Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Школьный туризм - это организованные выезды групп школьников в обязательном порядке с сопровождающим лицом (учителем) и медработником.
Изменение ценностных ориентиров школьников под влиянием процессов глобализации и виртуализации требуют поиска новых форм организации досуга подрастающего поколения, способствующих, с одной стороны, удовлетворению их познавательных и рекреационных потребностей, с другой - обеспечивающих воспитание социальной и гражданской ответственности.
В этой связи школьный туризм представляется важным средством воспитания подрастающего поколения, обеспечивающим расширение кругозора школьников за рамками образовательных программ, формирование навыков межличностного общения, привитие любви к своей Родине, организацию досуга во внеучебное время, а также профориентации.
Выгодное географическое положение, хорошо развитая транспортная инфраструктура, значительное культурное наследие в условиях достаточно хорошо сохранившейся природы республики Башкортостан, а также ее безопасность с точки зрения террористической опасности позволяют рассматривать ее в качестве одного из наиболее перспективных регионов для развития школьного туризма.
Важными свидетельствами в пользу этого утверждения служат два аргумента:
- наличие потенциального спроса на этот вид туризма. На территории республики проживает более 1,3 млн.школьников, что составляет 10,7% от общей численности населения региона;
- признание в качестве одного из стратегических важных направлений развития туризма в республике Башкортостан, что обусловливает потребность формирования системы специализированных туристских маршрутов.
Республика Башкортостан - это идеальное место для развития экологического туризма. На территории республики активными темпами развиваются все виды туризма. Но с целью сохранения объектов природного наследия и формирования экологической культуры населения необходимо развивать экологический туризм, как для активного отдыха, так и для организации природоохранных мероприятий. С этой целью в работе рассматриваются перспективные места республики для развития экологического туризма.
Таким образом, тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной и требующей проведения соответствующего исследования.
Цель исследования состоит в изучении возможностей развития школьного туризма в РБ через разработку эколого-краеведческих программ.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть школьный туризм;
Определить ресурсы развития школьного туризма в республике Башкортостан;
Оценить состояние развития школьного туризма в республике Башкортостан;
Проанализировать технологию проектирования туристских маршрутов для школьников;
Разработать туристский маршрут эколого-просветительской экскурсии "Среди дубов и кленов".
Объектом исследования: школьный туризм в Республике Башкортостан.
Предметом исследования: природный потенциал Республики Башкортостан для разработки туристского маршрута эколого-просветительской экскурсии.
В данной работе используются такие методы как: изучение литературы по теме, описательный метод.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Состояние школьного туризма в республике Башкортостан
1.1. Школьный туризм как средство явление современного мира
Инстинкт к перемещению, стремление к путешествиям – неотъемлемое качество каждого индивида. Цели путешествий могут варьироваться: от деловых командировок и экспедиций с целью изучения чего-то нового до отпусков с целью расслабления или погружения в авантюрные приключения и поиска экстремальных впечатлений. Корни туристской активности уходят в далекое прошлое, когда основными причинами для путешествий были коммерция, желание знаний или открытий, образовательные цели, вера, и только иногда – отдых. Ныне туризм превратился в обширное экономико-социальное движение, которое охватывает всю планету. Для большинства людей туризм тесно связан с открытиями, наслаждением и помогает отвлечься от рутины. Сегодняшний образ жизни человека значительно определяется туризмом, его жаждой познания и стремлением получать новые уникальные впечатления от мира вокруг.
Рассмотрение туризма с экономической перспективы выделяет его как самостоятельную экономическую сектор, функционирующую на основе потребительского спроса на широкий спектр товаров и услуг, включая транспортные услуги, развлекательные мероприятия, объекты общественного питания, проживание и культурные программы. Эта отрасль играет ключевую роль в обеспечении комплексного сервиса для туристов, способствуя тем самым экономическому росту и развитию. В контексте глобальной экономики, туризм часто выступает как стратегически значимая сфера, способствующая укреплению экономического потенциала страны и развитию международного сотрудничества.
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" термин "туризм" определяется как временные перемещения (вояжи) россиян, иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, за пределы их обычного местообитания с целью отдыха, получения новых знаний, участия в деловых встречах, спортивных мероприятиях, религиозных обрядах, а также других мотивах, в том числе культурных без осуществления деятельности за вознаграждение в рамках места временного нахождения.
Путешествия всегда направлены на достижение конкретных целей, которые определяют типы туризма: образовательный, этнический, спортивный, отдыха, восстановления здоровья, деловой, проездом. Среди этих категорий наиболее популярными являются туризм для отдыха и обучения. При этом поездка может сочетать эти направления, а под образовательным туризмом понимаются такие его виды, как познавательный, культурный и экскурсионный.
В наше время, экскурсионные поездки для школьников становятся популярным направлением туристической деятельности, способствуя развитию природной и культурной осознанности, а также улучшению коммуникативных навыков у молодежи.
Применяя методологию расшифровки научных понятий через присущие им категориальные значения, в описании сущности школьного туризма разумно исходить из базового определения «туризма». В академическом дискурсе данное определение представлено амбивалентно. В таком контексте особенно актуально ссылаться на авторитетные международные протоколы и руководящие принципы. В частности, согласно определению, представленному Всемирной туристской организацией в её Рекомендациях по статистике туризма, под туризмом подразумевается комплексное социокультурное и экономическое феномен, основанное на перемещении индивидов в пункты за пределами их привычного окружения с не коммерческими или деловыми намерениями.[ Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Руководство по составлению статистики. – Нью-Йорк, 2016. – С.287.]
В академических исследованиях концепция туризма строится на комплексе критериев, ключевыми из которых являются:
туризм – это результат передвижения людей;
туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
путешествие представляет собой временное движение туриста по туристскому маршруту[ Правовые основы международной туристической деятельности : практическое пособие / авт.-сост. : В.В. Алексеева. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. – С.6.].
Таким образом, эти принципы могут быть также использованы для определения сути понятия «образовательный туризм» в контексте управления туристическим бизнесом. В то время как специфика этого термина по сравнению с его общим понятием «туризм» заключается в целях проведения путешествия.
Традиционно классификация туристских поездок по основной цели осуществляется следующим образом:
1) личные цели:
отпуск, досуг и отдых;
посещение друзей и родственников;
образование и профессиональная подготовка;
лечебные и оздоровительные процедуры;
религия/паломничество;
посещение магазинов;
транзит;
прочие цели;
2) деловые и профессиональные цели[ Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. Руководство по составлению статистики. – Нью-Йорк, 2016. – С.37.].
Следовательно, в глобальной статистической практике обычно выделяют сегмент туризма, направленного на обучение и профессиональное развитие. Этот вид туризма часто определяют как образовательный.
Хотя истоки детского туризма, осуществляемого через экскурсии, в России берут своё начало с конца 18-го века, юридическое определение этого вида туризма было официально введено в текст законодательства лишь в недавнее время, в 2017 году, благодаря закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Согласно пункту 1 данного закона, под детским туризмом понимается организованное туристское путешествие группы несовершеннолетних под присмотром руководителя, который выступает в качестве их законного опекуна во время путешествия.[ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации : федеральный закон № 132-ФЗ от 24 нояб. 1996 г. : (с изм. на 13 июня 2023 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/9032907]
В 2017 году был принят ГОСТ Р-54605-2017, касающийся работы туроператоров, турагентств, и компаний, предоставляющих экскурсионные услуги для детского туризма, который устанавливает официальное понятие подросткового или детского туриста.
«Речь идет о несовершеннолетнем участнике (мальчике, девочке) в диапазоне возрастов семь до восемнадцати лет, который посещает иное географическое местоположение или страну с целью временного пребывания, направленного на оздоровительные, образовательные, отдыхательные, познавательные и спортивные мероприятия под надзором ответственного лица, будучи частью структурированной туристической группы». Уточним, что введенные нормативы не применимы в области индивидуального туризма.[ ГОСТ Р 54605-2017. Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования: (переиздание). URL: https://docs.cntd.ru/document/1200157391]
Школьный туризм представляет собой плановые экскурсии групп учащихся, сопровождаемые обязательно педагогом и медицинским сотрудником. Эти мероприятия направлены на углубление и закрепление знаний, полученных по учебным программам, развитие практических умений, повышение физического здоровья учащихся, а также их воспитание в духе любви к родине.[ Билинская, Е. Е. Туризм как форма организации школьного досуга / Е. Е. Билинская, М. Д. Гусарова // Человек. Социум. Общество. – 2023. – № 5. – С. 85-89. ]
Экскурсионно-походная деятельность в школьной программе способствует гармоничному развитию коллективных отношений среди учащихся. Вне академической среды ученики демонстрируют себя с иной стороны, устанавливают крепкие дружеские связи и испытывают радость от взаимодействия в более свободной и непринужденной атмосфере. Познавательные экскурсии же обогащают их знаниями, пробуждают интерес к изучению искусства, истории, культуры, способствуя расширению интеллектуального горизонта.
Следует подчеркнуть, что первостепенная задача организации школьных туристических походов заключается в стимулировании интереса молодежи к активному отдыху в рамках туристической деятельности. Основные направления в этой области включают не только укрепление физического состояния учащихся через различные виды активности, но и развитие социальных навыков: способность к командной работе, распределение ролей в коллективе, что способствует формированию чувства сопричастности и значимости в группе.
Также, школьный туризм выполняет ряд дополнительных функций, способствующих развитию учащихся:
1.Академическая, означающая углубление и закрепление учебного материала по широкому спектру научных направлений, включая географию, историю, биологию и другие; обогащение интеллектуальных горизонтов через приобретение дополнительных знаний;
2.Профилактическая, включая улучшение физической активности, редукцию стресса, предотвращение развития заболеваний;