Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где преобладает цифровизация и технологический прогресс, искусство остается неизменным источником вдохновения и средством развития личности. В контексте школьного образования предмет изобразительного искусства играет ключевую роль в формировании эстетической, культурной и творческой компетентности учащихся. В этой связи особое внимание заслуживает изучение различных техник живописи, в том числе работы с гуашью.
Изучение техники живописи гуашью на уроках изобразительного искусства (ИЗО) в школе имеет большую актуальность и практическую значимость. Гуашь как материал для художественного творчества предоставляет уникальные возможности для развития творческих навыков учащихся, позволяет детально изучать цвет, форму, композицию, а также способствует развитию мелкой моторики, внимания и воображения.
Актуальность изучения техники гуаши в современной школе:
1. Доступность материалов. Гуашь – это недорогой, доступный материал, который можно использовать на различных типах бумаги, что делает его идеальным для школьных уроков ИЗО.
2. Развитие навыков. Работа с гуашью требует умения смешивать цвета, создавать различные оттенки и текстуры, что способствует углубленному пониманию композиции и цвета.
3. Возможности коррекции. Гуашь уникальна тем, что позволяет делать поправки и накладывать слои, что является хорошей практикой для развития терпения и внимательности к деталям.
4. Широкий спектр техник. Гуашь позволяет использовать как тонкие, так и плотные слои, что открывает перед учащимися широкий спектр техник и стилей в живописи.
5. Интеграция с другими предметами. Изучение гуаши может быть успешно интегрировано с историей искусства, культурными исследованиями и даже естественными науками, что обогащает образовательный процесс.
Практика создания натюрморта на уроках ИЗО может послужить отличным примером для изучения техники живописи гуашью. Натюрморт позволяет учащимся развивать навыки наблюдения, переноса трехмерных объектов на поверхность бумаги, работу с цветом и светотенью. Это задание помогает ученикам учиться планированию композиции, выбору объектов для изображения и созданию собственных творческих работ, отражающих их индивидуальное видение и понимание окружающего мира. Кроме того, создание натюрморта с использованием гуаши помогает развивать наблюдательность и внимание к деталям.
Включение техники гуаши в учебный план школы способствует всестороннему развитию учащихся, стимулирует их творческое мышление и является важным инструментом для формирования эстетической культуры молодого поколения.
В процессе исследования постараемся подтвердить или опровергнуть следующую гипотезу: применение техники живописи гуашью на уроках изобразительного искусства позволяет развивать художественные навыки и творческое мышление учащихся и способствует повышению интереса к предмету.
Цель исследования – систематизировать и обобщить методический материал по преподаванию техники живописи гуашью на уроках изобразительного искусства, а также доказать эффективность ее применения на примере создания натюрморта.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал и методические разработки по технике живописи гуашью.
2. Проанализировать особенности преподавания техники живописи гуашью на уроках ИЗО в школе.
3. Разработать серию уроков по созданию натюрморта гуашью.
4. Оценить эффективность и результативность применения предложенной методики.
Объект исследования - процесс обучения технике живописи гуашью на уроках изобразительного искусства в средней школе.
Предмет исследования - методика преподавания живописи гуашью и ее влияние на развитие творческих способностей учащихся.
Методологическая база исследования основывается на комплексном подходе, сочетающем изучение теоретической литературы по искусству, педагогике и методике преподавания изобразительного искусства, а также на проведении практических занятий и экспериментальной работы с учащимися. Используются статьи, методические пособия по изобразительному искусству, а также дидактические материалы и учебные программы. Важную роль играет анализ работ учащихся, проведение опросов и интервью с преподавателями и экспертами в области изобразительного искусства.
Многие исследователи в России и за рубежом обращали свое внимание на вопросы обучения искусству школьников. Одним из них является Лю Сыци. Статья «Методы преподавания изобразительного искусства на примере уроков рисования натюрмортов в начальных школах Китая»[1. Информационный ресурс / КиберЛенинка. Лю Сыци. Методы преподавания изобразительного искусства на примере уроков рисования натюрмортов в начальных школах Китая https://cyberleninka.ru/article/n/metody-prepodavaniya-izobrazitelnogo-iskusstva-na-primere-urokov-risovaniya-natyurmortov-v-nachalnyh-shkolah-kitaya
]посвящена изучению способов обучения школьников младших классов созданию натюрмортов в ходе уроков изобразительного искусства в китайских школах. Исследование основывается на психолого-педагогических принципах, направленных на эстетическое развитие учеников, и включает анализ композиционных и изобразительных техник, используемых при рисовании с натуры. В работе рассмотрены различные авторские методики, применяемые в начальном образовании Китая для обучения детей искусству создания натюрмортов. Основной результат исследования – разработка уникальной педагогической модели, которая предлагает последовательные этапы обучения в области изобразительного искусства, начиная с построения композиции до освоения разнообразных живописных техник с акцентом на выразительность. Эта модель подчеркивает важность практического применения изучаемых теоретических знаний и навыков в процессе образования.
Лыкова Е.С. в своей статье «Изображение натюрморта школьников младших классов»[ Информационный ресурс / КиберЛенинка . Лыкова Е.С, Изображение натюрморта школьников младших классов https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-natyurmorta-shkolnikami-mladshih-klassov
] говорит о том, что умение анализировать и передавать пространственные отношения на бумаге не только обогащает внутренний мир ребенка и его понимание окружающего мира, но и служит основой для развития графических и проектных навыков, которые могут пригодиться в будущем в самых разных областях, от архитектуры до веб-дизайна.
Освоение этих навыков способствует развитию внимания, зрительного восприятия, мелкой моторики, а также абстрактного и логического мышления. Эти исследования подчеркивают важность введения задач по развитию пространственных способностей в образовательный процесс, начиная с младших классов. Такой подход помогает учащимся развивать не только художественные навыки, но и способствует гармоничному развитию личности, обогащению его интеллектуального и эмоционального компонентов. В результате, дети научатся не только воспринимать и анализировать окружающее пространство, но и творчески подходить к решению задач, что будет способствовать формированию целостного образовательного процесса.
Скрипникова, Е. В. В учебном пособии «Натюрморт: композиция, рисунок, живопись»[ Скрипникова, Е. В. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие / Е. В. Скрипникова, А. И. Сухарев, Н. П. Головачева, Г. С. Баймуханов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 150 с] совместно с другими авторами рассказывает об особенностях работы в технике гуашь. Они рассказывают о том, что натюрморт представляет собой искусство изображения неживых предметов, которые можно найти в обыденной жизни, таких как фрукты, цветы, посуда и т.д. При создании натюрморта художник обращается к различным аспектам визуального восприятия, таким как формы, цвета, свет и тени. Это позволяет художнику экспериментировать с композицией, техниками рисования и использованием различных материалов. Изображая предметы в натюрморте, художник может выразить свои мысли, чувства и взгляд на мир вокруг себя. Благодаря этому жанру он может передать свои эмоции, создавая произведения искусства, которые могут вдохновить зрителя и вызвать у него отклик. Натюрморт не только помогает развивать художественные навыки и технику, но и открывает новые грани творчества, помогая художнику раскрывать свою индивидуальность и особенный взгляд на мир.
Таким образом, данное исследование направлено на обогащение методического аппарата преподавателей ИЗО, расширение представлений учащихся о живописи гуашью и, как следствие, повышение качества художественного образования в школе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ ГУАШЬЮ
1.1. История живописи гуашью
Живопись гуашью является одной из самых древних техник изобразительного искусства, корни которой уходят глубоко в историю. Её отличает использование пигментов, смешанных с водой и добавлением белого наполнителя, что придаёт краскам матовость и плотность. Эта особенность делает гуашь уникальной среди акварельных техник, где результат получается более прозрачным.
Первые упоминания о технике, схожей с современной гуашью, встречаются ещё в древнем Египте, Греции и Риме, где она использовалась для создания муралов, миниатюр и иллюстраций к рукописям. В средние века эта техника стала широко применяться при оформлении рукописных книг. Со временем гуашь приобрела популярность во Франции, Италии и других странах Европы, где её стали использовать для создания эскизов, рекламных плакатов и иллюстративного искусства.
Гуашь — это тип водяной краски, который отличается от акварели более плотным и матовым результатом. В её состав входят мелко размолотые пигменты, смешанные с водно-клеевыми веществами, такими как гуммиарабик, пшеничный крахмал или декстрин, а также добавляются белила (например, мел) для придания краске большей плотности. Гуашь требует от художника быстроты, решительности и умения. Интересно, что в разных странах этот вид красок классифицируют по-разному: если за рубежом гуашь воспринимается как живопись, то в России её часто относят к графике. Сам термин «гуашь» впервые появился во Франции в 18 веке, хотя сама техника использовалась и до этого, заслужив признание и на Востоке, и на Западе, начиная с древнего Египта и античных времён. Гуашь широко использовалась в средневековье для создания книжных миниатюр, часто вместе с акварельными красками (см.прил.рис.1). Её ценили за способность создавать плотные, яркие слои. В Ренессанс художники использовали гуашь для эскизов для осветления фонов в работах (см.прил.рис.2).
В XVIII-XIX веках интерес к живописи гуашью только возрос благодаря её практичности и возможности достигать высоких художественных результатов. В этот период гуашь активно использовалась художниками-пейзажистами, портретистами, а также при создании модных иллюстраций.
В России пик популярности гуашевой живописи пришёлся на перелом XIX-XX веков, когда такие художники как М.А. Врубель применяли её в своих работах, в том числе в картине «Жемчужина» (см.прил.рис.3), М.З. Шагал в картине «Я м моя деревня» (см.прил.рис.4).
На западе к технике гуаши обращались великие художники, такие как П. Пикассо «Мальчик с собакой» (см.прил.рис.5).
Жан Оноре Фрагонар использовал гуашь для создания неповторимых произведений с лёгкостью и игривостью, характерными для рококо.
Анри Матисс – использовал гуашь для создания своих знаменитых «вырезок», которые стали вершиной его исследований цвета и формы и оказали значительное влияние на развитие современного искусства (см.прил.рис.6)
.Джон Сингер Сарджент (1856–1925) – американский художник, который мастерски использовал гуашь для создания светящихся пейзажей и сцен из путешествий (см.прил.рис.7).
Эти художники, среди многих других, внесли значительный вклад в развитие живописи гуашью, продемонстрировав её возможности и разнообразие приёмов работы. Они открыли новые горизонты для экспериментов в области цвета, текстуры и композиции, которые продолжают вдохновлять современных художников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абелин А. С. Отечественная школа натюрморта. М.: Парус, 2008.
2.Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 116 с. Изображение натюрморта школьниками младших классов Образование и наука. 2014. № 8 (117) 147
3.Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–94.
4.Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с.
5. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с
6.Карпова Ю.И. , Обухов И. Б., Орлова И. В., Попович Н. А. Основы композиции. Рисунок. Живопись и цветоведение : учеб. пособие / Ю. И. Карпова [и др.]. – СПб. : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. – 220 с.
7.Скрипникова, Е. В. Натюрморт: композиция, рисунок, живопись: учебное пособие / Е. В. Скрипникова, А. И. Сухарев, Н. П. Головачева, Г. С. Баймуханов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – 150 с.
8.Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат)
9.Чу Фан. Техника рисования гуашью в обучении натюрморту китайских учащихся старших классов. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Том 7. Выпуск 6. С. 632-640
10.Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.
11.Информационный ресурс / КиберЛенинка. Лю Сыци. Методы преподавания изобразительного искусства на примере уроков рисования натюрмортов в начальных школах Китая https://cyberleninka.ru/article/n/metody-prepodavaniya-izobrazitelnogo-iskusstva-na-primere-urokov-risovaniya-natyurmortov-v-nachalnyh-shkolah-kitaya
12.Информационный ресурс / КиберЛенинка . Лыкова Е.С, Изображение натюрморта школьников младших классов https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-natyurmorta-shkolnikami-mladshih-klassov
13.Лебедева В.В., Гужавина О.Б. Особенности специфических методов обучения живописи в системе непрерывного художетсвенного образования
14.Чжао С. Особенности работы гуашью в системе дополнительного художественного образования https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-guashyu-v-sisteme-dopolnitelnogo-hudozhestvennogo-obrazovaniya
15.Информационный ресурс / КиберЛенинка Лебедева В.В., Гужавина О.Б. Особенности специфических методов обучения живописи в системе непрерывного художественного образования https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-spetsificheskih-metodov-obucheniya-zhivopisi-v-sisteme-nepreryvnogo-hudozhestvennogo-obrazovaniya
16.Информационный ресурс / Инфоурок. Основные техники живописи гуашью https://infourok.ru/osnovnie-tehniki-zhivopisi-guashyu-3698564.html
17.Информационный ресурс / Инфоурок Азбука живописи гуашевыми красками https://infourok.ru/cbornik-metodicheskih-rekomendaciy-azbuka-zhivopisi-guashevimi-kraskami-1926406.html
18.Информационный ресурс / Художественная школа Вдохновение. Техники рисования гуашью. https://www.izocenter.ru/blog/tehniki-risovaniya-guashyu/
19.Информационный ресурс / 5 техник работы с гуашью. Как писать картины «воляной краской» https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/2022/09/10/5-texnik-raboty-guashyu-kak-pisat-kartiny-vodyanoj-kraskoj/
20.Информационный ресурс / Инфоурок Методическая разработка Учителя Сафиуллиной Г.М. https://infourok.ru/statya-na-temu-individualniy-podhod-k-kazhdomu-ucheniku-v-klasse-3979892.html
21.Информационный ресурс / Арт-талант Солонина Елена Владимировна Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства" https://www.art-talant.org/publikacii/48713-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-na-urokah-izobrazitelynogo-iskusstva
22.Информационный ресурс / КиберЛенинка Алексеева М.С. Развитие образного мышления учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obraznogo-myshleniya-uchaschihsya-na-zanyatiyah-izobrazitelnym-iskusstvom-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya