Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.] и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.
Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.
Никто так не нуждается в поддержке и помощи со стороны государства, как инвалиды. Они наряду с одинокими и многодетными родителями, у которых на иждивении несовершеннолетние дети и дети-инвалиды; беженцами и вынужденными переселенцами; выпускниками, не имеющими опыта работы, другими социально уязвимыми категориями которые испытывающих трудности в поиске работы.
Проблемы социализации, социальной реабилитации, профессионального становления, трудоустройства инвалидов в условиях современной России очень актуальны. Это объясняется в первую очередь тем, что численность людей с различными отклонениями и ограничениями жизнедеятельности возрастает.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно сообщество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
Необходимо отметить, что одной из важнейших форм вхождения инвалидов в социум является их трудовая деятельность. Новое законодательство в отношении инвалидов, их профессионального становления, трудовой занятости достаточно прогрессивно, ориентируется на общепризнанные международные стандарты. Однако на практике реализация основных направлений становления инвалида – профессиональное ориентирование, обучение, трудоустройство, - имеет много проблем.
В данной работе будут определены проблемы, которые на самом деле являются первостепенными для инвалидов, а кроме этого будет, определено с какими трудностями они сталкиваются во время трудоустройства и профессиональной деятельности.
Таким образом, выбранная для исследования тема представляет несомненный интерес и подтверждает актуальность данного исследования.
Существенный вклад в разработку проблем правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов внесли такие ученые, как Л.Ю. Бугрова, В.В. Витрянский, И.К. Дмитриева, B.C. Колеватова, М.В. Лушникова, С.П. Маврина, Ю.П. Орловский, А.Е. Пашерстника, Сыроватская, В.Н. Толкунова, Е.Б. Хохлова, Б.Ф. Хрусталева, Л.А. Чиканова и другие.
Объект исследований представляют общественные отношения, возникающие в ходе квотирования рабочих мест для инвалидов.
Предмет исследования – это положения Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации[ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.], иных законодательных и подзаконных актов Российской Федерации, регулирующие квотирование рабочих мест для инвалидов.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать правовое регулирование квотирования рабочих мест для инвалидов.
Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие и правовой статус инвалидов в Российской Федерации.
2. Изучить государственную политику в сфере реализации и защиты, трудовых прав инвалидов
3. Проанализировать квотирование рабочих мест для инвалидов как меру социальной поддержки.
4. Раскрыть региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов.
Методы исследования: метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности правового регулирования квотирования рабочих мест для инвалидов; метод анализа специальной литературы; метод системного анализа.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Эмпирическая основа исследования. Явились имеющие отношение к теме исследования положения Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные с квотированием рабочих мест для инвалидов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Состоит в возможности использования материалов и выводов работы в процессе преподавания курсов и спецкурсов: «Основы права», «Трудовое право», «Право социального обеспечения». Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления юридической науки по вопросам оптимизации квотирования рабочих мест для инвалидов. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика права инвалидов на труд в Российской Федерации
1.1. Понятие и правовой статус инвалидов в Российской Федерации
Основным законом, определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[ Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.].
Данным законом дано понятие «инвалид» (ст. 1 Закона) и установлены категории групп инвалидности.
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание гражданина инвалидом осуществляет бюро медико-социальной экспертизы на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»[ Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 28.11.2023) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2022, N 15, ст. 2506.].
Положение инвалида в обществе определено рядом объективных и субъективных факторов, таких как:
уровнем материальной обеспеченности;
возможностью реализации себя в профессиональной области;
получение образования;
удовлетворение своих прав и социальных гарантий.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Декларация о правах инвалидов (Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
3.Декларация о правах умственно отсталых лиц (Принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
4.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Ведомости Верховного Совета СССР", 28.04.1976, N 17, ст. 291.
5.Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // "Бюллетень международных договоров", 2010, N 4, апрель, с. 17 – 67.
6.Конвенция N 37 Международной организации труда "Об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги" (Заключена в г. Женеве 29.06.1933) (с изм. от 29.06.1967) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 277 - 286.
7.Конвенция N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" [рус., англ.] (Заключена в г. Женеве 20.06.1983) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035.
8.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
9.Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
10.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 28.11.2023) "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2022, N 15, ст. 2506.
11.Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Обеспечение трудоустройства и профобразования инвалидов как одно из приоритетных направлений социальной политики // Об актуальных вопросах социально политики в Российской Федерации (материалы к «правительственному часу» на тему «О приоритетах Правительства Российской Федерации в социальной сфере на среднесрочную перспективу» 360 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 15 октября 2015): Аналитический вестник. 2020. № 24 (542). С. 28-41.
12.Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. – 2020. – № 11. – С. 1007-1022.
13.Актуальные вопросы современной науки и образования: монография / Под общ. Ред. Г.Ю. Гуляева. Глава V. Квотирование рабочих мест и межведомственное взаимодействие в решении проблем трудоустройства инвалидов молодого возраста, имеющих высшее образование. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2022. - С. 59-71.
14.Абакумова, Е.Б. Правовые аспекты управления сферой труда и занятости инвалидов в Новосибирской области. Respublica Literaria. 2020. Т. 2. №. 2. С. 113-120.
15.Бабаева Н.Р. Правовые проблемы организации трудоустройства для инвалидов // Вестник науки и творчества. - 2019. - № 44. - С. 14-18.
16.Васильева Ю. В. Социальная занятость инвалидов в Российской Федерации и международные нормы в сфере трудоустройства и занятости инвалидов: проблемы реализации. Ex jure. 2020. № 2. С. 131-141.
17.Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России // Экономика труда. – 2019. – № 1. – С. 465-482.
18.Домороников А.Н. Проблемы и перспективы трудоустройства инвалидов в современных реалиях. // Символ науки. - 2020. - № 11. - С. 70-74.
19.Зайцева Л.В., Курсова О.А. Формы применения труда недееспособного работника // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2019. - № 3. - С. 26–51.
20.Кураева Л.Н., Мирзабалаева Ф.И. Региональные практики квотирования рабочих мест для инвалидов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 6. – С. 1423-1438.
21.Комиссаров Н.Н. Государственная политика в сфере реализации и защиты трудовых прав инвалидов // Universum: экономика и юриспруденция. - 2019. - № 3. - С. 1-6.
22.Лысенко А.Е. Системный подход к решению проблем трудовой занятости инвалидов // Сборник материалов Научно-практической конференции «Социальное партнерство государственных структур, общественных объединений и бизнес–сообщества в решении актуальных проблем трудовой занятости людей с инвалидностью в городе Москве». – М., Сфера, 2021.
23.Мирюкова М.А. Формирование социального благополучия инвалидов посредством профессиональной реабилитации и трудоустройства (итоги социологических опросов) // Теория и практика общественного развития. — 2020. - № 3(145). - С. 23-27.
24.Мурзина Е. А. Правовое регулирование труда инвалидов // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. - 2020. - Вып. 2. - С. 5–18
25.Нурмухаметова М.И. Реализация национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в Челябинской области // Управление, Экономика и Общество - 2020: проблемы и пути развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2020. - С. 124-127.
26.Николаева Е.Н. Квотирование рабочих мест для инвалидов // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2024. - № 2. - С. 3-17.
27.Ненахова Ю.С. Трудовой потенциал инвалидов: проблемы реализации // Народонаселение. – 2020. – № 3. – С. 96-108.
28.Петрякова А. В. Абилитация инвалидов: новые возможности // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. - 2020. - № 3. - С. 83.
29.Петрякова А. В. О новой модели гармонизации трудовых прав инвалидов как социальной группы в условиях цифровизации // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке // Сорокинские чтения - 2020: сб. материалов XIV Междунар. науч. конф. - М.: МАКС Пресс, 2020. - С. 1429-1432.
30.Петрякова А. В. Социально ориентированные некоммерческие организации в России (на примере Всероссийского общества инвалидов) // Эффективное управление: науч. альманах памяти профессора М. И. Панова; под ред. А. С. Царенко; научн. ред. Н. В. Агафонова, Г. Ф. Беляева. - М.: Полиграф сервис, 2020. - С. 126-133.
31.Подгруша В. В. Особенности регулирования труда инвалидов // Отдел кадров. - 2020. - № 8. С. 92-98.