Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обусловлена тем что современное дополнительное образование находится в процессе масштабных изменений, вызываемых политическими и социально-экономическими реформами в нашей стране. К подрастающему поколению предъявляются новые, более высокие образовательные требования. При этом речь идет не столько об усвоении огромного потока информации и повышении уровня предметной грамотности, сколько о важности своевременного формирования гуманистических ценностных ориентаций, развитии продуктивного и творческого мышления.
Дополнительное образование, является частью системы общего образования, выступает одним из звеньев, обеспечивающим развитие личности ребенка и его ранней профориентации. Одной из тенденций в развитии дополнительного образования является переход к инновационной деятельности, позволяющей своевременно отвечать на требования окружающей социальной среды и потребностям обучающихся.
На смену «традиционному» педагогу, приходит педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант, личность, предрасположенная к творческой и профессиональной деятельности, способная к получению новых знаний, к самовыражению, самореализации, к развитию творческого потенциала и, как следствие, стимулирование интереса посещения занятий обучающимися. Так же, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где главной фигурой является педагог, основное внимание теперь переключается на ребенка – его активность, избирательность и креативность. Задача педагога - поддержка ребенка в его деятельности, облегчение решения возникающих проблем, помощь в освоении разнообразной информации. Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования возможно через использование инноваций в современном дополнительном образовании, направленных на разностороннее развитие детей с приобщением их к коллективной деятельности.
В педагогической науке активно исследуется проблема применения игровых технологий в системе дополнительного образования. Так, разработка теоретических аспектов дополнительного образования нашла отражение в работах как отечественных исследователей: В. И. Байденко, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, Н. А. Гришановой, А. П. Тряпицыной, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др., так и зарубежных исследователей: Дж. Равена, Л. Спенсера, и др.; внеурочная деятельность как средство формирования отношений в коллективе отражена в работах таких специалистов, как Д. С. Ермаков, О. Б. Зайцева, И. Г. Захарова, А. Н. Ившин, А. В. Козырева, Н. С. Кольева, Т. Н. Лебедева, Л. Н. Паламарчук, С. Прохорова, С. А. Сладков, С. В. Тришина, Т. В. Хомченко, Р. Ю. Хурум.
Объект исследования – игровые технологии.
Предмет исследования - игровые технологии в системе дополнительного образования.
Цель исследования состоит в разработке и практике применения игровых технологий в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие дополнительного образования детей и подростков в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить игру в системе дополнительного образования.
3. Проанализировать особенности организации и виды игровых технологий в системе дополнительного образования.
4. Осуществить первичную диагностику уровня сформированности отношений в коллективе детей.
5. Провести формирование благоприятного взаимодействия в детском коллективе при помощи использования игровых технологий системе дополнительного образования.
6. Проверить эффективность использования игровых технологий на сформированность отношений в коллективе детей в системе дополнительного образования.
Теоретические методы: анализ нормативных документов об образовании применялся для обоснования актуальности проблемы; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; моделирование использовалось для разработки и практика применения игровых технологий в системе дополнительного образования.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; эксперимент по оценке отношений в коллективе.
Структура работы: соответствует логике научного исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Теоретический анализ разработки и практики применения игровых технологий в системе дополнительного образования
1.1 Понятие дополнительного образования детей и подростков в психолого-педагогической литературе
Детские учреждения дополнительного образования являются одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей. Их отличие от общеобразовательных учреждений состоит в том, что обучающиеся имеют право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в выбранной области знаний.
В настоящее время значительно возрастает роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения. Ее призвание – решение важнейшей социальной задачи, связанной с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.
Многие педагоги и ученые (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль) изучали концепцию развития личности в дополнительном образовании; теория формирования развитой личности, разработанная классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного образования на базе дошкольных образовательных учреждений (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагогов дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш)[ Баркунова О.В., Сорокин Н.В., Фролова М.Е. К вопросу о развитии социальной активности школьников в процессе проективной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 284.].
Дополнительное образование детей является одной из важнейших составляющих образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально желательно, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органически сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребенка.
Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, дополнительное образование позволяет решить ряд других общественно значимых задач, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализации и социальной адаптации, формирование так называемой здоровый образ жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений у детей и подростков. На базе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи и оздоровления российского общества в целом[ Горячева Л.В. Развитие социальной активности школьников в процессе проектной деятельности // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования: Материалы VIII Всероссийской (с международными участниками) научно-практической конференции. Коломна, 15-16 апреля 2021 г. Коломна: ГСГУ, 2021. – С. 168.].
Расходы бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей считаются долгосрочными инвестициями в перспективное развитие российского общества, человеческие ресурсы на интеллектуальное, научно-техническое, творческое и культурное развитие общества, профилактику безнадзорности и асоциальных проявлений. у детей и подростков.
В учреждениях дополнительного образования детей наиболее эффективно реализуются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности общества. Следствием этого является накопление у детей опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, внутренней ценности личности, осознанного выбора профессии, получения квалифицированной помощи в различных сторонах общественной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к меняющимся условиям жизни[ Гукаленко О.В., Иванова С.В., Селиванова Н.Л., Пустовойтов В.Н. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего. В книге «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития»: монография / науч. ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2020. С. 73.].
При характеристике системы дополнительного образования В.А. Березина важным принципом считает классификацию направлений в дополнительном образовании. По этому принципу дополнительное образование в настоящее время развивается по пятиосновным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физкультурно-спортивная работа, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Статистика свидетельствует о том, что наиболее активно развиваются объединения художественного, эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. В меньшей степени освоены эколого-биологические и туристско-локальные традиционные территории.
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет обучающимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, скорейшей адаптации в условиях современных рыночных отношений.
Дополнительное образование детей открывает большие возможности для развития творческих способностей ребенка и самоопределения. Выявлено, что формирование положительной мотивации к обучению и общественно полезной деятельности способствует общему положительному отношению к дальнейшему образованию.
Характерной чертой системы дополнительного образования является возможность добровольного выбора ребенком и его семьей направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения. Это делается с учетом интересов и желаний, способностей и потребностей ребенка; используя личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса, активно способствовать творческому развитию личности, мотивации к обучению, самореализации, самоопределению ребенка.
Учреждения дополнительного образования детей создают равные стартовые возможности для каждого ребенка, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым учащимся, поднимают их на новый уровень индивидуального развития.
В деятельности дополнительного образования важным компонентом является управление, обеспечивающее целенаправленную работу всех субъектов педагогического процесса в функционировании и развитии системы; создание гибких организационных структур и разнообразных образовательных и развивающих программ.
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное управление уступает место демократическому, делегирование управленческих полномочий учителям.
При детальном рассмотрении программ, реализуемых в рамках дополнительного образования детей, можно увидеть, что до 80% программ носят практико-ориентированный характер. Это наиболее важно в наше время, когда в общеобразовательной школе в силу экономических и других трудностей этот практико-ориентированный компонент свёрнут, а в СДО ребёнок имеет возможность делать, наблюдать, обобщать и получать знания в процессе взаимодействия с работой. предметы.
Профессиональное консультирование является важной частью задач учреждений дополнительного образования. Это должно быть одной из целевых функций этих институтов.
Первоначально педагог – это информатор, консультант, помощник, контролер, организатор. Он индивидуализирует подход к каждому ребенку, особенно при выборе воспитательных заданий. Для детального рассмотрения дополнительного образования необходимо раскрыть его этапы:
Подготовительный этап. Педагог планирует тематику, по которой будет осуществляться деятельность. Составляется 20–25 тем, подходящих для индивидуальной или групповой работы детей. Темы дифференцируются по уровню сложности.
На данном этапе формулируются цели предстоящей деятельности, планируются воспитательные результаты. Возможно составление алгоритма работы или составление этапов деятельности. Роль учителя очень важна в процессе воспитания и формирования личностных качеств, так как это только начало работы в данном направлении для детей.
Подготовительный этап – это организационная деятельность педагога, когда на практике реализуются следующие важные моменты:
- педагог организует собственную и детскую деятельность для передачи содержания воспитания;
- педагог организует свое поведение;
- педагог организует деятельность учеников: коллективную, групповую, индивидуальную.
Для организационной деятельности свойственно формирование определенных педагогических условий, в которых возможно оптимальное достижение цели и решение педагогических задач. Обычно создается активная развивающая среда и образовательное пространство, используются технические средства, необходимые для эффективного воспитательного процесса, выстраиваются положительные межличностные отношения, адекватные поставленным целям. Важно, чтобы на данном этапе были сформулированы задачи, понятные и принимаемые к действию детей.
Можно выявить основные компоненты организационной деятельности преподавателя, направленные на развитие детей в дополнительном образовании:
- совместная с учащимися формулировка проблемы;
- постановка вопроса «активатора» (вопроса, стимулирующего интерес);
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
3.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Москва: Питер, 2017. - 282 с.
4.Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 2021. - 72 с.
5.Бордовская, Н. В. Психология и педагогика. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 620 с.
6.Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребенка. - М.: Просвещение, 2021. - 116 с.
7.Богина, Е. В. Теория и практика игровой терапии. Метод свободной игры. - М.: Флинта, 2019. - 144 с.
8.Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. – Москва: Пед. о – во России, 2016. – 488 c.
9.Галактионов, И. В. Рефлексивные формы и методы обучения в образовательном пространстве // Проблемы высшего образования. - 2018. - № 1. - С. 229–233.
10.Горячева, Л. В. Развитие социальной активности школьников в процессе проектной деятельности // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования: Материалы VIII Всероссийской (с международными участниками) научно-практической конференции. Коломна, 15-16 апреля 2021 г. Коломна: ГСГУ, 2021. – С. 168-171.
11.Гукаленко, О.В. Социально-воспитательное пространство педагогического образования: опыт становления и проектирование будущего. В книге «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития»: монография / науч. ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство ЮФУ, 2020. - 612 с.
12.Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 723 с.
13.Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. – Москва: Академия, 2019. – 412 с.
14.Ефременко, Л. В. Деятельность учащихся вне школы и вне уроков: проблемы, условия и пути социализации детей // Социальные отношения. – 2021. – № 3(38). – С. 53-62.
15.Жуковская, Р. И. Воспитание детей в игре. — М.: Просвещение, 2019. — 57 с.
16.Исаева, Л. А. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 32-34.
17.Курпатов, А. В. Счастливый ребенок. Универсальные правила. М.: Филипок и К, 2019. - 448 с.
18.Котова, И. Б. Личность: ресурсы развития: учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. 264 с.
19.Михайлова, Н. Понимать детство. – Москва: Народ. образование, 2019. – 188 с.
20.Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник. – Москва: Юрайт, 2019. – 351 с.
21.Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2022. - 439 с.
22.Маркова, Т. А. Учите детей в игре. М.: Просвещение, 2019. - 515 с.
23.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л. В. Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 426 с.
24.Подласый, И. П. Педагогика. - М.: Гардарики, 2019. - 358 с.
25.Романченко, А. Р. Развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности // VII Международный научно-исследовательский конкурс: Конкурс лучших студенческих работ. Сборник статей. Пенза, 05 февраля 2021 г. – Пенза: Наука и просвещение, 2021. – С. 181-185.
26.Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / редактор-составитель Д. Я. Райгородский. – Самара.: Бахрах-М, 2022. – 654 с.
27.Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для вузов / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 375 с.
28.Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 286 с.
29.Тепсуркаева, З. В. Внеурочная деятельность как средство формирования «Я-концепции» // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 164–166.
30.Федосеева, Т. А. К проблеме коммуникативной игры в педагогическом дискурсе / Т.А. Федосеева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 11. – С. 19-22.
31.Хаирова, С. И. Особенности межличностных отношений школьников с различным социометрическим статусом // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №12. - С. 136-142.
32.Шмаков, С. А. Игра и дети. М.: Гардарики, 2018. — 64 с.
33.Эльконин, Д. Б. Психология игры. — М.: Новая школа, 2018. – 462 с.
34.Юн, Э. Г. Межличностные отношения со сверстниками как фактор развития я–концепции // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 30. - С. 1497–1499.