Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Дошкольное образование является начальным звеном непрерывного образования ребенка и направлено на обеспечение условий для полноценного разностороннего развития детей. Важное место в этом процессе занимает работа по формированию математических представлений. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование представлений «о форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени» (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)) [37].
Согласно Концепции математического образования, принятой в нашей стране, математике принадлежит особенное место как в науке, так и в культуре и в общественной жизни. Это указывает на то, что математика занимает важное место в структуре мирового научно-технического прогресса. Обучение основам математики выполняет значимую роль в системе образования, так как спосбствует развитию и формированию познавательных способностей, развитию логического мышления у детей всех возрастов, а также математика оказывает влияет на преподавание других предметов.
Современный этап развития образования требует создания системы подходов к становлению математических концепций у дошкольников, определения действенных стратегий, приемов и инструментария для процесса образования.
Разработку основ и методов обучения математике в дошкольном возрасте значительно продвинули такие известные педагоги, как Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н.Блехер, A.M. Леушина, Л.С. Метлина, А.А. Столяр, З.А. Михайлова, Т.В. Тарунтаева, Т.И. Ерофеева, Е.И. Щербакова, Л.Г. Петерсон, А.В. Белошистая, а также множество других экспертов в области педагогики.
В ходе математического воспитания у детей складываются идеи о конфигурации объектов и геометрических телах. Геометрические тела служат образцами.
Изучение детьми геометрических форм и их характеристик необходимо анализировать через два ключевых направления: во-первых, охватывает развитие восприятия ребенком форм геометрических объектов, применение этих форм как стандартов для осмысления контуров предметов в окружающей среде, и во-вторых, заключается в освоении ими конкретных особенностей, свойств, важнейших взаимосвязей и правил, регулирующих создание геометрических фигур, то есть, непосредственно геометрической сущности.
Объект исследования – процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Предмет исследования – уровень развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – опытно-экспериментальным путем проверить эффективность различных методик для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме.
2.Охарактеризовать применение различных методик для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.
3.Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность различных методик при проведении занятий для развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей младшего дошкольного возраста.
4.Провести диагностику начального уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста
5.Разработать и провести занятия по формированию представлений о геометрических фигура у детей младшего дошкольного возраста.
6.Проанализировать занятия по формированию представлений о геометрических фигура у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение научно-методической литературы;
– эмпирические методы: педагогический эксперимент;
– методы обработки результатов исследования.
База исследования: МБОУ Школа №1, Дошкольное отделение, по адресу: Московская область, город Балашиха, шоссе Энтузиастов, дом 25.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «представления о геометрических фигурах и форме предметов» в психолого-педагогической литературе
В дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, возникает внутренняя регуляция поведения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе основы математического развития. Детский сад является первым звеном системы непрерывного математического образования [5].
Различные аспекты методики математического развития детей дошкольного возраста начали формироваться еще в народной педагогике. С помощью считалок, поговорок, пословиц, загадок, потешек у детей формировали первоначальные представления о числе, количестве, форме предметов, времени и пространстве. Представления о счетных операциях закреплялись в ходе совместной со взрослыми трудовой деятельности.
Методика обучения детей математике начала складываться в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого и других. С опорой на сенсорное воспитание свои взгляды на математическое развитие детей изложили Ф. Фребель и М. Монтессори. Ф. Фребель в процессе обучения детей предлагал использовать «дары» – дидактический материал, позволяющий знакомить с понятиями числа, формы, величины и пространства. Данные наглядные материалы давали возможность познакомить детей дошкольного возраста с категориями количества, счета, определения порядка предметов, места предметов в ряду.
С эталонами формы, величины знакомит и система сенсорного воспитания М. Монтессори. Разработанный наглядный материал позволял познакомить детей и со счетными операциями. В ходе игровой деятельности дошкольники взаимодействуют с игрушками, предметами, учатся считать их, определять общее количество, порядок следования предметов. В концепции М. Монтессори делается упор на самостоятельную игровую деятельность детей в условиях развивающей предметно-пространственной среды. Это создает условия для формирования самостоятельности, активности, в том числе в освоении счетной деятельности.
В ХХ веке была разработана методика формирования математических представлений у дошкольников (Е.И. Тихеева, Л.В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, А.М. Леушина и др.). Методистами предлагались авторские подходы к ознакомлению детей со счетной деятельностью. Е.И. Тихеева разработала ряд дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, в том числе представлений о счете. А.М. Леушина разработала методику поэтапного формирования счетных операций у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Многие положения ее методики актуальны до сих пор и используются в дошкольном образовании в процессе математической подготовки дошкольников.
Проблему обучения математике детей дошкольного возраста также активно разрабатывала Н.А. Менчинская, Л.С. Метлина, А.А. Столяр и другие. На данном этапе были:
– определены содержание, методы и приемы работы с детьми, определены дидактические материалы и игра как основное средство ознакомления детей со счетной деятельностью (Н.А. Менчинская, Л.С. Метлина);
– разработаны методы математического развития ребенка в детском саду и семье (по методу Е.И. Тихеевой) в процессе овладения счетной деятельностью в разных возрастных группах;
– описана методика создания развивающей среды как условия полноценного математического развития и формирования представлений о счете;
– разработаны разнообразные методы при обучении сравнению величин, сравнению чисел (больше – меньше, столько же), определению соседей числа, состава числа (Л.В. Глаголева);
– составлены комплексы дидактических игр, игровых занимательных упражнений по методике Ф.Н. Блехер, направленные на знакомство детей с количеством и счетом [3].
Исследования А.М. Леушиной дополнили методику образования дошкольников в области математики. Автором была представлена концепция формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста, разработаны математические игры, которые направлены на процесс становления математических понятий у дошкольников.
Значительный вклад в методику формирования математических представлений детей внес А.А. Столяр, который обобщил методические подходы к формированию счетной деятельности детей дошкольного возраста [4].
В настоящее время наметилось несколько основных научных направлений математического развития дошкольников и формирования счетной деятельности (рисунок 1).
Рис. 1. Основные научные направления математического развития дошкольников
Методика развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова основана на положениях о роли развития в обучении (Л.С. Выготский). В соответствии с этой методикой определяется важная роль игры как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и как средства формирования элементарных математических представлений, в том числе представлений о счете.
Следующий подход к формированию математических представлений – сенсорный, которого придерживались А.В. Запорожец, Л.А. Венгер. По их мнению, развитие математических представлений должно опираться на слуховое, зрительное, пространственное восприятие детей. Представления о счете формируются в процессе практической деятельности с предметами, их сравнения по количеству, по определенным свойствам (цвет, форма, величина). В ходе действий с предметами осуществляется и освоение счетной деятельности дошкольников.
А.М. Леушина считает, что освоение счетной деятельности дошкольников основывается, прежде всего на том факте, что дети на первичном этапе (до знакомства с цифрами и до обучения цифрам) овладевают различными способами сравнения величин благодаря тому, что сравнивают такие категории как: длину, ширину, высоту, массу предметов.
В ходе обучения и воспитания у дошкольников формируются представления о количестве и порядке предметов, о составе чисел. Дошкольники учатся определять предыдущее и последующее число, сравнивать числа между собой.
А.А. Столяр считает, что математическая подготовка дошкольников – это, прежде всего, развитие определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений в процессе познавательной деятельности [27].
Сегодня, в существующих дошкольных образовательных программах, например «Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и так далее, отмечено, что сам процесс развития и формирования математических представлений у дошкольников следует путем изучения и понимания таких основ как: счет и число, величина и форма, сюда же мы можем отнести формирование навыков ориентирования во времени и прсотранстве.
Однако не существует универсальных подходов к содержанию данных элементов обучения. В качестве примера, обучение счету в предшкольных группах варьируется: программа под руководством М.А. Васильевой ограничивается изучением числового ряда до 10 в количественном и порядковом аспектах, в то время как Примерная общеобразовательная программа, разработанная Л.А. Парамоновой, расширяет этот диапазон до 20. Программа «Детство» устанавливает верхнюю границу осваиваемых чисел до 100. Все упомянутые образовательные программы тщательно определяют область знаний, которые должны быть освоены дошкольниками в период дошкольного детства. В данных программах также представлены дидактические средства, методы и материалы, которые необходимо использовать для проведения занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, акцент на развитие математического мышления у детей делается в контексте образовательного сегмента «Познавательное развитие». В этом направлении выделяются задачи, направленные на освоение детьми концепций сенсорных эталонов, таких как форма, размер, цвет, понимание количества и чисел, а также ориентирование в пространстве и осмысление времени.
В дошкольном возрасте у детей формируются представления о геометрических фигурах и форме предметов.
Объекты мира отражены в обобщенном виде через геометрические фигуры. Эти фигуры служат стандартами, с помощью которых люди опознают контуры объектов и их составные части.
Освоение формы объекта начинает происходить через взаимодействие с ним. Визуальное восприятие формы не отделяется от самого объекта, форма является его интегральной характеристикой.
Исследования, проведенные Л.А. Венгером, показывают, что уже маленькие дети в возрасте трех-четырех месяцев обладают способностями различать и выделять геометрические объекты. В качестве подтверждающего фактора служит то, что дети могут фиксировать взгляд на тех или иных фигурах, которые им знакомы.
Далее, когда детям исполняется два года, они уже обладают способностью дифференцировать фигуры и делать выбор, сверяясь с образцами. К примеру: если перед ребенком положим пару квадрат и полукруг, он может выбрать по просьбе взрослого ту или иную фигуру.
Однако, способность к точному различению между прямоугольником и квадратом, а также между квадратом и треугольником, формируется у детей лишь по достижению двух с половиной лет. К четвертому или пятому году дети начинают понимать и выбирать фигуры более сложных контуров, а к пяти-шести годам некоторые из них уже способны самостоятельно воссоздавать сложные геометрические фигуры.
Изначально дошкольники проводят различия в незнакомых для них геометрических фигурах следующим образом: они сравнивают их с теми или иными формами. Например, овал похож на яйцо или киндер, треугольник на крышу дома или парус морского судна, прямоугольник ассоциируют с дверью или кубиком.
В рамках влияния взрослых на обучение, детское восприятие геометрических объектов эволюционирует. Малыши первоначально ассоциируют их с окружающими предметами, однако постепенно начинают проводить аналогии: цилиндр ассоциируется с стаканом, треугольник напоминает крышу и др. В конечном итоге, дети начинают осознавать геометрические фигуры как образцы, которые способствуют пониманию структуры объектов, их форм и размеров через зрительное восприятие, тактильный контакт с последующим визуальным контролем и вербализацией.
Интегрированная активность всех сенсорных систем обеспечивает более детализированное восприятие контуров объектов. Чтобы глубже исследовать объект, малыши стремятся его ощупать, захватить, осмотреть со всех сторон; при этом методы визуального и тактильного осмотра непосредственно зависят от геометрии и структуры изучаемого предмета. Следовательно, ключевую роль в определении формы и осознании объекта играет комплексный осмотр, выполненный в сочетании зрительных и кинестетическо-тактильных систем, с последующим вербализированием впечатлений.
В этом возрастном периоде дети дошкольного возраста демонстрируют заметно сниженный уровень детального изучения геометрических особенностей объектов, опираясь преимущественно на поверхностное зрительное восприятие. Это приводит к тому, что они испытывают трудности в различении объектов с схожими формами, таких как овал и круг, прямоугольник и квадрат, а также между различными типами треугольников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Артамонова-Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддьяков Н.Н. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. – М.: Сфера, 2019. – 127 с.
2.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 400 с.
3.Бурлакова Л.Л. Конспекты занятий по развитию элементарных математических представлений // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 1. – С. 18-22
4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 336 с.
5.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Электронный ресурс]. – URL: http://bookap.info/deti/vygotskiy_psihologiya_razvitiya_rebenka/bypage/1
6.Голкина, В. А. Сенсорное развитие младших дошкольников - основа социально-психологической ситуации формирования общей креативности / В. А. Голкина // Психология способностей и одаренности : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 21–22 ноября 2019 года / Под редакцией В.А. Мазилова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 408-409.
7.Горбунова, О. Ф. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром / О. Ф. Горбунова, Е. В. Морозова // Современная образовательная среда: теория и практика : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30 апреля 2019 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019. – С. 91-94.
8.Демешина А.Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19-22.
9.Долматова, Н. Ю. Характеристика педагогических условий сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Долматова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 2-1. – С. 42-45.
10.Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 64 с.
11.Емельяненкова, Ф. В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр / Ф. В. Емельяненкова // Наука и образование: тенденции, проблемы и перспективы развития : Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, Железноводск, 26 мая 2023 года / Под редакцией И.В. Иванченко. – Ставрополь: Индивидуальный предприниматель Тимченко Оксана Геннадьевна, 2023. – С. 66-69.
12.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
13.Иванова А.И., Уманская Н.В. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 156 с.
14.Игралочка: практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Ювента, 2019. – 224 с.
15.Кальсина, И. А. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста: историко-теоретическое осмысление феномена / И. А. Кальсина // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 18(52). – С. 66-68.
16.Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2021. – 16 с.
17.Колесникова Е.В. Диагностика математических детей 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 32 с.
18.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 75 с.
19.Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2020. – 452 с.
20.Лаптева, М. Н. Развитие сенсорных способностей у младших дошкольников с помощью дидактических игр / М. Н. Лаптева // Дошкольное детство: теория, методология, практика : Сборник статей. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2019. – С. 151-154.
21.Ласточкина, Д. Р. Электронные образовательные ресурсы в сенсорном развитии младших дошкольников / Д. Р. Ласточкина // Молодой исследователь: от идеи к проекту : Материалы III студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 24 мая 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. – С. 204-206.
22.Ласточкина, Д. Р. Электронные образовательные ресурсы в сенсорном развитии младших дошкольников / Д. Р. Ласточкина, Д. Ю. Конева // Дошкольное детство: вопросы, гипотезы, ответы : Сборник статей. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2022. – С. 118-121.
23.Маликова, И. А. Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника / И. А. Маликова, Н. А. Тафинцева // Преемственность в образовании. – 2021. – № 28(3). – С. 109-113.
24.Мартынова, Т. Ю. Сенсорное и математическое развитие младших дошкольников в условиях ФОП ДО / Т. Ю. Мартынова, Н. М. Иванова, Э. С. Шарафутдинова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2023. – № 11(70). – С. 19-21.
25.Метла, А. А. Игровые технологии В.В. Воскобовича как одно из средств развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения / А. А. Метла, Т. П. Малкова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 12-4(36). – С. 39-40.
26.Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 201 с.
27.Михайлова З.А., Носова Е.Д., Столяр А.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста: учебное пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2020. – 384 с.
28.Мишина, М. О. Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством современного дидактического материала / М. О. Мишина // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 07 апреля 2021 года / Отв. редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2021. – С. 135-139.
29.Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 297 с.
30.От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
31.Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад [Электронный ресурс]. – URL: https://slovar.cc/enc/ped/2138268.html
32.Перышкова, С. А. Психологические особенности сенсорного развития младших дошкольников / С. А. Перышкова, А. М. Сушкова // Наука и Образование. – 2020. – Т. 3, № 3. – С. 201.
33.Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]. – URL: http://detskiisad29.ru/d/484781/d/pilyugina_egzanyatiya_po_sensornomu_vospitaniyu.p df
34.Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Национальный книжный центр, 2019. – 304 с.
35.Ромашевская, Е. А. Роль дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников / Е. А. Ромашевская, Г. М. Кузьминых // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 7(64). – С. 92-97.
36.Семенова Е.В. Методика математического развития детей дошкольного возраста: учебно-методические и дидактические материалы. – СПб., 2020. – 78 с.
37.Самикова, Н. И. Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / Н. И. Самикова // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 21 октября 2021 года. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 447-450.
38.Сенсорное развитие детей дошкольного возраста https://infourok.ru/sensornoe-razvitie-detej-doshkolnogo-vozrasta-6279070.html
39.Трошина, А. В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста / А. В. Трошина // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 5-9(73). – С. 97-101.
40.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
41.Чепикова, Л. В. Сенсорное развитие младших дошкольников / Л. В. Чепикова, М. С. Нилова // Аксиологические проблемы педагогики. – 2022. – № 13. – С. 209-217.
42.Шубнякова, В. А. Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста в 21 веке / В. А. Шубнякова, В. В. Фирсова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 7-3(97). – С. 59-64.
43.Шумская, Л. А. Продуктивная деятельность как средство развития сенсорных способностей младших дошкольников / Л. А. Шумская, Н. В. Симонова // Перспективные направления взаимодействия науки, образования и общества в современном мире : материалы Ежегодной Всероссийской научно-практической онлайн-конференции, Казань, 27 ноября 2020 года. – Казань: Университет управления "ТИСБИ", 2020. – С. 131-134.
44.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2019. – 392 с.