осваивать ситуации, требующие совместного поиска и решения проблем.
На уроках с юными учениками желательно ограничить время и масштабы фронтальной работы, так как она может превышать их возрастные возможности. Это может способствовать усталости учащихся, принуждению, а также привести к психологическим неудобствам. Затраты времени и энергии могут оказаться превыше мощностей большинства учеников, а поэтому действия должны быть ориентированы на более сильных сторонников. Вместе с группой младший школьный возраст может ощутить комфорт и получить ценный опыт для развития своих интеллектуальных и коммуникативных навыков. Это также предоставляет им возможность интересно проводить время со сверстниками и реализовать себя.
В настоящее время школы стремятся предоставить детям благоприятную психолого-педагогическую обстановку, в которой они могли бы развивать свой потенциал, безотказно и безопасно. Обучение должно построено на демократичном сотрудничестве между учителем и ребенком, при этом педагог должен придерживаться личностно-ориентированных технологий и поставить на первое место индивидуальность и заинтересованность ребёнка в получении новых знаний и опытов.
Таким образом, организация уроков литературного чтения будет успешной в том случае, если учитель в ходе учебной деятельности грамотно проведет работу по введению системы понятий, использует методы, формы, средства, составляющие основу речевой деятельности.
1.2. Работа над образом персонажа при изучении произведений художественной литературы
Для оценки возможностей работы над образом персонажей в работе с художественным произведением необходимо проанализировать учебные программы по литературному чтению.
В рамках данного исследования был проведен анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся начальной школы: Литературное чтение (1-4 классы). Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. Представим обозначения в учебнике для 1 класса на рисунке 1.1
Рисунок 1.1. Условные обозначения в учебнике
В учебнике для 1 класса по литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова встречаются различные творческие работы. Авторы предлагают учащимся придумать окончание истории и записать его в тетради, представим примеры таких заданий на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. Пример творческой работы
В учебнике для 1 класса встречаются задания: придумай окончание сказки или истории, придумать заголовок к стихотворению, описать иллюстрации, сочинить продолжение, провести конкурс и т.д. Есть задания по работе в Интернете.
В учебнике для 2 класса по литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова добавляется работа учащихся с энциклопедией. В рамках данного учебника представлены специальные задания для учащихся – составить отзыв на сказку, составить рассказ, придумай рассказ по картинкам. Представим пример на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Пример задания
В учебнике для 2 класса по литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова встречаются такие творческие работа: придумай рассказ, придумай потешки, небылицы, перескажи сказку по иллюстрациям, придумай заголовок и т.д.
В учебнике для 3 класса по литературному чтению авторов Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова уже можно встретить среди заданий для учащихся – чтение по лицам эпизода сказки, пересказ по иллюстрации, придумать вопросы по сказке, представим на рисунке 1.4. Также представлены задания по работе с текстами и проектные задания.
Рисунок 1.4. Задание в учебнике
В учебнике 3 класса встречаются такие творческие работы: сочинить закличку, составь рассказ, придумать заглавие, придумать сценарий утренника. Также в качестве проектного задания предлагается сочинить волшебную сказку.
В учебнике для 4 класса по литературному чтению авторов Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова встречаются задания: придумай окончание сказки или истории, придумать заголовок к стихотворению, описать иллюстрации, сочинить продолжение, провести конкурс и т.д. Также представлены задания по работе с текстами и проектные задания. В учебниках по Литературному чтению на родном русском языке (1-4 класс) О.М. Александровой и др. представлены следующие условные обозначения. Представим на рисунке 1.5.
Рисунок 1.5. Условные обозначения
Следовательно, учебники предполагают «Текст иди задания для отважных читателей», которые могут использоваться с целью повышения познавательного интереса младших школьников. Также этому могут способствовать задания в группах и парах.
Литературные произведения помогают детям в осмыслении жизни и понимании моральных установок общества, позволяют выходить за рамки привычного мира, предоставляя им всевозможные миры, в которых отражены различные модели человеческого поведения, и в которых они могут попасть в удивительные приключения, которые им бы не удалось встретить в реальной жизни. В процессе чтения у ребенка активно развивается мышление, воображение и эмоциональный интеллект, также в книгах содержатся прекрасные образцы родной речи, благодаря которой происходит развитие языка. Значительное место при раскрытии идейного смысла литературных произведений принадлежит литературным персонажам. Поэтому так важно, чтобы ребенок понимал идею произведения и его героев, ведь от этого будет зависеть его общее отношение к произведению.
Литературный герой – персонаж, о котором идет речь в произведении. Это может быть полностью вымышленный герой или отражать в себе образ реального человека. Понимание литературных героев и их образов поведения способствует развитию воображения детей, потому что они могут представить образ героя, особенности его характера и то, как он будет действовать в той или иной ситуации. Все это помогает развивать абстрактное мышление [28].
Литературные герои отражают существующий опыт автора и представляют собой различные типы людей через описание их образов и раскрытие характеров. Они помогают развивать этические и нравственные качества ребенка, демонстрируя поступки и поведение героев в различных жизненных ситуациях.
Во время чтения книг ребенок может чувствовать эмоции, которые переживает его любимый герой, он анализирует его поступки и соотносит с собой, учится тому, что можно делать, а что нельзя. Можно сказать, что литературный герой становится примером для подражания, на которые может ориентироваться читатель.
Анализ образов литературных героев расширяет круг представлений ребенка в отношении нравственных поступков, помогает им познавать себя и других людей. В процессе анализа поступков литературных героев у ребенка развивает критическое отношение к своим собственным поступкам и поступкам своих друзей или одноклассников. Работа с литературными героями активизирует мыслительные процессы, развивает речь младшего школьника, способствует воспитанию у него эстетических чувств и нравственных качеств, расширяет кругозор и возможность знакомства с новыми идеями.
Очень важно научить ребенка выделению существенных характеристик героев, правильно оценивать их поступки. Образ литературного героя помогает ребенку развивать критическое мышление. В процессе анализа героев младший школьник находится в поиске различных символов и метафор, он анализирует слова и поступки персонажей, развивает способность к рефлексии [29].
С помощью анализа образов литературных героев ребенок можно развивать не только воображение, но и свою личность в целом, они
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.) / Н. И. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140-142.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 448 с.
3. Антонова JI. Г. Письменные жанры речи учителя Текст: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / JI. Г. Антонова. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 1998. 114 с.
4. Ахтырская Е. Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО// Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. Науч.-практ. Конф. № 12(57). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 22-26.
5. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. / Л. И. Божович. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. 352 с.
6. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика / Ю. В. Васильев. М.: Педагогика, 1990. 139 с.
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2020. 368 с.
8. Воющина М. П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под общ. ред. Т. Г. Рамзаева. СПб, 1997. С. 40-85.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. Т. 2. 352 с.
10. Гальперин И. Я. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1983. 132 с.
11. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. М.: КноРус, 2019. 152 с.
12. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. Т. 2. М.: Русский язык, 1999. 785 с.
13. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе: Реализация системнодеятельностного подхода к обучению: кн. для учителя / А. К. Дусавицкий [и др.]. 4-е изд. М.: Вита-пресс, 2011. 288 с.
14. Жинкин Н. И. Язык-речь-творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избр. тр. М.: Лабиринт, 1998. 366 с.
15. Запорожец А. В. Детская психология. М.: Педагогика, 2011. 278 с.
16. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. 432 с.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова, 3-е изд. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
18. Кочеткова А. В. Комплексные методы работы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. 2012. №9. С. 64-68.
19. Кочетова О. Н. Развитие воображения и творческих способностей младших школьников при работе с образами литературных героев // Педагогическая наука сегодня: проблемы и перспективы. Труды VII Международной научно-практической конференции. – 2020 г.
20. Курмелева Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н. А. Курмелева, Е. Н. Ахтырская, М. А. Мазалова // Начальная школа. 2014. № 11. С. 55-59.
21. Лавлинский С. П. Технология литературного образования: коммуникативно-деятельностный подход/ С. П. Лавлинский. М.: ПроцессТрадиция, 2003. С. 27-28.
22. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
23. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
24. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч./Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. М.: 2011. Ч. 1 С. 1-111, Ч. 2 С. 112-127.
25. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч./Сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. М.: 2011. Ч. 1 С. 1-117, Ч. 2 С. 118-225.
26. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. 450 с.
27. Мали Л. Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе // НШ+ до и после. 2012. №8. С. 76-80.
28. Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения /Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. 3-е изд. М.: Вита-пресс, 2012. 176 с.
29. Меркулова В. А. Использование образов литературных героев в формировании эстетических качеств младших школьников // Профессиональное образование и наука в современных условиях. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – 2021 г.
30. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. 896 с.
31. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 12.
32. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
33. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. М.: Речь, 2008. 208 с.
34. Словарь русского языка в 4-х томах. Т. 2. / под ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1999. 800 с.
35. Сосновская О. В. Концептуальные основы литературоведческой подготовки современного учителя: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / О. В. Сосновская; Московский пед. гос. ун-т. Москва, 2004. 465 c.
36. Тихонова Т. Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Е. Тихонова ; Сочинский государственный университет. Сочи, 2011. 23 с.
37. Ушинский К. Д. Родное слово // Собрание сочинений в 11 т. М., Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. Т.2. 655 с.
38. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как результат личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.