Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемой изучения особенностей формирования культурно- гигиенических навыков занимались отечественные педагоги и психологи Е.А. Алябьева Р.С. Буре, Л.А. Венгер, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Н.Н. Поддъяков и др.
Анализ учебно-медицинской литературы в средней группе ДО выявил следующее: в силу ряда факторов, в связи с происходящими социальными изменениями, ухудшается физическое и психическое здоровье. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми зачастую проводится в самой общей форме, когда воспитательный процесс не ориентирован на охрану здоровья и воспитания, не ориентирован на сознательное развитие и саморазвитие ребенка. Проблема связана с неправильным планированием образовательной и оздоровительной деятельности, отсутствием системы мероприятий, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Основным средством развития культурно-гигиенических навыков являются режимные моменты в дошкольном учреждении.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется конфликтом между развитием культурно-гигиенических навыков в режимные моменты дошкольников и созданием моделей режимных моментов формирования культурно-гигиенических навыков.
Цель исследования – разработать и обосновать эффективность модели режимных моментов, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования культурно – гигиенических навыков и укрепления здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - режимные моменты как средство формирования культурно-гигиенических навыков в среднем дошкольном возрасте, оценка их эффективности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты формирования культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья у детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработать модель использования режимных моментов при формировании культурно-гигиенических навыков и укреплении здоровья детей.
3. Изучить опыт работы воспитателей ДОО по моделированию режимных моментов и созданию условий для формирования у культурно – гигиенических навыков с целью выявления уровня их сформированности у детей среднего дошкольного возраста.
4. Провести апробацию модели режимных моментов на базе на практике в дошкольной образовательной организации.
5. Провести анализ эффективности проведенной работы по формированию культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья детей среднего дошкольного возраста.
6. Разработать рекомендации по оптимизации режимных моментов для формирования культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья детей среднего дошкольного возраста.
База исследования: Государственное бюджетное специальное (коррекционноe) образовательное учреждение г. Севастополя «Общеобразовательная школа-интернет №6 им. И.Е. Петрова».
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент, педагогическое проектирование.
Практическая значимость результатов исследования: полученные в ходе работы результаты, а именно разработанная модель использования режимных моментов при формировании культурно-гигиенических навыков и укреплении здоровья детей может быть использовать воспитателями в работе с детьми дошкольного возраста.
Структура работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья у детей среднего дошкольного возраста
Навык – это автоматическое поведение, развивающееся посредством повторения и практики [4].
К культурно-гигиеническим навыкам можно отнести навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [3].
C.А. Ганат к культурно-гигиеническим навыкам относит:
- навыки ухода за собой;
- навыки управления окружающей средой;
- навыки культурного приема пищи;
- навыки гигиены тела [9].
Ученые В. А. Деркунская, М. В. Антропов определяет следующие культурно-гигиенические навыки: умывание, чистка зубов, расчесывание волос, одевание, чистка обуви, мытье рук, лица и ног, уход за верхней одеждой, застилание постели, прием пищи, питье, туалет (использование туалетной бумаги, мытье рук после использования), поддержание порядка в личных вещах [9].
Анализируя общеобразовательные программы Федеральной образовательной программы, мы выяснили, что психолого-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста направлена на развитие культурно-гигиенических навыков (Таблица 1).
Таблица 1. Требования к формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников разного возраста [23]
В период адаптации ребенка к организации дошкольного образования важное место в формировании первой деятельности играет конкретное место (шкаф в шкафу, полотенцесушитель, место за обеденным столом и т. д.). Здесь педагог работает с каждым ребенком индивидуально. Вместе они выбирают символ для его шкафчика. Это может быть изображение животного, детской игрушки или геометрической фигуры определенного цвета, самое главное, чтобы ребёнку нравилась его личная «картинка». Когда дети рассаживаются за стол, воспитатель предлагает каждому ребенку запомнить свое место, обратить внимание на соседей и запомнить их.
Расширяются культурно-гигиенические навыки дошкольников, меняются способы выполнения повседневных задач, структура. Дети дошкольного возраста до трех лет, как правило, умеют хорошо вести себя за столом, контролируют свой внешний вид и чистоту тела, могут замечать и устранять проблемы со своей внешностью, не спрашивая взрослых.
Ребенок 4 лет должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтей. После ванны уметь тщательно вытереться полотенцем, пока тело не станет теплым. Важно приучать ребенка мыть ноги перед сном, ведь кожа на стопах сильно потеет и собирает грязь [12].
Таким образом, в понятие «культурно-гигиенические навыки» входят навыки личной гигиены, одежды и обуви, окружающей среды, культуры питания. Содержание данного понятия отражает культурно-гигиенические навыки: манеры поведения за столом во время еды, необходимость соблюдения навыков личной гигиены, умение следить за своим внешним видом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7: учеб. пособие / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение,1991. – 51 с.
2.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста // Под. Ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. - М.: Логос. 2012. - С. 86 – 97.
3.Генералов Е. Ю. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Журнал. 76 Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 25-1. 2012. - С. 207 – 210.
4.Доронова Т.Н. Взаимодействие ДОУ и семьи. – М., 2002. – 84 с.
5.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
6.Есина Л. Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников / Л.Д. Есина. - М.: Скрипторий, 2008. - 266 c.
7.Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007. – 49 с.
8.Искакова Г. К. Методические рекомендации по использованию дидактических материалов в воспитательно-образовательном процессе дошкольных организаций. - Астана, 2014. - 32 с.
9.Коваль В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
10.Козлова А. М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. - М.: ЦГЛ, 2017.-958 c.
11.Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007. -12 с.
12.Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие: Пособие для педагогов ДОУ / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
13.Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 647 – 651.
14.Майер А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.
15.Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста - Москва: Айрис-Пресс, 2006. - 226с.
16.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2016. - 904 c.
17.Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия / О.Р. Меремьяна. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
18.Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 256 c.
19.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание. -1988. - № 9.- С. 13-17.
20.Труфанова Н. А., Ширина Т. М. Формирование культуры поведения у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. Науч. Конф. - СПб.: Свое издательство. 2015. - С. 78 - 80
21.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997. – 129 с.
22.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
23.Федеральная образовательная программа дошкольному обучения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (дата обращения 11.04.2024).
24.Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки. Журнал. Плюс до и после. - 2013. - № 6. - С. 15 - 19.