Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Воспитание гуманных чувств у подрастающего поколения является важной задачей сегодняшних дней.
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования ребенок, на этапе завершения дошкольного образования должен: «...активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других, уметь сопереживать неудачам и радоваться успехам других, обладать установкой положительного отношения к миру и другим людям...».
В образовательных программах также прописаны задачи воспитания гуманных чувству детей. Например, в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой в области социально-коммуникативного развития существует такая задача, как «...формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим (взрослым и сверстника), умение проявлять заботу». Как известно, сензитивным периодом для воспитания этих чувств является старший дошкольный возраст, так как именно в старшем дошкольном возрасте ребенок способен на анализ опыта отношений, произошедших ситуаций, литературных, мультипликационных и художественных произведений (А.В. Запорожец, Р.С. Буре, и др.).
Одну из важных ролей в становлении личности ребенка играет воспитание нравственности, одну из основ которой составляют гуманные чувства. В научней литературе проблема воспитания нравственных чувств, в том числе и гуманных, исследовалась в трудах Н.В. Мельниковой. Р.С. Буре, В.В. Абраменковой. Несмотря на то, что процесс воспитание гуманных чувств исследовался педагогами, нет определенного устоявшегося определения гуманных чувств, что осложняет рассмотрение данного феномена. Однако, в работах можно выделить основные чувства гуманности: сочувствие, сорадость, чуткость и доброжелательность. Для понимания сути воспитания поданных чувств мы видим важным анализ таких понятий, как «нравственность», «гуманные чувства», «туманность».
Воспитание чувств лежит в основе сложного педагогического процесса формирования личности ребенка. «Чувства - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека». Чувства являются регулятором поведения человека в отношениях с другими (Н.В. Мельникова, Р.В. Овчарова), поэтому в воспитании является важным зарождение относительно устойчивых качеств личности.
В практике работы воспитателей сложился определенный опыт по воспитанию гуманных чувств детей. Так в дошкольных учреждениях реализуется программа «Дружные ребята», созданная под руководством Р.С. Буре, направленная на формирование гуманных чувств. В ее основе лежат положения А.В. Запорожца о восприятии связей действительности, усложнении мотивов его активности.
Среди средств разностороннего развития человека одним из наиболее значимых является искусство, в частности – музыка. С помощью музыкальных средств можно задействовать различные сферы деятельности: интеллектуальную, художественно – эстетическую, нравственную, а также эмоциональную. Музыка пробуждает в человеке самые разные эмоции, влияя на состояние не только на внутреннем уровне, но и на внешнем, например, при прослушивании музыкального произведения может участиться пульс. У детей зачастую музыка вызывает эмоциональный отклик (смех, слезы, попытки двигаться или подпевать), что позволяет развивать эмоциональную сферу ребенка с помощью музыкальных средств. Музыка влияет на формирование эстетического вкуса, обучает видению красоты окружающего мира. Однако, музыку слушать и чувствовать нужно научить. Современные дети нередко не умеют воспринимать классическую музыку, привычные к новым музыкальным тенденциям. Простая по содержанию, форме с легко запоминающимся мотивом, она не способствует развитию никаких умений и навыков и влияет на появление резко негативного отношения к классическим произведениям.
Анализ научной литературы позволил обнаружить актуальные проблемы воспитания гуманных чувству детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования: существует необходимость в воспитании гуманных чувств у детей дошкольного возраста и, в то же время, наблюдается недостаточнее использование потенциала музыки в воспитания гуманных чувств в дошкольном детстве.
Проблема исследования: как с помощью музыки воспитать гуманные чувства у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - музыка как средство воспитания гуманных чувств в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и апробация программы по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить понятие «гуманные чувства» и их характеристику;
Определить возрастные особенности воспитания гуманных чувств у старших дошкольников;
Выявить возможности музыки в воспитании гуманных чувств в дошкольном детстве;
Провести экспериментальную работу по воспитанию гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки;
Разработать программу по воспитанию гуманных чувств средствами музыки и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: использование музыки в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если дети, слушая музыку, начнут:
- проживать те эмоции и состояния героев, которые хотел передать композитор;
- сопоставлять услышанное с реальными событиями из собственной жизни.
Методы, используемые при исследовании:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, сравнение и обобщение теоретического материала.
2. Эмпирические методы: диагностический метод (МИНСЭКН.В. Мельниковой. Р.В. Овчаровой; карта наблюдения за проявлениями гуманных чувств у дошкольников. Ю.В. Лазаревой), формирующий эксперимент.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки
1.1. Понятие «гуманные чувства» и их характеристика
Одними из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, являются: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» и «формирование общей культуры личности детей, в том числе... развития... нравственных... качеств...» [Федеральный государственный стандарт..., с. 5]. То есть, образовательные учреждения ставят перед собой задачу воспитания нравственных качеств личности, в том числе и гуманных. Так как именного гуманность является одним из ключевых принципов образования и воспитания, гражданского общества и культуры поведения.
О важности воспитания в человеке нравственной личности говорили отечественные педагоги и психологи, на чьи работы опираются многие авторы - А.Н. Острогорский, В.А. Сухомлннский, Н.К. Крупская и др.
По мнению А.Н. Острогорского, мало осознавать понятие, важно войти в таксе состояние, которое побудит к действию в соответствии с этим понятием. «Такое состояние достигается способностью становиться в положение всякого другого человека, чтобы почувствовать вместе с ним волнующие его чувства, отнестись к нему доброжелательно и захотеть помочь ему. Способность войти в положение другого существует у каждого человека, и в таких случаях большей частью мы чувствуем то, что почувствовали бы мы сами, если бы были на его месте» [Острогорский, с.78].Тем самым мы можем сделать вывод, что главная задача стоит в воспитании устойчивых нравственных чувств, чтобы человек в дальнейшем использовал их как руководящий принцип в отношениях между людьми.
О формировании нравственных качеств через коллектив говорят В.А. Сухомлинский и Н.К. Крупская. С каждым этапом жизни человек входит в новый коллектив, деятельность принимает преимущественно коллективный характер. Возрастает задача проявления положительного отношения к другим людям - доброжелательных взаимоотношений и сотрудничества. Для этого валено соизмерять собственные желания с интересами других, «...чувствовать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в различных ситуациях» [Сухомлинский, с.480].
Обратимся к анализу научной, психологической и педагогической литературе с целью выделения трактовок «нравственность», «нравственные чувства». «гуманность», «гуманные чувства».
Изучая трактовки «нравственность» в различных словарях, складывается вывод, что нет одного определенного понятия, но между собой они очень похожи. Л.Н. Овинова, на основании проведенной работы, целью которой было изучение разных трактовок и выделение общей, формулирует следующее определение: «Нравственность - это свойство человека, базирующееся на знаниях норм морали, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности» [Овинова, с. 19].
Раскрывают понятия «нравственность» и «нравственные чувства» также Н.В. Мельникова и Р.В. Овчарова. Для своей работы они выделили понятийный аппарат, составленный также из различия многих трактовок: нравственность в узком смысле - «...это сложное комплексное, личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральные переживания» [Мельникова, Овчарова, с.31]; «нравственные чувства - особая форма переживаний личностью своего отношения ко всему тому, что она познаёт и делает, что происходит вокруг» [Мельникова, Овчарова, с.39].
Главное, что выделяют в содержании чувств, это понимание переживаний людей и умение «сопереживать» с ними. Развиваются они на основе знаний и оценок, в дальнейшем образуются: воспринимаются события, которые потом обретают жизненный смысл и выступают в роли действующего механизма, регулируют поведение человека. [Мельникова, Овчарова, с. 40-43]. Авторы выделяют такие чувства, как чуткость, сочувствие, отзывчивость.
При изучении гуманности можно выделить и чувства, которые относятся к гуманным, таким образом выделив их в отдельную группу.
Е.В. Золотухина-Аболина очень четко разделяет понятия «гуманитарность», «гуманизм» и «гуманность» и дает гуманности следующее определение: «...гуманность - это определенный конкретный способ поведения, включающий в себя ряд установок, но, как всякое поведение, не сводящийся с ним» [Золотухина-Аболина, с. 49]. То есть гуманность подразумевает под собой действие, проявление милосердия и доброты.
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой, трактуется гуманность (от лат. humanus - человечный) как: человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям; одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения [Коджаспирова, с. 24].
А.А. Шульженко, проанализировав многие работы, как и Е.В. Золотухина-Аболина, приходит к выводу, что гуманность - это готовность проявлять туманные чувства (заботу, сочувствие, оказание уважение и помощи). По ее мнению, если рассматривать туманность как качество личности, то только со стороны деятельностного компонента. Ведь именно поведение человека «...отражает его духовно-нравственные ценности по отношению к другим людям и природе в целом...» [Шульженко, с. 17].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства [Текст] / В.В.Абраменкова. Вопросы психологии. - Москва, 1985.
2.Абраменкова, В.В. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук В.В. Абраменкова. - Москва, 1981.
3.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В.Абраменкова. - М.: ПЭР СЭ, 2008. 63 с.
4.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – Л.: Леон, 2011. – 376 с.
5.Афонькина, Ю. А. Диагностика эмоционального интеллекта у дошкольников / Ю.А. Афонькина // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 6-17.
6.Белоцерковец, Н. И. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста / Н. И. Белоцерковец, И. В. Чупаха // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1(74). – С. 84-87.
7.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. 464 с.
8.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей. / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова // Вопросы психологии. - 1975. № 2.
9.Буре, Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада Р.С.Буре, Г.Н.Година, А.Д.Шатова и др.: под редакцией А. М. Виноградовой. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Просвещение, 19S9. 95с.
10.Буре, Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошк. [Текст]: пособие для воспитателей Р.С.Буре, В.Н.Давидович, М.В.Воробьева. -М.: Просвещение, 2006. 141 с.
11.Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. – СПб.: Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015. – 196 с.
12.Вахрина, Н.В. Детерминанты гуманных чувств и отношений подростков Н.В.Вахрина Казанский педагогический журнал. - Казань, 2015
13.Виноградова Л.Ф. Формирование этических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.: Автореферат. / Л.Ф. Виноградова - М. 1974. 27 с.
14.Вифлеемский, А.Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения / А.Б. Вифлеемский. – М.: Сфера, 2016. – 128 с.
15.Воспитание гуманных чувств. / В.К. Котырло, С.Е. Кулачковская, С.А. Ладывир и др.; Под ред. Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло. - Киев: Радынская школа, 1989. 96 с.
16.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с.
17.Гайнанова, Л. Р. Понятие эмоционального интеллекта и основные подходы к его исследованию / Л.Р. Гайнанова // Мой профессиональный стартап. Сборник статей по материалам всероссийской студенческой научно-практической конференции, 2020 г. – С.165-168.
18.Гудкова, Т.В. Специфика индивидуальности и ее развитие в детском возрасте/Т.В. Гудкова. – Новосибирск, 2014. – 188 с.
19.Гусева, А. Ю. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ/А.Ю. Гусеева//Лучшая научно-исследовательская работа 2016: сборник статей III Международного научно-практического конкурса. – Пенза, 2016. – С. 105-111
20.Дернова, С. П. Психолого-педагогические исследования о формировании гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста / С. П. Дернова, Н. Ю. Ган // Проблемы социальной сферы и образования: история, современность, перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 18 мая 2022 года. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2022. – С. 29-35.
21.Детская психология: 2-е издание / В.С. Мухина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
22.Залевская, Е. Ю. Воспитание гуманных чувств у детей дошкольного возраста / Е. Ю. Залевская // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 344-347.
23.Иванищева, В. Д. Формирование дружелюбия у детей старшего дошкольного возраста / В. Д. Иванищева // Ratio et Natura. – 2023. – № 2(8).
24.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. / С.А. Козлова - М.: Педагогика, 1988. 103 с.
25.Кострова, Л. В. Формирование у дошкольников чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде / Л. В. Кострова, Г. Ю. Гридчик // Актуальные вопросы теории и практики биологического и химического образования : материалы XIV-й всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 01–30 апреля 2020 года / Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». – Москва: Издательство "Планета", 2020. – С. 206-210.
26.Ладыгина Л. В. Воспитатель в детском саду: организация и методика работы по формированию нравственно-волевых качеств у детей 3-7 лет. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
27.Меренков А. и др. Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. - С. 27-33.
28.Мурадова, С.В. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в музыкально-игровой деятельности / С.В. Мурадова, Е.И. Толокнеева // Педагогический журнал. – 2019. – Т.9.– № 4 (А) – С. 32-42.
29.Нгуен, М. А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте /М.А.Нгуен// Культурно-историческая психология. – 2007. – № 3. – С. 46-51.
30.Носенко, Е. Л. Эмоциональный интеллект: концептуализация феномена: основные функции: монография / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ : Вища школа, 2003. – 126 с.
31.Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. // 3-изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. 272 с.
32.Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы всерос. науч. конф. (12-13 ноября 2003 г.). - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2003.
33.Умрихина, Ю. М. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств / Ю. М. Умрихина, И. В. Буркина // Актуальные вопросы науки и практики : сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции, Уфа, 01 ноября 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 266-276.
34.Формирование нравственных основ личности дошкольника / Ю. П. Кустова, О. А. Волкова, Ю. В. Волгушева [и др.] // Школа университетской науки: парадигма развития. – 2015. – № 3-4(17-18). – С. 141-147.
35.Широких О., Космачева Н. К вопросу о формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 42-47.