Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России продолжается реализация пенсионной реформы, которая изначально была направлена на достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирования стабильного источника дополнительного доходов для инвестиций в социальную сферу. В пенсионной системе 2018 года случится ряд событий, которые затронут всех участников системы обязательного пенсионного страхования. 28 декабря 2017 года Владимир Владимирович Путин подписал закон № 420- ФЗ, который устанавливает индексацию пенсий в 2018 году.
Согласно пенсионной формуле, которая действует в России с 2015 года, для получения права на страховую пенсию по старости в 2018 году необходимо соблюсти 2 условия: иметь минимум 9 лет стажа; 13,8 пенсионных баллов. Максимальное количество пенсионных баллов, которое можно получить в 2018 году, составляет 8,7. Каждый гражданин России может подать заявление о назначении любого вида пенсии, не выходя из дома: через личный кабинет на сайте ПФР; на портале госуслуг. Основным видом пенсии в России в 2018 году – страховая пенсия. Её получают в 2018 году около 40,35 млн. человек, еще 4 млн. выплачивают пенсии в рамках государственного обеспечения . Новшество в пенсионной системе России с 2018 года – это появление нового вида пенсии. Она положена детям, оба родителя которых неизвестны. Причина введения этой социальной пенсии в том, что дети, родители которых неизвестны, были изначально поставлены в неравное финансовое положение по сравнению с детьми-сиротами. Таким образом, дети без родителей не имели права на пенсию по потере кормильца, так как никогда не имели родителей. ПФР предполагает, что данную пенсию будет получать примерно 4000 детей. Общеизвестно, что с 2016 года работающие пенсионеры получают страховую пенсию за вычетом учета индексаций. И если пенсионер прекращает работать, он начинает получать полную пенсию с учетом всех индексаций, которые случились в период его занятости. В 2016 и 2017 году практика была такова: ПФР начал индексировать пенсию и начал её выплату в полном размере через 3 месяца с даты увольнения. В 2018 года на эту процедуру так же будет уходить 3 месяца, однако они пенсионеру будут возмещены.
Важным компонентом пенсионной реформы 2018 года является то, что приостановка формирования пенсионных накоплений законодательно продлена на 2018 год. Это не есть «заморозка пенсий» и не «изъятие пенсионных накоплений», которыми российских граждан могут пугать безответственные СМИ или мошенники. Суть действующего моратория на формирование пенсионных накоплений в том, что те 6% страховых взносов, которые могли бы идти на накопительную пенсию, направлены на формирование страховой пенсии. В конце концов, все страховые взносы, сделанные работодателем за своего подчинённого, целиком участвуют в формировании пенсии. Мораторий не оказывает никакого влияния на право гражданина переводить пенсионные накопления в управляющие компании или из одного пенсионного фонда в другой. Тем не менее, менять пенсионный фонд чаще одного раза в 5 лет невыгодно: это снижает накопленный инвестиционный доход.
Подводя общую черту, можно сделать вывод о том, что текущее состояние российской пенсионной системы свидетельствует, что социальные целевые ориентиры пенсионной реформы неразрывно связаны и взаимообусловлены макроэкономической ситуацией в стране в долгосрочной перспективе. Соответственно, в целях обеспечения эффективности пенсионной реформы каждая законодательная реформа и весь комплекс реформаторских мер должны быть адаптированы и согласованы с рядом факторов.
Объект исследования – государственное пенсионное обеспечение
Предмет исследования – Российская Федерация.
Цель исследования – изучить и проанализировать государственное пенсионное обеспечение в РФ.
Задачами исследования ставится:
1) изучить основные этапы становления и развития российской системы пенсионного обеспечения;
2) рассмотреть понятие, сущность, особенности и виды государственного пенсионного обеспечения;
3) проанализировать право граждан на пенсионное обеспечение и его реализация.
Теоретическую основу составили труды и учебные пособия авторов, которые исследовали вопросы по государственному пенсионному обеспечению Гусаков Д.Б., Дмитриева О.Г., Каспарьянц Н. М., Косенко С. Г., Куклин А.А., Чичканов В.П.
Нормативно - правовую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Постановление Правления ПФ РФ от 16.01.2014 №2п, Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы формирования государственного пенсионного обеспечения в РФ
1.1 Основные этапы становления и развития российской системы пенсионного обеспечения
На протяжении длительного времени пенсионная система в нашей стране была основана на государственном патернализме, благодаря чему большинство россиян рассматривают пенсионное обеспечение как нечто само собой разумеющееся, то, о чем обязательно позаботится государство. К сожалению, большинство россиян имеют весьма смутное представление о принципах формирования пенсионного капитала, подходах к финансированию и распределению денежных средств внутри пенсионной системы и других важных вопросах пенсионного обеспечения.
Вместе с тем, анализ причин кризиса пенсионных систем и возможных путей и направлений его преодоления имеют большое значение как для понимания перспектив развития пенсионной системы в России, так и для оценки успехов и неудач ее реформирования на текущем этапе. Весьма полезным в этой связи может оказаться анализ мирового опыта, накопленного за более чем вековую историю пенсионного обеспечения. Несмотря на различия в историческом наследии, конституционных режимах и идеологиях, ключевые проблемы социального обеспечения, с которыми сталкивались страны на различных этапах своего развития, имели под собой сходные основания. Анализ и систематизация накопленного опыта могли бы оказать существенную помощь в поиске ответов на ключевые вопросы пенсионного реформирования.
Развитие пенсионного обеспечения в нашей стране в целом шло в соответствии с мировым опытом, однако, кардинальное отличие состояло в запоздании его развития.
Первые прототипы современной пенсионной системы появились в России еще в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми российскими пенсионерами стали морские офицеры, которым по Морскому уставу могла быть назначена выплаты по старости. В годы правления Екатерины II денежное содержание из государственной казны было назначено отставным военным.
Во второй половине XIX века в России появилась пенсионная система для бывших чиновников гражданских ведомств. Прослужившие на гражданской службе чиновники при отставке получали пенсию в размере полного годового оклада. Тогда же в российских министерствах в качестве дополнения к казенным пенсиям начали применять механизмы добровольного пенсионного страхования – выплаты накопительного типа из эмеритальных касс. Так, например, пенсионный капитал служащих военного министерства формировался из отчислений в эмеритальную кассу 6% офицерского жалования и государственного софинансирования .
С 1842 года пенсионное обеспечение было распространено на православное духовенство: был подписан царский указ, в соответствии с которым для обеспечения пенсиями беднейших священников, служащих в сельской местности, из отчислений священнослужителей (по 2% жалования) создавался накопительный капитал, который в последующем дополнялся казенными субсидиями. С 1866 года пенсионная система была распространена на все духовенство (размер годового пансиона – 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечение духовенства полностью перешло на государственное финансирование.
Реформа местного самоуправления и создание земств потребовали распространения пенсионного обеспечения на широкий штат новых служащих .
С 1861 года особые «страховые» пенсии начали получать служащие и рабочие казенного Горного ведомства, а потом и всех других отраслей промышленности: работники рудников, заводов, железнодорожники. Взимаемые из жалования рабочих отчисления (в размере от 2 до 3 %) софинансировались казенными отчислениями и поступали в пенсионные кассы. Свое название – «страховые» - эти пенсии получили благодаря тому, что они были страховкой работника на случай его нетрудоспособности. К 1917 году пенсионные кассы действовали уже во многих крупных частных фирмах в России.
Уже на заре формирования пенсионной системы, Россия столкнулась с одной из ключевых проблем пенсионного страхования современности – высоким финансовым бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. Согласно данным историков, уже в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 году – на 2,5, в 1868 году - на одного .
Революция 1917 года и изменение конституционного строя способствовали кардинальному пересмотру подходов к построению системы пенсионного обеспечения в стране. Процесс построения пенсионной системы в СССР происходил в два этапа. На первом этапе (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особое внимание политического руководства уделялось вопросам социальной политики. Сразу после революции, в 1918 году, был создан Народный Комиссариат социального обеспечения, отвечавший за обеспечение социальной справедливости в молодом советском государстве. Тогда же было разработано и законодательная база, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный вид социального обеспечения. В 1920-е гг. началась разработка качественно новой пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечения. В первой Конституции СССР 1924 года было закреплено право социального страхования, распространявшийся на всех рабочих и служащих. Первые пенсии по старости в СССР были учреждены постановлением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для рабочих текстильной промышленности, позднее система пенсионного обеспечения была распространена на трудящихся ведущих отраслей промышленности (1929), и лишь в 1936 году, после принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечение для рабочих и служащих стало всеобщим.
На втором этапе своего развития (1956-1991) пенсионная система СССР приобрела новую архитектуру и стала более универсальной. Ключевым моментом этого периода стало принятие в 1956 году закона «О государственных пенсиях», создавшем правовую базу для всей системы пенсионного обеспечения в СССР. Лишь в 1964 году после принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в единую систему пенсионного обеспечения были включены жители села.
Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств государственного бюджета, в том числе средств государственного бюджета социального страхования, формируемого из взносов предприятий, учреждений и организаций без отчислений со стороны трудящихся. Пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с законодательством СССР, право на получение пенсии, а также ее размер определялись продолжительностью трудового стажа и величиной заработанной платы работника. Размеры пенсии определялись тажке и величиной прожиточного минимума, что позволяло эффективно бороться с бедностью .
С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. В основе идей реформирования пенсионного обеспечения лежал целый комплекс факторов, ключевыми из которых были экономический и демографический. Во-первых, выделения пенсионной системы в отдельный финансовый институт требовала сама логика развития пенсионной системы: уже к концу 70-ых пенсионная система СССР практически полностью охватила население страны. Во-вторых, высокий уровень пенсионного обеспечения, который был введен и сохранялся вопреки чисто экономической логике в угоду идеологическим установкам - пенсионное обеспечение в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных граждан. Таким образом, в результате влияния этих факторов сильно выросло финансовое обременение бюджета. Так, за период 1940-1986 гг. ВВП СССР увеличился в 18 раз, рост расходов бюджета в 24, а государственные расходы на пенсионное обеспечение в 164 раза, удельный вес бюджетных расходов на пенсионное обеспечение возрос с 1,7% до 11,8%. И если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на первоначальном этапе обеспечивала достаточно низкий уровень замещения заработной платы, однако за последующие 20 лет коэффициент замещения вырос на 43%, к 1990 году он уже составлял 0,4.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ст. 4920.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с // Собрание законодательства РФ. 2013. №52. Ст. 6965
4. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ
5. Постановление Правления ПФ РФ от 16.01.2014 №2п «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и Порядка ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР)» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2014 №31344) // Российская газета. 2014. 21 февраля.
6. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (ред. от 26.05.2009) «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. №44. Ст. 4393.
7. Агеева Е.В. Современные пенсионные системы. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. — 204 с.
8. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации
9. Вестник Академии Следственного Комитета Российской Федерации 2017 №01. Научно-практический журнал. - М.: Академия СК РФ, 2017. - 112 с.
10. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2014. — 448 с.
11. Государство и право в изменяющемся мире 2016. Сборник материалов конференции. - Н.Новгород: ПФ РГУП, 2017. - 860 с.
12. Гурвич E., Сонина Ю. Микроанализ российской пенсионной системы // Вопросы экономики, - 2016 - №2.-С.13-16
13. Гусаков Д.Б. Генезис государственного пенсионного обеспечения и социального страхования в Российской империи: историко-правовой аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Санкт-Петербург, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Северо-Западный институт управления, 2015 г. – 161 с.
14. Дмитриева О.Г. Пенсионные реформы в России: цели и результаты. Монография. - М.: ГД РФ, 2015. - 80 с.
15. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВО - КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: сборник статей Международной научно - практической конференции (13 июля 2017 г г. Саратов). - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. – 328 с.
16. Иноземцева, Л. П. Инвестиционная деятельности пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение населения / Л. П. Иноземцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. - Кемерово, 2017. - Вып. 6. - С. 218 - 221.
17. Каспарьянц Н. М., Косенко С. Г. Важнейшие этапы формирования пенсионного обеспечения и страхования в России и на региональном уровне // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 35. – С. 38–43.
18. Кобылинская С.В. Право социального обеспечения. Конспект лекций. - Краснодар: КГАУ, 2016. - 56 с.
19. Куклин А.А., Чичканов В.П. (ред.) Неучтенные ловушки и допущенные промахи в экономике постперестроечной России: опыт неповторения в будущем. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2015. – 324 с.
20. Материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: «Молодой ученый», 2016. — iv, 308 с.
21. Медведев Д. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики. Статья // Вопросы экономики, 2016, №10. М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»», 2016. С.5-30.
22. Миронова Т.К. Право социального обеспечения. Учебник. - М.: Кнорус, 2016. - 755 с.
23. Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития 2016. Сборник научных трудов. - Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 400 с.
24. Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития 2017. Сборник научных трудов. - Саратов: ССЭИ РЭУ им Г.В. Плеханова, 2017. - 332 с.
25. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность ‒ 08.00.14 «Мировая экономика» — М., МГИМО, 2017. — 201 с.
26. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. С. 59-61.
27. Россия в пространстве глобальных трансформаций: в фокусе наук о человеке, обществе, природе и технике. Девятнадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей международной междисциплинарной научной конференции / под общей редакцией профессора. В.П. Шалаева. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. — 410 с.
28. Современная экономическая теория: практикум: учебное пособие для студентов, обучающихся по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» / Р.Л. Агабекян, А.Г. Черникова, И.Н. Голуб.–Москва: Прондо, 2016.–333, [1] с.; 21 см.–Библиогр.: с.330 - 334
29. Соловьев А. Пенсионная реформа. Иллюзии и реальность. - М.: Проспект. 2015. – 336 с.
30. Стрепетова А.Д. Институционализация современной пенсионной системы в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Южно-Российский институт управления - филиал, 2016 г. – 157 с.
31. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. - М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014. Вып. 18. - 176 с.
32. Тучкова Э.Г., Акатнова М.И., Благодир А.Л. и др. Право социального обеспечения России. Учебник. - М.: МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2016. - 628 с.
33. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению. - http://pensiya.molodaja-semja.ru/gosudarstvennaya-pensiya/
34. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению. - http://gerere24.ru/pensija-po-starosti-uslovija-poluchenija/
35. Пенсионная система РФ. - https://www.soglasie-npf.ru/directory/pension-system/
36. Пенсионная система РФ. - http://www.npfe.ru/about/system/
37. Пенсионная система РФ – 2018. - http://www.pfrf.ru/branches/tomsk/news~2018/03/22/155512
38. Пенсионная система Российской Федерации. - https://bankiros.ru/wiki/term/pensionnaa-sistema-rossijskoj-federacii
39. Развитие и становление пенсионных систем в России и за рубежом: мировой опыт vs российские реалии. - http://rospens.ru/research/analytics/razvitie-i-stanovlenie-pensionnykh-sistem-v-rossii-i-za-rubezhom-mirovoy-opyt-vs-rossiyskie-realii.htm
40. Этапы развития пенсионной системы РФ. - https://www.hmnpf.ru/matherials/jetapy-razvitija-pensionnoj-sistemy/